Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
водительность; д) трудоемкость изготовления продукции; е) план ввода нового оборудования и производственных мощностей и их убыль; ж) степень использования основных фондов и производствен ных мощностей за счет внедрения различных организационно технических мероприятий; з) нормативы межремонтных сроков и продолжительность ремонта оборудования.
Среднегодовая мощность предприятия Л4ср находится путем суммирования мощности, имеющейся на начало планируемого года, и среднегодового увеличения или уменьшения ее в планируемом году:
М —М |
А-М |
___М е |
12 ~ ч* |
’ |
||
•т ср — 1VL». |
г Т |
т в. в 12 |
1 У Івы б |
12 |
|
|
где УИН.г — мощность |
на |
начало |
планируемого |
года; |
М в в — вновь вводимая мощность; Чъ Ч2— число месяцев действия соответствующей мощности; МВЫб — выбытие мощности.
Производственная мощность предприятия выражается в основных видах продукции — в судах, машинах и. т. д. Остальная продукция приводится к основному виду продукции при помощи показателей трудоемкости.
Применительно к с у д о с т р о и т е л ь н ы м |
п р е д п р и я |
||||
т и я м |
производственная мощность |
вычисляется |
раздельно |
для |
|
цехов судостроительной и машиностроительной частей. |
|
||||
Производственная |
м о щ н о с т ь |
с у д о с т р о и т е л ь н о й |
|||
ч а с т и |
предприятия |
определяется |
максимально |
возможным |
вы |
пуском судов при полном использовании построечных мест (стапелей, слипов, сухих доков, эллингов), а также мощностью корпусообра батывающих, сборочно-сварочных и монтажных цехов.
Если суда строятся поточно-позиционным способом, то рассчиты вается пропускная способность поточно-позиционной линии (кон вейера).
Годовая пропускная способность стапелей или эллингов П (их мощность) вычисляется по формуле
где п — число стапельных мест, зависящее от размеров стапеля и главных размерений судна; D — число рабочих дней в году; t — среднее время, протекающее между спусками двух следующих друг за другом судов с учетом времени на подготовку и ремонт стапеля, сут.
Величина t определяется:
t = JL
Ріа ’
где Н — нормированная трудоемкость стапельных работ, нормо-час; р — среднее число рабочих на стапеле по технологическому плану; / — число часов работы на стапелях в сутки; а — прогрессивный коэффициент выработки норм на стапельных работах.
62
Производственную м о щ н о с т ь к о р п у с о о б р а б а т ы в а ю щ и х , с б о р о ч н о - с в а р о ч н ы х и м о н т а ж н ы х , ц е х о в можно определять числом тонн обработанного металла или количеством изготовленных корпусных конструкций. В практике планирования работы цехов судостроительных верфей и заводов вы работались укрупненные весовые показатели съема металла или металлических конструкций с 1 м2 производственных площадей цехов. При постройке судов различных типов этот показатель исполь зуют с применением поправочных коэффициентов для учета измене ния их технических характеристик и производственных условий.
При поточно-позиционном методе постройки судов годовую п р о
п у с к н у ю с п о с о б н о с т ь |
п о т о ч н о й |
л и н и и |
Пп |
можно найти из выражения |
|
|
|
где /л — такт поточной линии: |
|
|
|
1 _ |
Нл |
|
|
л ~ |
р'І'а' • |
|
|
Здесь Нл — нормированная трудоемкость постройки |
одного |
судна |
на всех позициях поточной линии, нормо-час; р' — количество рабо чих на всех позициях поточной линии в смену; V — количество часов работы поточной линии в сутки; а ' — прогрессивный коэффициент
выработки норм. |
м а ш и н о с т р о и т е л ь |
Производственная м о щ н о с т ь |
н о й ч а с т и предприятия рассчитывается на основании пропуск ной способности механических, механосборочных и сборочных цехов с учетом производственной мощности заготовительных и вспомо гательных цехов (в человеко-часах или станко-часах).
В номенклатуру изделий, принимаемых в основу расчета про пускной способности (мощности) механических цехов, включают только основные, ведущие изделия, выпускаемые массовым и серий ными способами. Единичные изделия объединяют по группам трудо емкости и учитывают по весу и в ценностном исчислении.
При расчете пропускную способность (мощность) механических цехов определяют по мощности основных групп оборудования в стан-. ко-часах, для чего производят расчет коэффициента пропускной способности оборудования, указывающего, на сколько может быть увеличен выпуск продукции по изделиям, принятым для расчета, по сравнению с годовой производственной программой завода по их выпуску.
