Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние процессов глобализации на развитие права идет по следующим направлениям.

  • 1. Глобализация проявляется и прослеживается во всех структурных элементах правовой системы: нормативной правовой базе; системе источников права и их соотношении; правотворчестве и правоприменении.

  • 2. Происходит возникновение наднациональных нормативных правовых массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территориального суверенитета государств. Примерами могут служить возникновение глобального торгового, договорного и информационного права, интенсивно развивающееся гуманитарное право.

  • 3. Возникновение регионального права в качестве правовой общности экстерриториального действия, в частности европейского, а также права Европейского Союза, нормативно-юридическому комплексу которого присущи как черты наднационального, так и внутригосударственного права.

  • 4. Создание международно-правовых механизмов, которые задействованы на решение таких глобальных проблем, как обеспечение всеобщего мира и безопасности, нераспространение ядерного, биологического и химического оружия, смертельных супервирусов, сохранение окружающей среды, борьба с международным терроризмом и наркотрафиком, организованной транснациональной преступностью.

  • 5. Интернационализация права, которая проявляется в стандартизации условий жизни и внешних связей, формировании правосознания средствами массовой информации, литературы и искусства, науки. При вступлении стран в международные организации целенаправленными способами интернационализации являются рецепция, гармонизация и унификация права.

  • 6. В современных условиях расширяются границы частноправовых и публично-правовых методов регулирования в различных отраслях российского законодательства. Глобализация способствует размыванию границ между частным и публичным правом, а применительно к системе законодательства — нарастанию комплексного нормативного регулирования общественных отношений.

  • 7. Глобализация оказывает влияние на расширение сферы процессуального регулирования, увеличение числа процедурно-процессуальных норм, усложнение процедуры, совершенствование процессуальной формы.

Политика и управление

Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти).


В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Последствия глобализации (антиглобалисты):

- разрушает национальные особенности

- господство европейской цивилизации

- насаждение чуждых явлений

- соматические права (чужды многим правовым системам, в частности РФ)

  1. Правовая политика.

Правовая политика как социальная реальность и теоретико-методологическая категория.

Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями.

Наличие правовой политики обусловлено тем, что подавляющая часть внутренней и внешней политики реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные. Правовая политика – это особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации.

Понятие и черты правовой политики.


Правовая политика - комплекс мероприятий (идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок) реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

    • укрепление дисциплины, законности и правопорядка,

    • формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Рассмотрим подробнее основные черты правовой политики.

  • 1. Интегрированный характер. Правовая политика — явление сложноорганизованное, многомерное, которое может быть рассмотрено в различных плоскостях научного знания. Она неоднородна по своей природе, так как сочетает признаки политики и права, формируется и реализуется на пересечении политической и правовой действительности. В зависимости от характера и содержания научных гипотез, постановки целей и задач теоретических и прикладных исследований могут изучаться различные аспекты правовой политики.

  • 2. Системность и преемственность. Данная черта правовой политики характеризуется тремя аспектами и заключается в следующем.

Во-первых, правовая политика — это система, организационное единство структурных элементов, которые взаимодействуют как единое целое с правовыми, политическими и социальными системами, а также, находясь в определенной последовательности относительно друг друга, образуют внутреннюю структуру и взаимодействуют между собой, порождая внутриорганизационные связи и отношения. К примеру, цели и задачи правовой политики определяют выбор форм ее реализации, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние друг на друга, в особенности правотворческая и правоприменительная. Приоритеты правовой политики влияют на ее виды и направления, что влечет изменение интенсивности развития отдельных видов, а также формирование новых направлений правовой политики.


Во-вторых, деятельность, осуществляемая в рамках правовой политики, носит системный характер, заключается в совершении субъектами правовой политики последовательных юридически значимых действий, каждое из которых выступает составляющим элементом единой программы мероприятий, объединенных одной целью.

В-третьих, нормы права, которые моделируются, принимаются, изменяются и признаются утратившими силу в процессе осуществления правовой политики, являются составными «корректирующими» элементами единой правовой реальности.

Преемственный фактор должен находить отражение и при формировании норм права, и в процессе их реализации, и при выборе правовых методов и средств воздействия на правовую реальность. Преемственность в правовой сфере может носить как внутренний, так и внешний характер. В первом случае правовая политика осуществляется с учетом достижений отечественной юриспруденции, во втором — происходит рецепция зарубежных правовых ценностей.

