Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Признаки теплого фронта

Т а б л и ц а

30

Метеорологиче­

Характерное распределение элементов

 

 

при прохождении фронта

ское поле

перед фронтом

 

 

 

и за фронтом

 

Форма изобар

Передняя часть неглу­

Ось

ложбины, за

нею

 

бокой ложбины

изобары со

слабым

цик­

 

 

лоническим

изгибом

или

 

 

почти

прямолинейные

Барическая

тенденция

Обширная область па­

Уменьшение

изаллоба-

дения с увеличивающим­

рического градиента, ча­

ся изаллобарическим гра­

сто падения

сменяются

диентом и резко вы­

небольшим ростом

раженным очагом паде­

 

 

ния

 

 

Ветер

 

Вращение влево, уси­

Вращение по

часовой

 

 

ление, появление порыви­

стрелке

(вправо)

 

 

стости.

Непосредственно

 

 

 

 

 

 

перед

 

фронтом

ветер

 

 

 

 

 

 

устанавливается

парал­

 

 

 

 

 

 

лельно фронту и дости­

 

 

 

 

 

 

гает

наибольшей

 

силы

 

 

 

 

Температура

Зимой — медленное по­

Повышение,

иногда

 

 

вышение, летом в обла­ значительное

 

 

 

сти

дождя — понижение

 

 

 

 

Разность

меж­

Уменьшается в области

Уменьшение

разности,

ду температу­

предфронтальных

 

осад­

часто

до нуля

 

рой и

точкой

ков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

росы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Облачность

Облачная система

впе­

При

 

прохождении

 

 

реди

фронта

в порядке

фронта

и за фронтом

 

 

появления: Сі—Cs—As—

 

Ns—Sc—Ас

 

 

Ns

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осадки

 

Предфронтальные

100—

Моросящие,

обширные

 

 

осадки

шириной

 

зоны

туманов

 

 

 

200

миль.

Зимой

до

 

 

 

 

 

 

700 км. Обязательно об­

 

 

 

 

 

 

ложного

типа

 

 

 

 

 

 

 

Видимость

Ухудшение

в

области

Пониженная

 

 

 

осадков

 

 

 

 

 

 

 

 

407


 

 

П ризнаки

хол одн ого ф ронта

 

 

Т а б л и ц а

31

Метеорологиче­

 

 

Характерное распределение элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ское поле г,

 

перед фронтом

 

при прохождении фронта

Форма изобар

Передняя

часть

узкой,

Ось

ложбины

 

 

 

 

 

хорошо выраженной лож­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барическая

Узкая

область

паде­

Овальная

область

ро­

тенденция

ния,

вытянутая

вдоль

ста

с резко

выраженным

 

 

фронта

 

 

 

 

очагом

 

 

 

 

 

 

Ветер

 

Вращение

влево до

Резкий

поворот

впра­

 

 

направления,

параллель­

во,

резкое

возрастание

 

 

ного

линии

фронта

скорости.

При

нормаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

но движущихся циклонах

 

 

 

 

 

 

 

 

ветер отходит к север­

 

 

 

 

 

 

 

 

ным румбам

 

 

 

 

Температура

Высокая

 

 

 

Значительное

пониже­

 

 

 

 

 

 

 

 

ние,

за

исключением слу­

 

 

 

 

 

 

 

 

чаев, когда за холодным

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтом

поступают

мор­

 

 

 

 

 

 

 

 

ские воздушные массы

Разность

меж­

Малая

 

 

 

 

Заметное

уменьшение

ду температу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рой и

точкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

росы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Облачность

Непосредственно

перед

При прохождении фрон­

 

 

фронтом

усиление

кон­

та СЬ, Си, далее облака

 

 

векции, вызывающее пе­

внутрнмассового

 

 

про­

 

 

реход

слоистых

облаков

исхождения с преоблада­

 

 

и разорванно-слоиСтых в нием кучевых форм

 

 

 

мощно-кучевые облака

 

 

 

 

 

 

 

 

Осадки

 

Узкие

зоны

ливневых

За

фронтом

осадки

 

 

осадков

вдоль

линии

ливневого типа в отдель­

 

