Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В интересах снижения потерь в разветвленных сетях строительных площадок следует (там, где это возможно) переходить на более высокие напряжения, всячески сокра­ щать протяженность сетей путем их выпрямления и при­ ближения трансформаторных пунктов к центрам нагрузки, к потребителям электроэнергии.

Оптимальным является сечение провода, при котором бу­ дут иметь место наименьшие потери электроэнергии. Из этой формулы также очевидно, что основным вопросом

является оптимизация коэффициента мощности. Так,

нап­

ример, при уменьшении cos ср в сети с

0,9 до

0,7

(1,3

ра­

за) величина потерь возрастает в 1,65

раза.

Вот

почему

такие мероприятия, как повышение cos ср, правильное определение сечения проводов и кабелей на новых линиях и замена проводов и кабелей заниженного сечения на дей­ ствующих перегруженных линиях, должны быть в центре внимания энергетиков при разработке планов организацион­ но-технических мероприятий по экономии электроэнергии.

Следует планировать и такие мероприятия, как сокра­ щение протяженности линий электропередачи (до и свыше 1000 вольт); приближение подстанций к потребителям; пи­ тание однородных потребителей отдельными фидерами и т. д.

Важнейшими функциями отделов главного энергетика должны стать систематический анализ энергоиспользова­ ния, проверка работы строительных машин и механизмов для определения уровня загрузки установленных на них электродвигателей, исследование нагрузки силовых транс­ форматоров и линий электропередачи.

4. Экономия

электроэнергии при эксплуатации машин

и

механизмов. Экономия воды

Грузоподъемные механизмы. Около 25% всей электро­ энергии, расходуемой в строительстве, приходится на ба­ шенные, мостовые, козловые и стреловые краны, мачтовые подъемники и иные грузоподъемные механизмы. Рассмо­ тренные ранее способы улучшения энергетических харак­ теристик механизмов с асинхронным электроприводом и факторы производственно-эксплуатационного характера от­ носятся также и к крановому электрооборудованию.

Длительная эксплуатация кранов в условиях сухого и жаркого климата показывает, что удельный расход элек­ троэнергии при работе кранов зависит прежде всего от со-

143


стояния механической части кранов, тросов, лебедок, редук­ торов; от ходовой части тележек и поворотной части стрел; от своевременной и качественной смазки трущихся частей.

Поскольку потребляемая мощность электродвигателей при перекосах и неровностях путей резко возрастает, то особые требования предъявляются к подкрановым путям. Положительный опыт накоплен с использованием инвен­ тарных звеньев подкрановых путей на железобетонных шпалолежнях. Более половины всего парка башенных кранов, находящихся на балансе спецтрестов механизации, снаб­ жены такими шпалолежнями. Опыт их эксплуатации пока­ зал их преимущества: резко сократились сроки перебази­ ровки, устраняются неровности пути и заклинивание ходовых колес, отпадает необходимость в систематической рихтовке рельс, улучшились условия эксплуатации ходовой части.

В настоящее время ведется интенсивное внедрение железобетонных шпалолежней на подкрановых путях башенных и козловых кранов. Очень важным представляет­ ся вопрос учета электроэнергии. Взаиморасчеты трестов механизации с общестроительными организациями за крано­ вые услуги длительное время усложнялись отсутствием учета израсходованной электроэнергии. В последние годы

трест Трансстроймеханизация № 1 стал оснащать

башенные

краны счетчиками для учета израсходованной

электро­

энергии, по которым и ведется взаиморасчет.

 

Пыль, влага, смазочные масла и солнечная

радиация

разрушающе действуют на изоляцию проводов кабелей и электрооборудования кранов, снижая ее диэлектрические свойства и увеличивая утечки электроэнергии. Неотрегу­ лированные тормозы и плохое содержание их механической части — механизма перемещения колодок или ленты при растормаживании гидротолкателей — являются источником дополнительных потерь энергии.

Вопрос рационального использования электроэнергии на грузоподъемных кранах тесно связан с правильной экс­ плуатацией, повышением надежности и срока службы от­ дельных узлов этих кранов. Специальными наблюдениями за группой башенных кранов в количестве 175 шт. (Главташкентстрой), где преобладающими явились КБ-100, КБ-160, КБ-306, установлено, что в специфических условиях строительства (влага, пыль, солнечная радиация, отрица­ тельные температуры, частый монтаж и демонтаж) чаще

144


других узлов и деталей выходят из строя селеновые выпря­ мители, практический срок службы которых менее одного года. Резко увеличивается срок службы этого узла и бес­ перебойность работы крапа при замене селеновых выпрямителей крем н и евыми.

 

От одного до двѵх лет работают катѵшки

магнитных тор­

мозов МО-100, MÖ-200, а гидротолкатели

ТГ-50, ТГ-25 —

до

одного года.

 

 

Основная

причина конструктивные

несовершенства

и

нарушения

эксплуатационно-ремонтного

режима и меж­

ремонтных сроков, нарушения графиков ППР. Сверх­ нормативные колебания напряжения являются причиной преждевременного выхода из строя электродвигателей,

катушек

контакторов и магнитных пускателей. В связи

с этим

возникает актуальная задача — оснащение строи­

тельных организаций силовыми трансформаторами I — I I I га­ баритов с устройствами для регулирования напряжения под нагрузкой, а также обеспечение стройплощадок установка­ ми для компенсации реактивной мощности с автоматическим регулированием мощности подключенных конденсаторов.

