Файл: Механизация работ в садоводстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гусениц. Передние и задние механизмы навески между собой полностью унифицированы и отличаются только способом присоединения к трактору.

На тракторе установлен дизель СМД-14 водяного

охлаждения. Продольная база трактора — 2365

мм, ко­

лея— 1570 мм, среднее удельное давление на

почву —

0,4 кг/см2.

 

Габариты трактора: длина 5485 мм, ширина 1985 мм

и высота 2365 мм. Вес заправленного трактора

8050 кг.

Колесные тракторы

Трактор колесный Т-25 предназначен для работы в садах и ягодниках, а также для возделывания овощ­ ных и технических культур и работы на животноводче­ ских фермах. Он снабжен двигателем Д-21 с воздушным охлаждением мощностью 20 л. с. при 1600 об/мин колен­ чатого вала (впоследствии мощность двигателя будет доведена до 24 л. с.). Дизель запускается от электро­ стартера. Трактор имеет раздельно-агрегатную навесную гидросистему, механизм задней навески, прицепное уст­ ройство, зависимый ВОМ и два боковых с синхронным приводом от наружного фланца оси ведущих колес.

Трактор поставляется с колесами, у которых размер шин 240—813 или 270—711.

Колея трактора переменная: в первом случае от 1100 до 1500 мм с интервалом в 100 мм, а во втором — от 1200 до 1470 мм. Трактор может быть налажен с ос­ новным и более высоким клиренсом для обработки высо­ костебельных культур, а также с более низким клирен­ сом для работы в садах.

Габариты трактора: длина 2815 (3028) мм, ширина при минимальной колее 1370 мм, высота по капоту 1310 мм, а в садовой модификации 1170 мм. Вес трак­ тора 1500 кг.

Трактор высококлиренсный Т-25К (рис. 1) предна­ значен для обработки почвы в междурядьях питомни­ ков, ягодных кустарников и других высокостебельных культур, опрыскивания и опыливания их против вреди­ телей и болезней. Может быть использован для обра­ ботки чайных плантаций и выполнения других мало­ энергоемких работ. Отличается высоким дорожным просветом— 1500 мм и широкой колеей — 2800 мм. Все основные детали и узлы унифицированы с соответствую-


2380

Рис. 1. Трактор высококлиренсный Т-25К:

1 — передний мост;

2 — промежуточная передача; 3 — рас-

кос; 4 — рукав

тормозной; 5 — продольная тяга.

Скорости движения и тяговые усилия на крюке трактора Т-25

Передача

Скорость, км/ч

Тяговое усилие,

кг

Рабочая:

5,69

700

I

II

7,18

510

III

8,37

420

IV

10,60

300

Транспортная:

14,70

170

V

VI

21,60

65

Замедленная:

1,66

 

I

II

2,45

I замедленная при 900 об/мин

0,94

 

коленчатого вала

 

 

щими узлами и деталями трактора Т-25. Конструктивно изменены передний мост 1, тормозные рукава 4, цепная промежуточная передача 2. Новые узлы обеспечивают более широкую колею и более высокий дорожный про­ свет. В связи с большой высотой для обслуживания тррктору придается приставная лестница.

Габариты трактора: длина 3050 мм, ширина 3035, вы­ сота с тентом 3200 мм. Вес его 2000 кг. Для переоборудо­ вания высококлиренсного трактора в обычный непосред­ ственно в хозяйстве требуется затратить 3—3,5 чел.-ч.

Уход за тракторами, применяемыми в садах и ягодниках

Во время работы в садах и ягодниках на трактор влияет невыровненный микрорельеф, поперечные бо­ розды от перекрестной обработки почвы; колеи, остав­ ляемые агрегатами во время транспортных работ, вне­ сения удобрений, химической защиты растений, особенно во влажное время. Это вызывает движение с переменной скоростью с крайне неравномерными нагрузками. Кроме того, Ъри работе вблизи крон плодовых деревьев и ягод­ ных кустарников трактор задевает за побеги, листья обрываются и закрывают радиатор, что ухудшает охлаждение. Этому же способствует оседаемая на трак­ торе пыль.


