Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судов, например судов, оснащенных специальным технологическим оборудованием для переработки рыбы, еще выше. При этом коли­ чество предприятий, участвующих в постройке судна, обычно до­ стигает 200—250 (в постройке атомного ледокола «Ленин» участво­ вало около 500 предприятий — поставщиков оборудования, мате­ риалов и изделий).

По мере развития производства судовых механизмов и обору­ дования на специализированных машиностроительных предприятиях, судостроительные заводы освобождаются от их изготовления. Высво­ бождающаяся площадь обычно используется для расширения цехов верфи, что способствует увеличению их пропускной способности.

Существовавшие в прошлом производственные связи между различными предприятиями регулировались в основном админи­ стративными методами. В результате осуществления новой хозяй­ ственной реформы значительно укрепились хозрасчетные отношения между поставщиком и покупателем, т. е. повысилась роль экономи­ ческих факторов: расширились их взаимные права и повысилась материальная ответственность за невыполнение договорных обяза­ тельств (как правило возмещаются причененные убытки).

Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, за­ благовременно договариваются с предприятиями-потребителями или сбытовыми организациями об „ ассортименте, объеме, качестве и сроках поставок продукции и формируют портфель заказов.

Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусматривают дальнейшее развитие экономически целесообразных прямых хозяй­ ственных связей между предприятиями на длительный период.

§ 12 Применение балансового метода в планировании

В целях установления научно обоснованных темпов развития народного хозяйства, правильных пропорций производства и потреб­ ления отдельных видов продукции и развития отраслей промышлен­ ности, а также в целях совершенствования экономических связей между ними, в планировании широко применяют балансовый метод.

Межотраслевые и отраслевые балансы отражают процесс расши­ ренного воспроизводства и составляются как в стоимостном, так

ив натуральном выражении. Разработка и обоснование плановых заданий, основанные на использовании балансового метода в плани­ ровании, впервые у нас были применены при составлении плана ГОЭЛРО.

Впрактике планирования применяются различные виды балан­ сов: производства и потребления, рабочей силы, потребления электро­ энергии, материальные, стоимостные, отраслевые и межотраслевые

икак обобщающий — баланс всего народного хозяйства.

Баланс предполагает равенство итогов и имеет две стороны: 1) ресурсы и источники их образования; 2) потребность в них и рас­ пределение.

57


Далее рассмотрим отдельные виды баланса.

Составление материальных балансов, в частности, позволяет установить экономические пропорции по производству различных материальных ценностей: металла, машин, оборудования, а также выявить излишние или недостающие производственные мощности. Типовая схема материального баланса приведена в табл. 3 .

Т а б л и ц а 3

Схема межотраслевого материального баланса (наименование продукции в натуральных единицах измерения)

Статьи баланса

Ресурсы

Ресурсы — всего В том числе:

производство прочие поступления (из резерва и пр.)

остатки у поставщиков на начало года остатки у потребителей на начало года импорт

Распределение

Распределение — всего В том числе:

производственно-эксплуатационные нужды капитальное строительство прочие статьи расхода

остатки у поставщиков на конец года » у потребителей на конец года

экспорт

Отчетны ft

Планируемый

год

год

При составлении межотраслевых материальных балансов учиты­ вается потребность промышленности в новых материалах, более эф­ фективных машинах и оборудовании, которые способствуют повы­ шению качества судостроительной продукции или ее эксплуатацион­ ной надежности.

Потребность в морском и речном транспортном и промысловом флоте определяется на основе разработки межотраслевого баланса потребности по типам судов для различных отраслей народного хозяйства (табл. 4). Расчеты пополнения флота транспортными и промысловыми судами выполняются раздельно по каждому типу судов с указанием их проектов и основных характеристик. При этом учитывают потребности народного хозяйства по министерствам и ведомствам в технических, специальных и вспомогательных судах и в других плавучих средствах, а также предложения внешнеторговых

58

 

 

Т а б л и ц а 4

Схема баланса тоннажа морского и речного

 

транспортного и промыслового флота

 

на ----------------- 197

г.

 

Статьи баланса

Кол нчество

Тоннаж

судов

Наличие на начало периода Поступление:

от отечественной промышленности импорт

Убыль (списание за ветхостью и вследствие износа)

Наличие на конец периода

организаций по поставке судов на экспорт.. Все заявки суммируют и тем самым выявляют общую потребность страны в судах и плаву­ чих средствах на планируемый период.

Потрёбности судостроительной промышленности в материалах и оборудовании учитываются в материальных балансах, составляе­ мых в соответствующих отраслях промышленности.

Народнохозяйственный баланс производства и потребления и межотраслевые материальные балансы составляются Госпланом

СССР и Госпланами

союзных республик соответственно.

§

13

Применение в планировании методов научного прогнозирования

При планировании развития производства отдельного пред­ приятия или отрасли в целом в последнее время стали применять научные методы' прогнозирования. Долгосрочные прогнозы имеют большое народнохозяйственное значение в повышении научной обос­ нованности перспективных планов, особенно в развитии отдельных отраслей промышленности при разработке проблем повышения технического уровня производства.

Прогноз означает предвидение изменений в развитии или исходе каких-либо событий, явлений или процессов.

Термин «экономическое прогнозирование» возник при разработке гипотез экономического развития в условиях неуправляемой капи­ талистической экономики.

