Файл: Механизация работ в садоводстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 21. Схема движения пахотного агрегата:

при пахоте вразвал (а), всвал (б) и комбинированной (б).

Вспашка вразвал включает такой способ движения, при котором в каждом междурядье образуется разваль­ ная борозда, а у рядов — свальные гребни.

При вспашке всвал, наоборот, в междурядье обра­ зуется свальный гребень, а у рядов — открытые борозды.

Комбинированная пахота исключает образование свальных гребней и развальных борозд в междурядье, а у рядов в каждом междурядье остается один сваль­ ный гребень и одна открытая борозда. Комбинированная пахота меньше ухудшает рельеф участка, однако она требует более частого изменения установок плуга.

Порядок движения агрегатов в зависимости от спо­ соба обработки почвы показан на схемах. Первым про­ ходом агрегата во время вспашки вразвал (рис. 21, а) обрабатывают полосы у рядов деревьев. Плуг смещают вправо относительно продольной оси трактора, для чего тягу прицепа закрепляют на секторе в предпоследнем левом отверстии, кроме того, точки присоединения к гу­ сеничному трактору смещают в крайнее правое положе­ ние, а к колесному — на одно отверстие от середины при­ цепной скобы трактора.

Плуг устанавливают с небольшим наклоном в сто­ рону междурядья. Передний корпус заглубляют в почву на 10—12 см, а задний — на 2—3 см глубже. Если одно­ временно со вспашкой почвы в междурядьях обрабаты­ вают и межствольные полосы, то на тракторе с плугом монтируют ножевую выдвижную секцию ПМП-0,6.

Таким агрегатом обрабатывают все приствольные и межприствольные полосы. Агрегат движется против ча­ совой стрелки.

Почву с правой стороны первых и левой стороны по­ следних рядов обрабатывают вкруговую по окончании вспашки у рядов на всем участке.

После окончания вспашки у рядов деревьев, если об­ работка ведется одним агрегатом, снимают выдвижную секцию, плуг устанавливают в центральное положение (без бокового смещения) и на необходимую глубину об­ работки средней части междурядий. Движением против часовой стрелки по той же схеме, что и во время обра­ ботки межствольных полос, пашут весь участок.

Чтобы вспахать всвал, каждое междурядье вдоль нужно разбить на две равные части и в зависимости от длины междурядий провесить несколькими кольями про­ дольную линию. Опытные трактористы могут правильно


вести агрегат без центральной линии, ориентируясь по рядам деревьев или пользуясь следоуказателем. Пахоту начинают на центральной тяге с середины междурядья. Движение трактора показано на схеме (рис. 21,6). Во время первого прохода туда и обратно бороздное колесо приподнято, передний корпус заглублен на 2/ з от задан­ ной, а задний на полную глубину. После этого плуг уста­ навливают для пахоты с нормальной глубиной и пашут участок до тех пор, пока крона позволяет вести агрегат без бокового смещения орудия. Последние проходы де­ лают с орудием, смещенным по ходу влево. Агрегат дви­ жется по часовой стрелке.

При комбинированной пахоте (рис. 21, б) обработку межствольных и приствольных полос начинают так же, как в случае вспашки вразвал. Разница заключается лишь в том, что в каждом междурядье делают по од­ ному проходу, двигаясь против часовой стрелки. После этого плуг устанавливают для обработки средней части междурядий и продолжают пахать до тех пор, пока кроны позволяют работать без бокового смещения. По­ следние проходы делают плугом с боковым смещением.

Коэффициент рабочих ходов при этих способах дви­ жения можно подсчитать по простейшим формулам.

Длина холостых ходов зависит в первую очередь от того, через сколько междурядий агрегат поворачивается. С увеличением их числа соответственно увеличивается длина основных холостых переездов и уменьшается коэф­ фициент рабочих ходов (при одной’ и той же длине гона и ширине междурядий).

Среднюю длину холостого поворота можно вычис­ лить по следующему выражению:

/, = (1,4-ь 2,0)/?, + *,

(1)*

где Rx — радиус поворота агрегата;

X — расстояние между осями поворота.

Если X измерять шириной междурядья, то выраже­ ние (1) преобразуется следующим образом:

/, = (1,4-4-2,0)Д* + (ЛГ-1)Я,

где N — количество междурядий, охватываемых пово­ ротом;

В — ширина междурядья.

* Г. В. В е д е н я пин и

др. Эксплуатация машинно-трактор­

ного парка. Сельхозгиз, Москва,

19G3.

Из схемы поворотов видно, что с одной стороны за­ гона делают поворот через одно междурядье больше или меньше, чем с другой, поэтому

/* = (1,4ч-2,0)і?Л + ( ^ ± ^ - 1iß,

где N\, N2— количество междурядий, охватывающих по­ ворот с одной и с другой стороны загона.