На многих объектах для улучшения условий эксплуа­ тации башенных кранов, уменьшения годового числа мон­ тажа и демонтажа внедрены специальные поворотные кру­ ги для перебазирования или перегона башенного крана в любое направление, под любым углом относительно оси под­ крановых путей. Помимо увеличения срока службы обо­ рудования, такое решение обеспечивает значительную эко­ номию трудовых затрат по сборке и разборке крана, а также экономию средств на транспортные и грузоподъемные операции.

Немаловажная роль принадлежит местоположению кра­ на на строящемся объекте и увязке его с местами склади­ рования материалов.

Экономному расходованию электроэнергии при работе башенных, козловых, мостовых кранов может способство­ вать также:

1.Полное использование максимальной грузоподъем­ ности крана.

2.Подъем груза на максимальных скоростях без со­

противления в цепи ротора.

3. Содержание щеточного механизма крановых двига­ телей в надлежащем состоянии (исправность щеткодержа­ телей, нужная марка щеток, чистота колец и др.).

10 - 327

145


4.Совмещение нескольких операций (например, для тЗашенных кранов: подъем, перемещение груза и поворот стрелы).

5.Сокращение холостых ходов двигателей крана.

6.Применение при штучных материалах пакетно-шта- бельного и контейнерного подъема материалов.

7.Строгое соблюдение сроков профилактических испы­ таний сопротивления изоляции и графиков ППР электри­

ческой и механической части кранов.

8. Перевод кранов на дистанционное и телеуправление непосредственно с рабочих мест монтажа или складиро­ вания материалов.

Рациональному и безаварийному использованию кранов может в значительной мере способствовать строгое соблю­ дение межремонтных сроков в особенности для капитального ремонта с принудительным выводом механизмов в капиталь­ ный ремонт и оснащение их работомерами.

Растворомешалки, бетономешалки, бетоноводы. Эффек­ тивность работы на смесителях цикличного, периодического действия зависит от конструкции смесителя, емкости бара­ бана и времени, затрачиваемого на один замес. Продолжи­ тельность цикла зависит от времени на загрузку барабана, времени перемешивания и выгрузки приготовленной смеси. Из-за того, что время перемешивания намного меньше вре­ мени загрузки и выгрузки, коэффициент использования и коэффициент мощности таких смесителей низок. Лучшими энергетическими показателями обладают смесители непре­ рывного и принудительного действия, при которых коэф­ фициент загрузки электропривода значительно выше.

Как правило, на бетономешалках и растворомешалках циклического действия, работающих в условиях стройпло­ щадок, температурные режимы электродвигателя благо­ приятные, так как действуют они в кратковременно повтор­ ном режиме с ПВ •< 30—40%. Это обстоятельство может позволить в ряде случаев заменить малозагруженные элект­

родвигатели

на

меньшую

мощность.

Условиями экономичной работы растворомешалок и

бетономешалок

являются:

 

а)

загрузка

барабанов

по их паспортной емкости;

б)

строгое

соблюдение

установленного времени переме­

шивания смеси; в) максимальное сокращение времени загрузки материа­

лов и выгрузки смеси из барабана;

146


г) исправность шестеренчатой и редукторной передач; ежедневная очистка барабанов от налипающей смеси бетона или раствора в конце смены;

д) контроль за работой дозаторов, автоматических и блокировочных устройств;

е) обязательное утепление помещений бетоносмесительных узлов.

Опыт эксплуатации бетонных заводов непрерывного дей­ ствия показывает, что путем внедрения комплексной авто­ матизации дозирования и подачи материалов, перемешива­ ния и разгрузки смеси можно достичь до 40% экономии электроэнергии. Кроме того, автоматизация бетонных узлов позволяет сократить обслуживающий персонал, повысить производительность труда на 25%, снизить себестоимость бетонной смеси.

ВУзбекистане в объеме частичной и комплексной авто­ матизации выполнена автоматика ряда бетонных заводов и цехов на заводах железобетонных изделий и домострои­ тельных предприятиях.

Вавтоматизированных бетонных узлах удельный расход

электроэнергии на производство

1 м3

бетонной

смеси почти

в 1,5 раза меньше и составляет

в среднем

2,3

квт-ч.

Удельный расход электроэнергии

при

транспортирова­

нии бетонной смеси по бетоноводам при одном и том же диа­ метре бетоновода резко меняется и зависит от состояния внутренней поверхности бетоновода. Ежедневно в конце

смены

бетоновод должен быть тщательно промыт.

 

 

Транспортеры,

конвейеры

и дробилки.

Характерной

осо­

бенностью

работы транспортеров в

строительстве

являет­

ся их работа с коэффициентом использования

Ка

<

0,4,

поэтому в зависимости от рода

транспортируемого материа­

ла следует:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) полнее загружать транспортерную ленту;

 

 

 

б) систематически вести надзор за тем, чтобы не было

проскальзывания

ленты;

обеспечить

регулярную

смазку

подшипников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) держать в исправности механическую часть

транспор­

тера и

транспортерную

ленту.

 

 

 

 

 

На

заводах

сборного

железобетона

эксплуатируются

наклонные

транспортеры

и

конвейеры

протяженностью

до 100

м,

а в карьерах нерудных материалов — до 6

км.

Поэтому вопрос правильной

эксплуатации

конвейеров

при­

обретает важное

значение.

Необходимо,

чтобы

лента

кон-

10:

147