ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это осуществляемое на основе права государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.
Меры государственного принуждения. Виды (меры) государственного принуждения:
■ меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор);
■ меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);
■ меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
■ меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).
Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.
Юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения. Государство может осуществлять необходимое принуждение не только в отношении правонарушителей. Например, принудительное лечение лиц, совершающих опасные для общества действия в состоянии невменяемости, не следует рассматривать как акцию юридической ответственности. Кроме этого, государственное принуждение может быть применено и по отношению к правомерно ведущим себя лицам, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности или иных общественно-значимых интересов (например, досмотр багажа и пассажиров в аэропорту, проверки документов и автотранспорта и т.д.).
В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.
На юридическую ответственность распространяются все признаки государственного принуждения, при этом она имеет и собственные, специфические, признаки.
Виды юридической ответственности и их краткая характеристика.
Юридическая ответственность делится на виды по различным основаниям.
По порядку возложения выделяют:
■ ответственность, налагаемая в судебном порядке;
■ ответственность, налагаемая в административном порядке.
По органам, налагающим ответственность, выделяют:
■ ответственность, налагаемая законодательными (представительными) органами;
■ ответственность, налагаемая судебными органами;
■ ответственность, налагаемая исполнительными органами.
В соответствии с основными группами правонарушений и по отраслям права выделяют:
■ уголовная ответственность;
■ иные виды ответственности - за проступки:
- административная;
- материальная ответственность рабочих и служащих по трудовому праву;
- гражданско-правовая ответственность,
- дисциплинарная.
Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.
Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях РФ, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.
Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.
Материальная ответственность по трудовому праву наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.
Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.
В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие.
В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.
Основания юридической ответственности и их значение. Фактические и юридические (нормативные, процессуальные) основания ответственности.
Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
■ фактические;
■ юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
■ наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
■ наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
■ отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (и оснований, исключающих юридическую ответственность, что соответствует такому признаку правонарушения как виновность);
■ наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, относят: необходимая оборона, причинение вреда при задержании преступника, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, невменяемость, малозначительность деяния.
Понятие правового регулирования.
Правовое регулирование - это специфическое правовое воздействие на общественные отношения. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в своем действии порождают определенные правовые последствия. Своеобразие правового регулирования состоит в том, что оно, во-первых, имеет целенаправленный, результативный характер, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств. Главными средствами правового регулирования являются: а) предоставление лицам субъективных прав, 6) возложение юридических обязанностей, в) угроза применения государственного принуждения, г) применение мер государственного принуждения.
Правовое регулирование и правовое воздействие.
Смысловая нагрузка понятий «воздействие» и «регулирование» близка, но не однозначна. Термин «регулирование» и обозначает упорядочивание, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Понятие «воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.
Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения права), так и иных правовых явлений ^правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Способы и типы правового регулирования.
Различают три способа наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями:
«дозволение - предоставление возможности совершения активных положительных действий в своих собственных интересах;
■ обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия;
■ запрещение - возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий.
В зависимости от различного сочетания этих способов различают два основных приема (метода) регулирования.
Централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, метод субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование «сверху донизу» на властно-императивных началах. В основе этого метода регулирования лежат такие способы регулирования как запрещение и обязывание. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Централизованное регулирование используется в сфере публичного права.
Децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный прием, метод координации, равноправия) - это регулирование, при котором участники отношений выступают как равноправные субъекты; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Основу данного метода составляют дозволения. Этот прием используется в основном в сфере частного права.
Различают два типа (порядка) правового регулирования. Тип правового регулирования представляет собой порядок юридического воздействия на общественные отношения, который характеризуется особым сочетанием способов и методов правового регулирования. Он выражает общую направленность воздействия на общественные отношения. В юридической литературе выделяют два типа (порядка) правового регулирования: общедозволительный и разрешительный
Общедозволительный тип регулирования выражается формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». В основе
Меры государственного принуждения. Виды (меры) государственного принуждения:
■ меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор);
■ меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);
■ меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
■ меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).
Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.
Юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения. Государство может осуществлять необходимое принуждение не только в отношении правонарушителей. Например, принудительное лечение лиц, совершающих опасные для общества действия в состоянии невменяемости, не следует рассматривать как акцию юридической ответственности. Кроме этого, государственное принуждение может быть применено и по отношению к правомерно ведущим себя лицам, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности или иных общественно-значимых интересов (например, досмотр багажа и пассажиров в аэропорту, проверки документов и автотранспорта и т.д.).
В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.
На юридическую ответственность распространяются все признаки государственного принуждения, при этом она имеет и собственные, специфические, признаки.
-
Виды и основания юридической ответственности.
Виды юридической ответственности и их краткая характеристика.
Юридическая ответственность делится на виды по различным основаниям.
По порядку возложения выделяют:
■ ответственность, налагаемая в судебном порядке;
■ ответственность, налагаемая в административном порядке.
По органам, налагающим ответственность, выделяют:
■ ответственность, налагаемая законодательными (представительными) органами;
■ ответственность, налагаемая судебными органами;
■ ответственность, налагаемая исполнительными органами.
В соответствии с основными группами правонарушений и по отраслям права выделяют:
■ уголовная ответственность;
■ иные виды ответственности - за проступки:
- административная;
- материальная ответственность рабочих и служащих по трудовому праву;
- гражданско-правовая ответственность,
- дисциплинарная.
Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.
Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях РФ, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.
Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.
Материальная ответственность по трудовому праву наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.
Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.
В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие.
В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.
Основания юридической ответственности и их значение. Фактические и юридические (нормативные, процессуальные) основания ответственности.
Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
■ фактические;
■ юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
■ наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
■ наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
■ отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (и оснований, исключающих юридическую ответственность, что соответствует такому признаку правонарушения как виновность);
■ наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, относят: необходимая оборона, причинение вреда при задержании преступника, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, невменяемость, малозначительность деяния.
-
Правовое регулирование. Механизм правового регулирования.
Понятие правового регулирования.
Правовое регулирование - это специфическое правовое воздействие на общественные отношения. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в своем действии порождают определенные правовые последствия. Своеобразие правового регулирования состоит в том, что оно, во-первых, имеет целенаправленный, результативный характер, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств. Главными средствами правового регулирования являются: а) предоставление лицам субъективных прав, 6) возложение юридических обязанностей, в) угроза применения государственного принуждения, г) применение мер государственного принуждения.
Правовое регулирование и правовое воздействие.
Смысловая нагрузка понятий «воздействие» и «регулирование» близка, но не однозначна. Термин «регулирование» и обозначает упорядочивание, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Понятие «воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.
Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения права), так и иных правовых явлений ^правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Способы и типы правового регулирования.
Различают три способа наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями:
«дозволение - предоставление возможности совершения активных положительных действий в своих собственных интересах;
■ обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия;
■ запрещение - возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий.
В зависимости от различного сочетания этих способов различают два основных приема (метода) регулирования.
Централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, метод субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование «сверху донизу» на властно-императивных началах. В основе этого метода регулирования лежат такие способы регулирования как запрещение и обязывание. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Централизованное регулирование используется в сфере публичного права.
Децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный прием, метод координации, равноправия) - это регулирование, при котором участники отношений выступают как равноправные субъекты; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Основу данного метода составляют дозволения. Этот прием используется в основном в сфере частного права.
Различают два типа (порядка) правового регулирования. Тип правового регулирования представляет собой порядок юридического воздействия на общественные отношения, который характеризуется особым сочетанием способов и методов правового регулирования. Он выражает общую направленность воздействия на общественные отношения. В юридической литературе выделяют два типа (порядка) правового регулирования: общедозволительный и разрешительный
Общедозволительный тип регулирования выражается формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». В основе