В социалистическом хозяйстве применение методов прогнозиро­ вания имеет характер, отличный от капиталистического.

Прогнозирование не может заменить планирование — это вели­ кое преимущество социализма.

Экономическое прогнозирование в системе планирования должно вооружать работников плановых органов научно обоснованной хо­ зяйственной стратегией. {Прогнозирование также необходимо при

59


разработке путей н мер воздействия на экономику отрасли пли пред­ приятия на основе познания сущности и количественной оценки тенденций экономического развития. Если план формирует экономи­ ческие задачи на основе принятого решения и носищ директивный, мобилизующий характер, то прогнозирование представляет собой своеобразную разведку будущего с учетом опыта прошлого, поиск реалистического, экономически верного решения. Прогнозирование может стать аналитическим инструментом познания закономерностей и механизма социалистического воспроизводства и помогает раскры­ вать тенденции экономических процессов, действующих в народном хозяйстве или в отдельных отраслях, определять возможные направ­ ления экономического развития при составлении долгосрочных перспективных планов. Основанное на глубоком анализе, прогнози­ рование является необходимым условием научного обоснования пер­ спективных планов развития народного хозяйства, создает предпо­ сылки для внедрения в производство достижений науки и техники, оптимального распределения капитальных вложений и подготовки необходимых кадров.

В связи со сложностью проблем экономического анализа и предви­ дения методы прогнозирования могут быть разнообразными. Так, разработка народнохозяйственных и отраслевых прогнозов предпола­ гает широкое использование научных методов: экономико-математи­ ческих, включающих ряд научных дисциплин, экономико-статисти­ ческих, нормативного и т. д. Прогнозирование предполагает также широкое использование метода экстраполяции. В статистике под экстраполяцией понимают метод распространения выводов, получен­ ных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его или на другую часть совокупности, например на другую территорию, на будущее время и т. д. Эти методы дифференцируются в зависимости от содержания экономических явлений, специфики задач и времени.

Большое значение для прогнозирования развития отдельных отраслей промышленности может иметь метод корреляции, а также методы линейного и нелинейного динамического программирования. В ряде случаев могут быть полезными методы оптимального регули­ рования и эвристического программирования. Они могут быть использованы для определения связи многофакторных явлений и искомых величин с располагаемым набором базовых показателей.

Перечисленные методы могут быть применены для определения направления развития судостроительной промышленности, техни­ ческого прогресса и производственных мощностей отрасли, а также роста объема производства, его эффективности, производительности труда, потребности в материалах, оборудовании, рабочей силе и т. п.

При прогнозировании развития науки и техники применим также так называемый метод экспертных оценок. Он основан на исполь­ зовании гипотез крупных ученых, работающих в той или иной об­ ласти науки или техники. При этом исследуется также отечественная и зарубежная патентная информация, отражающая последние этапы развития техники и технологических процессов. Изучение этой ин­ формации позволяет наблюдать и учитывать тенденции технического

60



развития основных и смежных отраслей промышленности, которые тоже могут стать основными в недалеком будущем.

Построение многочисленных экономических гипотез и процессов расширенного воспроизводства возможно на основе применения методов математического моделирования, которые в настоящее время разрабатываются и внедряются в практику работы судостроительных предприятий, научных и проектных организаций.

Методы прогнозирования в значительной степени способствуют развитию технико-экономического планирования в судостроении.

§ 14 Методы определения производственной мощности

судостроительного предприятия

Необходимой предпосылкой установления производственной про­ граммы для судостроения является определение производственных мощностей судостроительных предприятий.

Под производственной мощностью предприятия следует пони­ мать максимально возможный годовой выпуск продукции по номен­ клатуре и ассортименту, установленных планом, при полном исполь­ зовании производственного оборудования и площадей. По предприя­ тиям, введенным в действие на полную проектную мощность, но еще не освоившим ее, за наличную принимается эта мощность.

Производственная мощность предприятия определяется по мощ­ ности ведущих цехов, в которых производятся наиболее трудоемкие работы и имеются наибольшие основные фонды.

Под наиболее эффективным использованием основных производ­ ственных фондов понимается наилучшее использование производ­ ственных площадей и оборудования с учетом ликвидации «узких мест» в производстве, а под передовой технологией — применение наивыгоднейших технологических процессов, обеспечивающих пол­ ное использование оборудования, уменьшение трудовых затрат, со­ кращение расходов материалов, электроэнергии, топлива и улучше­ ние качества продукции.

Мощность монтажных и достроечных цехов определяется в основ­ ном числом рабочих и трудоемкостью монтажных и достроечных работ. Пропускная способность достроечной набережной вычисляется путем сопоставления существующей длины набережной, с длиной, необходимой для выполнения всего объема работ на строящихся судах, которую находят по размерам судов, продолжительности до­ строечного периода и способа их постановки у набережной. Средне­ годовую мощность рассчитывают с учетом плановых сроков ввода в эксплуатацию новых и выбытия действующих мощностей.

Исходными материалами для определения производственной мощности предприятия являются: а) номенклатура производствен­ ной программы и процентное соотношение отдельных видов продук­ ции; б) фонд времени работы оборудования и неизбежных технологи­ ческих простоев; в) данные учета мощностей, оборудования и размера имеющихся площадей; г) режимы работы оборудования и его произ­

61