Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водительность; д) трудоемкость изготовления продукции; е) план ввода нового оборудования и производственных мощностей и их убыль; ж) степень использования основных фондов и производствен­ ных мощностей за счет внедрения различных организационно­ технических мероприятий; з) нормативы межремонтных сроков и продолжительность ремонта оборудования.

Среднегодовая мощность предприятия Л4ср находится путем суммирования мощности, имеющейся на начало планируемого года, и среднегодового увеличения или уменьшения ее в планируемом году:

М —М

А-М

___М е

12 ~ ч*

•т ср — 1VL».

г Т

т в. в 12

1 У Івы б

12

 

где УИН.г — мощность

на

начало

планируемого

года;

М в в — вновь вводимая мощность; Чъ Ч2— число месяцев действия соответствующей мощности; МВЫб — выбытие мощности.

Производственная мощность предприятия выражается в основных видах продукции — в судах, машинах и. т. д. Остальная продукция приводится к основному виду продукции при помощи показателей трудоемкости.

Применительно к с у д о с т р о и т е л ь н ы м

п р е д п р и я ­

т и я м

производственная мощность

вычисляется

раздельно

для

цехов судостроительной и машиностроительной частей.

 

Производственная

м о щ н о с т ь

с у д о с т р о и т е л ь н о й

ч а с т и

предприятия

определяется

максимально

возможным

вы­

пуском судов при полном использовании построечных мест (стапелей, слипов, сухих доков, эллингов), а также мощностью корпусообра­ батывающих, сборочно-сварочных и монтажных цехов.

Если суда строятся поточно-позиционным способом, то рассчиты­ вается пропускная способность поточно-позиционной линии (кон­ вейера).

Годовая пропускная способность стапелей или эллингов П (их мощность) вычисляется по формуле

где п — число стапельных мест, зависящее от размеров стапеля и главных размерений судна; D — число рабочих дней в году; t — среднее время, протекающее между спусками двух следующих друг за другом судов с учетом времени на подготовку и ремонт стапеля, сут.

Величина t определяется:

t = JL

Ріа ’

где Н — нормированная трудоемкость стапельных работ, нормо-час; р — среднее число рабочих на стапеле по технологическому плану; / — число часов работы на стапелях в сутки; а — прогрессивный коэффициент выработки норм на стапельных работах.

62


Производственную м о щ н о с т ь к о р п у с о о б р а б а т ы ­ в а ю щ и х , с б о р о ч н о - с в а р о ч н ы х и м о н т а ж н ы х , ц е х о в можно определять числом тонн обработанного металла или количеством изготовленных корпусных конструкций. В практике планирования работы цехов судостроительных верфей и заводов вы­ работались укрупненные весовые показатели съема металла или металлических конструкций с 1 м2 производственных площадей цехов. При постройке судов различных типов этот показатель исполь­ зуют с применением поправочных коэффициентов для учета измене­ ния их технических характеристик и производственных условий.

При поточно-позиционном методе постройки судов годовую п р о ­

п у с к н у ю с п о с о б н о с т ь

п о т о ч н о й

л и н и и

Пп

можно найти из выражения

 

 

 

где /л — такт поточной линии:

 

 

 

1 _

Нл

 

 

л ~

р'І'а'

 

 

Здесь Нл — нормированная трудоемкость постройки

одного

судна

на всех позициях поточной линии, нормо-час; р' — количество рабо­ чих на всех позициях поточной линии в смену; V — количество часов работы поточной линии в сутки; а ' — прогрессивный коэффициент

выработки норм.

м а ш и н о с т р о и т е л ь ­

Производственная м о щ н о с т ь

н о й ч а с т и предприятия рассчитывается на основании пропуск­ ной способности механических, механосборочных и сборочных цехов с учетом производственной мощности заготовительных и вспомо­ гательных цехов (в человеко-часах или станко-часах).

В номенклатуру изделий, принимаемых в основу расчета про­ пускной способности (мощности) механических цехов, включают только основные, ведущие изделия, выпускаемые массовым и серий­ ными способами. Единичные изделия объединяют по группам трудо­ емкости и учитывают по весу и в ценностном исчислении.