Мощность цеха будет равна произведению количества основных изделий по плану на установленный коэффициент пропускной спо собности.
Коэффициент пропускной способности группы оборудования (или рабочих мест) определяют как отношение эффективного годового фонда времени работы данной группы оборудования к суммарной го-
63
довой трудоемкости работ с учетом выполнения норм в станко-часах по основным изделиям. Для всего оборудования в целом принимают единый коэффициент пропускной способности.
После определения производственной мощности основных под разделений и агрегатов производится проверка соответствия этим мощностям мощности других подразделений, в том числе и вспомога тельных цехов, для выявления «узких мест» и принятия мер по их ликвидации.
При определении производственной мощности действующего судо строительного предприятия мощности отдельных цехов, выраженные в годовом выпуске судов, могут не совпадать между собой, что вызы вает затруднения. Например, пропускная способность стапеля со ставляет 20 судов в год, производственная мощность корпусообраба тывающего цеха равна 6000 т корпусного металла в год, что при весе одного комплекта в 300 т позволяет обеспечить выпуск 20 судов в год, а сборочно-сварочный цех, поставляя 18 комплектов секций в год, является сдерживающим участком предприятия. Предусматривая, однако, необходимые меры (дополнительная механизация сборочно сварочных работ, дооборудование цеха, внедрение передовых методов производства и т. п.) производственную мощность предприятия можно довести до 20 судов в год.
Окончательный расчет производственной м о щ н о с т и п р е д
пр и я т и я позволяет выявить ее резервы по цехам и предприятию
вцелом с целью использования их для увеличения выпуска основных видов продукции, выполнения в порядке кооперирования закЗзов для других предприятий, устранения производственных диспропорций между участками и цехами.
Основой укрупненного расчета суммарной пропускной способно сти предприятия при отрасли в целом является сводный, или стапель ный график постройки судов. Сводные графики составляют по каж дому-построечному месту судостроительного предприятия обычно на год и два квартала следующего года. Но и в перспективном плани ровании они играют важную роль, так как при длительном сроке по стройки судов используется принцип непрерывности планирования.
В сводном графике приводится характеристика построечных мест (длина, ширина, допустимый спусковой вес), указывается тип и основные характеристики судна (грузоподъемность или мощность, заводской номер), отмечается техническая готовность на начало и конец года и основные этапы постройки судов с разбивкой по кварта лам и месяцам (рис. 2).
Сводный график формируется на основе типовых технологических планов постройки, которые составляются технологическими отделами проектных организаций на каждое судно без указания календарных сроков.
В сводном же графике по каждому судну указываются сроки об работки металла, сборки узлов и секций, закладки его на стапеле, погрузки машин и приборов, спуска, достройки, начала швартовных и ходовых испытаний, а также время сдачи заказчику. Такой график позволяет своевременно осуществлять подготовку производства по
64
NJet!
|
|
о <=: |
|
|
||
|
|
=L«=5 |
|
|
|
|
|
|
Ьн а а |
|
|
|
|
|
|
|
ГГ |
|
|
|
|
|
5Сt |
|
|
|
|
|
|
1 квар т ал |
|
|
|
|
3 |
|
<3 idgoKa1/ |
|
|
||
Je |
|
|
|
|||
*53 |
|
5 |
|
|
|
|
о |
|
ca. |
|
|
|
|
ca. |
|
а |
Qdgbon |
|
|
|
|
«ca |
|
|
|||
6 |
|
Je |
|
|
|
|
|
|
fei |
QdOtiUJ |
|
|
|
|
|
|
|
-яд |
|
|
c: |
|
|
adgüui 'TST |
|||
ta |
|
кВйртал |
-нэд |
§1 |
||
6 |
|
шоНгду |
||||
|
|
|||||
|
|
|
—ЭІ |
|||
23 |
|
|
|
|
||
|
Ш |
auinp |
|
I- |
||
a: |
|
— i^ |
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
Ö |
«нши |
C2:-1 |
||
|
|
e |
|
|
— |
|
|
|
ca. |
пѵи |
|
j |
|
|
|
ca |
|
|||
|
|
«ca |
|
|
|
|
|
|
5C |
чіraduv |
Щ ' |
||
|
|
fei |
||||
|
|
Ca |
iudvpi |
iT |
||
|
|
t3 |
airod |
|||
|
|
e |
||||
|
|
ca. |
-дэф |
|
|
|
|
|
а |
|
|
||
|
|
«es |
|
|
|
|
|
|
5er |
4iІоднц J . |
|||
|
|
|
||||
I |
е |
'*im |
|
|
||
i/i- |
у» |
|
|
|||
: со 5J |
'2 0Ш |
|
|
|||
:ll |
in |
»w |
|
|
||
|
ѵйзпздноя |
|
|
|||
|
ппнпі/ |
пип |
|
|
||
ѵиэипшз |
dausoH |
|
|
|||
'Vkпос/шзои ошоз^ |
|
|
||||
ddNQH |
ѵояздодпд |
io |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Qj |
VHpflQ ипш |
|
C5 |
||||
• |
a: |
|||||
ca |
ra |
|||||
піч> |
апнвдгѵн |
H |
ö , |
|||
Со |
со |
1■j t.>
>< a
a.
