ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представительные органы субъектов федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Верховный Суд РФ по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативно-правового акта.
2. Обсуждение проекта может осуществляться самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать нормативный акт
3. Принятие и утверждение проекта нормативного правового акта компетентным государственным органом.
4. Обнародование правотворческого решения представляет собой его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. Согласно статье 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности (человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Виды законодательного процесса в Российской Федерации по принципу федерализма.
Виды:
■федеральный
■региональный
(муниципальный?)
Этапы и стадии законодательного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.
I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).
1 Принятие решения о подготовке проекта.
Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов, обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).
2. Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.
Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положение в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д.
3. Подготовка первоначального текста проекта.
Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.
4. Предварительное обсуждение проекта.
Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
5. Проект окончательно дорабатывается и редактируется.
Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.
II этап. Возведение государственной воли в закон - деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.
На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.
1. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции. Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, развернутую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта. (Ч. 2 ст. 104 Конституции: Законопроекты вносятся в Государственную Думу.)
2. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.
3. Обсуждение проекта.
4. Официальное принятие проекта.
В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях.
-В первых двух чтениях чтениях происходит обсуждение и внесение поправок.
-Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы.
- Третье чтение состоит в голосовании либо за, либо против законопроекта в целом. На завершающей стадии не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.
5. Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).
Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.
Уровень субъектов
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях (в Приморском крае – три чтения). Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.
Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Правовое регулирование правотворческой деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.
На федеральном уровне:
- Конституция РФ
- Регламент Государственной Думы
- Регламент Совета Федерации
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
На региональном уровне:
■Конституция
■Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ(ред. от 18.03.2019)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
■Закон субъекта РФ (Н: Закон Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗО законодательной деятельности в Приморском крае)
Систематизация нормативных правовых актов, ее понятие и значение.
Систематизация- упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.
Значение
Необходимость систематизации вызывается рядом причин, среди них пробелы в праве, ошибки законодателя, юридико-техническое несовершенство актов, наличие множества изменений и дополнений нормативно-правовых актов, большое количество разрозненных нормативных актов по каким-либо вопросам, динамизм общественных отношений и, как следствие, устаревание правовых норм и т.д. Систематизация призвана обеспечить такое важное свойство права как системность, которая предполагает взаимосвязанность отдельных нормативных предписаний, что придает комплексность, целостность правовому регулированию (в первую очередь все сказанное относится к кодификации).
2. Обсуждение проекта может осуществляться самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать нормативный акт
3. Принятие и утверждение проекта нормативного правового акта компетентным государственным органом.
4. Обнародование правотворческого решения представляет собой его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. Согласно статье 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности (человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Виды законодательного процесса в Российской Федерации по принципу федерализма.
Виды:
■федеральный
■региональный
(муниципальный?)
Этапы и стадии законодательного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.
I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).
1 Принятие решения о подготовке проекта.
Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов, обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).
2. Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.
Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положение в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д.
3. Подготовка первоначального текста проекта.
Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.
4. Предварительное обсуждение проекта.
Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
5. Проект окончательно дорабатывается и редактируется.
Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.
II этап. Возведение государственной воли в закон - деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.
На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.
1. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции. Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, развернутую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта. (Ч. 2 ст. 104 Конституции: Законопроекты вносятся в Государственную Думу.)
2. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.
3. Обсуждение проекта.
4. Официальное принятие проекта.
В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях.
-В первых двух чтениях чтениях происходит обсуждение и внесение поправок.
-Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы.
- Третье чтение состоит в голосовании либо за, либо против законопроекта в целом. На завершающей стадии не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.
5. Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).
Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.
Уровень субъектов
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях (в Приморском крае – три чтения). Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.
Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Правовое регулирование правотворческой деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.
На федеральном уровне:
- Конституция РФ
- Регламент Государственной Думы
- Регламент Совета Федерации
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
На региональном уровне:
■Конституция
■Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ(ред. от 18.03.2019)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
■Закон субъекта РФ (Н: Закон Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗО законодательной деятельности в Приморском крае)
-
Систематизация нормативных правовых актов. Юридическая техника.
Систематизация нормативных правовых актов, ее понятие и значение.
Систематизация- упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.
Значение
Необходимость систематизации вызывается рядом причин, среди них пробелы в праве, ошибки законодателя, юридико-техническое несовершенство актов, наличие множества изменений и дополнений нормативно-правовых актов, большое количество разрозненных нормативных актов по каким-либо вопросам, динамизм общественных отношений и, как следствие, устаревание правовых норм и т.д. Систематизация призвана обеспечить такое важное свойство права как системность, которая предполагает взаимосвязанность отдельных нормативных предписаний, что придает комплексность, целостность правовому регулированию (в первую очередь все сказанное относится к кодификации).