Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отраслей нуждались в существенном улучшении и совершенствова­ нии. Система оплаты труда и материального поощрения работников не способствовала росту производства. В стране образовалось боль­ шое количество нереализованной продукции, замедлился темп роста производительности труда.

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) положил начало новой экономической реформе, новым методам хозяйственного руководства, суть которых заключалась в переходе от преобладания администра­ тивных методов руководства к повышению роли экономических ме­ тодов.

В основу решений Пленума ЦК КПСС входило:

изменение системы управления промышленностью — переход на отраслевой метод через отраслевые министерства, вместо управления, построенного по территориальному принципу (совнархозы);

усиление централизованного управления при одновременном пре­ доставлении большей самостоятельности предприятиям путем значи­ тельного сокращения показателей, планируемых централизованно, кроме тех, которые наиболее полно и всесторонне отражают деятель­ ность предприятия:

повышение роли экономических методов руководства, и прежде всего более полное и умелое использование в планово-экономической работе таких категорий, как цена, прибыль, премия, кредит и т .п .; введение научно-обоснованных взаимоотношений между государ­ ственным бюджетом и хозяйственными органами, осуществление вну­ тризаводского хозяйственного расчета, основанного на материальном поощрении, а также укрепление хозрасчетных отношений между предприятиями и усиление их ответственности за изготовление брако­ ванной продукции и несвоевременную или некомплектную поставку; создание фондов экономического стимулирования, а также осуще­ ствление ряда мероприятий, направленных на установление экономи­

чески обоснованных цен.

Переход на новую систему планирования и экономического стиму­ лирования начался с 1 января 1966 г. и осуществлялся постепенно, в течение нескольких лет.

При переходе на новую систему планирования и экономического стимулирования было проделано следующее: а) произведен анализ структуры и наличие основных производственных фондов и выяв­ ление излишнего, неиспользуемого оборудования; б) установлены нормативы расхода материалов, электроэнергии, сжатого воздуха, пара и т. д. как для строящихся объектов, так и для цехов предприя­ тий; в) изучены возможности повышения эффективности производ­ ства; г) разработаны система планирования, расчета и образования поощрительных фондов, а также выяснялись возможности выполне­ ния дополнительного задания по реализации продукции, снижения себестоимости и повышения производительности труда. Одновременно разрабатывалась система внутризаводских директивных и учетно­ расчетных показателей; д) проведена большая разъяснительная ра­

бота среди руководящего персонала и беседы с рабочими и служа­ щими.

5*

67

 


Большое значение для судостроительной промышленности имело изменение системы управления, так как территориальное разобщение было особенно ощутимо для нее. На базе Государственного комитета по судостроению было создано союзное Министерство судостроитель­ ной промышленности, в результате чего все судостроительные пред­ приятия, заводы судового машиностроения и приборостроения, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские орга­ низации судостроительной промышленности оказались под единым руководством.

Сосредоточение экономической и плановой работы отрасли в Ми­ нистерстве позволило: более целеустремленно решать научно-техни­ ческие вопросы, осуществлять планирование нового капитального строительства и реконструкцию имеющихся предприятий;- плано­ мерно обеспечивать промышленные предприятия материалами и ком­ плектующими изделиями; более организованно решать финансовые вопросы и лучше планировать подготовку специалистов для про­ мышленности.

К 1970 г. все предприятия судостроительных подотраслей, кроме опытных, НИИ и ЦКБ, были переведены на работу по новой системе планирования и экономического стимулирования. План по реализо­ ванной продукции в судостроении был перевыполнен. Народное хо­ зяйство получило большое число судов различных типов и назначения.

§ 16 Виды производственных планов

По содержанию и степени конкретизации производственные планы разделяются на народнохозяйственные; отраслевые и заводские.

Н а р о д н о х о з я й с т в е н н ы е п л а н ы охватывают все отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, здравоохранение, культуру, образование и т. д. Они имеют территориальный принцип построе­

ния, их

составляют в

целом по Союзу, по союзным республикам,

краям,

областям и районам.

О т р а с л е в ы е

п л а н ы разрабатываются по каждой отрасли

промышленности — по министерствам и ведомствам, например по машиностроению, судостроению и т. д.

З а в о д с к и е п л а н ы охватывают деятельность отдельных предприятий.

Отраслевой план, как правило, более конкретно отражает плано­ вые народнохозяйственные задания. Например, народнохозяйствен­ ный план предусматривает определенное пополнение тоннажа транс­ портных и промысловых морских и речных судов (в тоннах грузо­ подъемности) и судов технического флота и буксиров (в единицах мощности главной энергетической установки). В отраслевом же плане это задание распределяется по типам судов с указанием их грузоподъ­ емности, мощности, времени и места постройки. В свою очередь отрас­ левой план конкретизируется в планах предприятий, которые вклю-, чают в свои техпромфинпланы постройку новых судов по типам, судо­

6 8


ремонт, изготовление опытных образцов, продукции для других отраслей народного хозяйства, изделий народного потребления, по­ ставки по межзаводской кооперации и т. д. Кроме того, в них произ­ водится расчет объема реализуемой товарной продукции, товарного выпуска и других показателей по кварталам и месяцам, а для строя­ щихся судов указываются: построечные места, основные события постройки, начало запуска заказа в производство (обработки металла), время закладки на стапеле, погрузки машин, механизмов и приборов, спуска судна, начала швартовных и ходовых испытаний и сдачи судна заказчику.