So
c:-i
t
1“T 2:
1I 1
ij t
s: -
1
|
L |
|
c |
1 |
LJL |
' |
3 |
1 |
i |
c |
|
1 |
|
i' |
|
T |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
J |
1 |
|
|
■so |
|
|
CsJ |
|
|
№ |
|
|
52ГГ |
Я41 |
ГТЭ |
•V- |
ITS |
iea |
« о |
»-a |
*ra |
Qj
Иs -
a:
C3
к
CL
c_ X
1I Г-
CO. S ><
c
i Э 1
5s:
c:! _
!
гj *
1
4 |
|
1 |
|
i |
|
u-a |
e g |
|
|
CSJ |
04j |
Ot |
Ol |
г е |
г : |
eg |
'•n |
t o |
|
- |
r |
|
CL• <*» c.> 5К
C-
=
c;i
1
■-
i1
e s
eh
to
et
О |
со |
|
! Й _ |
||
п |
||
»X |
|
|
О |
|
|
Он |
|
|
н |
|
|
« |
|
|
S |
|
|
■Ѳ- |
|
|
СЗ |
О |
|
и |
||
о , |
* |
|
« |
||
СО |
||
2 |
||
32 |
|
|
g |
|
|
CQ |
|
|
U |
|
|
s |
|
|
Си |
|
|
|
а |
|
|
I |
|
|
5 |
s я
5 С. П . Логинов |
65 |
любому из строящихся судов, оперативно планировать работу пред приятия и его цехов; рассчитывать производственную программу; определять количество строящихся и сдаваемых судов по типам, готовность каждого строящегося судна, размер валовой и реализуе мой товарной продукции и оплаченный заказчиками товарный вы пуск.
При крупносерийной постройке относительно мелких судов вместо стапельного графика составляется сводный график в каскадном ис полнении. Каскадный график содержит номер технологического этапа, его содержание (например, обработка металла, узловая сборка сек ций и блоков, номер позиции конвейера, достройка на плаву, испы тания и сдача), а также удельные значения трудоемкости, нарастание технической готовности судна и размер платежа заказчика по каж дому этапу.
Основой графика является план начала и окончания работ по технологическим этапам каждого порядкового номера судна.
Для планирования и координации работ по проектированию и постройке судов, в судостроении в последнее время используют метод сетевого планирования и управления (СПУ) по времени и стоимости, дальнейшим развитием которого является метод планирования и управления строительством корабля (ПУСК).
Основой системы сетевого планирования является графическая модель. Система СПУ включает множество взаимосвязанных элемен тов, выполняющих отдельные функции для получения общих резуль татов. Система отражает различные состояния и их динамичность, которые проявляются в постоянной смене этих состояний и в измене нии параметров отдельных элементов и системы в целом. Сетевая модель наглядно показывает последовательность, сроки начала и окончания и взаимную связь выполняемых работ, а также оптималь ные сроки получения результатов.
Система СПУ используется в составе автоматизированной системы управления (АСУ).
Методика разработки и использования СПУ в практической работе проектных, научно-исследовательских организаций и судостроитель ных предприятий изучается в курсе управления, организации и пла нирования производства.
§ 15
Экономическая реформа, ее значение для народного хозяйства
и судостроительной промышленности
Создание материально-технической базы коммунизма в нашей стране потребовало осуществления экономической реформы. Плани рование промышленности и управление ею, организованное по терри ториальному принципу, ввиду территориальной разобщенности не обеспечивали быстрых темпов развития, своевременного внедрения в производство достижений науки и техники, а также современной технологии. Методы планирования народного хозяйства и отдельных
66