  • 3. Наличие определенного круга субъектов. Правовая политика осуществляется специально уполномоченными субъектами. Таковыми являются, прежде всего, органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, отдельные институты гражданского общества, влияющие на принятие и реализацию решений в области права, формирование доктрины правовой политики, а также граждане, обладающие специальным статусом. В конкретном виде или направлении правовой политики статус и роль одного и того же субъекта может изменяться. Например, активная правовая позиция личности будет наблюдаться при реализации правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности; при осуществлении правовой политики в сфере предпринимательской деятельности первостепенное значение среди субъектов приобретают, например объединения предпринимателей; правовая политика в сфере антикоррупционной деятельности во главу угла ставит контролирующие, надзорные органы государственной власти.

  • 4. Обусловленность социальными потребностями. На процессы формирования и реализации правовой политики значительное влияние оказывают факторы внутреннего и внешнего характера. Так, эффективность правовой политики во многом зависит от уровня профессионального правосознания и правовой культуры законодателя и правоприменителя, от организационной структуры и оптимальной штатной численности органов государственной власти — субъектов правовой политики, от своевременности проводимых ими действий и, соответственно, реальной возможности населения и институтов гражданского общества соблюдать, исполнять, использовать вновь принятые правовые нормы.


К внешним факторам, влияющим на формирование и реализацию правовой политики, относится, прежде всего, международная координация в правовой сфере, влекущая за собой ратификацию Российским государством отдельных актов и имплементацию закрепленных в них правовых норм в национальное законодательство.

Важное значение имеет экономический фактор, который складывается из ряда обстоятельств: степени развития общественных отношений в данной сфере, уровня благосостояния населения, возможности осуществления финансирования проводимых реформ.

Мощным фактором влияния на правовую политику выступает культурно-исторический, который необходимо учитывать при формировании правовых норм и выборе юридических средств их реализации. Правовая политика формируется с учетом менталитета общества, культурных обычаев и традиций.

  • 5. Публичный характер, открытость. Правовая политика носит открытый характер и осуществляется субъектами на основе действующего законодательства. Наиболее яркой формой подтверждения публичности правовой политики является проведение референдума, опубликование проектов законов, их обсуждение. Основные направления правовой политики содержатся в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, что является одним из наиболее ярких проявлений публичности.

  • 6 .Динамичность. Правовая политика должна быть мобильной, оперативно реагировать на изменение обстановки, в которой она проводится, быть способной определить ситуацию, в которой необходимо менять первоначально заданный курс, а также целесообразно применять разовые корректирующие действия. «Подвижный» характер правовой политики обеспечивает динамику права, способствует обновлению правовых норм в связи с изменяющимися общественными отношениями.

  • 7. Стабильность. Вышеуказанная черта не может исключать стабильного характера правовой политики, которая должна развиваться под эгидой общеправовых ценностей и быть постоянной и последовательной. Стабильность означает, что формируемые уполномоченными субъектами направления и пути развития правовой политики носят долгосрочный характер, они могут быть скорректированы при смене внешних и внутренних факторов среды. Диалектическое взаимодействие динамичности и стабильности обеспечивает существование следующей черты правовой политики.

  • 8. Целевой характер и результативность. Правовая политика носит целенаправленный характер, преследует достижение поставленных целей и получение социально значимых результатов правового характера. Необходимо подчеркнуть, что результат должен носить исключительно правовой, а не политический характер. Если во главу угла поставлена политически окрашенная цель и, соответственно, смоделирован аналогичный результат, то в данной ситуации нельзя вести речь о правовой политике, поскольку применяемые уполномоченными субъектами правовые средства превращаются в политический инструмент, а право перестает быть ориентированным на все слои общества и начинает отражать интересы отдельных социальных групп, сосредоточивших в своих руках политическое лидерство.

  • 9. Плановость. Данная черта правовой политики тесно связана с предыдущей и заключается в том, что реализация поставленных целей может быть осуществлена различными направлениями, методами и средствами, иметь различные степень интенсивности и сроки осуществления. Для определения и уточнения данных обстоятельств применяется планирование, которое может материализоваться как в правовых, так и в организационных формах. В первом случае речь идет об указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также концепциях и программах. Примерами организационных форм деятельности являются конференции, семинары, совещания, проводимые по вопросам правовой политики, осуществление мониторинга законодательства и т.п.

  • 10. Научная обоснованность. Правовая политика как стратегический способ принятия и реализации правовых решений общезначимого характера может и должна опираться на соответствующий научный базис, достижения фундаментальной юридической науки, разработки в отдельных отраслях права. Это предполагает проведение научных экспертиз законопроектов, обсуждения в среде ученых возможных изменений в правотворческой политике, правоприменении.

  • 11. Использование возможностей государственного принуждения. Обеспечение правовой политики с помощью принудительных возможностей государства относится прежде все к таким направлениям, которые отражают государственно-правовую политику, т.е. там, где субъектами выступают органы государственной власти федерального и регионального уровней. Например, исполнение законов предполагает использование силы государственного принуждения.