Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
реактивной |
мощности |
составит: |
|
|
|
АР' «= K3(Q — Q2) = 0,15(11,75 — 7,9) = 0,58 |
кет. |
||||
Уменьшение потерь активной мощности в самом электро |
|||||
двигателе |
вследствие |
повышения коэффициента |
полезного |
||
действия |
с |
0,875 до |
0,9 будет АР" = Р1 — Р2 |
= |
16,3 — |
•— 15,6 |
= |
0,7 кет. |
|
|
|
Общее снижение потерь активной мощности при замене незагруженного электродвигателя мощностью 28 кет элект
родвигателем 14 кет составит: |
|
|
|
|
|
||
|
АР = АР' + АР" = 0,58 + 0,7 = |
1,28 |
кет. |
|
|||
При годовом числе часов использования максимума на |
|||||||
грузки |
Т = 4500 час. годовая |
экономия электроэнергии |
|||||
составит: |
|
|
|
|
|
|
|
|
АР • Т = • 1,28 • 4500 = 5800 |
квт-ч. |
|
||||
Очевидно, что такая замена вполне |
целесообразна. |
||||||
3. Переключение обмотки |
статора |
недогруженных |
асин |
||||
хронных |
электродвигателей |
с |
треугольника |
на |
звезду. |
||
В ряде случаев этот способ оказывается |
эффективной |
мерой |
|||||
по снижению потребления реактивной |
мощности, повыше |
нию коэффициентов мощности и полезного действия электро двигателя. При этом нагрузка двигателя должна быть не выше 35% поминальной, обмотка статора нормально включена в треугольник и все шесть концов обмотки вы ведены на щиток.
В этом случае переключение производится либо пере пайкой концов статорной обмотки (двигатель пускается вхолостую и загружается после разворота), либо переклю чателем, если пуск происходит под нагрузкой и требуется произвести сначала включение статора в треугольник с последующим переключением в звезду.
Опытные данные показывают, что для двигателей оте чественного производства предельно допускаемая нагрузка асинхронного двигателя, переключаемого на звезду, долж на быть в пределах 37—45%, а переключение загруженных на 25% электродвигателей с треугольника на звезду по вышает коэффициент мощности до номинального значения.
Подсчет экономии электроэнергии производится по спо собу, аналогичному приведенному в примере замены дви гателя завышенной мощности на меньшую, т. е. изъятия избыточной мощности в асинхронных двигателях.
4. Установка ограничителей холостого хода на машинах.
202
станках и механизмах. Поскольку при холостом ходе асин хронный электродвигатель имеет низкий коэффициент мощ ности, то в целях его повышения и избежания непроиз водительных затрат электроэнергии в межоперационный период во многих случаях устанавливают ограничители хо лостого хода. Известно, что межоперационное время, на пример, на металлообрабатывающих станках, затрачи вается на отвод инструмента в его исходное положение, на снятие обработанной детали, на установку на станок но вой детали, а также па подвод инструмента к детали в рабо чее положение.
В этот период асинхронный двигатель в среднем загружен не более чем на 12—18% и чем больше межоперационный период, тем больше и непроизводитель ные затраты энергии, тем ниже коэффициент мощности. Практически считается целесообразным устанавливать ог раничители на тех станках, где длительность межоперацион ного времени больше 10 сек.
Существует большое разнообразие в конструкциях ог раничителей холостого хода, но все они несут одну и ту же функцию— воздействие на отключение магнитного пускателя основного двигателя, основного или вспомогательного привода, продолжающие работу в межоперационный пе риод. Следует учесть важную особенность при внедрении ограничителей холостого хода: число включений в час не должно превышать допускаемое заводом-изготовителем число включений для электродвигателя и установленной пус ковой аппаратуры.
5. Замена действующих асинхронных двигателей син хронными. Замена асинхронных двигателей на синхронные осуществляется без расчета технико-экономической эффек тивности, так как такая замена является заведомо выгодной. Синхронные двигатели обладают более высоким коэффициен
том полезного действия, |
чем асинхронные, |
они сохраняют |
|||||
постоянство |
скорости вращения при |
любых |
нагрузках в |
||||
пределах допускаемой, |
менее чувствительны к колебаниям |
||||||
напряжения |
в сети: момент вращения |
их |
пропорционален |
||||
напряжению |
в первой степени, тогда как у асинхронных — |
||||||
во второй степени и т. д. |
|
|
|
|
|||
Важной |
особенностью |
синхронных |
электродвигателей |
||||
является также |
и то, |
что |
они располагают |
благоприятной |
|||
характеристикой |
в отношении отдачи реактивной мощности |
||||||
в сеть, особенно |
при форсировке возбуждения. |
203
За последние годы значительно упрощены схемы запус ка: многие синхронные двигатели допускают прямой пуск от полного напряжения сети, некоторые работают с глухо присоединенным возбудителем. В этих схемах двигатель втягивается в синхронизм при номинальных условиях пуска, а форсировка возбуждения облегчает условия втя гивания в синхронизм. Эти принципиально новые реше ния для синхронных двигателей, связанные с внедрением упрощенных схем запуска, упрощением эксплуатации, возможностью пуска двигателя под нагрузкой с подклю ченным наглухо возбудителем, удешевлением автоматиза ции управления, применением схем возбуждения от по лупроводниковых выпрямителей, позволили значительно снизить стоимость синхронного электропривода и резко расширить границы применения его в строительном про изводстве. На земснарядах, компрессорах, насосах, вен тиляторах вытесняется менее экономичный асинхронный электропривод. На предприятиях строительной индустрии в Узбекистане только за последние пять лет на земснаря дах и компрессорах заменено 14 асинхронных двигате лей на синхронные суммарной мощностью более 300© кет.
