Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
В интересах снижения потерь в разветвленных сетях строительных площадок следует (там, где это возможно) переходить на более высокие напряжения, всячески сокра щать протяженность сетей путем их выпрямления и при ближения трансформаторных пунктов к центрам нагрузки, к потребителям электроэнергии.
Оптимальным является сечение провода, при котором бу дут иметь место наименьшие потери электроэнергии. Из этой формулы также очевидно, что основным вопросом
является оптимизация коэффициента мощности. Так, |
нап |
|||
ример, при уменьшении cos ср в сети с |
0,9 до |
0,7 |
(1,3 |
ра |
за) величина потерь возрастает в 1,65 |
раза. |
Вот |
почему |
такие мероприятия, как повышение cos ср, правильное определение сечения проводов и кабелей на новых линиях и замена проводов и кабелей заниженного сечения на дей ствующих перегруженных линиях, должны быть в центре внимания энергетиков при разработке планов организацион но-технических мероприятий по экономии электроэнергии.
Следует планировать и такие мероприятия, как сокра щение протяженности линий электропередачи (до и свыше 1000 вольт); приближение подстанций к потребителям; пи тание однородных потребителей отдельными фидерами и т. д.
Важнейшими функциями отделов главного энергетика должны стать систематический анализ энергоиспользова ния, проверка работы строительных машин и механизмов для определения уровня загрузки установленных на них электродвигателей, исследование нагрузки силовых транс форматоров и линий электропередачи.
4. Экономия |
электроэнергии при эксплуатации машин |
и |
механизмов. Экономия воды |
Грузоподъемные механизмы. Около 25% всей электро энергии, расходуемой в строительстве, приходится на ба шенные, мостовые, козловые и стреловые краны, мачтовые подъемники и иные грузоподъемные механизмы. Рассмо тренные ранее способы улучшения энергетических харак теристик механизмов с асинхронным электроприводом и факторы производственно-эксплуатационного характера от носятся также и к крановому электрооборудованию.
Длительная эксплуатация кранов в условиях сухого и жаркого климата показывает, что удельный расход элек троэнергии при работе кранов зависит прежде всего от со-
143
стояния механической части кранов, тросов, лебедок, редук торов; от ходовой части тележек и поворотной части стрел; от своевременной и качественной смазки трущихся частей.
Поскольку потребляемая мощность электродвигателей при перекосах и неровностях путей резко возрастает, то особые требования предъявляются к подкрановым путям. Положительный опыт накоплен с использованием инвен тарных звеньев подкрановых путей на железобетонных шпалолежнях. Более половины всего парка башенных кранов, находящихся на балансе спецтрестов механизации, снаб жены такими шпалолежнями. Опыт их эксплуатации пока зал их преимущества: резко сократились сроки перебази ровки, устраняются неровности пути и заклинивание ходовых колес, отпадает необходимость в систематической рихтовке рельс, улучшились условия эксплуатации ходовой части.
В настоящее время ведется интенсивное внедрение железобетонных шпалолежней на подкрановых путях башенных и козловых кранов. Очень важным представляет ся вопрос учета электроэнергии. Взаиморасчеты трестов механизации с общестроительными организациями за крано вые услуги длительное время усложнялись отсутствием учета израсходованной электроэнергии. В последние годы
трест Трансстроймеханизация № 1 стал оснащать |
башенные |
краны счетчиками для учета израсходованной |
электро |
энергии, по которым и ведется взаиморасчет. |
|
Пыль, влага, смазочные масла и солнечная |
радиация |
разрушающе действуют на изоляцию проводов кабелей и электрооборудования кранов, снижая ее диэлектрические свойства и увеличивая утечки электроэнергии. Неотрегу лированные тормозы и плохое содержание их механической части — механизма перемещения колодок или ленты при растормаживании гидротолкателей — являются источником дополнительных потерь энергии.
Вопрос рационального использования электроэнергии на грузоподъемных кранах тесно связан с правильной экс плуатацией, повышением надежности и срока службы от дельных узлов этих кранов. Специальными наблюдениями за группой башенных кранов в количестве 175 шт. (Главташкентстрой), где преобладающими явились КБ-100, КБ-160, КБ-306, установлено, что в специфических условиях строительства (влага, пыль, солнечная радиация, отрица тельные температуры, частый монтаж и демонтаж) чаще
144
других узлов и деталей выходят из строя селеновые выпря мители, практический срок службы которых менее одного года. Резко увеличивается срок службы этого узла и бес перебойность работы крапа при замене селеновых выпрямителей крем н и евыми.
|
От одного до двѵх лет работают катѵшки |
магнитных тор |
|
мозов МО-100, MÖ-200, а гидротолкатели |
ТГ-50, ТГ-25 — |
||
до |
одного года. |
|
|
|
Основная |
причина — конструктивные |
несовершенства |
и |
нарушения |
эксплуатационно-ремонтного |
режима и меж |
ремонтных сроков, нарушения графиков ППР. Сверх нормативные колебания напряжения являются причиной преждевременного выхода из строя электродвигателей,
катушек |
контакторов и магнитных пускателей. В связи |
с этим |
возникает актуальная задача — оснащение строи |
тельных организаций силовыми трансформаторами I — I I I га баритов с устройствами для регулирования напряжения под нагрузкой, а также обеспечение стройплощадок установка ми для компенсации реактивной мощности с автоматическим регулированием мощности подключенных конденсаторов.
