Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
отраслей нуждались в существенном улучшении и совершенствова нии. Система оплаты труда и материального поощрения работников не способствовала росту производства. В стране образовалось боль шое количество нереализованной продукции, замедлился темп роста производительности труда.
Сентябрьский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) положил начало новой экономической реформе, новым методам хозяйственного руководства, суть которых заключалась в переходе от преобладания администра тивных методов руководства к повышению роли экономических ме тодов.
В основу решений Пленума ЦК КПСС входило:
изменение системы управления промышленностью — переход на отраслевой метод через отраслевые министерства, вместо управления, построенного по территориальному принципу (совнархозы);
усиление централизованного управления при одновременном пре доставлении большей самостоятельности предприятиям путем значи тельного сокращения показателей, планируемых централизованно, кроме тех, которые наиболее полно и всесторонне отражают деятель ность предприятия:
повышение роли экономических методов руководства, и прежде всего более полное и умелое использование в планово-экономической работе таких категорий, как цена, прибыль, премия, кредит и т .п .; введение научно-обоснованных взаимоотношений между государ ственным бюджетом и хозяйственными органами, осуществление вну тризаводского хозяйственного расчета, основанного на материальном поощрении, а также укрепление хозрасчетных отношений между предприятиями и усиление их ответственности за изготовление брако ванной продукции и несвоевременную или некомплектную поставку; создание фондов экономического стимулирования, а также осуще ствление ряда мероприятий, направленных на установление экономи
чески обоснованных цен.
Переход на новую систему планирования и экономического стиму лирования начался с 1 января 1966 г. и осуществлялся постепенно, в течение нескольких лет.
При переходе на новую систему планирования и экономического стимулирования было проделано следующее: а) произведен анализ структуры и наличие основных производственных фондов и выяв ление излишнего, неиспользуемого оборудования; б) установлены нормативы расхода материалов, электроэнергии, сжатого воздуха, пара и т. д. как для строящихся объектов, так и для цехов предприя тий; в) изучены возможности повышения эффективности производ ства; г) разработаны система планирования, расчета и образования поощрительных фондов, а также выяснялись возможности выполне ния дополнительного задания по реализации продукции, снижения себестоимости и повышения производительности труда. Одновременно разрабатывалась система внутризаводских директивных и учетно расчетных показателей; д) проведена большая разъяснительная ра
бота среди руководящего персонала и беседы с рабочими и служа щими.
5* |
67 |
|
Большое значение для судостроительной промышленности имело изменение системы управления, так как территориальное разобщение было особенно ощутимо для нее. На базе Государственного комитета по судостроению было создано союзное Министерство судостроитель ной промышленности, в результате чего все судостроительные пред приятия, заводы судового машиностроения и приборостроения, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские орга низации судостроительной промышленности оказались под единым руководством.
Сосредоточение экономической и плановой работы отрасли в Ми нистерстве позволило: более целеустремленно решать научно-техни ческие вопросы, осуществлять планирование нового капитального строительства и реконструкцию имеющихся предприятий;- плано мерно обеспечивать промышленные предприятия материалами и ком плектующими изделиями; более организованно решать финансовые вопросы и лучше планировать подготовку специалистов для про мышленности.
К 1970 г. все предприятия судостроительных подотраслей, кроме опытных, НИИ и ЦКБ, были переведены на работу по новой системе планирования и экономического стимулирования. План по реализо ванной продукции в судостроении был перевыполнен. Народное хо зяйство получило большое число судов различных типов и назначения.
§ 16 Виды производственных планов
По содержанию и степени конкретизации производственные планы разделяются на народнохозяйственные; отраслевые и заводские.
Н а р о д н о х о з я й с т в е н н ы е п л а н ы охватывают все отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, здравоохранение, культуру, образование и т. д. Они имеют территориальный принцип построе
ния, их |
составляют в |
целом по Союзу, по союзным республикам, |
краям, |
областям и районам. |
|
О т р а с л е в ы е |
п л а н ы разрабатываются по каждой отрасли |
промышленности — по министерствам и ведомствам, например по машиностроению, судостроению и т. д.
З а в о д с к и е п л а н ы охватывают деятельность отдельных предприятий.
Отраслевой план, как правило, более конкретно отражает плано вые народнохозяйственные задания. Например, народнохозяйствен ный план предусматривает определенное пополнение тоннажа транс портных и промысловых морских и речных судов (в тоннах грузо подъемности) и судов технического флота и буксиров (в единицах мощности главной энергетической установки). В отраслевом же плане это задание распределяется по типам судов с указанием их грузоподъ емности, мощности, времени и места постройки. В свою очередь отрас левой план конкретизируется в планах предприятий, которые вклю-, чают в свои техпромфинпланы постройку новых судов по типам, судо
6 8
ремонт, изготовление опытных образцов, продукции для других отраслей народного хозяйства, изделий народного потребления, по ставки по межзаводской кооперации и т. д. Кроме того, в них произ водится расчет объема реализуемой товарной продукции, товарного выпуска и других показателей по кварталам и месяцам, а для строя щихся судов указываются: построечные места, основные события постройки, начало запуска заказа в производство (обработки металла), время закладки на стапеле, погрузки машин, механизмов и приборов, спуска судна, начала швартовных и ходовых испытаний и сдачи судна заказчику.
