Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тера выполняемых задании для различных групп рабочих. Так, например, премия за перевыполнение технически обоснованных норм может составлять 0,5—3% за каждый процент переработки нормы, но не свыше 40% от сдельного заработка.

На предприятиях судостроительной, машиностроительной и ме­ таллообрабатывающей промышленности рабочие-сдельщики, рабо­ тающие на конвейерах, поточных линиях и агрегатах, при высоком качестве работ могут премироваться дополнительно за выполнение месячного плана производства. Рабочие-сдельщики, занятые па важнейших участках в производственных и инструментальных це­ хах, могут также премироваться за каждый процент перевыполне­ ния норм выработки. Размер премий отдельным группам и профес­ сиям рабочих устанавливают с учетом степени их влияния на увели­ чение выпуска продукции и повышение ее качества.

Премии за выполнение и перевыполнение норм выработки выпла­ чиваются рабочим-сделыцнкам при выдаче заработной платы за истекший платежный месяц. Рабочие, совершившие прогул или допустившие производственные упущения в работе в течение периода, за который начисляется премия, лишаются ее по усмотрению адми­ нистрации полностью или частично. Премии рабочим выплачиваются из фонда заработной платы и фонда материального поощрения.

Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих является наиболее распространенной в судостроительной промышленности.

При с д е л ь н о - п р о г р е с с и в н о й с и с т е м е оплаты труда выработку рабочего в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивают по основным сдельным расценкам, а всю выра­ ботку, произведенную сверх исходной нормы, — по повышенным сдельным расценкам, устанавливаемым руководителем предприя­ тия по согласованию с комитетом профсоюза.

При работе, выполняемой в составе бригады, сумму сдельнопрогрессивной доплаты распределяют между отдельными участками исходя из условий получения одинакового процента приработка на тарифную ставку за проработанное каждым членом бригады время. В бригаде процент приработки, очевидно, будеттем выше, чем меньше средний разряд рабочих. Поэтому комплектовать бригаду надо так, чтобы в ней были рабочие той квалификации, которая нужна для данной работы.

В качестве исходной базы для начисления сдельно-прогрессивных доплат принимают уровень фактического выполнения норм за послед­ ние три месяца, но не ниже действующих норм выработки. Доплаты начисляют по месячным результатам работы за выпущенную годную продукцию сверх месячной нормы выработки. '

Необоснованное применение сдельно-прогрессивной системы оп­ латы труда может привести к опережению роста заработной платы по сравнению с ростом производительности,труда, а следовательно к перерасходу фонда заработной платы. Поэтому сдельно-прогрес­ сивную систему следует применять в действительно необходимых случаях и на тех производственных участках, которые лимитируют увеличение выпуска продукции. При этом необходимо точно учиты-

308


ватъ рабочее время, фактически отработанное каждым рабочим, чтобы обеспечить правильное вычисление процента выполнения нормы и размера прогрессивных доплат.

Руководителям предприятий предоставлено право по согласо­ ванию с заводским комитетом профсоюза применять аккордную форму оплаты труда. А к к о р д н а я о п л а т а вводится для отдельных групп рабочих в целях усиления их материальной заинтересован­ ности в дальнейшем повышении производительности труда и сокра­ щении срока выполнения работ. Размер аккордной оплаты опреде­ ляется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок; при высоком качестве выполнения работ может быть введена премия за сокращение срока выполнения аккордного задания.

Наиболее эффективное использование сдельных систем оплаты труда осуществляется при правильно поставленной работе по орга­ низации труда и техническому нормированию. Технически обосно­ ванные нормы нужны также для установления плановых заданий по экономии труда, для оценки и анализа плановых и фактических затрат труда по каждому судну и по предприятию в целом.

Задачами технического нормирования труда являются: 1) уста­ новление норм затрат времени на производство единицы продукции на базе установленной технологии, использования оборудования, материалов, инструмента, оснастки и приспособлений; 2) определе­ ние конкретных условий, необходимых для выполнения этой работы

в

установленное время, и возможности поддержания этих условий

в

процессе производства.

