Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
судов, например судов, оснащенных специальным технологическим оборудованием для переработки рыбы, еще выше. При этом коли чество предприятий, участвующих в постройке судна, обычно до стигает 200—250 (в постройке атомного ледокола «Ленин» участво вало около 500 предприятий — поставщиков оборудования, мате риалов и изделий).
По мере развития производства судовых механизмов и обору дования на специализированных машиностроительных предприятиях, судостроительные заводы освобождаются от их изготовления. Высво бождающаяся площадь обычно используется для расширения цехов верфи, что способствует увеличению их пропускной способности.
Существовавшие в прошлом производственные связи между различными предприятиями регулировались в основном админи стративными методами. В результате осуществления новой хозяй ственной реформы значительно укрепились хозрасчетные отношения между поставщиком и покупателем, т. е. повысилась роль экономи ческих факторов: расширились их взаимные права и повысилась материальная ответственность за невыполнение договорных обяза тельств (как правило возмещаются причененные убытки).
Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, за благовременно договариваются с предприятиями-потребителями или сбытовыми организациями об „ ассортименте, объеме, качестве и сроках поставок продукции и формируют портфель заказов.
Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусматривают дальнейшее развитие экономически целесообразных прямых хозяй ственных связей между предприятиями на длительный период.
§ 12 Применение балансового метода в планировании
В целях установления научно обоснованных темпов развития народного хозяйства, правильных пропорций производства и потреб ления отдельных видов продукции и развития отраслей промышлен ности, а также в целях совершенствования экономических связей между ними, в планировании широко применяют балансовый метод.
Межотраслевые и отраслевые балансы отражают процесс расши ренного воспроизводства и составляются как в стоимостном, так
ив натуральном выражении. Разработка и обоснование плановых заданий, основанные на использовании балансового метода в плани ровании, впервые у нас были применены при составлении плана ГОЭЛРО.
Впрактике планирования применяются различные виды балан сов: производства и потребления, рабочей силы, потребления электро энергии, материальные, стоимостные, отраслевые и межотраслевые
икак обобщающий — баланс всего народного хозяйства.
Баланс предполагает равенство итогов и имеет две стороны: 1) ресурсы и источники их образования; 2) потребность в них и рас пределение.
57
Далее рассмотрим отдельные виды баланса.
Составление материальных балансов, в частности, позволяет установить экономические пропорции по производству различных материальных ценностей: металла, машин, оборудования, а также выявить излишние или недостающие производственные мощности. Типовая схема материального баланса приведена в табл. 3 .
Т а б л и ц а 3
Схема межотраслевого материального баланса (наименование продукции в натуральных единицах измерения)
Статьи баланса
Ресурсы
Ресурсы — всего В том числе:
производство прочие поступления (из резерва и пр.)
остатки у поставщиков на начало года остатки у потребителей на начало года импорт
Распределение
Распределение — всего В том числе:
производственно-эксплуатационные нужды капитальное строительство прочие статьи расхода
остатки у поставщиков на конец года » у потребителей на конец года
экспорт
Отчетны ft |
Планируемый |
год |
год |
При составлении межотраслевых материальных балансов учиты вается потребность промышленности в новых материалах, более эф фективных машинах и оборудовании, которые способствуют повы шению качества судостроительной продукции или ее эксплуатацион ной надежности.
Потребность в морском и речном транспортном и промысловом флоте определяется на основе разработки межотраслевого баланса потребности по типам судов для различных отраслей народного хозяйства (табл. 4). Расчеты пополнения флота транспортными и промысловыми судами выполняются раздельно по каждому типу судов с указанием их проектов и основных характеристик. При этом учитывают потребности народного хозяйства по министерствам и ведомствам в технических, специальных и вспомогательных судах и в других плавучих средствах, а также предложения внешнеторговых
58
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Схема баланса тоннажа морского и речного |
|
|
транспортного и промыслового флота |
|
|
на ----------------- 197 |
г. |
|
Статьи баланса |
Кол нчество |
Тоннаж |
судов |
Наличие на начало периода Поступление:
от отечественной промышленности импорт
Убыль (списание за ветхостью и вследствие износа)
Наличие на конец периода
организаций по поставке судов на экспорт.. Все заявки суммируют и тем самым выявляют общую потребность страны в судах и плаву чих средствах на планируемый период.
Потрёбности судостроительной промышленности в материалах и оборудовании учитываются в материальных балансах, составляе мых в соответствующих отраслях промышленности.
Народнохозяйственный баланс производства и потребления и межотраслевые материальные балансы составляются Госпланом
СССР и Госпланами |
союзных республик соответственно. |
§ |
13 |
Применение в планировании методов научного прогнозирования
При планировании развития производства отдельного пред приятия или отрасли в целом в последнее время стали применять научные методы' прогнозирования. Долгосрочные прогнозы имеют большое народнохозяйственное значение в повышении научной обос нованности перспективных планов, особенно в развитии отдельных отраслей промышленности при разработке проблем повышения технического уровня производства.
Прогноз означает предвидение изменений в развитии или исходе каких-либо событий, явлений или процессов.
Термин «экономическое прогнозирование» возник при разработке гипотез экономического развития в условиях неуправляемой капи талистической экономики.