Рис. 2. Система технического обслуживания садовых машин и орудий.

Неблагоприятные условия ведут к увеличению зазо­ ров между трущимися деталями, их быстрому износу, повышению расхода горючего, перегреву частей, к по­ ломкам отдельных узлов и деталей и даже к авариям.

Для увеличения срока службы трактора, предупреж­ дения значительных износов, поломок узлов и деталей разработана обязательная планово-предупредительная система технического обслуживания тракторов и машин (рис. 2).

В систему обслуживания тракторов входят обкатка новых тракторов или поступающих в хозяйство после каждого ремонта с заменой поршневых колец и вкла­ дышей коренных и шатунных подшипников; технические уходы: ежесменные и периодические № 1, 2, 3, сезон­ ный— при переходе к зимней или летней зксплуататации; периодические технические осмотры; ремонт и хранение.

Особенности ухода за узлами переоборудования трактора Т-25 в высококлиренсную модификацию Т-25К.

Уход за промежуточной передачей (рис. 3) заключается р наблюдении за состоянием резьбовых соединений кор­ пуса 6 и своевременной подтяжке их, а также в проверке и регулировке натяжения приводной втулочно-роликовой цепи 8.

Рис. 3. Промежуточная передача трактора Т-25К:

/ — заливная пробка; 2 — полуось; 3 — фланец тормозного рукава; 4 — ве­ дущая звездочка; 5 — крышка; 6 — корпус промежуточной передачи; 1 — люк; 8 — цепь; 9 — ось рычага; 10 — рычаг; II и 14 — болты; 12 — ведомая звез­ дочка; 13 — контргайка; 15 — фланец корпуса.

Нормальное натяжение цепи проверяется через люк 7 и определяется величиной провисания в ее сред­ ней части. Величина провисания должна находиться в пределах 8—12 мм. При износе цепи, когда болт 11 при регулировке натяжения завернется до упора его го­ ловки в контргайку 13 и при этом провисание цепи остается выше допустимого, необходимо укоротить цепь на одно звен-о. Несоблюдение этого правила может при­ вести к заклиниванию цепи на звездочках 4 и 12.

Для смазки деталей цепной передачи используют трансмиссионное автотракторное масло по ГОСТ 542— 50. Уровень масла контролируется выворачиванием ниж­ него болта 14 крепления крышки. В промежуточной пе­ редаче масло заменяют одновременно со сменой масла в бортовой передаче.

При проведении технического ухода за передним мостом и ходовой частью трактора проверяют резьбовые соединения и своевременно подтягивают их, а также проверяют и при необходимости регулируют соединения рулевых тяг с шаровыми пальцами.

Через 20 ч работы трактора смазывают солидолом у передней оси подшипники поворотных цапф, ось каче­ ния, палец трехплечевого рычага и шаровые пальцы.

При проверке состояния резьбовых соединений осо­ бое внимание уделяют контролю затяжки продольных и поперечных растяжек, установленных между корпусом промежуточной передачи и передним мостом, и затяжки тормозных рукавов.

Вследствие износа шаровых пальцев и сферических шайб рулевых тяг сила нажатия пружин, поджимающих шайбы к пальцам, постепенно уменьшается. В резуль­ тате появляется зазор в соединении пальцев с рулевыми тягами, который приводит к увеличению свободного хода рулевого колеса и ухудшению управляемости трактором. Для уменьшения свободного хода рулевого колеса под­ тянуть пробки до устранения ощутимых зазоров между сферическими шайбами и шаровым пальцем.

