Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таких случаях более выгодно обеспечивать резервное питание для потребителей I категории от собственной пере­ движной (или временной) электростанции. Целесообразность того или иного варианта должна быть выявлена путем технико-экономического сопоставления вариантов. При этом необходимо учитывать, что собственная электростанция в периоды максимумов нагрузки энергосистемы может при­ нять на себя часть пиковой нагрузки.

Опыт строительства показывает, что экономичным и практически целесообразным решением является маги­ стральная схема с двусторонним питанием. В электроснаб­ жении потребителей I и особо ответственных I I категории положительно зарекомендовала себя при работе на водо­ отливе двухлучевая схема, разработанная Мосэнерго. Ею

обеспечивается двойное резервирование

потребителей:

одно — на

напряжении 6 или 10 кв, другое — со стороны

0,4 кв (рис.

27).

 

Применение этой схемы в густонаселенном районе Чиланзар города Ташкента для электроснабжения жилых домов показало высокую надежность и бесперебойность ее в работе.

Современная тенденция в проектировании внешнего электроснабжения строительства состоит в преобладании наиболее простых схем. На минимальном количестве обору­ дования и коммутирующей аппаратуры должна быть достиг­ нута высокая надежность, однако без излишнего резерви­ рования.

Основными решениями внутриплощадочныхсетей электро­ снабжения являются магистральные, радиальные и сме­ шанные (магистрально-радиальные) схемы.

Магистральные схемы в эксплуатации приводят к поло­ жительному результату в тех случаях, когда нагрузка имеет сосредоточенный характер, а отдельные мощности нагрузки расположены относительно равномерно по ходу в одном на­ правлении от подстанции на сравнительно небольшом рас­ стоянии друг от друга.

Применение радиальных схем более рационально в тех случаях, когда величина отдельных сосредоточенных нагру­ зок превышает 250—300 кет.

Достоинства радиальных сетей заключаются в простоте строительства и эксплуатации, однако требуют большого расхода оборудования и повышенных капитальных затрат. Главный недостаток схемы — невозможность обеспечения бесперебойности электроснабжения ответственных потре-

Ш


бителей: при повреждении питающей линии прекращается электроснабжение присоединенных к ней потребителей.

Приведем пример организации электроснабжения строи­ тельства цинкового завода. Уже к началу строительства

PB W/WO*, 10кбLi

Г Шинная перемычка £

£

 

(

{10к6

 

 

—^-ЗРВЮІШС

ПР-tO-t à - 6

 

, Привод

 

' ПР-10-1

 

I

ГРШё

Цяв-х

 

І.РПБ-36

 

КТВ-35\

(tzKTB-35

7

0,4J0,23n

КТВ-35

 

 

ПН2250/І

Рис. 27. Однолинейная электрическая схема ГКТП 2 X 400 ква.

стало ясно, что постоянные объекты энергоснабжения смогут быть введены в эксплуатацию не раньше, чем через 6—8 ме­ сяцев при общем сроке строительства один год. Это и обус­ ловило ориентацию на временное электроснабжение строи­ тельства комплектными трансформаторными подстанциями,, количество которых наращивалось по мере строительной

13?

готовности и потребности в электроэнергии. Так, к началу работ широким фронтом (ноябрь 1969 г.) стройплощадка обеспечивалась электроэнергией от двух трансформаторных подстанций № 1 и № 2 типа КТПН на 400 и 320 ква (рис. 28), снабжавших электроэнергией комплекс строитель­ ства первоочередных объектов: главную подстанцию, насос­ ную станцию оборотного водоснабжения, цех выщелачива­ ния и др. В начале 1970 г. были дополнительно смонтиро­ ваны транспункты № 3 и 4 (КТПН-320) для строительства печного отделения, электролитного и кадмиевого цехов. Все эти транспункты подключались к воздушным линиям электропередачи ЛЭП-6 кв, от разных фидеров и подстан­ ций действующих предприятий и были частично связаны по низковольтной стороне, что придавало схеме гибкость и на­ дежность в электроснабжении. К маю 1970 г. появилась не­ обходимость дополнительной установки КТПН-400 (№ 5) в районе строительства цеха выщелачивания, так как уда­ ленные ha расстояние более 400—500 метров транспункты № 1 и № 2 не могли обеспечить развернувшиеся широким фронтом монтажные работы в цехе выщелачивания.