Всвязи с тем, что в садах работают со смещенными

всторону ряда выдвижными секциями и трактор не дви­ жется по середине обработанной полосы, для подсчета длины одного холостого заезда следует прибавить или вычесть величину бокового смещения в зависимости от того, куда поворачивают агрегат — к ряду, у которого ведется обработка, или от него.

Поэтому средняя длина одного холостого поворота будет равна:

/х = (1,4 + 2,0)Ях + ( ^ і ± ^ - і ) в ± 2 b,

где b — величина бокового смещения.

В садах в связи с точной разбивкой на загоны ря­ дами деревьев не делают холостых переездов для за­ делки борозд и обработки огрехов. При обработке концов загона удельный вес поворотов примерно такой же, как при обработке междурядий. Поэтому при опре­ делении коэффициента рабочих ходов можно воспользо­ ваться длиной одного среднего холостого поворота и со­ поставить длину рабочего хода с общей длиной рабо­ чего хода и холостого поворота по формуле:

где ф — коэффициент рабочих ходов; /р — длина рабочего хода, равная длине квартала

без поворотных полос; /ѵ— средняя длина холостого поворота.

Например, пусть при обработке почвы в садах с меж­ дурядьями 8 м дисковой бороной БДС-3,5 и выдвижной секцией ПМП-0,6 при длине гона 400 м (без поворотных полос) и движением по схеме, где на одном конце пово­ рот охватывает 4 междурядья, а на другом — 3, радиус поворота Rx = 4 м, длина дуги на каждом повороте 1,6,


величина бокового смещения 0=1,8 м, агрегат повора­ чивают от ряда

/ж = 1 , 6 - 4 + ( І ± і - і ) 8 - 2 . 1,8 = 22 ,8 м.

Коэффициент рабочих ходов

4 0 0

П Л с

Ф — 400 + 22,8 — 9 4 ,6 ‘

Для более точного подсчета коэффициента рабочих ходов учитывают общий рабочий и холостой путь на об­ работке всего квартала и длину рабочего пути делят на суммарную длину рабочего и холостого пути.

Способ движения следует выбирать.с максимальным коэффициентом рабочих ходов, если он обеспечивает не­ обходимое качество работы и легкий поворот агрегата.

Вспашка почвы вблизи рядов плодовых деревьев

В СССР в связи с разнообразием почвенно-климати­ ческих условий приняты различные схемы посадки пло­ довых деревьев. В значительных пределах колеблются ширина междурядий и расстояние между деревьями в ря­ дах. Первые годы после посадки кроны деревьев не препятствуют обработке вблизи рядов, поэтому почву можно пахать плугами общего назначения или садо­ выми плугами без бокового смещения. Однако уже на 4—5-й год после посадки кроны деревьев разрастаются так, что пахать вблизи рядов можно только садовыми плугами с боковым смещением. После' вступления де­ ревьев в пору плодоношения садовые плуги с малым боковым смещением не обеспечивают обработку почвы вблизи рядов.

ВНИИ садоводства им. И. В. Мичурина на основа­ нии обобщения опыта передовиков производства по ме­ ханизации обработки приствольных полос разработал приспособление для бокового смещения садового плугалущильника ПЛС-5-25 (рис. 22). Приспособление со­ стоит из удлиненной тяги прицепа и реборды 3 на зад­ нем колесе. Удлиненная тяга прицепа смонтирована из заводской продольной тяги 1, к задней части которой двумя болтами прикреплены два швеллера 2 № 8 дли­

ной по 1150 мм. Общая длина прицепа увеличи­ лась с 1500 до 2480 мм. Удлиненный прицеп мож­ но установить и на дру­ гих плугах. Реборда, при­ крепленная к диску зад­ него колеса, предназна­ чена для устранения раз­ ворота плуга. Одновре­ менно. с установкой удли­ ненного прицепа для бокового смещения плуга заднее колесо с ребордой поворачивают установоч­ ными винтами по направ­ лению смещения под уг­ лом к линии движения. Боковое давление почвы на реборду в работе уст­ раняет разворот смещен­ ного плуга.

Все эти приспособле­ ния обеспечивают смеще­ ние плуга на 2 м, не на­ рушая качеств его рабо­ ты. После обработки почвы смещенным плугом с двух сторон ряда оста­ ется узкая защитная по­ лоса. Так, если плугом ПСГ-З-ЗОА, смещенным посредством радиального заводского прицепа, оставлялась необрабо­ танная полоса шириной 200 см, то при работе плугом ПЛС-5-25А с уд­ линенным прицепом и ре­ бордой на заднем колесе ширина необработанной полосы составляла 35,4 см, или в 5,6 раза меньше.