На многих объектах для улучшения условий эксплуа тации башенных кранов, уменьшения годового числа мон тажа и демонтажа внедрены специальные поворотные кру ги для перебазирования или перегона башенного крана в любое направление, под любым углом относительно оси под крановых путей. Помимо увеличения срока службы обо рудования, такое решение обеспечивает значительную эко номию трудовых затрат по сборке и разборке крана, а также экономию средств на транспортные и грузоподъемные операции.
Немаловажная роль принадлежит местоположению кра на на строящемся объекте и увязке его с местами склади рования материалов.
Экономному расходованию электроэнергии при работе башенных, козловых, мостовых кранов может способство вать также:
1.Полное использование максимальной грузоподъем ности крана.
2.Подъем груза на максимальных скоростях без со
противления в цепи ротора.
3. Содержание щеточного механизма крановых двига телей в надлежащем состоянии (исправность щеткодержа телей, нужная марка щеток, чистота колец и др.).
10 - 327 |
145 |
4.Совмещение нескольких операций (например, для тЗашенных кранов: подъем, перемещение груза и поворот стрелы).
5.Сокращение холостых ходов двигателей крана.
6.Применение при штучных материалах пакетно-шта- бельного и контейнерного подъема материалов.
7.Строгое соблюдение сроков профилактических испы таний сопротивления изоляции и графиков ППР электри
ческой и механической части кранов.
8. Перевод кранов на дистанционное и телеуправление непосредственно с рабочих мест монтажа или складиро вания материалов.
Рациональному и безаварийному использованию кранов может в значительной мере способствовать строгое соблю дение межремонтных сроков в особенности для капитального ремонта с принудительным выводом механизмов в капиталь ный ремонт и оснащение их работомерами.
Растворомешалки, бетономешалки, бетоноводы. Эффек тивность работы на смесителях цикличного, периодического действия зависит от конструкции смесителя, емкости бара бана и времени, затрачиваемого на один замес. Продолжи тельность цикла зависит от времени на загрузку барабана, времени перемешивания и выгрузки приготовленной смеси. Из-за того, что время перемешивания намного меньше вре мени загрузки и выгрузки, коэффициент использования и коэффициент мощности таких смесителей низок. Лучшими энергетическими показателями обладают смесители непре рывного и принудительного действия, при которых коэф фициент загрузки электропривода значительно выше.
Как правило, на бетономешалках и растворомешалках циклического действия, работающих в условиях стройпло щадок, температурные режимы электродвигателя благо приятные, так как действуют они в кратковременно повтор ном режиме с ПВ •< 30—40%. Это обстоятельство может позволить в ряде случаев заменить малозагруженные элект
родвигатели |
на |
меньшую |
мощность. |
|
Условиями экономичной работы растворомешалок и |
||||
бетономешалок |
являются: |
|
||
а) |
загрузка |
барабанов |
по их паспортной емкости; |
|
б) |
строгое |
соблюдение |
установленного времени переме |
шивания смеси; в) максимальное сокращение времени загрузки материа
лов и выгрузки смеси из барабана;
146
г) исправность шестеренчатой и редукторной передач; ежедневная очистка барабанов от налипающей смеси бетона или раствора в конце смены;
д) контроль за работой дозаторов, автоматических и блокировочных устройств;
е) обязательное утепление помещений бетоносмесительных узлов.
Опыт эксплуатации бетонных заводов непрерывного дей ствия показывает, что путем внедрения комплексной авто матизации дозирования и подачи материалов, перемешива ния и разгрузки смеси можно достичь до 40% экономии электроэнергии. Кроме того, автоматизация бетонных узлов позволяет сократить обслуживающий персонал, повысить производительность труда на 25%, снизить себестоимость бетонной смеси.
ВУзбекистане в объеме частичной и комплексной авто матизации выполнена автоматика ряда бетонных заводов и цехов на заводах железобетонных изделий и домострои тельных предприятиях.
Вавтоматизированных бетонных узлах удельный расход
электроэнергии на производство |
1 м3 |
бетонной |
смеси почти |
|
в 1,5 раза меньше и составляет |
в среднем |
2,3 |
квт-ч. |
|
Удельный расход электроэнергии |
при |
транспортирова |
нии бетонной смеси по бетоноводам при одном и том же диа метре бетоновода резко меняется и зависит от состояния внутренней поверхности бетоновода. Ежедневно в конце
смены |
бетоновод должен быть тщательно промыт. |
|
|
||||||||
Транспортеры, |
конвейеры |
и дробилки. |
Характерной |
осо |
|||||||
бенностью |
работы транспортеров в |
строительстве |
являет |
||||||||
ся их работа с коэффициентом использования |
Ка |
< |
0,4, |
||||||||
поэтому в зависимости от рода |
транспортируемого материа |
||||||||||
ла следует: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а) полнее загружать транспортерную ленту; |
|
|
|
||||||||
б) систематически вести надзор за тем, чтобы не было |
|||||||||||
проскальзывания |
ленты; |
обеспечить |
регулярную |
смазку |
|||||||
подшипников; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в) держать в исправности механическую часть |
транспор |
||||||||||
тера и |
транспортерную |
ленту. |
|
|
|
|
|
||||
На |
заводах |
сборного |
железобетона |
эксплуатируются |
|||||||
наклонные |
транспортеры |
и |
конвейеры |
протяженностью |
|||||||
до 100 |
м, |
а в карьерах нерудных материалов — до 6 |
км. |
||||||||
Поэтому вопрос правильной |
эксплуатации |
конвейеров |
при |
||||||||
обретает важное |
значение. |
Необходимо, |
чтобы |
лента |
кон- |
10: |
147 |