При выборе места для транспунктов руководствовались соображениями максимального приближения комплект­ ных транспунктов к центрам нагрузки с условием, что ЛЭП-6 кв, питающие эти транспункты, не пересекали бы строительную площадку. Именно поэтому КТПН № 2 и № 3 в ходе строительства неоднократно передвигались по мере строительной и монтажной готовности, ближе к цент­ рам нагрузки.

Ввиду ускоренного ритма строительства и неравномер­ ной потребности в электроэнергии нагрузка увеличивалась по мере разворота строительно-монтажных работ от поло­ вины номинальной до максимальной (80%), а затем с сентября 1970 г. началось снижение нагрузки, спад в по­ требности электроэнергии.

Работа производилась в две и три смены. По мере готов­ ности и ввода постоянных энергообъектов (подстанций) нужды строительства в электроэнергии, в частности для прокрутки энергоемких механизмов, удовлетворялись от этих подстанций и временные КТПН демонтировались.

Правильно выбранные трассы ЛЭП-6 кв обеспечили без­ аварийность работы; лишь в местах пересечения с дорогами применялись увеличенные габариты ЛЭП для беспрепят­ ственного прохода экскаваторов и кранов с удлиненными

138


•у

У"'Г"У'

(xi

Трансформаторная ф

Отfim районнойГіпГтиипГі

ш

типа КТПН

подстанции

 

ES

Силовой шит

 

 

_ ѵ — Воздушная линия 6 кат

— н — Воздушная линия 0,4 кбт Шлангобый кабель

РВНО бкв Рис. 28. Схема электроснабжения строительства цинкового завода:

/ — о т д е л е н и е о б ж и г а ; 2 — с к л а д к е к а ; 3 — п е ч н о е о т д е л е н и е ;

4 — ф и л ь т р о в . - с у ш и л ь н .

о т д е л е н и е ; 5 — н а с о с н а я

с т а н ц и я ; 6— г л а в н а я п о н и ж а ю щ а я

п о д с т а н ц и я ; 7 — э л е к т р о л и т и ч е с к и й ц е х ; 8 — о т д е л е н и е в а к у у м н о г о и с п а р е ­

н и я о х л а ж д е н н о г о э л е к т р о л и т а ; 9 — к о м п р е с с о р н ы й

ц е х ; 10

— в ы щ е л а ч и в а т е л ь н ы й

ц е х ; / / — к а д м и е в ы й ц е х ;

12 — н а с о с н а я с т а н ц и я о б о р о т н о г о в о д о с н а б ж е н и я ; 13 — п о д с т а н ц и я и к и п ; 14 — г р а д и р н и .


стрелами. Низковольтная сеть от транспунктов была выпол­ нена шланговым кабелем КРИТ; в качестве силовых сборок применялись шкафы СПМУ с пылезащищаюгцим уплотне­ нием и инвентарные комплектные конструкции со встроен­ ными понижающими трансформаторами.

В качестве включающих аппаратов на низковольтных щитах транскиосков использовались автоматы серии А-3100 на 400 и 600 а с защитой от перегруза и токов короткого за­ мыкания.

Электроснабжение от нескольких транспунктов, двусто­ роннего питания со стороны 6 кв, правильное расположение этих транспунктов (с боков, по периметру) внутри строи­ тельной площадки и резервирование по низковольтной сто­ роне, применение инвентарных конструкций и автоматов позволили обеспечить бесперебойное снабжение строитель­ ства электроэнергией и выполнение планов механизации строительных работ, обусловивших окончание строитель­ ства этого важнейшего объекта в небывало короткие сроки.

3. Выбор сечения проводов и кабелей

Только в одном случае из 10 в составе проектов производ­ ства работ имеется проект электроснабжения строительства. В связи с этим временное электроснабжение стройпло­ щадок приходится решать по схемам или проектам, разрабо­ танным в проектно-сметных группах трестов, либо энерге­ тиками стройуправлений и трестов, а часто вообще без проектов, что, безусловно, снижает инженерный уровень подготовки строительства и не способствует рациональному использованию электроэнергии. Здесь смогли бы сыграть положительную роль типовые проекты электроснабжения строительства, типизация и стандартизация применяемых инвентарных и других комплектных электроконструкций. Однако положительного разрешения этот вопрос не получил.

