Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дельных полуфабрикатов, деталей, моделей, штампов, приспособле­ ний, специальных инструментов для других предприятий по разо­ вым заказам; в) на услуги, оказываемые другим предприятиям и хозяйственным организациям (например, отпуск сжатого воздуха, пара, воды, транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные ра­ боты и работы заводских лабораторий); г) на выполненные разовые экспериментальные заказы, изготовленные отдельные экземпляры оборудования, не предусмотренного планом, для других промыш­ ленных, научно-исследовательских и хозяйственных организаций.

В целях стимулирования снижения себестоимости продукции на судостроительных предприятиях, цены на суда устанавливаются на 5 лет, при этом цена может быть пересмотрена, если' прибыль превысит первоначально установленный уровень в 2 раза.

В настоящее время в судостроительной промышленности дей­ ствуют следующие виды оптовых цен: ориентировочные, твердые

(постоянные, или прейскурантные), временные,

разовые, • условные

и розничные.

о п т о в ы е

ц е н ы устанавли­

О р и е н т и р о в о ч н ы е

ваются только на суда и плавсредства, подлежащие постройке по новым проектам, индивидуально для каждого судостроительного завода на головное судно и на все суда серии, начинаемые построй­ кой до утверждения первой твердой оптовой цены. Ориентировоч­ ные цены на новые суда составляются ЦКБ-проектантами на ста­ дии технического проекта и согласовываются с заводом-строителем. Если при 75%-ной готовности судна определить твердую оптовую цену невозможно, устанавливается у т о ч н е н н а я о р и е н т и ­

р о в о ч н а я ц е н а ,

которая переводится в твердую оптовую

цену после сдачи судна

заказчику.

Уточненная ориентировочная цена применяется на серийные суда, начатые постройкой до утверждения твердой оптовой цены.

Ориентировочная цена на головное судно переводится в твердую после сдачи судна заказчику не позднее чем через 1 месяц.

Т в е р д ы е о п т о в ы е ц е н ы (они же постоянные) служат для окончательного расчета завода-строителя с заказчиком. Эти цены, устанавливаемые на всю освоенную производством продук­ цию, без ограничения, срока действия.

В связи с требованиями заказчика, ориентировочные цены мо­ гут пересматриваться и уточняться на основании калькуляционных материалов, составляемых заводами-строителями. Уточнение ориен­ тировочных цен, как правило, предусматривается в плане последую­ щего года, и эти цены вводятся в действие с 1 января планируемого года. Платежи за выполненные этапы работ в текущем году произво­ дятся по действующим ценам, а после их уточнения делается пере­ расчет на новые цены всех работ.с начала постройки судна.

В р е м е н н ы е о п т о в ы е ц е н ы с указанием срока их действия вводятся только на изделия, впервые осваиваемые в СССР

и предназначаемые к серийному изготовлению. К этим изделиям относится продукция, не имеющая аналогов или имеющая по сравне­ нию с ними элементы новизны (приобретенная по лицензиям или

141



авторским свидетельствам, включенная в план новой техники Мини­ стерства, Комитета по делам, изобретений и открытий).

На продукцию с длительным циклом производства, серийное изготовление которой начинается во втором полугодии, устанавли­ вается временная оптовая цена до конца планируемого года. Если срок действия временных цен истекает, взамен их должны состав­ ляться проекты постоянных оптовых цен.

По судоремонту, модернизации и переоборудованию оптовые цены устанавливаются при 80%-ной технической готовности работ, а на доковый ремонт — при 50%-ной готовности.

Временные цены переводятся в постоянные или твердые с на­ чала квартала. Твердая цена должна быть утверждена Государст­ венным комитетом цен Совета Министров СССР. Ориентировочные и твердые оптовые цены на суда единичной постройки и на разбор­ ные суда утверждаются министерством-поставщиком по согласо­ ванию с министерством-заказчиком. Оптовые цены на продукцию, поставляемую в порядке кооперирования для строительства судов (судовые вспомогательные механизмы, индивидуальная арматура, корпусные детали, специальная мебель и прочие комплектующие изделия и оборудование серийного производства), утверждают Мини­ стерство и Государственный комитет цен Совета Министров СССР.

Ответственным в ценообразовании является установление цены на разовые заказы. К продукции, изготовляемой по разовым зака­ зам (по индивидуальным чертежам и спецификациям, для одного заказчика) относятся отдельные изделия или партии однородных изделий, не предназначаемых к серийному производству, и не по­ вторяющихся в производстве на протяжении 2 смежных лет.

К продукции, выполняемой по разовым заказам, не относятся изделия, изготовляемые по техническим условиям для серийного производства, даже в том случае, если для данного предприятия их изготовление осуществляется в порядке индивидуального (ра­ зового) заказа или если по требованию заказчика внесены измене­ ния в комплектацию, размеры или в технологическое исполнение,

направленные на

улучшение технико-экономических показателей.

В таких случаях

применяются о п т о в ы е п р е й с к у р а н т ­

н ы е ц е н ы с доплатами или скидками в порядке, предусмотрен­ ном в прейскурантах или по договоренности с заказчиком. '

Предприятиям предоставлено право устанавливать разовые цены на продукцию, по которой отсутствуют утвержденные в установлен­ ном порядке оптовые цены. Предприятие-изготовитель обязано пред­ ставить заказчику сметную калькуляцию с постатейным перечнем затрат и с указанием процента рентабельности. Размер последней должен соответствовать рентабельности, предусмотренной планом на данный год по основной продукции.

