ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Широкое понимание правового акта будет отличаться от узкого по двум аспектам. Во-первых, правовой акт в широком смысле охватывает собой не только документы компетентных государственных органов, но и документы иных субъектов. Так, современное законодательство позволяет говорить о правовых актах физических и юридических лиц, к которым можно отнести, например, завещания, доверенности, различные виды гражданско-правовых договоров, трудовой договор, брачный контракт и т.д. Все названные документы предусмотрены законодательно, порождают юридические последствия, являются обязательными (в случае надлежащего оформления) и для частных лиц, которых они касаются, и для суда в случае возникновения спора. Во-вторых, правовой акт в широком смысле не исчерпывается понятием документа. Он может быть рассмотрен и как акт-действие, и как акт–результат действия. Можно говорить об устных правовых актах (устные распоряжения работодателя, руководителя, некоторые виды договоров, для которых закон не требует письменной фиксации как обязательного условия), а также о конклюдентных актах (действия регулировщика дорожного движения, дорожные знаки).
Система правовых актов Российской Федерации.
Одним из базовых компонентов теории правовых актов выступает их комплексная классификация. Традиционная система правовых актов включает в себя четыре разновидности:
• нормативные правовые акты
• интерпретационные акты
• правоприменительные акты
• договорные акты
это традиционно выделяемые в юридической науке правовые акты, которые не учитывают всего многообразия актов, вошедших в юридическую практику.
Самыми яркими примерами с этой точки зрения являются общие и смешанные акты.
Характеристика отдельных видов актов.
Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.
Правоприменительные акты - официальные волеизъявления компетентных государственных органов, должностных лиц или иных уполномоченных субъектов, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам (например, указ Президента о назначении на должность, приказ руководителя учреждения о приеме на работу сотрудника, решение или приговор суда и т.д.);
Договорные акты - совершенные в требуемой законодательством форме волеизъявления, возникшие в результате соглашения между соответствующими субъектами, содержащие как юридические нормы, так и индивидуально-правовые решения. В зависимости от порождаемых правовых последствий и юридической функции (свойств), договоры подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание и т.п.).
Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.
Правовые акты: понятие и классификация. Виды правовых актов.
Все правовые акты в зависимости от направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
•нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права;
•акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;
•акты применения права (индивидуально-правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.
| Нормативно – правовые акты | Акта толкования права | Акты применения права |
По содержанию | Содержат нормы права | Не содержат норм права. Содержат разъяснения нормативных предписаний | Не содержат норм права. Содержат индивидуальные государственно – властные веления, направленные на реализацию норм права. |
По субъектам воздействия | Распространяются на всех лиц, попадающих в сферу действия НПА, т.е. адресуется заранее неопределенному кругу субъектов | Могут иметь как общий характер (касаются работников правоприменительных, прежде всего судебных, органов), так и индивидуальный (касаются только лиц, участвующих в данном юридическом деле) | Имеют индивидуальный характер, т.е. адресованы только конкретному человеку или группе поименованных лиц |
По распространенности на различные ситуации, общественные отношения | Распространяются на множество типичных жизненных ситуаций | Могут иметь как общий характер (распространяются на множество типичных ситуаций), так и индивидуальный (распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию) | Распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию, касаются отдельного случая |
По времени действия | Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение | Могут иметь как общий характер (действуют во времени столько же, сколько и разъясняемый НПА), так и индивидуальный (рассчитаны на однократное применение) | Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения |
Интерпретационные акты: понятие и значение в правовом регулировании.
Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.
Можно выделить следующие особенности актов толкования:
■ не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;
■ имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;
■ содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
■ обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;
■ адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
Виды интерпретационных актов.
По юридической значимости выделяют:
■ акты нормативного толкования;
■ акты казуального толкования.
Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, к ним относятся постановления Пленума Верховного и Суда РФ.
Акты индивидуального (казуального) толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.
В зависимости от субъекта издания:
■ акты аутентичного толкования;
■ акты легального толкования.
Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.
Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда.
В зависимости от отраслей права акты толкования можно подразделить на:
- конституционно-правовые; - уголовно-правовые; - гражданско-правовые; - другие.
Нетипичные правовые акты.
«Нетипичные правовые акты» - это правовые акты, с нехарактерными признаками, чертами; свойствами или функциями, т.е. документально оформленная в установленном порядке совокупность юридических или юридических и иных социальных предписаний, включающая в себя правовые свойства и элементы различных типов (видов, подвидов) юридических актов или различные элементы юридических актов одного типа (вида, подвида), выражающая волю субъекта (субъектов) права, направленная на комплексное регулирование личных и общественных отношений и влекущая определенные социальные и правовые последствия.
Виды нетипичных правовых актов:
1.Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание и т.п.).
2.Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования. Такие акты рассматриваются в доктрине в качестве нетипичных (общепринятого названия нет, но в доктрине еще именуют «стратегический нормативный акт» или «доктринальный») (доктрины, стратегии, основы государственной политики, концепции, принципы, программы, планы). Данные документы не предоставляют субъективных прав, не налагают юридических обязанностей и не определяют мер юридической ответственности; они не изменяют правового статуса субъектов и не являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; иными словами, юридических последствий они не имеют.
Стратегический нормативный акт — юридический документ, изданный в порядке правотворчества компетентным органом государственной власти и содержащий в основном нормы, касающиеся общих основ (идей), целей, задач и принципов развития какой-либо сферы правового регулирования общественных отношений, структурированные в порядке перспективного планирования.
К смешанным правовым актам с нормативными и правореализующими элементами относятся нормативные договоры, которые, с одной стороны, создают общеобязательную основу и воздействуют на большой круг субъектов (нормативно-правовой элемент); с другой – позволяют субъектам осуществлять обособленные согласованные волеизъявления, приходить к взаимовыгодным совместным решениям (правореализующий элемент).
Другим смешанным правовым актом является смешанный договор. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора - п. 3 ст. 421 ГК РФ.
Институт смешанных договоров имеет большое практическое значение в условиях современной действительности, т.к. позволяет сторонам адекватно рыночным условиям закрепить свои обязательства по отношению друг к другу. Заключается большое количество контрактов, в которых сочетаются элементы договоров разных типов или групп по принятой их классификации (например, в едином договоре встречаются элементы договора подряда, поставки, перевозки и комиссии).
Правовые акты как средства реализации правовой политики.
Правовая политика — набор средств, обеспечивающих эффективность правового регулирования и правовой системы в целом. Правовая политика нуждается в средствах, они нуждаются в упорядочении и придании им юридической силы.
Правовая политика позволяет связать воедино доктрину, правотворчество и правоприменительную юридическую практику, обеспечивая тем самым научно обоснованный характер государственной деятельности. Понимаемая в качестве продуманного комплекса мероприятий правовая политика нацелена на целостное реформирование правовой системы общества и с этой точки зрения является инструментом правового прогресса. использованием правовой политики — осуществляется реформирование и совершенствование правовой системы государства, что необходимо для успешного правового развития в условиях информационного общества и процессов глобализации. На сегодняшнем этапе основная задача правовой политики видится в формулировании и постановке целей оптимального правового развития общества, а также в определении ее приоритетов. Как пишут исследователи, наличие в правовой политике приоритетов позволяет расставить акценты, избрать верные средства и методы достижения поставленных целей, сконцентрироваться на главном, а, кроме того, дает возможность интегрировать усилия всех субъектов в процессе выработки и реализации стратегических правовых идей, что, несомненно, должно положительно отразиться на качестве проводимой в государстве правовой политики.