При расчете пропускную способность (мощность) механических цехов определяют по мощности основных групп оборудования в стан-. ко-часах, для чего производят расчет коэффициента пропускной способности оборудования, указывающего, на сколько может быть увеличен выпуск продукции по изделиям, принятым для расчета, по сравнению с годовой производственной программой завода по их выпуску.

Мощность цеха будет равна произведению количества основных изделий по плану на установленный коэффициент пропускной спо­ собности.

Коэффициент пропускной способности группы оборудования (или рабочих мест) определяют как отношение эффективного годового фонда времени работы данной группы оборудования к суммарной го-

63


довой трудоемкости работ с учетом выполнения норм в станко-часах по основным изделиям. Для всего оборудования в целом принимают единый коэффициент пропускной способности.

После определения производственной мощности основных под­ разделений и агрегатов производится проверка соответствия этим мощностям мощности других подразделений, в том числе и вспомога­ тельных цехов, для выявления «узких мест» и принятия мер по их ликвидации.

При определении производственной мощности действующего судо­ строительного предприятия мощности отдельных цехов, выраженные в годовом выпуске судов, могут не совпадать между собой, что вызы­ вает затруднения. Например, пропускная способность стапеля со­ ставляет 20 судов в год, производственная мощность корпусообраба­ тывающего цеха равна 6000 т корпусного металла в год, что при весе одного комплекта в 300 т позволяет обеспечить выпуск 20 судов в год, а сборочно-сварочный цех, поставляя 18 комплектов секций в год, является сдерживающим участком предприятия. Предусматривая, однако, необходимые меры (дополнительная механизация сборочно­ сварочных работ, дооборудование цеха, внедрение передовых методов производства и т. п.) производственную мощность предприятия можно довести до 20 судов в год.

Окончательный расчет производственной м о щ н о с т и п р е д ­

пр и я т и я позволяет выявить ее резервы по цехам и предприятию

вцелом с целью использования их для увеличения выпуска основных видов продукции, выполнения в порядке кооперирования закЗзов для других предприятий, устранения производственных диспропорций между участками и цехами.

Основой укрупненного расчета суммарной пропускной способно­ сти предприятия при отрасли в целом является сводный, или стапель­ ный график постройки судов. Сводные графики составляют по каж­ дому-построечному месту судостроительного предприятия обычно на год и два квартала следующего года. Но и в перспективном плани­ ровании они играют важную роль, так как при длительном сроке по­ стройки судов используется принцип непрерывности планирования.

В сводном графике приводится характеристика построечных мест (длина, ширина, допустимый спусковой вес), указывается тип и основные характеристики судна (грузоподъемность или мощность, заводской номер), отмечается техническая готовность на начало и конец года и основные этапы постройки судов с разбивкой по кварта­ лам и месяцам (рис. 2).

Сводный график формируется на основе типовых технологических планов постройки, которые составляются технологическими отделами проектных организаций на каждое судно без указания календарных сроков.

В сводном же графике по каждому судну указываются сроки об­ работки металла, сборки узлов и секций, закладки его на стапеле, погрузки машин и приборов, спуска, достройки, начала швартовных и ходовых испытаний, а также время сдачи заказчику. Такой график позволяет своевременно осуществлять подготовку производства по

64


NJet!

 

 

о <=:

 

 

 

 

=L«=5

 

 

 

 

 

Ьн а а

 

 

 

 

 

 

ГГ

 

 

 

 

5Сt

 

 

 

 

 

1 квар­ т ал

 

 

 

3

 

<3 idgoKa1/

 

 

Je

 

 

 

*53

 

5

 

 

 

 

о

 

ca.

 

 

 

 

ca.

 

а

Qdgbon

 

 

 

«ca

 

 

6

 

Je

 

 

 

 

 

 

fei

QdOtiUJ

 

 

 

 

 

 

-яд

 

 

c:

 

 

adgüui 'TST

ta

 

кВйртал

-нэд

§1

6

 

шоНгду

 

 

 

 

 

ЭІ

23

 

 

 

 

 

Ш

auinp

 

I-

a:

 

i^

 

 

 

 

 

 

 

Ö

«нши

C2:-1

 

 

e

 

 

 

 

ca.

