ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средства правовой политики.
Система средств правовой политики — это комплекс разнообразных по своей природе и целевой направленности средств, обеспечивающих эффективность формирования и реализации правовой политики и гарантирования ресурсной поддержки ее целей и задач
Средства в правовой политике представляют собой инструменты и методику, посредством которых осуществляется превращение идеальных устремлений субъектов правовой политики в реальные действия (бездействия) и юридически значимые результаты.
Традиционно в юридической науке все средства, используемые в установлении и реализации правовой политики, принято подразделять на две группы:
1) собственные специальные средства, непосредственно предназначенные для совершенствования и развития правовой системы, к которым относят различные доктрины, концепции, программы, правовой мониторинг, систематизацию правовых актов, планирование, прогнозирование, унификацию и специализацию законодательства, экспертизу правовых актов и т. д.;
2) инструменты механизма правового регулирования, включающие в себя:
а) непосредственно юридические средства: ограничения, правовые запреты, стимулы, поощрения, наказания, субъективные права и юридические обязанности, правоотношения, правовые акты, юридическая ответственность, санкции (в т. ч. поощрительные), правовые режимы и т. д., которые, в свою очередь, в зависимости от их природы и сферы функционирования подразделяются на средства права и средства правореализационной практики;
б) неюридические средства: идеологические, организационные и материальные.
Рассмотрим некоторые из собственных специальных средств.
Весьма важную роль в системе специальных средств правовой политики все больше играет правовой мониторинг, под которым понимают «систему информационных наблюдений, дающую возможность анализировать и оценивать:
1) результаты нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной (правотворческий процесс);
2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией;
3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс).
К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
С таким средством правовой политики, как мониторинг, тесно связано другое средство — правовая экспертиза, ибо первое не может полноценно проводиться без участия второго. Роль экспертизы при осуществлении мониторинга заключается в повышении его глубины, всесторонности и объективности. Это достигается за счет того, что к оценке наблюдений за протекающим процессом подключаются обладающие углубленными познаниями высококвалифицированные специалисты-эксперты, способные провести анализ и дать соответствующие объяснения ходу процессов и рекомендации по их корректировке. Экспертиза же — это углубленный анализ определенного объекта (в том числе информационного), основанный на использовании накопленных профессиональных знаний и собственного опыта эксперта, итогом которого является заключение, оформленное в соответствующем процедурном порядке в виде официального документа установленной формы с целью обеспечения принятия ответственного решения по исследуемому вопросу.
Раскрывая понятие и сущность юридических средств реализации правовой политики, следует отметить, что их принято разделять на два больших блока:
1) юридические ограничения;
2) юридические стимулы.
Правовое ограничение – правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Это – установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это – исключение определенных возможностей в деятельности лиц (например, обязывание, запрет, санкция).
Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;
3) обозначают отрицательную правовую мотивацию;
4) предполагают снижение негативной активности;
5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Говоря о второй группе юридических средств – правовых стимулах, следует отметить, что правовой стимул как средство реализации правовой политики – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования (например, льготы).
Принято выделять следующие общие признаки правовых стимулов:
1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, т. к. выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда – в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;
4) предполагают повышение позитивной активности;
5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Другая классификация юридических средств:
1. инструменты (установления)
2. деяния (технология).
К инструментам, как средствам правовой политики, относят различные нормативные установления, отличающиеся субстанциональностью и статичностью. Речь идет, прежде всего, о правах и обязанностях, льготах и запретах, поощрениях и наказаниях, правовых режимах и правовых основах, правовых актах и институтах права и т.д.
Важно также иметь в виду, что инструменты правовой политики имеют многоуровневый характер, в силу чего выделяют первичные (простые) и комплексные (сложные).
Если первичные выступают в качестве элементарных, наиболее простых инструментов (те же дозволения, запреты, приостановления и др.), то комплексные складываются из элементарных, первичных и представляют собой сложносоставные юридические образования (те же правовые режимы, которые складываются из различных простых юридических средств — дозволений, льгот, запретов и.д.).