Техника безопасности и противопожарная защита при работе на тракторах

Несоблюдение правил техники безопасности при ра­ боте на тракторах, особенно в садовых условиях, может привести к аварии и человеческим жертвам, поэтому


каждый тракторист и рабочий должен быть проин­ структирован по технике безопасности и противопожар­ ным мерам на своих рабочих местах. Инструктаж и пра­ ктическое обучение правилам безопасности проводят обязательно с каждым новым рабочим и трактористом. Инструктаж периодически повторяют.

К управлению трактором нельзя допускать лиц, не прошедших специальную подготовку и не имеющих удо­ стоверения на право управления трактором.

Не допускается отдыхать в междурядьях и особенно в межствольных полосах сада, где отдыхающие мало за­ метны и могут быть травмированы.

Перед началом сезона работ участки сада должны быть соответствующим способом подготовлены: убраны все препятствия — обрезанные сучья, чаталы, ящики и т. д. В середине междурядий должны быть предусмот­ рены проезды шириной не менее 2 м; низкоопущенные ветви, мешающие проходу орудиям, должны быть сре­ заны и удалены из сада.

Для работы в ночное время тракторы и машины должны быть оборудованы передним и задним освеще­ нием. В плодоносящих садах в ночное время недопу­ стимы никакие работы, кроме работ по защите растений. Чтобы исключить наезды, прицепные машины должны жестко соединяться с трактором.

В саду должны быть засыпаны все ямы и срезаны бугры, которые могут привести к опрокидыванию трак­ тора или к поломке орудия.

Трактористу необходимо быть особо осторожным при работе на склонах. Поперек склона, можно работать только на низких передачах. На террасированных участ­ ках сада нужна осторожность при выезде из междурядий на поворотную дорогу. Повороты лучше делать вверх по склону на минимальных скоростях.

ПРЕДПОСАДОЧНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ ПОД САДЫ

Особенности предпосадочной подготовки почвы на вновь осваиваемых участках. Предпосадочную подго­ товку почвы под сады по выполняемым операциям и применяемой технике можно разделить на два процесса: освоение новых земель под сады и подготовка их; пред­ посадочная обработка земель, находящихся под другими сельскохозяйственными культурами.

Мероприятия по освоению новых участков под сады выполняют по специальным проектам и под руковод­ ством соответствующих специалистов с применением различных типов мелиоративных машин. Подбор машин зависит от состояния участков и Характера планируемых к выполнению работ. Так, на вновь осваиваемых участ­ ках с каменистыми почвами, заросшими мелким лесом

икустарниками, необходимо раскорчевать пни и кустар­ ники, убрать камни, разрыхлить почву и выровнять по­ верхность. Для этого требуются корчеватели, камне­ уборочные машины, глубокие рыхлители, выравниватели

ипланировщики.

На склонах от 8 до 16° террасы, как правило, напа­ хивают обычными и плантажными плугами. На склонах свыше 16° требуется провести террасирование с приме­ нением специальных террасеров, бульдозеров и другой землеройной техники.

На участках, подлежащих орошению, необходимо предварительно определить способ орошения и в соот­ ветствии с этим провести подготовительную работу: вы­ ровнять поверхность участка, построить ирригационную систему.

Подробно вопросы освоения новых земель под сель­ скохозяйственные культуры изложены в специальной ли­ тературе. В данной главе лишь кратко изложены осо­ бенности подготовки участков под плодовые культуры и характеристики привлекаемых для этой цели машин и орудий.

Следует отметить, что под плодовые культуры в ос­ новном используют участки, в течение ряда лет находив­ шиеся под сельскохозяйственными культурами. Лишь


в благоприятных для этого зонах вновь осваивают склоны или другие земли, которые до этого не использовались под сельскохозяйственные культуры, но вполне при­ годны под многолетние плодовые насаждения после про­ ведения необходимых мероприятий. Так, 30% всей тер­ ритории Советского Союза занимают горы, часть из них можно эффективно использовать под сады и виноград­ ники. Имеется много примеров по Молдавской ССР, Краснодарскому краю, Средней Азии, где сады и вино­ градники на склонах дают высокие урожаи. Качество плодов и винограда во многих случаях выше, чем на равнинных участках. Успешное освоение склонов под многолетние культуры в значительной степени зависит от механизации подготовки участков под посадку и дальнейшего ухода за насаждениями.