Отраслевой план включает весь объем производства продукции отрасли в натуральном и денежном выражении с выделением заданий по основным предприятиям.
В п л а н с у д о с т р о и т е л ь н о й п р о м ы ш л е н н о с т и как отрасли включается: а) продукция, входящая в номенкла туру народнохозяйственного плана (новое судостроение, судоремонт и модернизация судов); б) продукция, распределяемая Госкомитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению для обеспечения общесоюзных и отраслевых нужд; в) новые виды продукции и изделия, имеющие важное значение для развития от расли, не учтенные в номенклатуре народнохозяйственного плана; г) изделия, обеспечивающие межотраслевые и внутриотраслевые и ко оперированные поставки (М3К); д) опытные работы; е) изготовление товаров народного потребления.
Кроме того, в отраслевом плане указываются мероприятия по освоению и увеличению производства продукции с высокими каче ственными показателями и одновременно предусматривается, по со гласованию с соответствующими организациями, снятие с производ ства устаревших видов продукции.
Разработка и внедрение новой техники и технологических меро приятий сопровождаются расчетами их экономической эффектив ности .
Разработке производственных планов предприятия или отрасли в целом предшествует работа по анализу производственной деятель ности за прошедший период: а) выполнения плана, а для отрасли — степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населе ния в важнейших видах продукции, изготовляемой предприятиями отрасли, заданий по освоению новых видов промышленной продукции по требованию заказчиков в соответствии с изменившимися условиями эксплуатации, требований ГОСТов и технических условий изготовле ния изделий; б) качественных сдвигов промышленного произ водства: снижения удельных затрат труда в нормо-часах, расхода материалов и топлива, электроэнергии на единицу мощности; в) тех нико-экономического уровня использования имеющихся производ ственных мощностей и действующих основных фондов; г) ввода в дей ствие производственных мощностей и сроков их освоения.
При составлении планов производства продукции все единицы измерения ее должны соответствовать установленным измерителям, предусмотренным в формах народнохозяйственных планов,, отражать
69
ее потребительские свойства и содержать стимулы к выпуску высоко качественных изделий.
По п р о д о л ж и т е л ь н о с т и п л а н и р у е м о г о п е р и о д а народнохозяйственные отраслевые планы и планы отдель ных предприятий подразделяются на п е р с п е к т и в н ы е и т е к у щ и е .
К п е р с п е к т ив н ы м относятся п л а н ы, составляемые на пятилетний период с разбивкой по годам. Перспективные планы на более длительные сроки — 10—20 лет — часто называют г е н е р а л ь н ы м и . Т е к у щ и е п л а н ы составляются на 1 год с по квартальной и помесячной разбивкой. Планы, составляемые на более
короткие сроки, называют о п е р а т и в н ы м и . |
, |
Внутризаводское планирование осуществляется |
в соответствии |
с техпромфинпланом предприятия; содержание и методы его разра ботки изложены в § 18.
§ 17 Перспективное планирование в судостроении
/Пятилетний перспективный план промышленного предприятия (отрасли) является основным документом, определяющим главные направления его развития производственно-хозяйственной деятель ности на планируемый период.
Составление перспективного плана судостроительной промышлен ности основывается на изучении обширных материалов по анализу деятельности предприятий и отрасли за истекший плановый период и контрольных заданий правительства на перспективу на использова нии научных методов и технических отечественных и зарубежных открытий, на выявленииимеющихся резервов и использовании опыта передовых предприятий/
Пятилетний план предприятия, в отличие от годового плана, дол жен быть направлен на решение коренных задач развития производ ства. В основу разработок перспективных планов предприятий и отрасли должны быть положены директивы партии и правительства по пятилетнему плану развития народного хозяйства и отдельных его отраслей. Так, по машиностроению и металлообработке предусматри вается в девятом пятилетии увеличение выпуска промышленной про дукции в 1,7 раза, товаров народного потребления в 2,2 раза при росте производительности труда в 1,5— 1,8 раза.
В соответствии с методическими указаниями Госплана СССР
отраслевые перспективные планы составляются на изготовление важнейших видов продукции (в натуральном и стоимостном выраже нии), определяющих главные направления и темпы развития отрасли, поставок на экспорт и выпуск товаров народного потребления.
Объем и характер программы судостроительной промышленности на перспективный период определяют исходя из потребностей народ ного хозяйства в судах и других плавучих средствах с учетом суще ствующих и наращивания новых производственных мощностей.
70