Техническое нормирование способствует разработке и внедрению в производство рациональных методов труда и организации социали­ стического соревнования. Технические нормы под влиянием разви­ тия техники и технологии судостроения периодически пересматр иваются.

Другой распространенной формой оплаты труда в промышленно­

сти

является

п о в р е м е н н а я о п л а т

а .

При

этой системе

труд

рабочего

оплачивается в зависимости

от

его

квалификации

(от тарифного

разряда) и отработанного им времени. Повременную

оплату труда применяют в тех случаях, когда трудовая деятельность рабочего регламентируется самим процессом производства и по суще­ ству не зависит от степени интенсивности его труда, а также в слу­ чаях, когда затруднительно бывает определить истинные затраты труда на создание той или иной продукции (например, при экспе­ риментальных работах).

Повременная форма оплаты труда охватывает несколько систем;. а) простую повременную (тарифная ставка без премиальных); б) окладную; в) повременно-премиальную (тарифная ставка и пре­ мия за установленные показатели в процентах от тарифа).

На повременной форме оплаты труда находятся: основная часть вспомогательных рабочих производственных цехов, рабочие-повре­ менщики вспомогательных цехов и другие рабочие, а также инже­ нерно-технические работники и служащие цехов и хозяйственных служб.

309


При п р о с т о й п о в р е м е н н о й системе оплаты труда заработную плату рабочему начисляют из расчета дневной и месяч­ ной тарифной ставки, в соответствии с присвоенным ему тарифным разрядом.

При повременной оплате труда необходимо обеспечить правиль­ ное присвоение рабочему тарифного разряда, в соответствии с та­ рифно-квалификационным справочником, и установить точный учет фактически отработанного времени.

В целях создания материальной заинтересованности в резуль­ татах своего труда для лиц, находящихся на простой повременной оплате, устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда с различными показателями для премирования. По типовому положению производственные рабочие-повременщики и рабочиеповременщики вспомогательных цехов судостроительных предприя­ тий могут премироваться за высококачественное и своевременное выполнение установленных для 'них заданий при условии выпол­ нения производственного плана обслуживаемыми участками, цехами или предприятием в целом, а также за уплотнение рабочего дня. экономию электроэнергии, топлива, смазочных материалов, сокра­ щение простоев оборудования и т. д.

Для отдельных профессий рабочих судостроительной и машино­ строительной промышленности Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС предусмотрена окладная система оплаты труда — на основе установ­ ленных твердых месячных окладов.

При установлении окладов учитывают объем и значение выпол­ няемых работ, а также условия труда. Оклады повышаются на 10%, если рабочие заняты на горячих работах, и на 15%, если они заняты на работах с особо вредными условиями труда.

Руководящие и инженерно-технические работники, а также слу­ жащие оплачиваются по штатно-должностным окладам. Перечень наименований должностей, а также размеры окладов по каждой должности предусматриваются штатным расписанием с учетом объема выполняемой работы, сложности работ, степени ответствен­ ности и квалификации работника. При установлении окладов учи­ тывают также личные качества работника, опыт работы, стаж и образование.

-Инженерно-технические работники и служащие судостроитель­ ной промышленности в основном оплачиваются по повременнопремиальной системе.

Предприятие разрабатывает структуру и штаты применительно к типовым структурам и штатам, утверждаемым Министерством. Руководству предприятия на основе действующего законодательства предоставлено право утверждать и изменять оклады заработной платы инженерно-технических работников и служащих в соответ­ ствии со схемой должностных окладов в пределах фонда заработной платы, а также с сохранением средней заработной платы по штат­ ному расписанию.

310


Утвержденные руководителем предприятия Штаты и оклады в финансовых органах не регистрируются.

Руководитель предприятия с разрешения Министерства имеет право устанавливать высококвалифицированным мастерам и другим инженерно-техническим работникам надбавки к заработной плате в размере до 30% от должностного оклада в пределах планового фонда заработной платы. При этом указанные надбавки при опре­ делении размера средней заработной платы по штатному расписанию не учитываются.