Отраслевой план включает весь объем производства продукции отрасли в натуральном и денежном выражении с выделением заданий по основным предприятиям.

В п л а н с у д о с т р о и т е л ь н о й п р о м ы ш л е н н о ­ с т и как отрасли включается: а) продукция, входящая в номенкла­ туру народнохозяйственного плана (новое судостроение, судоремонт и модернизация судов); б) продукция, распределяемая Госкомитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению для обеспечения общесоюзных и отраслевых нужд; в) новые виды продукции и изделия, имеющие важное значение для развития от­ расли, не учтенные в номенклатуре народнохозяйственного плана; г) изделия, обеспечивающие межотраслевые и внутриотраслевые и ко­ оперированные поставки (М3К); д) опытные работы; е) изготовление товаров народного потребления.

Кроме того, в отраслевом плане указываются мероприятия по освоению и увеличению производства продукции с высокими каче­ ственными показателями и одновременно предусматривается, по со­ гласованию с соответствующими организациями, снятие с производ­ ства устаревших видов продукции.

Разработка и внедрение новой техники и технологических меро­ приятий сопровождаются расчетами их экономической эффектив­ ности .

Разработке производственных планов предприятия или отрасли в целом предшествует работа по анализу производственной деятель­ ности за прошедший период: а) выполнения плана, а для отрасли — степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населе­ ния в важнейших видах продукции, изготовляемой предприятиями отрасли, заданий по освоению новых видов промышленной продукции по требованию заказчиков в соответствии с изменившимися условиями эксплуатации, требований ГОСТов и технических условий изготовле­ ния изделий; б) качественных сдвигов промышленного произ­ водства: снижения удельных затрат труда в нормо-часах, расхода материалов и топлива, электроэнергии на единицу мощности; в) тех­ нико-экономического уровня использования имеющихся производ­ ственных мощностей и действующих основных фондов; г) ввода в дей­ ствие производственных мощностей и сроков их освоения.

При составлении планов производства продукции все единицы измерения ее должны соответствовать установленным измерителям, предусмотренным в формах народнохозяйственных планов,, отражать

69


ее потребительские свойства и содержать стимулы к выпуску высоко­ качественных изделий.

По п р о д о л ж и т е л ь н о с т и п л а н и р у е м о г о п е ­ р и о д а народнохозяйственные отраслевые планы и планы отдель­ ных предприятий подразделяются на п е р с п е к т и в н ы е и т е ­ к у щ и е .

К п е р с п е к т ив н ы м относятся п л а н ы, составляемые на пятилетний период с разбивкой по годам. Перспективные планы на более длительные сроки — 10—20 лет — часто называют г е н е ­ р а л ь н ы м и . Т е к у щ и е п л а н ы составляются на 1 год с по­ квартальной и помесячной разбивкой. Планы, составляемые на более

короткие сроки, называют о п е р а т и в н ы м и .

,

Внутризаводское планирование осуществляется

в соответствии

с техпромфинпланом предприятия; содержание и методы его разра­ ботки изложены в § 18.

§ 17 Перспективное планирование в судостроении

/Пятилетний перспективный план промышленного предприятия (отрасли) является основным документом, определяющим главные направления его развития производственно-хозяйственной деятель­ ности на планируемый период.

Составление перспективного плана судостроительной промышлен­ ности основывается на изучении обширных материалов по анализу деятельности предприятий и отрасли за истекший плановый период и контрольных заданий правительства на перспективу на использова­ нии научных методов и технических отечественных и зарубежных открытий, на выявленииимеющихся резервов и использовании опыта передовых предприятий/

Пятилетний план предприятия, в отличие от годового плана, дол­ жен быть направлен на решение коренных задач развития производ­ ства. В основу разработок перспективных планов предприятий и отрасли должны быть положены директивы партии и правительства по пятилетнему плану развития народного хозяйства и отдельных его отраслей. Так, по машиностроению и металлообработке предусматри­ вается в девятом пятилетии увеличение выпуска промышленной про­ дукции в 1,7 раза, товаров народного потребления в 2,2 раза при росте производительности труда в 1,5— 1,8 раза.

В соответствии с методическими указаниями Госплана СССР

отраслевые перспективные планы составляются на изготовление важнейших видов продукции (в натуральном и стоимостном выраже­ нии), определяющих главные направления и темпы развития отрасли, поставок на экспорт и выпуск товаров народного потребления.

Объем и характер программы судостроительной промышленности на перспективный период определяют исходя из потребностей народ­ ного хозяйства в судах и других плавучих средствах с учетом суще­ ствующих и наращивания новых производственных мощностей.

70