Чтобы предотвратить разворот трактора, точку при­ цепа смещенного плуга следует перенести в сторону смещения на крайние отверстия прицепной серьги трактора.

Боронование почвы

В садовых хозяйствах для боронования почвы приме­ няют главным образом зубовые бороны; в некоторых случаях пользуются также лапчатыми и шлейф-боронами. Лишь для разделки плантажа применяют садовые ди­ сковые бороны. Садовыми дисковыми боронами в основ­ ном рыхлят почву в садах и уничтожают сорную расти­ тельность, заменяя ими лаповые культиваторы, а в не­ которых случаях плуги-лущильники.

Почву боронуют с целью закрытия влаги весной, а также после выпадения осадков в весенне-летний период, выравнивания поверхности участка, уничтожения корки и всходов сорняков, дробления глыб после пахоты и культивации. Эту работу можно выполнять как само­ стоятельную операцию при закрытии влаги, выравнива­ нии поверхности почвы или одновременно с другими работами (пахотой, культивацией).

Боронование необходимо провести в сжатые агро­ технические сроки за 2—3 дня, задержка вызывает зна­ чительные потери влаги из почвы, поэтому необходимо привлечь для этой работы все тракторы хозяйства, осо^ бенно гусеничные. Боронованием должна быть пол­ ностью уничтожена корка и разрыхлена почва на глу­ бину 3—5 см с диаметром мелкой фракции до 3 см.

Поверхность вспаханного и проборонованного участка должна быть выровненной, не должны оставаться бо­ розды глубже 4 см.

При бороновании нельзя допускать огрехов или зна­ чительных перекрытий между отдельными проходами агрегатов или между следами отдельных борон в агре­ гате. Требуемое перекрытие'между проходами 15—20 см. У рядов деревьев следует оставить защитную, необраба­ тываемую зону шириной в молодых садах не более 50 см, а в плодоносящих 70 см с каждой стороны ряда. В ве­ сенний период почву следует бороновать на тяге гусенич­ ных тракторов, что уменьшит уплотнение почвы.

В садах с расстояниями между деревьями в рядах более 5 м следует бороновать поперек основной обра­

ботки, при меньших расстояниях — вдоль основной обра­ ботки по широким междурядьям.

Характеристика зубовых, лапчатых и шлейф-борон, применяемых для боронования почвы в садах. Наиболее часто для закрытия влаги пользуются тяжелыми ЗБЗТУ-1,0 и средними ЗБЗС-1,0 боронами. Для этой же цели может быть использована борона БЗН-4,0 с ноже­ видным зубом. Ножевидные зубья отличаются от зубьев с квадратным сечением у борон ЗБЗТУ-1,0 и ЗБЗС-1,0 лучшим заглублением в почву, меньшими тяговым со­ противлением, забиваемостью сорняками и распылением почвы. Углы вхождения зубьев в почву у секции этих борон регулируются поворотом зубьев; предельный угол поворота 90°.

Прополочные бороны ЗБП-0,6 с круглым сечением зубьев применяют при заделке семян сидератов, трав и минеральных удобрений, выравнивании поверхности междурядий перед посевом. Лучшие результаты по уничтожению всходов сорных растений одновременно с рыхлением и выравниванием почвы дают лапчатые бо­ роны ЗБЗЛ-1,0. Сцепку с зубовыми боронами БЗН-6,0 применяют для тех же работ, что и бороны ЗБЗС-1,0.

Т а б л и ц а 19

Техническая характеристика зубовых, лапчатых и шлейф-борон

Показатель

ЗБЗТУ-1.0

ЗБЗС-1,0

ЗБП-0,6

БЗН-6,0

БЗН-4,0

 

 

 

 

 

Ширина захвата, м

2,8

2,8

1,7

6,3

4,0

Глубина обработки,

5 - 6

5 - 6

3 - 5

5 -1 0

4 - 6

СМ

ЕД

В

2,5

ЗБЗЛ-1,0

3,0

4 - 6

Давление

на зуб,

1,6-2

1,2-1,5 1,6—1,0 1,2—1,5

1,34

___

 

 

 

 

 

 

 

кг

скорость,

До 7,0

До 7,0

До 7,0

До 7,0 До 7,0 До 7,0 До 6,0

Рабочая

км ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Производитель-

2

2

1,2

4,4

2,8

1,7

1,75

ность, га/ч

 

 

 

 

 

 

 

Габариты

(в транс-

 

 

 

 

 

 

 

портном

положе-

 

 

 

 

 

 

 

нии), мм:

1950

1947

1200

1090

1475

2100

2600

длина

 

ширина

2890

2930

1800

5590

1520

2500

3050

высота

273

297

140

840

1540

400

500

Вес, кг

 

140

89

47

320

290

107

260