ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
такого регулирования лежат общие дозволения, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. В законодательстве установлен строгий перечень запретов, но при этом перечень дозволений не имеет четких границ. Данный тип регулирования связан с закреплением в праве свободы выбора средств достижения цели и способствует проявлению самостоятельности и правовой активности субъектов права. Наиболее распространенным средством общедозволительного регулирования является договор.
Разрешительный тип регулирования выражается формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В основе такого регулирования лежат общие запреты, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений. Данный тип регулирования характеризуется тем, сто субъект права может совершать только те действия, которые прямо предусмотрены законодательством. Все другие действия, не предусмотренные законом, рассматриваются как правонарушение. Данный тип регулирования наиболее ярко представлен в деятельности государственных органов (в законодательстве четко определены их полномочия и формы реализации этих полномочий).
Правовые режимы.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Признаки правового режима:
Правовые режимы строго устанавливаются или санкционируются государством, например:
Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.
Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:
Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:
1) по предмету правового регулирования:
2) по юридической природе:
3) по содержанию:
4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:
5) по функциям права:
6) по формам выражения:
7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:
8) по сфере использования:
Стадии правового регулирования.
Выделяют три стадии правового регулирования. На каждой стадии правового регулирования «работают» особые юридические средства, которые образуют механизм правового регулирования.
1. Стадия регламентации общественных отношений. Правовое регулирование начинается с принятия и действия правовых норм. На этой стадии устанавливаются нормы права, которые содержат в себе модели поведения различных субъектов, требования законодателя к необходимому или желательному поведению субъектов, устанавливают права и обязанности, предусматриваются последствия их нарушения.
2. Стадия действия права. На этой стадии у участников регулируемых общественных отношений в соответствии с нормами права и при наличии определенных юридических фактов возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. возникают правоотношения. Здесь общие предписания правовых норм конкретизируются применительно к отдельным лицам, так как поименно определяются носители субъективных прав и юридических обязанностей.
3. Стадия реализации прав и обязанностей. Это заключительная стадия правового регулирования. На этой стадии общие предписания правовых норм, конкретизированные в субъективных правах и юридических обязанностях конкретных лиц, воплощаются в их фактическом, реальном поведении. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей - это результат, на достижение которого изначально направлено правовое регулирование.
В качестве факультативной, дополнительной стадии правового регулирования выступает применение права, так как для реализации норм права в фактическом поведении необходимо издание властных индивидуальных актов.
Понятие и структура механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования (МПР) - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Основные элементы механизма правового регулирования.
Элементами механизма правового регулирования являются все правовые средства. Однако основными элементами МПР являются:
■ нормы права;
■ правоотношения;
■ акты реализации прав и обязанностей.
Основные элементы МПР соответствуют стадиям правового регулирования.
Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные, установленные или санкционированные государством правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности и поддерживаемые силой государственного принуждения.
Правоотношение - это юридическая связь между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностями, возникающая на основе норм права и поддерживаемая силой государственного принуждения.
Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.
Помимо указанных, особое значение в МИР играют такие его элементы, как юридические факты и акты применения права. Многие авторы включают эти явления в круг основных элементов МНР.
Юридические факты - это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты «запускают» весь механизм правового регулирования. Именно с них начинается правоотношение, именно они приводят к реализации права как итогу правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права.
Акты применения права - его властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д. Акты применения права могут включаться в процесс правового регулирования между первой и второй или между второй третьей стадиями.
Правовые средства как составляющие МНР не исчерпываются охарактеризованными правовыми явлениями. Правовые средства многочисленны и разнообразны.
Правовые средства: понятие и классификация.
Правовые средства регулирования - это совокупность юридических инструментов, с помощью которых удовлетворяются конкретные интересы субъектов права, обеспечивается достижение тех или иных социально значимых целей.
В зависимости от роли о МНР можно выделить:
■ общие правовые средства. Они решают универсальные задачи правового регулирования. К таким средствам относятся основные элементы механизма правового регулирования (нормы права, правоотношения, акты применении права и др.)
