Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

судна.

СУДНА

цены

оптовой

ОПТОВАЯ ЦЕНА

Схема формирования

 

6.

 

Рис.

9 С. П. Логинов

129

Т а б л и ц а 8

Укрупненный сметно-калькуляционный расчет стоимости постройки судна и образования оптовой цены (цифры условные)

 

 

 

 

 

 

 

 

Калькуляционные

К а льк у л я ціо н н ы е статьи

Единица

данные

судов

гкп.

 

 

н измерители

 

измерения

головно­

серийно-

 

 

 

 

 

 

 

 

го

го

 

Основные мат ериалы

 

 

 

 

1

Чистый вес судна

 

 

Т

2401

2401

2

Процент отходов материалов

 

%

22

19

3

Отходы материалов (средняя стой-

 

т

528

456

4

мость отходов)

 

 

 

руб.

8

8

Черный или заказной вес мате-

 

т

2929

2857

5

риалов

 

 

 

 

руб.

137

137

Усредненная цена 1 т материала

 

(включая транспортно-заготовитель­

 

 

 

 

6

ные расходы)

 

 

тыс. руб.

397

387

Стоимость материалов (за вычетом

 

стоимости отходов)

 

 

 

 

 

 

Основная заработ н ая п лат а

 

 

 

 

 

производст венных рабочих

 

 

 

 

7

Трудоемкость работ

 

тыс. нормо-час

1100

700

8

Плата

за

1 нормо-час

 

коп.

51

51

9

Сумма основной заработной платы

тыс. руб.

561

357

 

производственных рабочих

 

 

 

 

 

 

Ц еховые

накладны е расходы

 

 

 

 

10

Процент цеховых расходов к сумме

 

%

190

190

11

основной заработной платы

тыс. руб.

1066

678

Сумма цеховых накладных рас-

 

ходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общ езаводские

накладны е

расходы

 

 

 

 

12

Процент

общезаводских

наклад-

 

%

. 92

92

 

ных расходов от суммы основной за­

 

 

 

 

13

работной

платы

 

 

тыс. руб.

516

328

Сумма

общезаводских накладных

 

расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные

и прочие прямые

 

 

 

 

 

(индивидуальные) расходы

 

 

 

 

14

Сумма специальных прочих пря-

тыс. руб.

1400

220

 

мых расходов

 

 

 

 

 

 

 

Конт рагент ские

пост авки

и работ ы

 

 

 

 

15

Средняя 1 т контрагентских по-

руб.

5,82

4,79

16

ставок и монтажных работ

 

тыс. руб.

3450

2840

Стоимость

контрагентских поста-

17

вок и работ

 

 

себестои-

»

»

7390

4810

Итого

производственная

18

мость (6 + 9 +

1 1 + 13 +

14 + 16)

»

»

80

50

Внепроизводственные расходы

130


Продолжение табл. 8

 

 

 

 

 

Калькуляционные

Калькуляционные статьи

 

Единица

данные судов

п.п.

н измерители

 

измерения

головно­

серийно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го

го

19

Полная производственная

себе­

тыс. руб.

7470

4860

 

стоимость (6 + 9 + 1 1 + 13 +

14 +

 

 

 

 

 

+ 16+ 18)

 

 

 

 

 

 

Плановая прибыль

 

 

 

 

 

20

Утвержденный процент прибыли

 

%

' 12,0

12,0

21

Сумма плановой прибыли

 

тыс. руб.

896

572

22

Оптовая цена предприятия (19+ 2)

»

»

8366

5432

структивным разделам не распределяют, а относят к стоимости всего судна.

По т е х н о л о г и ч е с к о м у п р и з н а к у все работы по постройке судна разделяют на основные планово-учетные единицы, на технологические этапы и технологические комплекты.

Эти планово-учетные единицы привязываются к конструктивным разделам в соответствии с классификатором нумерации чертежей. Индексация планово-учетных единиц производится аппаратом от­ дела главного технолога завода по согласованию с ЦКБ-проектан- том, так как ее характер и структура зависят от индивидуальных особенностей предприятия, типа и размера серий строящихся судов.

Достоинство такой системы планово-учетных единиц заключается в том, что при наличии на предприятии машиносчетной станции об­ работка отчетной документации по конструктивному и технологичёскому признакам не вызывает затруднений и в то же время не тре­ бует двойной шифровки первичной документации в бухгалтерии предприятия.

Затраты, возникающие в процессе постройки судов, например в связи с конструктивными изменениями, модификацией, изменением комплектации, не предусмотренные утвержденными проектами и спецификациями и производимые по требованию заказчика, оформ­ ляются соответствующими соглашениями, договорами и учиты­ ваются отдельно, как дополнительные работы. Затраты на дополни­ тельные работы, произведенные по судам, имеющим ориентировоч­ ную цену, включаются в стоимость основного заказа по постройке или при уточнении ориентировочной цены, а возникшие после уточ­

нения цены — при переводе ориентировочной

цены в твердую.

После постройки судна и сдачи его заказчику завод-строитель

составляет по установленной форме о т ч е т н у ю

к а л ь к у л я ­

ц и ю на судно (или важнейшую продукцию предприятия) по указа­ нию соответствующего главного управления. По содержанию отчет­ ная калькуляция соответствует калькуляционному листу, составляе-

9* ]ЗІ



мому при планировании затрат на постройку судна или на изготов­ ление другого изделия.

