Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Широкое понимание правового акта будет отличаться от узкого по двум аспектам. Во-первых, правовой акт в широком смысле охватывает собой не только документы компетентных государственных органов, но и документы иных субъектов. Так, современное законодательство позволяет говорить о правовых актах физических и юридических лиц, к которым можно отнести, например, завещания, доверенности, различные виды гражданско-правовых договоров, трудовой договор, брачный контракт и т.д. Все названные документы предусмотрены законодательно, порождают юридические последствия, являются обязательными (в случае надлежащего оформления) и для частных лиц, которых они касаются, и для суда в случае возникновения спора. Во-вторых, правовой акт в широком смысле не исчерпывается понятием документа. Он может быть рассмотрен и как акт-действие, и как акт–результат действия. Можно говорить об устных правовых актах (устные распоряжения работодателя, руководителя, некоторые виды договоров, для которых закон не требует письменной фиксации как обязательного условия), а также о конклюдентных актах (действия регулировщика дорожного движения, дорожные знаки).

Система правовых актов Российской Федерации.

Одним из базовых компонентов теории правовых актов выступает их комплексная классификация. Традиционная система правовых актов включает в себя четыре разновидности:

• нормативные правовые акты

• интерпретационные акты

• правоприменительные акты

• договорные акты

это традиционно выделяемые в юридической науке правовые акты, которые не учитывают всего многообразия актов, вошедших в юридическую практику.

Самыми яркими примерами с этой точки зрения являются общие и смешанные акты.

Характеристика отдельных видов актов.

Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Правоприменительные акты - официальные волеизъявления компетентных государственных органов, должностных лиц или иных уполномоченных субъектов, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам (например, указ Президента о назначении на должность, приказ руководителя учреждения о приеме на работу сотрудника, решение или приговор суда и т.д.);


Договорные акты - совершенные в требуемой законодательством форме волеизъявления, возникшие в результате соглашения между соответствующими субъектами, содержащие как юридические нормы, так и индивидуально-правовые решения. В зависимости от порождаемых правовых последствий и юридической функции (свойств), договоры подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание и т.п.).

Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.

Правовые акты: понятие и классификация. Виды правовых актов.

Все правовые акты в зависимости от направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:

•нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права;

•акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;

•акты применения права (индивидуально-правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.





Нормативно – правовые акты

Акта толкования права

Акты применения права

По содержанию

Содержат нормы права

Не содержат норм права. Содержат разъяснения нормативных предписаний

Не содержат норм права. Содержат индивидуальные государственно – властные веления, направленные на реализацию норм права.

По субъектам воздействия

Распространяются на всех лиц, попадающих в сферу действия НПА, т.е. адресуется заранее неопределенному кругу субъектов

Могут иметь как общий характер (касаются работников правоприменительных, прежде всего судебных, органов), так и индивидуальный (касаются только лиц, участвующих в данном юридическом деле)

Имеют индивидуальный характер, т.е. адресованы только конкретному человеку или группе поименованных лиц

По распространенности на различные ситуации, общественные отношения

Распространяются на множество типичных жизненных ситуаций

Могут иметь как общий характер (распространяются на множество типичных ситуаций), так и индивидуальный (распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию)

Распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию, касаются отдельного случая

По времени действия

Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение

Могут иметь как общий характер (действуют во времени столько же, сколько и разъясняемый НПА), так и индивидуальный (рассчитаны на однократное применение)

Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения


Интерпретационные акты: понятие и значение в правовом регулировании.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Можно выделить следующие особенности актов толкования:

■ не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

■ имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;

■ содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

■ обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;

■ адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Виды интерпретационных актов.

По юридической значимости выделяют:

■ акты нормативного толкования;

■ акты казуального толкования.

Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, к ним относятся постановления Пленума Верховного и Суда РФ.

Акты индивидуального (казуального) толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.

В зависимости от субъекта издания:

■ акты аутентичного толкования;

■ акты легального толкования.

Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда.


В зависимости от отраслей права акты толкования можно подразделить на:

- конституционно-правовые; - уголовно-правовые; - гражданско-правовые; - другие.

Проблема обязательности актов толкования в правовой системе Российской Федерации.???

Нетипичные правовые акты.

«Нетипичные правовые акты» - это правовые акты, с нехарактерными признаками, чертами; свойствами или функциями, т.е. документально оформленная в установленном порядке совокупность юридических или юридических и иных социальных предписаний, включающая в себя правовые свойства и элементы различных типов (видов, подвидов) юридических актов или различные элементы юридических актов одного типа (вида, подвида), выражающая волю субъекта (субъектов) права, направленная на комплексное регулирование личных и общественных отношений и влекущая определенные социальные и правовые последствия.

Виды нетипичных правовых актов:

1.Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание и т.п.).

2.Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования. Такие акты рассматриваются в доктрине в качестве нетипичных (общепринятого названия нет, но в доктрине еще именуют «стратегический нормативный акт» или «доктринальный») (доктрины, стратегии, основы государственной политики, концепции, принципы, программы, планы). Данные документы не предоставляют субъективных прав, не налагают юридических обязанностей и не определяют мер юридической ответственности; они не изменяют правового статуса субъектов и не являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; иными словами, юридических последствий они не имеют.

Стратегический нормативный акт — юридический документ, изданный в порядке правотворчества компетентным органом государственной власти и содержащий в основном нормы, касающиеся общих основ (идей), целей, задач и принципов развития какой-либо сферы правового регулирования общественных отношений, структурированные в порядке перспективного планирования.

К смешанным правовым актам с нормативными и правореализующими элементами относятся нормативные договоры, которые, с одной стороны, создают общеобязательную основу и воздействуют на большой круг субъектов (нормативно-правовой элемент); с другой – позволяют субъектам осуществлять обособленные согласованные волеизъявления, приходить к взаимовыгодным совместным решениям (правореализующий элемент).


Другим смешанным правовым актом является смешанный договор. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора - п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Институт смешанных договоров имеет большое практическое значение в условиях современной действительности, т.к. позволяет сторонам адекватно рыночным условиям закрепить свои обязательства по отношению друг к другу. Заключается большое количество контрактов, в которых сочетаются элементы договоров разных типов или групп по принятой их классификации (например, в едином договоре встречаются элементы договора подряда, поставки, перевозки и комиссии).

Правовые акты как средства реализации правовой политики.

Правовая политика — набор средств, обеспечивающих эффективность правового регулирования и правовой системы в целом. Правовая политика нуждается в средствах, они нуждаются в упорядочении и придании им юридической силы.

Правовая политика позволяет связать воедино доктрину, правотворчество и правоприменительную юридическую практику, обеспечивая тем самым научно обоснованный характер государственной деятельности. Понимаемая в качестве продуманного комплекса мероприятий правовая политика нацелена на целостное реформирование правовой системы общества и с этой точки зрения является инструментом правового прогресса. использованием правовой политики — осуществляется реформирование и совершенствование правовой системы государства, что необходимо для успешного правового развития в условиях информационного общества и процессов глобализации. На сегодняшнем этапе основная задача правовой политики видится в формулировании и постановке целей оптимального правового развития общества, а также в определении ее приоритетов. Как пишут исследователи, наличие в правовой политике приоритетов позволяет расставить акценты, избрать верные средства и методы достижения поставленных целей, сконцентрироваться на главном, а, кроме того, дает возможность интегрировать усилия всех субъектов в процессе выработки и реализации стратегических правовых идей, что, несомненно, должно положительно отразиться на качестве проводимой в государстве правовой политики.