■ специальные правовые средства. Оми направлены на решение особых задач в сфере правового регулирования (например, правовой режим иностранных граждан, особенности реализации различных форм собственности и т.д.) или призваны решить конкретную задачу (например, жалоба, поручительство и т.д.).
По характеру деятельности субъектов в процессе практического использовании правовые средства подразделяются на:
■ правовые средства, обеспечивающие правотворческую деятельность (например, право законодательной инициативы, юридические конструкции и т.д.).
■ правовые средства, обеспечивающие правореализующую деятельность (например, договоры, акты применения права и т.д.).
В зависимости от типа регулирования все правовые средства делятся на:
■ правовые средства общедозволительного регулирования (например, договор, завещание и т.д.);
■ правовые средства разрешительного регулирования (например, акты применения права и т.д.).
Понятие правового акта.
Правовой акт (в узком смысле) - официальный документ компетентного государственного органа (или иного уполномоченного субъекта), порождающий какие-либо юридические последствия (возникновение прав, обязанностей, ответственности).
Правовые акты в широком смысле слова.
С точки зрения широкого подхода, правовой акт — это волеизъявление управомоченного субъекта, совершаемое в определенной форме и в установленных законом случаях, которое порождает юридические последствия в силу прямого указания закона.
Широкий подход к пониманию правового акта предполагает, что, во-первых, правовые акты могут существовать не только в письменной форме (акты-документы), и, во-вторых, могут издаваться не только компетентным государственным органом в рамках отношений власти-подчинения, но и иными субъектами, находящимися в юридически равном правовом положении. Широкий подход к понятию правового акта является более обоснованным в условиях современности, так как позволяет учесть и отразить специфику договорных актов, правовых актов частных лиц (обращения граждан, исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, завещания и т.д.), а также массу нетипичных правовых актов, появившихся в правовом поле.
Разрешительный тип регулирования выражается формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В основе такого регулирования лежат общие запреты, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений. Данный тип регулирования характеризуется тем, сто субъект права может совершать только те действия, которые прямо предусмотрены законодательством. Все другие действия, не предусмотренные законом, рассматриваются как правонарушение. Данный тип регулирования наиболее ярко представлен в деятельности государственных органов (в законодательстве четко определены их полномочия и формы реализации этих полномочий).
Правовые режимы.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Признаки правового режима:
-
они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; -
имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; -
представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; -
создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Правовые режимы строго устанавливаются или санкционируются государством, например:
-
в исключительных случаях (режим чрезвычайного / военного положения); -
в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов); -
в отношении объектов (режим оборота наркотических средств); -
в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим).
Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.
Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:
-
административно-правовой, -
гражданско-правовой, -
финансово-правовой, -
гражданско-процессуальный и т.д.
Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:
1) по предмету правового регулирования:
-
конституционный, -
административный, -
земельный и т. д.;
2) по юридической природе:
-
материальный; -
процессуальный;
3) по содержанию:
-
валютный, -
таможенный, -
пошлинный и т. п.;
4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:
-
режим беженцев, вынужденных переселенцев, -
гражданства, граждан и т. д.;
5) по функциям права:
-
режим особого регулирования и -
особой охраны;
6) по формам выражения:
-
законный и -
договорный;
7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:
-
общефедеральный, -
региональный, -
муниципальный и -
локальный;
8) по сфере использования:
-
внутригосударственный и -
межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).
Стадии правового регулирования.
Выделяют три стадии правового регулирования. На каждой стадии правового регулирования «работают» особые юридические средства, которые образуют механизм правового регулирования.
1. Стадия регламентации общественных отношений. Правовое регулирование начинается с принятия и действия правовых норм. На этой стадии устанавливаются нормы права, которые содержат в себе модели поведения различных субъектов, требования законодателя к необходимому или желательному поведению субъектов, устанавливают права и обязанности, предусматриваются последствия их нарушения.
2. Стадия действия права. На этой стадии у участников регулируемых общественных отношений в соответствии с нормами права и при наличии определенных юридических фактов возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. возникают правоотношения. Здесь общие предписания правовых норм конкретизируются применительно к отдельным лицам, так как поименно определяются носители субъективных прав и юридических обязанностей.