При проектировании временных электросетей для пита­ ния различных токоприемников на строительной площадке важнейшим вопросом является правильное определение сечения проводов и кабелей. Следует, однако, иметь в виду, что расчет проводов по экономической плотности тока линий электропередачи, предназначенных для эксплуатации в те­ чение 3—5 лет, действующими Правилами не рекомендуется. Как правило, внешние сети электроснабжения должны быть рассчитаны по потере напряжения и проверены по нагреву,

140

тогда как внутриплощадочные линии — распределительные сети, наоборот, должны быть выбраны по нагреву и про­ верены по потере напряжения.

При пользовании общеизвестными формулами для под­ счета потери напряжения и выбора сечения проводов воз­ душных и кабельных линий следует учесть, что отклонение

Рис. 29. Графики расчета потери напряжения и выбора сечений прово­ дов воздушных линий 0,4, 6 и 10 кв:

а — график для

расчета потери

н а п р я ж е н и я и выбора сечений проводов

воз­

д у ш н ы х

линий

н а п р я ж е н и е м 380

и 220

в, п и т а ю щ и х

с и л о в у ю

н а г р у з к у (стро­

ительные механизмы)

с

коэффициентом

мощности 0,7; б — график для расчета

потери

н а п р я ж е н и я

и

выбора сечений

проводов воздушных

линий 6 —10

кв

 

 

при

коэффициенте мощности 0,7

и 0,9.

 

 

напряжения от номинального на зажимах электродвигате­ лей, как правило, не должно превышать ± 5 % ; снижение напряжения у наиболее удаленных ламп внутреннего осве­ щения промышленных зданий и наружного электроосве­ щения прожекторными установками — не более 2,5% но­ минального напряжения ламп, а у наиболее удаленных ламп освещения жилых зданий и наружного освещения, выполнен­ ного светильниками наружного освещения,— не более 5%. В отдельных случаях для строительных площадок при

141


расчете сечения проводов воздушных и кабельных линий до­ пускается отклонение указанных величин до 10%1.

Поскольку потеря напряжения является функцией тока нагрузки одного или группы токоприемников, то весьма важно правильно определить ток нагрузки. Так, для группы токоприемников

 

 

 

,

_

1000 2РН /Сс

 

 

 

 

 

 

р а с

~

1,731V

Л - cos ф

'

 

 

где

 

/рас расчетный ток группы токоприемников;

 

 

2 Р Н / ( С

— сумма произведений

номинальной

(уста­

 

 

 

новленной)

мощности токоприемников

 

 

 

на коэффициент спроса по данной группе;

 

UH, Tjcp, cos ср — соответственно номинальное

напряже­

 

 

 

 

ние в вольтах, среднее значение ко­

 

 

 

 

эффициента

полезного действия

груп­

 

 

 

 

пы

потребителей,

средний

коэффи­

 

 

 

 

циент мощности по группе.

 

 

 

Необходимо

учесть,

что если

количество токоприемни­

ков равно

1, то в этом случае Ка

 

= К3,

коэффициент спро­

са

равен

коэффициенту

загрузки

электродвигателя,

равно­

му

0,85—0,9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Только строгое соблюдение установленных норм потери

напряжения, поддержание коэффициента мощности и других параметров электроустановки на оптимальном уровне может обеспечить качественное электроснабжение при минималь­ ных потерях энергии.

Известно, что потери электроэнергии при ее передаче по проводам количественно определяются по формуле:

 

да

P'R.t-

10»

 

 

 

 

'~

U* cos2 ф

'

 

 

где АЭ — потери

электроэнергии,

квт-ч;

 

 

Р — передаваемая мощность, кет;

 

 

R — активное

сопротивление

одного

провода,

ом;

t — время, час;

 

 

 

 

 

U — напряжение, в.

 

 

 

 

 

Из этой формулы следует, что потери электроэнергии в

проводах при передаче определенной мощности «Р»

будут

резко возрастать

при уменьшении

напряжения в сети и

уменьшении коэффициента

мощности.

 

 

1 С. С. Л е в и и Н. Н. Л е б е д е в ы м

[14] разработаны графики-

номограммы для расчета

потери

напряжения и выбора

сечения

прово­

дов воздушных линий

напряжением

220, 380 в, 6 и 10 кв для нагруз-

зок с коэффициентом

мощности

0,7 и 0,9 (рис. 29).

 

 

142