Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По величине коэффициента мощности судят о том, ка­ кая часть кажущейся мощности расходуется на выполнение полезной работы. Чем меньше cos ф, тем меньшая часть ка­ жущейся мощности используется для полезной работы и, наоборот, чем больше коэффициент мощности, тем больше активная мощность, тем лучше используется электрическая установка, снижаются потребляемый ток и потери в электро­ установке, увеличивается та часть мощности, которая рас­ ходуется на выполнение полезной работы.

В практике при пользовании шкалой скидок и надба­ вок руководствуются средневзвешенным значением коэф­ фициента мощности, вычисляемым по показаниям счетчиков активной и реактивной электроэнергии за определенный промежуток времени (сутки, месяц, квартал, год).

Путем деления израсходованной реактивной электро­ энергии на израсходованную за тот же период активную по-

 

,

Ar,

лучают

средневзвешенное значение: ig

ср = -j—, по

 

 

которому

из тригонометрических таблиц

определяют

cos ср.

Коэффициент мощности, таким образом, позволяет опре­ делить не только активную мощность, но и оценить ве­ личину реактивной мощности, потребляемую из сети для намагничивания индуктивных токоприемников.

Около 60% реактивной мощности на стройплощадках потребляется электродвигателями и расходуется для об­ разования переменного магнитного поля; в пределах 30— 35% реактивной мощности потребляют силовые и сварочные трансформаторы и лишь 10—5% потребляется воздушными линиями. Отсюда видно, что основными потребителями реактивной мощности в строительстве являются асин­ хронные двигатели, с изменением нагрузки которых от 25 до 100% коэффициент мощности меняется в довольно ши­ роких пределах (0,2—0,85). Это объясняется тем, что на­ магничивающий ток асинхронного двигателя и его реактив­ ная мощность практически мало зависят от коэффициента загрузки механизма, тогда как активная мощность изме­ няется пропорционально механической нагрузке на валу.

Так, например, если асинхронный

двигатель

номиналь­

ной мощности 55 кет напряжением

380в 1480 об/мин при

cos ср = 0,89 потребляет из сети при

номинальной нагрузке

60 кет активной мощности и 29 квар реактивной

мощности,

то он имеет коэффициент мощности 0,9.

197

 

 


Этот же двигатель при нагрузке, равной 50% номиналь­ ной, потребляет всего 32 кет активной и.23 квар реактивной мощности, при этом коэффициент мощности составляет 0,81. На холостой ход асинхронных двигателей затрачивается значительная реактивная мощность, так как коэффициент мощности при этом очень мал и составляет примерно 0,1— 0,25.

Из всего сказанного следует, что основными потребите­ лями реактивной мощности являются асинхронные двига­ тели. Но вместе с тем слабая загрузка силовых трансфор­ маторов также сильно понижает коэффициент мощности предприятия или стройплощадки. Так, например, при сни­ жении загрузки трансформатора с 40 до 20% номинальной мощности коэффициент мощности снижается на величину 0,08—0,09.

Наиболее резкое снижение cos ф трансформаторов име­ ет место при загрузке их менее 60% номинальной мощно­ сти. Минимального значения достигает коэффициент мощно­ сти силовых трансформаторов при холостом ходе 0,1—2,0.

Низкий коэффициент мощности сварочных аппаратов (0,35—0,45) объясняется самим характером их работы: резко переменная нагрузка и большое количество холостых ходов. Для стройплощадок это особенно важно, так как на многих из них 30—35% в расходном электробалансе занимает электросварка. Каковы же важнейшие послед­ ствия низкого коэффициента мощности?

1.Возрастание потерь электроэнергии на нагревание кабелей, проводов и обмоток электрических машин. Это свя­ зано с тем, что для передачи одной и той же мощности при снижении совф требуется больший ток. Но поскольку по­ тери мощности на нагревание пропорциональны квадрату си­ лы тока (по закону Ленца—Джоуля), то уменьшение коэффи­ циента мощности влечет за собой и увеличение потерь.

Так, например, в случае снижения коэффициента мощ­ ности с 0,9 до 0,7 (т. е. в 1,29 раза) потери электроэнергии возрастают в 1,6 раза.

2.Увеличение кажущейся мощности генераторов- и си­ ловых трансформаторов на электростанциях и подстанциях,

неполное использование первичных двигателей.

С достаточной точностью подсчитано, что при уменьше­ нии коэффициента мощности с 0,95 до 0,5 в установке, потребляющей 1000 кет активной мощности, потребуется трансформатор мощностью 2000 ква. Кроме того, мощность

198

первичных двигателей выбирается по активной мощности. В связи с этим при ухудшении cos ср первичные двигатели на

станциях оказываются не

полностью

загруженными, что,

естественно, снижает КПД и вызывает

перерасход

топлива.

3.

Увеличение сечения

и

веса проводов и

кабелей.

При

снижении коэффициента

мощности для

передачи

одной и той же активной мощности требуется повышение величины передаваемого тока, следовательно, и увели­ чение сечения проводов и кабелей. Так, в случае понижения коэффициента мощности с 0,9 до 0,7 потребуется увеличение веса проводов и кабелей от 40 до 60%.

4. Колебание напряжения в сети вследствие повышения величины тока и увеличения потерь напряжения, что в ре­ зультате понижает напряжение на зажимах токоприем­ ников.