пѵи

 

j

 

 

ca

 

 

 

«ca

 

 

 

 

 

5C

чіraduv

Щ '

 

 

fei

 

 

Ca

iudvpi

iT

 

 

t3

airod

 

 

e

 

 

ca.

-дэф

 

 

 

 

а

 

 

 

 

«es

 

 

 

 

 

 

5er

4iІоднц J .

 

 

 

I

е

'*im

 

 

i/i-

у»

 

 

: со 5J

'2 0Ш

 

 

:ll

in

»w

 

 

 

ѵйзпздноя

 

 

 

ппнпі/

пип

 

 

ѵиэипшз

dausoH

 

 

'Vkпос/шзои ошоз^

 

 

ddNQH

ѵояздодпд

io

 

 

 

 

 

 

 

Qj

VHpflQ ипш

 

C5

a:

ca

ra

піч>

апнвдгѵн

H

ö ,

Со

со

1■j t.>

>< a

a.

So

c:-i

t

1“T 2:

1I 1

ij t

s: -

1

 

L

 

c

1

LJL

'

3

1

i

c

1

 

i'

 

T

 

1

 

1

 

1

J

1

 

 

■so

 

 

CsJ

 

 

 

 

52ГГ

Я41

ГТЭ

•V-

ITS

iea

« о

»-a

*ra

Qj

Иs -

a:

C3

к

CL

c_ X

1I Г-

CO. S ><

c

i Э 1

5s:

c:! _

!

гj *

1

4

 

1

 

i

 

u-a

e g

 

CSJ

04j

Ot

Ol

г е

г :

eg

'•n

t o

 

-

r

 

CL• <*» c.> 5К

C-

=

c;i

1

■-

i1

e s

eh

to

et

О

со

! Й _

п

»X

 

О

 

Он

 

н

 

«

 

S

 

■Ѳ-

 

СЗ

О

и

о ,

*

«

СО

2

32

 

g

 

CQ

 

U

 

s

 

Си

 

 

а

 

I

 

5

s я

5 С. П . Логинов

65


любому из строящихся судов, оперативно планировать работу пред­ приятия и его цехов; рассчитывать производственную программу; определять количество строящихся и сдаваемых судов по типам, готовность каждого строящегося судна, размер валовой и реализуе­ мой товарной продукции и оплаченный заказчиками товарный вы­ пуск.

При крупносерийной постройке относительно мелких судов вместо стапельного графика составляется сводный график в каскадном ис­ полнении. Каскадный график содержит номер технологического этапа, его содержание (например, обработка металла, узловая сборка сек­ ций и блоков, номер позиции конвейера, достройка на плаву, испы­ тания и сдача), а также удельные значения трудоемкости, нарастание технической готовности судна и размер платежа заказчика по каж­ дому этапу.

Основой графика является план начала и окончания работ по технологическим этапам каждого порядкового номера судна.

Для планирования и координации работ по проектированию и постройке судов, в судостроении в последнее время используют метод сетевого планирования и управления (СПУ) по времени и стоимости, дальнейшим развитием которого является метод планирования и управления строительством корабля (ПУСК).

Основой системы сетевого планирования является графическая модель. Система СПУ включает множество взаимосвязанных элемен­ тов, выполняющих отдельные функции для получения общих резуль­ татов. Система отражает различные состояния и их динамичность, которые проявляются в постоянной смене этих состояний и в измене­ нии параметров отдельных элементов и системы в целом. Сетевая модель наглядно показывает последовательность, сроки начала и окончания и взаимную связь выполняемых работ, а также оптималь­ ные сроки получения результатов.

Система СПУ используется в составе автоматизированной системы управления (АСУ).

Методика разработки и использования СПУ в практической работе проектных, научно-исследовательских организаций и судостроитель­ ных предприятий изучается в курсе управления, организации и пла­ нирования производства.

§ 15

Экономическая реформа, ее значение для народного хозяйства

и судостроительной промышленности

Создание материально-технической базы коммунизма в нашей стране потребовало осуществления экономической реформы. Плани­ рование промышленности и управление ею, организованное по терри­ ториальному принципу, ввиду территориальной разобщенности не обеспечивали быстрых темпов развития, своевременного внедрения в производство достижений науки и техники, а также современной технологии. Методы планирования народного хозяйства и отдельных

66