Можно выделить и суперсложные, включающие в себя как первичные (простые), так и комплексные (сложные) инструменты. К таковым относятся, в частности, правовые основы, под которыми, на наш взгляд, следует понимать систему принципов и правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных и др.), создающую юридическую базу для образования либо функционирования социально-правовых институтов (например: государственного управления, судебной власти, общественных объединений и т.д.), для осуществления той или иной юридической деятельности (правовые основы противодействия терроризму, коррупции, наркотизму и т.п.). Следовательно, принципы (как простой инструмент) и правовые акты (как сложный инструмент) являются составными частями правовых основ, которые выступают суперсложными и потому важнейшими средствами правовой политики.
К деяниям можно отнести те или иные технологии, разнообразные акты практического воплощения нормативных установлений в жизнь. Это вынесение решения судом, отвод судьи, подписание договора, подача жалобы, издание приказа о назначении на должность, внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, наложение вето Президентом Российской Федерации на тот или иной закон, выражение вотума недоверия Правительству Российской Федерации, объявление импичмента Президенту Российской Федерации и т.п.
Раскрывая сущность неюридических средств реализации, к которым правомерно отнести: идеологические, организационные и материальные, бесспорным, «флагманом» выступает блок идеологических средств, которые имеют наибольшую силу воздействия на общество.
Говоря об идеологических средствах правовой политики, уместно говорить о правовом образовании, правовом просвещении, правовой пропаганде и даже о правовой рекламе.
Правовое образование в собственном смысле этого слова: дошкольное правовое образование, начальное образование, среднее правовое образование, среднеспециальное образование, высшее юридическое и послевузовское образование. К сожалению, «современное состояние русских» университетов не меняется уже несколько веков.
Правовое просвещение в широком смысле должно включать в себя открытые лекции, обеспечение свободного доступа к правовой базе, информирование рядовых граждан об изменениях в нормативно-правовом регулировании правоотношений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Правовая пропаганда, которая достаточно широко и эффективно использовалась в советский период, в настоящее время полностью отстранена от сферы правового регулирования, что также вызывает определенные нарекания. Очевидно, что отсутствие пропа-ганды ценностей права, его постулатов и требований заменяется, зачастую, их противоположностями. В правовой жизни сложились различные формы правовой пропаганды. Наиболее распространенными из них являются: доклады, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи за «круглым столом», выступления в печати, по радио и телевидению представителей правотворческих, правоприменительных, правоохранительных, судебных и иных органов государственной / местной власти.
Говоря об организационных средствах правовой политики, прежде всего, следует говорить о готовности общества к тем или иным правовым новшествам, что приводит к выводу о необходимости кардинального пересмотра отношения правовой политики к социологическим исследованиям.
Говоря о материальных средствах правовой политики следует отметить, что зачастую при реализации тех или иных проектов не учитываются будущие финансовые затраты, обеспеченность помещениями, оргтехникой и т. д., что приводит либо к существенным задержкам реализации отдельных задач, либо к их полному провалу.
Правовые акты и правовые режимы как комплексные средства правовой политики.
Наиболее часто субъекты правовой политики используют комплексные (комбинированные) средства. Среди них особое место занимают правовые режимы, с помощью которых в рамках прежде всего правотворческой политики можно влиять на правовое регулирование тех или иных общественных отношений, задавать тон развитию отдельных сегментов правовой жизни.
Правовой режим можно рассматривать как некую систему средств (прежде всего первичных — дозволений, запретов, обязанностей, а также комплексных — методов правового регулирования: императивного, диспозитивного, поощрительного, рекомендательного и т.д.), с помощью которых субъекты правовой политики пытаются установить тот или иной порядок в регулировании общественных отношений, в организации социальных связей, достигая какие-либо цели и решая тем самым определенные политико-правовые проблемы.
Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, ибо показывает путь к подобному результату, способ, ведущий к нему. Правовой режим — это прежде всего функциональная характеристика права.
Учитывая сказанное, правовой режим, по нашему мнению, можно определить как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
В качестве примеров правовых режимов, различных по своему содержанию и формам проявления, можно назвать: режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (офшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т.п.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни. Юридические средства, сочетаясь различным способом, определяют специфику того или иного режима, показывают особую направленность правового регулирования.