Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это и используют субъекты правовой, прежде всего правотворческой, политики, устанавливая те или иные правовые режимы в нормативных правовых актах. Учитывая такой потенциал правовых режимов, данные субъекты применяют названные режимы в качестве средств выстраиваемой и осуществляемой правовой политики, варьируя в них в зависимости от ситуации и иных обстоятельств разнообразные способы и методы правового регулирования. Использование того или иного вида правового режима может ставиться в зависимость от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация применяет к ним общий или упрошенный порядок приема в гражданство.

В частности, важно использовать тот или иной правовой режим в зависимости от тех общественных отношений, в развитии которых заинтересовано государство. Например, в целях более активного внедрения инноваций необходимо в законодательстве устанавливать соответствующие режимы, способствующие данной деятельности, чего пока явно не хватает.

В эпоху модернизации российского общества, усложнения его правовой жизни все более заметную роль в этом процессе играют правовые акты, с помощью которых осуществляются функции государственных органов, реализуется правовая политика страны.

Правовые акты во всем своем многообразии — нормативные, правоприменительные, интерпретационные, договорные — выступают наиболее распространенной разновидностью юридических инструментов, устанавливающих правовые режимы деятельности различных субъектов. Подобные акты призваны оформлять состоявшуюся юридическую деятельность, обозначать ее этапы, информировать о соответствующих юридических решениях.

Эффективный механизм правового регулирования становится результатом правовой политики, представляющей собой совокупность правовых актов, обладающих собственной спецификой, как инструментов совершенствования правового регулирования.

Эффективность воздействия актов правовой политики становится критерием эффективности механизма правового регулирования.

Основным инструментом правовой политики являются доктринальные правовые акты (концептуальные, программные, стратегические).

Приоритетные направления правовой политики современной России.

Если рассматривать приоритетные направления правовой политики только как наиболее значимые цели стратегического плана, то мы
рискуем потерять методологическую определенность, что приведет к размыванию различий между стратегическими целями и приоритетами правового развития.

Приоритеты правовой политики должны быть ориентирами на ближайшие 3–5 лет правового развития и отличаться конкретностью.

Данные приоритеты условно можно разделить на две группы: содержательные (целевые) и инструментальные. Содержательные приоритеты связаны с выбором наиболее значимых и проблемных на данном этапе правового развития отношений, формирование или совершенствование которых образует ближайшие цели, связанные с улучшением качества правовой жизни, совершенствованием правовой системы, оптимизацией правового регулирования. Содержательные цели напрямую связаны с экономическими, политическими, демографическими, социальными, международными, экологическими и другими условиями функционирования национальной правовой системы. Например, такими приоритетами могут быть реформирование судебной системы, выстраивание вертикали публичной власти, создание механизмов защиты прав граждан и подконтрольности власти народу, развитие межгосударственной интеграции на уровне регионов, защита экологической, информационной, космической безопасности общества и т.д.

Инструментальные приоритеты связаны с формированием и реализацией самой правовой политики как деятельности государства и иных субъектов. Под инструментальными приоритетами мы понимаем проблемы, которые нужно решить, чтобы были основания говорить, во-первых, о правовой политике государства, во-вторых, о ее эффективности. Иными словами, для дальнейшего существования и развития правовой системы нужно сформировать правовую политику как деятельность по плановому системному правовому развитию.

Приоритеты – первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать или сейчас или в ближайшей перспективе.

Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

    1. борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;

    2. выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;

    3. поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

    4. улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;

    5. устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;

    6. укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

  1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


Юридическая процедура и юридический процесс: теоретико-правовая характеристика.

Значение и общая характеристика юридической процедуры.

Юридическая процедура — это система последовательных юридически значимых действий, осуществляемых определенными субъектами с использованием допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм материального и процессуального права.

Требования:

1) достаточность и оптимальность, которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, и в конечном итоге — недостижению цели правового регулирования. В свою очередь, чрезмерное увлечение процедурой вызывает сокращение вариантов возможного поведения адресатов, излишнюю заурегулированность, снижение оперативности в деятельности государственных органов и т. д. Поэтому объемность процедур во многом зависит от характера регулируемых отношений.

2) законность, т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;

3) синхронность и согласованность, которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам. Для этого необходима не только содержательная согласованность, но и временная синхронизация. Запаздывание с принятием процедурных норм означает искусственное сдерживание реализации основных норм или использование противоправных механизмов их осуществления. Причем желательно, чтобы и основные и процедурные нормы принимались на одном законодательном уровне (имели одинаковую юридическую силу) и содержались в одном акте.

4) доступность и простота, т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление реальной возможности выполнения ее требований. Чем проще процедура, тем гарантированнее достижение желаемого результата.

Правовая процедура является системой, которая:

а) ориентирована на достижение правового результата;

б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения;

в) имеет модель (программу) развития, установленную на нормативном или индивидуальном уровне;


г) постоянно находится в динамике, развитии;

д) имеет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения.

Существенным признаком процедуры является наличие предварительно установленной модели (программы), в соответствии с которой она воплощается в жизнь, в реальное поведение субъектов.

Модели юридической процедуры могут быть как:

- нормативными (которые содержатся в процедурных нормах),

- так и индивидуальными (установленными правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом).

Юридические процедуры в зависимости от специфики регулируемых отношений могут оформляться как:

- самостоятельным актом (правила бытового обслуживания населения, инструкция о порядке предоставления жилых помещений и т. д.),

- так и включаться в материальное или процессуальное право в виде отдельных статей или разделов.

Социальная значимость юридических процедур выражается в том, что они:

  • 1) способствуют повышению эффективности управления, наиболее целесообразному достижению планируемых результатов;

  • 2) дисциплинируют участников процедуры, устанавливая согласованность и предсказуемость их юридически значимых действий;

  • 3) способствуют повышению ответственности должностных лиц, облегчают контроль за их деятельностью. Так, совершенствование административных процедур является важным средством борьбы с бюрократизацией государственного аппарата;

  • 4) обеспечивают оперативность и своевременность совершения тех или иных социально значимых действий;

  • 5) служат своеобразной гарантией обеспечения прав и свобод личности, выработки законных, обоснованных и справедливых решений.

Материальная, процессуальная и правотворческая процедура

По признаку основного правоотношения (правоотношение, ради которого процедура возникает и реализации которого служит) юридическую процедуру можно разделить:

  • на материальную;

  • процессуальную;

  • правотворческую.

При этом материальная и процессуальная юридические процедуры составляют один блок правореализующих процедур.

Для материальной процедуры в качестве основного выступает материальное регулятивное правоотношение, в котором осуществляется нормальное, обычное, позитивное поведение участников.