ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение правовых аксиом заключается в том, что они:
1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;
2) делают правовое регулирование экономным;
3) способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;
4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;
5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;
6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.
Язык нормативных правовых актов.
Язык правовых документов — это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам.
1. Ясность — это простота, понятность правового документа. Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется. Ясное представление о смысле правового акта для каждого субъекта зависит от ряда таких факторов, как его опыт, образование, уровень культуры, в том числе правовой, и др.
2. Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык с языком, принятым в сфере журналистики, можно заметить, что степень точности первого несравненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами, можно опротестовать (т. е. поправить) в суде. Неточности судебных актов поможет исправить только вышестоящая судебная инстанция.
3. Доступность правовых актов. Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа.
Доступности способствуют:
■использование максимально простых терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения;
■отказ от использования в правовых актах сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами;
■отказ от злоупотребления иностранными словами;
■отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т. д.
4.Краткость правовых документов. Это языковое правило называют компактностью, или экономичностью, или лаконичностью. Речь идет об одном и том же — о сокращении объема правового документа, но, конечно же, не в ущерб его качеству.
Краткости способствуют:
■ отсутствие многословия;
■ сокращение неоправданных повторений отдельных фраз;
■ использование кратких формулировок;
■ типизация (стандартность, стереотипность) формулировок;
■ вынесение дефиниций в начало документа, с тем чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения.
5. Отсутствие пафосности, декларативности правового документа.
6.Официальность стиля правовых документов. Отмечают следующие особенности юридического стиля:
- строгость;
— чеканность;
— нейтральность;
— беспристрастность;
— отсутствие какой-либо оригинальности и стилевой индивидуальности;
— сдержанность и эмоциональная холодность;
— отсутствие образных сравнений;
— властность (повелительность).
-
Система права.
Понятие и основные характеристики системы права.
Система права - это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.
Признаки системы права:
1. Объективность. Система права определяется характером объективно существующих общественных отношений. Она обусловлена экономическими, политическими условиями, ходом исторического развития страны, ее национальными особенностями. Но объективный характер системы права не означает, что люди бессильны повлиять на нее. Такое влияние может быть оказано через источники права, различные формы правотворчества, но это влияние ограничено.
2. Единство и согласованность элементов, образующих систему права. Право в пределах государства является единым, цельным явлением. Единство системы права определяется единством выраженной в них государственной воли, их общего содержания; единством правовой системы, в рамках которой они существуют, и принадлежностью к одному обществу; единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; единством конечных целей и задач правового регулирования; единством принципов права, предопределяющих содержание конкретных норм; единством господствующей в обществе правовой идеологии; единством законотворческой политики.
Согласованность находит свое выражение в иерархии норм права разной юридической силы, во взаимодействии регулятивных и охранительных, материальных и процессуальных норм права, в конкретизации абстрактных норм локальными предписаниями.
3. Дифференциация (деление) правовых норм. Это является следствием разнообразия общественных отношений, которые требуют различных средств регулирования. Нормы права будут отличаться по конкретному содержанию; по общественным отношениям, которые они регулируют; по узким задачам конкретной группы норм; по использованным методам и способам правового регулирования; по своей структуре и т.д.
4. Основными элементами системы права являются норма права, правовой институт и отрасль права.
5. Динамизм. Изменяющиеся общественные отношения требуют адекватного правового регулирования. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новых общественных отношений влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Кроме того, развитие системы права происходит и за счет уточнения и конкретизации научных выводов и представлений о ней.
Правовая система общества и система права.
"Система права" и "правовая система" понятия не тождественные. Система права, как указывалось, характеризует внутреннюю структуру права, его структурные элементы, а также их соотношение и взаимосвязь. Правовая система - понятие более широкое, включающее в себя элементы правовой жизни страны. Система права и правовая система соотносятся как часть и целое.
Структура системы права.
С понятием «система» тесно связано понятие «структура», которое означает способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в определенное целостное образование. Каждый элемент системы обособлен, самостоятелен в рамках единого целого, но в то же время зависит от других элементов системы и связан с ними. Совокупность необходимых, взаимосвязанных элементов позволяет достичь целей, стоящих перед системой.
Элементами системы права являются:
■Нормы права - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
■Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих определенную разновидность однородных общественных отношений.
■Отрасль права - совокупность правовых норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.
+ некоторые авторы выделяют также подотрасль и субинститут
Система права внешне проявляется в том, что нормы права любого общества объединяются в отрасли и институты.
Предмет и метод правового регулирования.
Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли:
■ предмет правового регулирования;
■ метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием. Нормы права дифференцируются на отрасли в зависимости от того, какой вид общественных отношений регулирует данная совокупность норм.
Признаки общественных отношений, являющихся предметом регулирования отрасли права:
■это значительная, большая по объему группа общественных отношений;
■эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, что проявляется в наибольшей в особенностях положения участников общественных отношений. Чаще всего значение имеют два момента: либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения;
■эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;
■эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.
Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос что регулирует права, то метод - как, каким образом осуществляется правовое воздействие на общественные отношения.
Метод правового регулирования - это совокупность средств, приемов, способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.
Выделяют два основных метода правового регулирования:
■ императивный (метод властных предписаний, в основе которого лежат запреты и обязывания),
■ диспозитивный (метод автономии, равноправия сторон, в основе которого лежит дозволение как способ правового регулирования).
Кроме названных методов правового регулирования выделяют еще
поощрительный (метод вознаграждении) и рекомендательный (метод совета по поводу желательного поведения) методы.
Структура метода правового регулирования.
Состав метода правового регулирования включает в себя следующие элементы:
■ характер общего юридического положения субъектов. Для метода правового регулирования важно, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчиненном).
■ Основания возникновения прав и обязанностей субъектов - показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор
■ Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права - показывает государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения. Здесь важны такие характеристики, как жесткость санкций, процедура применения, направленность на личность нарушителя или только на его имущество.
Предмет правового регулирования является материальным критерием деления норм права на отрасли, так как общественные отношения существуют объективно и требуют соответствующих правовых форм. Метод правового регулирования является юридическим критерием деления норм права на отрасли, так как показывает особенности правового регулирования общественных отношений. Предмет и метод правового регулирования действуют во взаимодействии, дополняя друг друга. Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования.
-
Отрасли права.
Понятие отрасли права.
Отрасль права - это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права, и регулирующая качественно однородные общественные отношения своим особым методом.
В системе права выделяют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право, гражданское право, семейное право, трудовое право, административное право, финансовое право, земельное право, экологическое право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.
Отрасли права состоят из правовых институтов.
Правовой институт представляет собой группу правовых норм, регулирующих одну сторону качественно однородных общественных отношений.
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то правовой институт - вид, разновидность однородных общественных отношений. Правовой институт отличается от отрасли права по объему регулируемых общественных отношений. Отрасль права состоит из нескольких правовых институтов. Так, конституционное (государственное) право как отрасль права включает правовые институты гражданства, избирательного права и др.