3. Стадия реализации прав и обязанностей. Это заключительная стадия правового регулирования. На этой стадии общие предписания правовых норм, конкретизированные в субъективных правах и юридических обязанностях конкретных лиц, воплощаются в их фактическом, реальном поведении. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей - это результат, на достижение которого изначально направлено правовое регулирование.
В качестве факультативной, дополнительной стадии правового регулирования выступает применение права, так как для реализации норм права в фактическом поведении необходимо издание властных индивидуальных актов.
Понятие и структура механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования (МПР) - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Основные элементы механизма правового регулирования.
Элементами механизма правового регулирования являются все правовые средства. Однако основными элементами МПР являются:
■ нормы права;
■ правоотношения;
■ акты реализации прав и обязанностей.
Основные элементы МПР соответствуют стадиям правового регулирования.
Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные, установленные или санкционированные государством правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности и поддерживаемые силой государственного принуждения.
Правоотношение - это юридическая связь между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностями, возникающая на основе норм права и поддерживаемая силой государственного принуждения.
Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.
Помимо указанных, особое значение в МИР играют такие его элементы, как юридические факты и акты применения права. Многие авторы включают эти явления в круг основных элементов МНР.
Юридические факты - это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты «запускают» весь механизм правового регулирования. Именно с них начинается правоотношение, именно они приводят к реализации права как итогу правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права.
Акты применения права - его властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д. Акты применения права могут включаться в процесс правового регулирования между первой и второй или между второй третьей стадиями.
Правовые средства как составляющие МНР не исчерпываются охарактеризованными правовыми явлениями. Правовые средства многочисленны и разнообразны.
Правовые средства: понятие и классификация.
Правовые средства регулирования - это совокупность юридических инструментов, с помощью которых удовлетворяются конкретные интересы субъектов права, обеспечивается достижение тех или иных социально значимых целей.
В зависимости от роли о МНР можно выделить:
■ общие правовые средства. Они решают универсальные задачи правового регулирования. К таким средствам относятся основные элементы механизма правового регулирования (нормы права, правоотношения, акты применении права и др.)
■ специальные правовые средства. Оми направлены на решение особых задач в сфере правового регулирования (например, правовой режим иностранных граждан, особенности реализации различных форм собственности и т.д.) или призваны решить конкретную задачу (например, жалоба, поручительство и т.д.).
По характеру деятельности субъектов в процессе практического использовании правовые средства подразделяются на:
■ правовые средства, обеспечивающие правотворческую деятельность (например, право законодательной инициативы, юридические конструкции и т.д.).
■ правовые средства, обеспечивающие правореализующую деятельность (например, договоры, акты применения права и т.д.).
В зависимости от типа регулирования все правовые средства делятся на:
■ правовые средства общедозволительного регулирования (например, договор, завещание и т.д.);
■ правовые средства разрешительного регулирования (например, акты применения права и т.д.).
-
Правовые акты.
Понятие правового акта.
Правовой акт (в узком смысле) - официальный документ компетентного государственного органа (или иного уполномоченного субъекта), порождающий какие-либо юридические последствия (возникновение прав, обязанностей, ответственности).
Правовые акты в широком смысле слова.
С точки зрения широкого подхода, правовой акт — это волеизъявление управомоченного субъекта, совершаемое в определенной форме и в установленных законом случаях, которое порождает юридические последствия в силу прямого указания закона.
Широкий подход к пониманию правового акта предполагает, что, во-первых, правовые акты могут существовать не только в письменной форме (акты-документы), и, во-вторых, могут издаваться не только компетентным государственным органом в рамках отношений власти-подчинения, но и иными субъектами, находящимися в юридически равном правовом положении. Широкий подход к понятию правового акта является более обоснованным в условиях современности, так как позволяет учесть и отразить специфику договорных актов, правовых актов частных лиц (обращения граждан, исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, завещания и т.д.), а также массу нетипичных правовых актов, появившихся в правовом поле.