Норматив рентабельности на основную продукцию предприятия в отдельных отраслях промышленности устанавливается вышестоя­ щей организацией и должен составлять 10—20% к производствен­ ным фондам. Если рентабельность не установлена, то ее надо считать равной 10%. Все излишне полученные средства (сверх

142


10%-ной рентабельности) предприятие обязано внести в государст­ венный бюджет.

Во всех случаях установления разовых цен или оптовых цен по разовым заказам фактическая рентабельность не должна превы­ шать плановую, установленную для данного предприятия.

На новую продукцию, впервые осваиваемую в Советском Союзе, или изготовленную по лицензии, или созданную рационализаторами и изобретателями, вводится у с л о в н а я о п т о в а я ц е н а . Условная цена служит и для предварительных расчетов.

Срок действия условной цены при цикле изготовления продук­

ции в

6 мес. — 9

мес., при

цикле изготовления в 9 мес. •—• 15 мес.

Сроки

действия условных

цен

по согласованию с Госкомитетом

цен СМ СССР могут быть продлены.

Р о з н и ч н ы е

о п т о в ы е

ц е н ы устанавливаются на то­

вары народного потребления. При этом в розничную цену предприя­ тия входит оптовая цена, налог с оборота плюс торговая скидка.

В целях систематического снижения оптовых цен на новую про­ дукцию производственно-технического назначения и создание нор­ мальных условий для работы промышленных предприятий Госу­ дарственным комитетом цен Совета Министров СССР разработаны методические указания о внедрении в практику ценообразования на продукцию машиностроения ступенчатых оптовых цен. С введе­ нием этой системы цен предусматривается: поддержание должного соответствия оптовых цен при предполагаемом в перспективе из­ менении условий производства; создание необходимых экономиче­ ских условий, побуждающих предприятия к современной замене устаревшей продукции новыми, технически прогрессивными и эко­ номически эффективными изделиями; возможность учета заранее, при разработке планов, предстоящих изменений оптовых цен, повы­ шение их гибкости и правильная ориентация потребителей в уров­ нях оптовых цен на конкретную продукцию в планируемом периоде.

Под с т у п е н ч а т о й ц е н о й понимается ряд ступеней по­ следовательно снижающихся цен, устанавливаемых на одно и то же изделие на период его серийного выпуска.

Всвязи с повышенными требованиями на продукцию, поставляе­ мую на экспорт, устанавливаются надбавки к цене в размере до 20%,

ана ту же продукцию для работы в тропических условиях — не более 30%.

Вслучае выявления фактов завышения оптовых цен, получен­ ная дополнительная выручка должна изыматься в доход государства.

Цена на изделия и оборудование, поставляемые в порядке ко­ оперирования, если нет прейскурантных цен, устанавливаются по согласованию с заказчиком. Если изделия машиностроительной части завода предназначены для комплектации судов, строящихся на дан­ ном заводе, стоимость их включается в калькуляцию судна по каль­ куляционным статьям.

143


§ 31

Прибыль и рентабельность. Фонды, образуемые из прибыли

Реализуя изготовленную продукцию, предприятие покрывает, доходами от реализации свои затраты и получает прибыль.

Прибыль определяется как разница между оптовой ценой про­ дукции и ее себестоимостью и выступает как показатель экономи­ ческой эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Другим важным показателем является рентабельность. Если прибыль исчисляется в абсолютном выражении (в рублях) и харак­ теризует результаты работы предприятия, то рентабельность опре­ деляется в процентах и позволяет оценивать качественную сторону экономической деятельности предприятия, сопоставлять эффектив­ ность работы нескольких предприятий, отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства.

Для оценки деятельности предприятия за планируемый период необходимо знать не только размер прибыли, но и уровень его рен­ табельности, степень использования основных и оборотных фондов, предоставляемых предприятию государством.

Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­ новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств представляет собой экономическую эффективность использования этих фондов и средств (рентабельность), т. е. прибыль, приходя­ щуюся на каждый рубль этих фондов (подробнее см. главу III, § 19).

Рентабельность промышленных предприятий возрастает из года

вгод. Это объясняется, во-первых, мобилизацией внутренних ре­ зервов, а во-вторых — пересмотром оптовых цен в сторону сближе­ ния их с общественно необходимыми затратами на производство.

Так, в судостроении цены на продукцию несколько повысились,

всвязи с установлением новой нормы прибыли, которая экономичес­ кой реформы была низкой. Низкий процент рентабельности не позволял образовывать необходимые фонды экономического стиму­ лирования и сдерживал техническое развитие судостроительных предприятий.

Рентабельность судостроительного предприятия зависит от ряда факторов. К их числу относится прежде всего выполнение производ­ ственной программы, особенно по сдаче построенных судов, так как прибыль реализуется только после того, как судно сдано по акту заказчику. Увеличение объёма производства и снижение себестои­ мости продукции непосредственно влияют на рентабельность ра­ боты отдельных предприятий и отрасли в целом.

Одним из условий повышения рентабельности судостроительного предприятия является улучшение работы его хозяйственных служб, от которых зависит ' ликвидация непроизводительных расходов (штрафов, пени, неустоек), убытков от неудовлетворительного хра­ нения материальных ценностей на складах предприятия и в цехах, ликвидация дебиторской задолженности и т. п.

144