 

фронта

 

 

 

 

ных

местах

 

 

 

 

Видимость

Резко ухудшена в зо­

Вне

осадков — отлич­

 

 

не осадков

 

 

 

ная

 

 

 

 

 

 

 

408



рые носят несколько формальный, но необходимый ха­ рактер:

— подписываются центры циклонов (в центре ста­ вится простым карандашом буква Н — низкое давление) и антициклонов (буква В — высокое давление);

оцифровываются изобары; изобару 1000 мбар ре­ комендуется проводить более ярко, так как она факти­ чески показывает районы повышенного и пониженного давления;

зоны обложных осадков подтягиваются к линии теплого фронта или фронта окклюзии и слегка закраши­ ваются зеленым цветом;

зоны туманов закрашиваются желтым цветом;

выделяются штриховыми линиями очаги роста и

падения давления, в центрах очагов

проставляется

буква

Р (рост давления) синим цветом и буква

П

(па­

дение

давления) — красным цветом,

рядом

с

ними

проставляются максимальные значения барической тен­ денции.

В процессе анализа синоптической карты необходимо установить не только положение.основных синоптических объектов, но и их эволюционную направленность.

Прогноз синоптического положения заключается в установлении будущего положения циклонов, антицикло­ нов, фронтальных разделов и воздушных масс. Таким образом, синоптическое положение является обоснова­ нием прогноза значений метеорологических элементов, поэтому олравдываемость прогноза погоды в первую оче­ редь зависит от правильности прогнозирования синопти­ ческого положения. Вместе с тем следует учитывать, что прогноз синоптического положения схватывает крупно­ масштабные процессы и не учитывает местные, регио­ нальные особенности, поэтому правильному прогнозу си­ ноптического положения не всегда соответствует пра­ вильный прогноз погоды.

Прогноз синоптического положения оформляется обычно графически в виде прогностической карты, на ко­ торой показывается будущее расположение циклонов, антициклонов и фронтальных разделов, поэтому она яв­ ляется картой будущего положения синоптических объ­ ектов. Прогностические карты составляются на 24 и 36 ч

вперед, что

обеспечивает составление прогноза погоды

на суточный

переход корабля.

409


В настоящее время пока нет единого универсального метода составления прогностических карт. Применяемые для этой цели способы можно условно разделить на сле­ дующие виды.

1. Эмпирические правила, выявленные в результате ежедневного анализа синоптических карт, и приемы фи­ зической экстраполяции.

2.Гидродинамические методы, основанные на реше­ нии уравнений гидродинамики и термодинамики приме­ нительно к атмосфере.

3.Физико-статистические методы предвычисления бу­ дущего поля давления.

Кроме того, при прогнозе синоптического положения широко используются карты барической топографии, данные наблюдений искусственных спутников Земли ме­ теорологического назначения и специальные радиотехни­ ческие средства.

Вспециализированных гидрометеорологических под­ разделениях прогностические карты составляются с ис­ пользованием всех перечисленных методов, но в послед­ нее время особенно возросла роль гидродинамических методов, так как численное интегрирование уравнений производится быстродействующими электронно-вычисли­

тельными машинами и является наиболее объективным решением задачи о будущем расположении основных си­ ноптических объектов.

В настоящее время главные метеорологические цен­ тры: Москва (СССР), Вашингтон (США), Мельбурн і(Австралия), а также Стокгольм (Швеция), Майями (США), Рота (Испания) и другие, передают открыто прогностические карты на 24 и 36 ч в виде текстовой консультации пятизначными цифровыми гаммами по коду КП-56 и средствами факсимильной связи. На ко­ раблях и судах ВМФ всеобщее признание получила ап­ паратура ФТАК типа «Ладога», предназначенная для приема метеорологической информации в графиче­ ском виде, поэтому с ее помощью на корабле пред­ ставляется возможным иметь все необходимые исходные

данные для составления краткосрочных прогнозов по­ годы.

Эти передачи освещают главным образом районы ин­ тенсивного плавания кораблей, а удаленные районы Ми­ рового океана, где плавают наши корабли, остаются не­

410