Уборка и вывозка камней с участка

Освоение новых земель, особенно на горных склонах, а также глубокая подготовка почвы на освоенных участ­ ках, связаны с уборкой камней. Машины для уборки, погрузки и вывозки камней не входят в систему садовых машин, их назначение более широкое, но их временно привлекают для выполнения перечисленных работ.

К комплексу машин для уборки камней относятся камнеуборочная машина УКП-0,6, камнеподборщик УСК-0,7А, корчеватель-бульдозер-погрузчик КБП-2, при­ цеп тракторный для вывозки камней ПВК-5,0, лыжи для вывозки камней ЛС-4 и другие.

Камнеуборочная машина УКП-0,6 предназначена для уборки с поверхности участка камней размером от 12 до 65 см. Рама машины сварной конструкции из швеллера № 22 опирается на два пневматических колеса размером 11—38. К передней части рамы приварено прицепное устройство. Рабочим органом машины служит металли­ ческая гребенка из 13 мощных зубьев, шарнирно закреп­ ленных на двух вращающихся валах.

Зубья во время движения машины подбирают камни. Расстояние между зубьями гребенки регулируют рас­ порными втулками в зависимости от размеров камней на участке. Валы, на которых установлены гребенки, связаны рычагами со штоками двух силовых гидроци­ линдров, посредством которых гребенку с камнями опро­ кидывают назад и камни ссыпаются в решетчатый бун-

керПочва, подбираемая вместе с камнями, частично проходит между зубьями гребенки и через решетку бун­

кера.

В бункере камни транспортируют к месту выгрузки. При помощи двух гидроцилиндров бункер поворачивают и камни высыпаются.

Машину агрегатируют с трактором МТЗ-50. Обслу­ живает ее тракторист. Управление рабочими органами и опрокидыванием бункера осуществляется из кабины трактора.

Машина характеризуется следующими данными: ши­ рина захвата 1500 мм, наибольший вес собираемых кам­ ней 300 кг, грузоподъемность бункера 1900 кг, произво­

дительность при

средней засоренности камнями 4—

5 м3/ч. Габариты

машины: длина 4600 мм, ширина

2800 мм и высота

1570 мм. Вес 2500 кг.

Камнеуборщик УСК-0.7А (рис. 4) — простейшее ору­ дие для уборки камней весом до 350 кг с поверхности поля или заглубленных до 15 см и транспортировки их за пределы очищаемого участка. Навешивается на трак­ тор Т-25.

Камнеуборщик состоит из зубчатого ковша 6 с грей­ ферным захватом 5, механизма управления и навесного устройства. Расстояние между зубьями у ковша и грей­ фера 170 мм, ширина захвата машины 700 мм. Высота разгрузки 1280 мм. Чтобы подбирать камни, трактор устанавливают для реверсивного движения задними ко­ лесами вперед, что облегчает обзор и улучшает условия работы тракториста.

Производительность машины при средней засоренно­ сти камнями 0,8 м3/ч. Общий ее вес 133 кг.

Корчеватель-бульдозер-погрузчик КБП-2 (рис. 5) может выполнять разнообразные работы: извлекать из почвы средние и крупные камни; погружать их в транс­ портные средства; корчевать и убирать пни и кустар­ ники; разравнивать грунт; засыпать ямы и траншеи; планировать площадки и дороги; рыть котлованы; погру­ жать в транспортные средства различные сельскохозяй­ ственные грузы.

Машина имеет универсальную раму, которая своей не­ подвижной частью 1 жестко крепится к заднему мосту трактора. Подвижная часть 2 вынесена вперед и служит грузоподъемной стрелой, на которую навешивают