Отчетная калькуляция должна составляться по данным бух­ галтерского учета производства на основе ведомости расчета себестоимости по отдельным калькуляционным статьям. Отчетные калькуляции на головные суда представляются Министерству и заказчику не позднее 2 мес., а на серийные — не позднее 6 мес. после сдачи первых двух судов.

Оплата строящихся судов заказчиком при стоимости их более 50 000 руб. за единицу осуществляется по промежуточным счетам. При этом промежуточные платежи за выполненные работы до пол­ ной готовности судна могут составлять 90% стоимости, а оставшиеся 10% оплачиваются по предъявлению приемо-сдаточного акта судна, подписанного представителем заказчика.

Размер одного промежуточного платежа по законченным техноло­ гическим этапам не может быть менее 30 000 руб. Расчет за построен­ ное судно стоимостью от 30 000 до 100 000 руб. производится в два срока.

§ 28 Источники снижения себестоимости продукции

Главными задачами в хозяйственной деятельности судостроитель­ ного предприятия должны быть всемерное осуществление режима экономии, увеличение выпуска продукции, снижениееесебестоимости, увеличение прибыли и повышение рентабельности производства.

Снижение себестоимости продукции служит важным резервом для внутрипромышленных накоплений, источником ' средств для улучшения благосостояния трудящихся. Систематическое сниже­ ние себестоимости продукции в судостроительной промышленности положительно сказывается на результатах последующей эксплуа­ тации судна. Главнейшими источниками снижения себестоимости продукции являются: дальнейшая специализация предприятий и расширение кооперирования, технический прогресс и совершенство­ вание технологии, и увеличение объемапроизводства, сокращение затрат на обслуживание и управление и др.

Важную роль в увеличении объема производства продукции играет с п е ц и а л и з а ц и я . Специализация судостроительных верфей и заводов судового машиностроения позволяет увеличи­ вать размеры серий строящихся судов (числа судов в серии) и судо­ вого .оборудования, снижать затраты по всем статьям расходов на единицу продукции. Анализ экономической деятельности предприя­ тий показывает, что специализация их на постройке судов ограничен­ ного числа типов является одним из основных источников увели­ чения объема производства и снижения себестоимости. Увеличение -серийности постройки создает предпосылки к применению совре- -менного оборудования, наиболее прогрессивных технологических -процессов и методов производства и к снижению трудоемкости. -Например,: применение масштабной плазовой разбивки и фотопрр-

132


екционной разметки деталей корпуса снижает трудоемкость плазовых работ более чем на 50%, плазоворазметочных работ — на. 15% и цеховой разметки — на 25%. Большой эффект дает применение газорезательных автоматов с фотоэлектронным управлением и плазмы для изготовления деталей корпуса.

Анализ отчетных данных и практика работы судостроительных предприятий убеждают, что сокращение количества одновременно строящихся на них типов судов приносит весьма значительныере^ зультаты по снижению трудоемкости, а следовательно и себестои­ мости постройки судна.

Экономическая эффективность специализации снижается при размещении постройки однотипных судов на нескольких заводах. Например, такое дробление серии при постройке более60 единиц танкеров грузоподъемностью 10 000 т (типа «Казбек») на трех заво­ дах привело к увеличению суммарной трудоемкости.

Одним из источников снижения себестоимости продукции в судо­ строении является развитие п р о и з в о д с т в е н н о г о к о о п е - р и р о в а н и я. Как известно, себестоимость судна включает в себя стоимость проектирования, научно-исследовательских разработок, подготовки производства, изготовления оснастки, сооружения кор­ пуса судна, механизмов и. судового оборудования, монтажа и испы­ таний. При этом у морского самоходного судна доля судового обо­ рудования в себестоимости составляет наибольшую величину— _ до 40—45%, доля сооружения корпуса — до 30—35%, а монтажных работ и испытаний — до 25%. При развитии производственного кооперирования в крупносерийном производстве судового оборудо­ вания себестоимость его снижается в 1,5—2 раза и более, а вспомо­ гательных механизмов различных марок — в 2—3 раза. Подобное уменьшение себестоимости судового оборудования позволяет снизить общую себестоимость судов на 15—20%.

Важным источником снижения себестоимости продукции в судо­

строении

является выбор

э ф ф е к т и в н ы х т е х н о л о г и ­

ч е с к и х

п р о ц е с с о в ;

применение их, как известно, сокращает

стапельный период и общий цикл постройки судна, повышает' ис­ пользование производственных мощностей. Увеличение объема ра­ бот в предстапельном периоде, рациональное использование стапель­ ных средств и максимальное сокращение достроечного периода также способствуют снижению себестоимости судов. ■

Улучшение планирования, снабжения материалами, судовым: оборудованием, сокращает сроки постройки судов и, следовательно,- снижает себестоимость.

В судостроении более половины цеховых и общезаводских на­ кладных расходов являются условно-постоянными. Эти затраты почти не изменяются по -месяцам, кварталам или годам, как и неко­ торые другие затраты (например, амортизация стапелей), относя­ щиеся к прочим прямым расходам. По мере сокращениясроков по­ стройки судов, и увеличения выпуска продукции в единицу времени сокращается сумма условно-постоянных расходов, приходящихся на одно судно.

1;33-