В социалистическом хозяйстве применение методов прогнозиро вания имеет характер, отличный от капиталистического.
Прогнозирование не может заменить планирование — это вели кое преимущество социализма.
Экономическое прогнозирование в системе планирования должно вооружать работников плановых органов научно обоснованной хо зяйственной стратегией. {Прогнозирование также необходимо при
59
разработке путей н мер воздействия на экономику отрасли пли пред приятия на основе познания сущности и количественной оценки тенденций экономического развития. Если план формирует экономи ческие задачи на основе принятого решения и носищ директивный, мобилизующий характер, то прогнозирование представляет собой своеобразную разведку будущего с учетом опыта прошлого, поиск реалистического, экономически верного решения. Прогнозирование может стать аналитическим инструментом познания закономерностей и механизма социалистического воспроизводства и помогает раскры вать тенденции экономических процессов, действующих в народном хозяйстве или в отдельных отраслях, определять возможные направ ления экономического развития при составлении долгосрочных перспективных планов. Основанное на глубоком анализе, прогнози рование является необходимым условием научного обоснования пер спективных планов развития народного хозяйства, создает предпо сылки для внедрения в производство достижений науки и техники, оптимального распределения капитальных вложений и подготовки необходимых кадров.
В связи со сложностью проблем экономического анализа и предви дения методы прогнозирования могут быть разнообразными. Так, разработка народнохозяйственных и отраслевых прогнозов предпола гает широкое использование научных методов: экономико-математи ческих, включающих ряд научных дисциплин, экономико-статисти ческих, нормативного и т. д. Прогнозирование предполагает также широкое использование метода экстраполяции. В статистике под экстраполяцией понимают метод распространения выводов, получен ных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его или на другую часть совокупности, например на другую территорию, на будущее время и т. д. Эти методы дифференцируются в зависимости от содержания экономических явлений, специфики задач и времени.
Большое значение для прогнозирования развития отдельных отраслей промышленности может иметь метод корреляции, а также методы линейного и нелинейного динамического программирования. В ряде случаев могут быть полезными методы оптимального регули рования и эвристического программирования. Они могут быть использованы для определения связи многофакторных явлений и искомых величин с располагаемым набором базовых показателей.
Перечисленные методы могут быть применены для определения направления развития судостроительной промышленности, техни ческого прогресса и производственных мощностей отрасли, а также роста объема производства, его эффективности, производительности труда, потребности в материалах, оборудовании, рабочей силе и т. п.
При прогнозировании развития науки и техники применим также так называемый метод экспертных оценок. Он основан на исполь зовании гипотез крупных ученых, работающих в той или иной об ласти науки или техники. При этом исследуется также отечественная и зарубежная патентная информация, отражающая последние этапы развития техники и технологических процессов. Изучение этой ин формации позволяет наблюдать и учитывать тенденции технического
60
развития основных и смежных отраслей промышленности, которые тоже могут стать основными в недалеком будущем.
Построение многочисленных экономических гипотез и процессов расширенного воспроизводства возможно на основе применения методов математического моделирования, которые в настоящее время разрабатываются и внедряются в практику работы судостроительных предприятий, научных и проектных организаций.
Методы прогнозирования в значительной степени способствуют развитию технико-экономического планирования в судостроении.
§ 14 Методы определения производственной мощности
судостроительного предприятия
Необходимой предпосылкой установления производственной про граммы для судостроения является определение производственных мощностей судостроительных предприятий.
Под производственной мощностью предприятия следует пони мать максимально возможный годовой выпуск продукции по номен клатуре и ассортименту, установленных планом, при полном исполь зовании производственного оборудования и площадей. По предприя тиям, введенным в действие на полную проектную мощность, но еще не освоившим ее, за наличную принимается эта мощность.
Производственная мощность предприятия определяется по мощ ности ведущих цехов, в которых производятся наиболее трудоемкие работы и имеются наибольшие основные фонды.
Под наиболее эффективным использованием основных производ ственных фондов понимается наилучшее использование производ ственных площадей и оборудования с учетом ликвидации «узких мест» в производстве, а под передовой технологией — применение наивыгоднейших технологических процессов, обеспечивающих пол ное использование оборудования, уменьшение трудовых затрат, со кращение расходов материалов, электроэнергии, топлива и улучше ние качества продукции.
Мощность монтажных и достроечных цехов определяется в основ ном числом рабочих и трудоемкостью монтажных и достроечных работ. Пропускная способность достроечной набережной вычисляется путем сопоставления существующей длины набережной, с длиной, необходимой для выполнения всего объема работ на строящихся судах, которую находят по размерам судов, продолжительности до строечного периода и способа их постановки у набережной. Средне годовую мощность рассчитывают с учетом плановых сроков ввода в эксплуатацию новых и выбытия действующих мощностей.
Исходными материалами для определения производственной мощности предприятия являются: а) номенклатура производствен ной программы и процентное соотношение отдельных видов продук ции; б) фонд времени работы оборудования и неизбежных технологи ческих простоев; в) данные учета мощностей, оборудования и размера имеющихся площадей; г) режимы работы оборудования и его произ
61