ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности правового института:
■ нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;
■ нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны, поскольку однородность общественных отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков;
■ его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций;
■ нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга;
■ нормы, составляющие институт, закрепляются в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком-либо разделе нормативного акта. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных нормативно-правовых актах.
Классификация отраслей права.
С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.
Учредительная отрасль права - конституционное (государственное) право - основополагающая отрасль, носит учредительный характер, так как закладывает основы правового регулирования для иных отраслей права. Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, правового положения личности, формы правления, формы государственного устройства и т.д. Метод отрасли - императивный.
Базовые (профилирующие) отрасли:
Гражданское право. Предмет - сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Метод - диспозитивный.
Уголовное право. Предмет - отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства. Метод императивный.
Административное право. Предмет - общественные отношения, возникавшие в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и органов государства. Метод - императивный.
В зависимости от места и роли в системе права отрасли права делятся на три группы:
■ основополагающая отрасль. Такой отраслью права является конституционное (государственное) право. Оно состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права;
■ материальные отрасли. Они состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (определяют правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, права и обязанности конкретных участников правоотношений и т.д.). К материальным отраслям права относятся гражданское право, административное право, трудовое право, семейное право, финансовое право и др. Особое место среди материальных отраслей права занимает уголовное право. Целью этой отрасли права является не закрепление и развитие существующих общественных отношений, а наоборот, вытеснение чуждых данному обществу отношений.
■ процессуальные отрасли. Они направлены на организацию принудительного осуществления норм материального права в случаях спора о праве, добровольного неисполнения юридической обязанности, необходимости применения мер юридической ответственности и т.п. Процессуальные отрасли права обслуживают материальные отрасли права и носят вспомогательный характер. К процессуальным отраслям права относятся уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.
Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на едином правовом режиме. Эти группы отраслей образуют правовые семьи. Выделяют три правовые семьи:
Уголовно-правовая семья (семья криминалистического профиля) - уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право.
Административно-правовая (публично-правовая) семья - административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.
Гражданско-правовая семья (семья цивилистического профиля) - гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.
Частное и публичное право.
Все правовые нормы можно подразделить на две большие группы: публичное и частное право.
Публичное право - это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности. Одной из сторон возникающих отношений является государство или органы, его представляющие. Нормы публичного права носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон.
К сфере публичного права относят такие отрасли, как конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, финансовое право, земельное право и др.
Частное право - это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Частное право связано с возникновением и развитием частной собственности. Это область свободы и частной инициативы. Вмешательство государства в сферу частных интересов не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
К сфере частного права относят такие отрасли, как гражданское право, семейное право, трудовое право, предпринимательское право и др.
Вопрос о критериях принадлежности той или иной отрасли права к публичному или частному праву является спорным. Выделяют следующие концепции принадлежности к публичному или частному праву: теория интереса, теория предмета, теория метода правового регулирования, теория субъекта.
Теория предмета к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство. Это сфера отношений государственной власти, в которых государство проявляет себя как субъект с особыми властными полномочиями. К сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства. В этих отношениях стороны выступают как равноправные субъекты, никто из которых не наделен особыми властными полномочиями по отношению к другому. Если предметом регулирования
публичного права выступают властные отношения, то предметом регулирования частного права являются прежде всего имущественные отношения.
Теория метода к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жестких, централизованных методах регулирования, для которых характерна авторитарность, соподчиненность субъектов. В сфере публичного права действуют императивный и охранительный методы правового регулирования. К сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании, для которых характерно юридическое равенство субъектов, их автономность. В сфере частного права действует диспозитивный метод правового регулирования.
Теория интереса к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом. Для регулируемых отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальным. К сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц. Для регулируемых отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.
При этом ни одна из концепций не позволяет провести четкое разграничение между публичным и частным правом. В ходе исторического развития границы между публичным и частным правом меняются, но это не означает, что сферы частного и публичного права поглощают друг друга.
Соотношение системы права и системы законодательства.
Законодательство - это совокупность действующих на территории данного государства (форм) источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов, нормативно-правовых актов. Система законодательства -это внутреннее строение законодательства.
Различия между системой права и системой законодательства весьма существенны.
1.Система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства - его внешнюю форму.
2.Система права складывается объективно, а система законодательства складывается под влиянием субъективного фактора – воли законодателя.
3.Структурным элементом системы права является норма права, а структурным элементом системы законодательства – нормативный-правовой акт.
4.Система права состоит из отраслей права (как совокупность правовых норм), а система законодательства – из отраслей законодательства. Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов.
5.Система права имеет горизонтальное строение, а система законодательства имеет как горизонтальное так и вертикальное (иерархическое) строение.
Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется прежде всего в том, что система права лежит в основе системы законодательства. Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту, обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер.
Таким образом, система права и система законодательства представляют собой тесно взаимосвязанные, но все же различные по сути правовые явления. Они соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права - его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства - есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.
-
Правовые отношения. Объект правоотношения.
Понятие и признаки правовых отношений.
Правоотношение - это возникающая на основе норм права индивидуализированная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживаемая силой государственного принуждения.
Признаки правовых отношений.
-
представляют разновидность общ отношений (т.е. для них характерно все, что и для общественных отношений – прежде всего, связь между людьми или иными соц субъектами (группы, коллективы); -
возникают на основе норм права. т.е. – нет нормы – нет правоотношения. Главное отличие от общественных отношений. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется реальная сила и эффективность. -
носят волевой характер. проявляется:
-
Даже при наличии нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников; -
Через нормы права в правоотношении отражается воля государства, общества в целом.