Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это осуществляемое на основе права государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Меры государственного принуждения. Виды (меры) государственного принуждения:

■ меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор);

■ меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);

■ меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

■ меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).

Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.

Юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения. Государство может осуществлять необходимое принуждение не только в отношении правонарушителей. Например, принудительное лечение лиц, совершающих опасные для общества действия в состоянии невменяемости, не следует рассматривать как акцию юридической ответственности. Кроме этого, государственное принуждение может быть применено и по отношению к правомерно ведущим себя лицам, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности или иных общественно-значимых интересов (например, досмотр багажа и пассажиров в аэропорту, проверки документов и автотранспорта и т.д.).

В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.

На юридическую ответственность распространяются все признаки государственного принуждения, при этом она имеет и собственные, специфические, признаки.

  1. Виды и основания юридической ответственности.

Виды юридической ответственности и их краткая характеристика.


Юридическая ответственность делится на виды по различным основаниям.

По порядку возложения выделяют:

■ ответственность, налагаемая в судебном порядке;

■ ответственность, налагаемая в административном порядке.

По органам, налагающим ответственность, выделяют:

■ ответственность, налагаемая законодательными (представительными) органами;

■ ответственность, налагаемая судебными органами;

■ ответственность, налагаемая исполнительными органами.

В соответствии с основными группами правонарушений и по отраслям права выделяют:

■ уголовная ответственность;

■ иные виды ответственности - за проступки:

- административная;

- материальная ответственность рабочих и служащих по трудовому праву;

- гражданско-правовая ответственность,

- дисциплинарная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях РФ, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.



Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Материальная ответственность по трудовому праву наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.

Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие.

В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Основания юридической ответственности и их значение. Фактические и юридические (нормативные, процессуальные) основания ответственности.

Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.

Основания юридической ответственности делятся на две группы:

■ фактические;

■ юридические.

Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно и нельзя привлечь к ответственности.

Юридическими основаниями являются:

■ наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);


■ наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);

■ отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (и оснований, исключающих юридическую ответственность, что соответствует такому признаку правонарушения как виновность);

■ наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, относят: необходимая оборона, причинение вреда при задержании преступника, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, невменяемость, малозначительность деяния.

  1. Правовое регулирование. Механизм правового регулирования.

Понятие правового регулирования.

Правовое регулирование - это специфическое правовое воздействие на общественные отношения. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в своем действии порождают определенные правовые последствия. Своеобразие правового регулирования состоит в том, что оно, во-первых, имеет целенаправленный, результативный характер, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств. Главными средствами правового регулирования являются: а) предоставление лицам субъективных прав, 6) возложение юридических обязанностей, в) угроза применения государственного принуждения, г) применение мер государственного принуждения.

Правовое регулирование и правовое воздействие.

Смысловая нагрузка понятий «воздействие» и «регулирование» близка, но не однозначна. Термин «регулирование» и обозначает упорядочивание, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Понятие «воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.


Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения права), так и иных правовых явлений ^правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Способы и типы правового регулирования.

Различают три способа наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями:

«дозволение - предоставление возможности совершения активных положительных действий в своих собственных интересах;

■ обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия;

■ запрещение - возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий.

В зависимости от различного сочетания этих способов различают два основных приема (метода) регулирования.

Централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, метод субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование «сверху донизу» на властно-императивных началах. В основе этого метода регулирования лежат такие способы регулирования как запрещение и обязывание. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Централизованное регулирование используется в сфере публичного права.

Децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный прием, метод координации, равноправия) - это регулирование, при котором участники отношений выступают как равноправные субъекты; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Основу данного метода составляют дозволения. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Различают два типа (порядка) правового регулирования. Тип правового регулирования представляет собой порядок юридического воздействия на общественные отношения, который характеризуется особым сочетанием способов и методов правового регулирования. Он выражает общую направленность воздействия на общественные отношения. В юридической литературе выделяют два типа (порядка) правового регулирования: общедозволительный и разрешительный

Общедозволительный тип регулирования выражается формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». В основе