ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды систематизации.
Четыре формы систематизации: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет нормативно-правовых актов.
Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт.
Кодификация предполагает устранение противоречий, повторений в нормативно-правовых актах, восполнение пробелов, устранение устаревших норм и включение новых нормативных предписаний. Кодификация - это всегда государственно-властная деятельность, которая носит официальный характер и имеет целью создание нового нормативно-правового. Результатом кодификации являются, прежде всего, такие акты как кодексы, основы законодательства, уставы.
Кодификация подразделяется на два вида:
■ отраслевая - кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);
■ межотраслевая - кодификационная обработка нормативного материала путем объединения норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, Таможенный кодекс РФ).
Инкорпорация - это форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем его объединения в сборники в определенном порядке без изменения содержания.
Результатом инкорпорации являются сборники, объединяющие нормативный материал по каким-либо критериям в целях удобства пользования.
Основными критериями инкорпорации являются хронологический и тематический, что предопределяет ее деление на два вида:
■ хронологическая инкорпорация предполагает объединение нормативного материала в единые сборники в зависимости от даты издания и вступления нормативно-правовых актов в силу (например, «Собрание законодательства РФ»);
■ систематическая инкорпорация (отраслевая, тематическая) предполагает объединение нормативного материала в сборники по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение и т.д.), по отдельным видам общественных отношений, урегулированных данными актами.
В зависимости от субъектов, занимающихся инкорпорацией, ее можно подразделить на:
■ официальную, которая проводится компетентными государственными органами и содержит официальные тексты документов;
■ неофициальную, которая проводится неофициальными субъектами - физическими или юридическими лицами - в целях достижения удобства пользования нормативно-правовым материалом. Эти сборники издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.
Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Иными словами, консолидация нормативного материала - это укрупнение нормативно-правового акта. Новый укрупнений акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным государственным органом и имеет собственные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица.
Учет законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов.
Существуют три вида учета действующего нормативно-правового материала: журнальный, картотечный и компьютерный.
Журнальный учет ведется путем регистрации в журнале нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.
Картотечный учет ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке. В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записываются наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.
Компьютерный учет осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченных количествах и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.
Основная задача учета законодательства
- это сбор материала и поддержание его в таком состоянии, которое бы позволяло оперативно находить требуемую информацию.
Понятие юридической техники, ее значение.
Юридическая техника - это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов.
Значение
Умение пользоваться юридико-техническими приемами и правилами, относящимися к процессу подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых актов, позволяет создать качественный акт. Эта совокупность приемов должна обеспечить максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
Правила, обеспечивающие высокое качество проектов нормативных актов, можно разделить на несколько групп.
Во-первых, правила, относящиеся к разработке и формулированию норм права: доступность норм права для понимания, их ясность, отсутствие излишней сложности; терминологическая строгость (тождественность употребления терминов); нецелесообразность повторения положений, изложенных в актах вышестоящих органов и т.д.
Во-вторых, правила построения нормативных актов: логическая последовательность изложения; однородность нормативного материала; оправданная рубрикация нормативно-правовых актов, разграничение их на части, снабженные заголовками (разделы, главы, статьи); отсутствие противоречий между частями одного нормативного акта и между нормативно-правовыми актами, относящимися к одной отрасли законодательства и т.д.
В-третьих, правила оформления и публикации нормативно-правовых актов: наличие обязательных реквизитов нормативно-правовых актов (название и наименование, указание органа, издавшего акт, дата и место принятия, номер нормативно-правового акта, подписи и печати); решение вопросов об отмене потерявших свое значение актов, о введении в действие вновь принятых актов; публикация в официальном инкорпорированном сборнике.
Юридическая техника включает в себя не только приемы подготовки нормативно-правовых актов (логические, грамматические, структурные и т.п.). Она предъявляет определенные требования и к содержанию документа, к самому смыслу правовых предписаний. В этом смысле юридическая техника предполагает оценку акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов, учета интересов различных социальных групп и т.п.
Виды юридической техники.
Насчитывается шесть видов юридической техники:
1) правотворческая техника;
2) техника опубликования нормативных актов;
3) техника систематизации нормативных актов;
4) интерпретационная техника;
5) правореализационная техника;
6) правоприменительная техника.
Правовые презумпции.
Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов.
Характерные черты правовых презумпций:
-
разновидность общих презумпций; -
прямо или косвенно отражаются в нормативных актах; -
обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений; -
действуют только в правовой сфере.
Наиболее характерные презумпции:
-
невиновности; -
ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми; -
предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью; -
специальный закон отменяет действие общего и др.
Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.
Значение правовых презумпций заключается в следующем:
— они вносят определенность в разрешение юридического дела, что позволяет обойти юридические тупики;
— они позволяют экономить без ущерба для дела время, затрачиваемое на рассмотрение правоприменительного казуса, тем самым ускоряя юридический процесс;
— поскольку правовые презумпции используются и в управленческой деятельности, они убыстряют выполнение государством своих функций;
— с помощью презумпций законодатель демонстрирует положительное отношение к человеку (например, презумпции добропорядочности, невиновности) и настраивает на это правоприменителей;
— в целом презумпции играют стабилизирующую роль в правовом регулировании.
Юридические фикции.
Юридическая фикция - это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным.
Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы», «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна.
Значение фикций состоит в том, что они:
1) способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую;
2) устраняют неопределенность в правовом регулировании;
3) помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным;
4) способствуют охране прав граждан;
5) помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине;
6) сокращая ход и объем правовой деятельности, облегчают усыновление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной;
7) способствуют эффективности юридической деятельности.
Правовые аксиомы.
Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.
В общей теории права аксиоматических положений много:
■ всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
■ закон обратной силы не имеет;
■ несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
■ один свидетель - не свидетель;
■ если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан и др.