Таким образом, на предприятиях строительной индуст­ рии и стройплощадках понижение коэффициента мощности

уменьшает

пропускную способность электрических

сетей,

ограничивает

потребляемую

активную мощность,

осо­

бенно

там,

где

мощность

трансформаторов

выбрана

стро­

го

по

расчету

(без резерва),

а

также вызывает

увеличе­

ние

потерь

электроэнергии

в

трансформаторах

и

элек­

трических

сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы повышения cos qp

 

 

 

Основные способы повышения коэффициента

мощности

токоприемников

следующие:

 

 

 

 

 

 

1.

Правильный

выбор

электродвигателей

по

мощности.

Уже на стадии

проектирования электропривода нельзя до­

пускать

закладку

излишних запасов

мощности.

Следует

иметь

в

виду,

что

электродвигатель

короткозамкнутый

более

экономичен,

чем асинхронный с

фазовым

ротором.

Для двигателей свыше 100 кет должны быть предусмот­ рены синхронные машины вместо асинхронных. Причем при полной загрузке электродвигатель должен работать в режиме перевозбуждения, т. е. с опережающим cos ср, рав­ ным 0,8—0,9, выполняя одновременно функции двигательной силы и компенсирующего устройства, отдающего в сеть часть реактивной мощности.

2. Замена слабо загруженных двигателей. Часто имеют место случаи, когда при выходе из строя электродвигателя его заменяют имеющимся в наличии двигателем большей мощности, в результате такие двигатели работают с не-

199



догрузом, образуется избыточная мощность, отрицательно сказывающаяся на коэффициенте мощности. Поэтому заме­ на слабо загруженных асинхронных двигателей на двигатели меньшей мощности, сообразно с паспортными данными механизмов, соответственно фактически потребляемой мощ­

ности с учетом пусковых и рабочих характеристик

нового

двигателя, является важным

мероприятием

повышения

cos ф.

 

 

 

 

Замена двигателей на меньшую мощность считается це­

лесообразной, если средняя нагрузка асинхронных

двига­

телей не превышает 45% номинальной мощности.

 

В тех случаях, когда средняя

нагрузка составляет 70%

и выше, то замену

незагруженного двигателя

на двигатель

меньшей мощности

производить

не следует. Если же сред­

няя нагрузка находится в пределах 45—70% номинальной мощности, то вопрос замены двигателя на меньшую мощ­ ность решается технико-экономическим расчетом.

Целесообразность замены определяется сопоставлением величин потерь активной мощности до и после замены дви­ гателей. Бывают случаи, когда новый двигатель меньшей мощности имеет более низкий КПД. При этом необходимо, чтобы в результате замены двигателей не получилось бы увеличения суммарных потерь активной мощности в дви­ гателях, в сети и энергосистеме.

Для подсчета размеров снижения потерь активной мощ­ ности в сети в результате уменьшения потребления реактив­ ной мощности при повышении совф введены специальные по­ нятия — экономического эквивалента реактивной мощности э) и приведенных потерь.

Под экономическим эквивалентом реактивной мощности э) понимают величину снижения потерь активной мощ­ ности во всех звеньях системы электроснабжения, начиная от источника до места потребления, приходящуюся на еди­ ницу уменьшения реактивной мощности.

Для сетей 6, 10, 35 кв значения Кэ задаются энергосис­ темой.

Для промышленных предприятий и стройплощадок в сетях 380/220 в Кэ обычно принимают равным 0,10,15.

При замене электродвигателей на меньшую мощность имеет место уменьшение потерь активной мощности в резуль­ тате снижения потребления реактивной мощности, опреде­ ляемое по формуле

ш


Кроме того, произойдет снижение потерь активной мощности в электродвигателе и в результате повышения ко­ эффициента полезного действия:

А Р " = Р , — Р 2

=

- ^ - = Я д Е

( Т І ' - ^

1

2

Hi

Na

Чі •

 

Полное уменьшение потерь активной мощности при за­ мене электродвигателя (суммарные приведенные потери) составит

А Р = А Р ' - f - А Р " .

Рассмотрим следующий пример. На центробежном на­

сосе установлен асинхронный двигатель Р н =

28 кет, UH =

= 380 в, п = 1450 об/мин, г)н = 0,9, cos ф =

0,89.

Производственные измерения по ваттметру, ампермет­

ру и вольтметру показали, что потребляемая

электродвига­

телем мощность из сети составляет Р1 = 16,3 кет, a cos ф = = 0,81.

Указанной нагрузке электродвигателя по каталожным, данным соответствует коэффициент полезного действия т)1 = = 0,875. Определяем нагрузку электродвигателя (на валу) путем умножения потребляемой мощности х) на величину КПД К ) .

 

 

 

 

Р д

в = 16,3 • 0,875 = 14,2 кет.

 

 

Потребляемая

реактивная

мощность

 

 

 

 

Q1 = Р1

tgq> = 16,3 • 0,72 = 11,75 квар.

 

 

Определяем целесообразность замены указанного электро­

двигателя

мощностью

28 кет

 

электродвигателем Р н =

=

H кет, UH

= 380 в,

п = 1450 об/мин, нн = 0,9, cos ф =

=

0,89.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

этих

обстоятельствах

электродвигатель

будет за­

гружен

полностью, и его коэффициент полезного

действия

и

коэффициент мощности будут

соответствовать

паспорт­

ным данным. Таким образом, т)2

=

0,9, cos ф = 0,89, tg ф2 =

=

0,51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реактивная мощность, потребляемая новым электродви­

гателем,

составит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q3

= р 2 • tg Ф2

= - ^ - • 0,51 = 7,9 квар.

 

 

Пусть

экономический

эквивалент реактивной

мощности

в данной точке сети равен Кэ 0,15. Тогда уменьшение по­ терь активной мощности в результате снижения потребления

20L