Новая система экономического стимулирования предусматривает повышение материальной заинтересованности работников в резуль­ татах своего труда также и по общим итогам работы предприятия.

Инженерно-техническому составу премии из фонда материального поощрения начисляют по ежемесячным хозрасчетным показателям. На премирование служащих выделяется до 10—15% от суммы их должностных окладов.

Наряду с премиями вводится также выплата вознаграждения работникам предприятий за годовые итоги работы с учетом продол­ жительности их непрерывного стажа работы на данном предприятии.

Кроме того, в соответствии со специальными положениями рабо­ чие и инженерно-технические работники дополнительно премируются за создание и внедрение новой техники и технологии, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, за сбор и отгрузку отходов черных н цветных металлов, а также за высокие показатели в социалистическом соревновании в соответствии с По­ становлением Совета Министров СССР и ВЦСПС.

Дальнейшее повышение материальной заинтересованности будет осуществляться путем планомерного централизованного повышения тарифных ставок и должностных окладов и использования для мате­ риального стимулирования части прибыли, получаемой каждым предприятием по результатам своей производственно-хозяйственной деятельности.

Правильное использование форм и систем оплаты труда и преми­ рования должно оказывать существенное влияние на повышение производительности труда, улучшение качества изделий, выявление и использование имеющихся в судостроении производственных

и трудовых резервов.

<

Контрольные вопросы

1. Характеристика кадров

судостроительной промышленности.

2.Система подготовки квалифицированных кадров.

3.Методы определения производительности труда в судостроении.

4. Факторы, влияющие на повышение производительности труда.

5.Права руководителя промышленного предприятия в области труда и зара­ ботной платы.

6.Планирование производительности труда и определение потребной числен­ ности рабочих по предприятию и отрасли.

7.Определение фонда заработной платы по предприятию и отрасли.

8. Тарифная система в судостроении, ее содержание и целевое назначение.

9.Формы и системы заработной платы в судостроении.

10.Материальное поощрение работников предприятий за выполнение и пе­ ревыполнение планов повышения производительности труда.

311


ГЛАВА

ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 75

Содержание финансовой работы в промышленности

Финансовая работа судостроительного предприятия является составной и неотъемлемой частью всей его экономической деятель­ ности. Она обеспечивает формирование денежных ресурсов предприя­ тия, планомерное поступление и использование их для нужд произ­ водства.

Впроцессе производственной деятельности предприятие произ­ водит затраты на приобретение сырья, материалов, покупных изде­ лий, топлива на выплату заработной платы п т. д. Источником покры­ тия этих затрат является реализованная продукция.

Всвязи с переходом предприятий на новые формы планирования, материального стимулирования и полного хозяйственного расчета значение финансовой работы еще более возросло.

Важнейшими задачами финансовой службы предприятия яв­ ляются: а) изыскание путей увеличения прибыли и повышения рен­

табельности; б) обеспечение финансовыми средствами заданий по производству, капитальным вложениям, внедрению новой техники и других плановых затрат; в) выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, Мини­ стерством, а также обязательств по выплате заработной платы1и др., вытекающих из финансового плана; г) организация финансовых расчетов; д) содействие наиболее эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; е) контроль за правильным использованием финансовых ресурсов и обеспече­ нием сохранности, за ускорением оборачиваемости оборотных средств.

Финансовое состояние промышленного предприятия зависит от успешности его производственно-хозяйственной деятельности, вы­

полнения производственной программы,

увеличения

объема произ­

водства и реализации продукции, роста

производительности

труда

и снижения себестоимости продукции,

получения

плановой

при­

были. В свою очередь, выполнение производственной программы и решение других производственно-технических задач нередко зависит от финансового состояния предприятия. При нормальном финансовом состоянии предприятие не испытывает затруднений при выполнении плановых заданий, может вовремя рассчитаться с по­ ставщиками материалов и' оборудования, провести необходимые

312