Важнейшей особенностью синхронных электродвига телей является то, что они потребляют намного меньше ре активной мощности, чем асинхронные двигатели, и, обла дая опережающим cos ф, могут отдавать реактивную мощ
ность |
в сеть, |
будучи |
простым |
и экономичным средством |
повышения коэффициента мощности. |
||||
Приведем |
пример |
расчета |
компенсирующей способ |
|
ности |
синхронного двигателя. |
Требуется определить ком |
пенсирующую способность синхронного двигателя серии СДН 6 кв, 320 кет, 250 об/мин; cos ф н = 0,9 (опережающий);
коэффициент нагрузки ß = 0,9; |
КПД = 0,8922. |
|
|||||||
Удельная стоимость компенсирующей мощности для |
|||||||||
синхронного |
двигателя |
серии |
СДН |
Кук |
— 1 |
руб]квар. |
|||
Число часов работы двигателя в году |
Т = 6000 час, стои |
||||||||
мость |
электроэнергии 3 |
= 0,012 руб/квт-ч, |
удельные по |
||||||
тери Л Р у к = |
0,048 |
квт/квар. |
компенсирующую |
мощность |
|||||
Определяем возможную |
|||||||||
двигателя при ß = |
0,9 |
|
|
|
|
|
|
||
|
tg ФК = - |
^ Р |
- = ^ |
о ^ |
- = 0,608, |
|
|||
при |
ß = 0,9, |
а =1,13; |
при |
tg фк = 0,608, |
сощк |
= 0,86. |
204
Определяем |
|
расчетные |
затраты |
на |
1 квар-час по фор |
|||||
муле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З |
ОЛ П |
|
1 Кѵк ' ^и . о б |
г- , |
|
||||
|
у к = |
З Л Г у к |
-\ |
= — = |
рубіквар-час, |
|||||
где |
3 — стоимость |
|
|
' р |
|
руб/квт-ч; |
||||
электроэнергии |
||||||||||
Рн.ой |
— общие |
нормативные отчисления, |
принимае |
|||||||
|
мые |
равными |
|
|
|
|
|
|||
где Р а |
Р» |
об — |
^ а м о р т ~Т" - Р т о к . р е м ~\~ Рн> |
|
||||||
= 0,125. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда |
З у к |
= 0,012 - 0,048 - f - 1 ( 0 Л 2 5 + |
0 Л ) |
- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6000 |
|
|
|
|
|
= |
0,000618 |
руб/квар-час. |
|
||||
Сопоставляя полученный результат с расчетными за |
||||||||||
тратами для конденсаторной батареи |
6 кв (0,0121 руб/квт- |
|||||||||
час), видим, что применение |
синхронного двигателя более |
|||||||||
рентабельно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определим теперь наивыгоднейшее значение коэф фициента использования реактивной мощности и соответ ствующий наивыгоднейший coscp двигателя
|
а э = |
0,5, |
|
где З у к — удельные расчетные затраты на 1 |
квар-ч,руб/квар-ч; |
||
3 — стоимость |
энергии, |
определяемая |
по руб'/квт-ч; |
Р у к — удельные |
потери мощности в двигателе, кет/квар, |
_ 0,000618
Кэ - 0,012 • 0,045
t„ m |
_ |
« э • tg фн |
lg фкэ — |
ß |
|
U , D _ U ' ° ° ' |
_ |
0,58 • 0,466 |
— |
о д |
|
tg фкэ = |
0,3, |
|
|
||
чему соответствует cos фк э =0,95. |
|
|
|
|
||
Реактивная |
мощность для |
компенсации |
при осм а к с = |
|||
= 1,13 и ß = |
0,9 |
|
|
|
|
|
QK = ß-^f- • tgcpK = 0,9 - ^ - |
• 0,608 = |
197 квар, |
||||
а при наивыгоднейшем а э = |
0,58 |
|
|
|
||
<3э = 0,9 Q 3 g Q 2 |
• 0,3 |
= 97 |
квар. |
|||
6. Замена слабо загруженных |
силовых |
трансформаторов. |
Силовые трансформаторы являются второй, наиболее круп ной группой токоприемников по потреблению реактивной
205
мощности, Слабо загруженный трансформатор обладает низким коэффициентом мощности, хотя расход реактивной мощности на намагничивание трансформатора невелик. Однако большое число силовых трансформаторов и кругло суточная их работа оказывают существенное влияние на средневзвешенный коэффициент мощности по предприятию в целом. Коэффициент мощности в сети, от которой питают ся силовые трансформаторы, с ростом нагрузки увеличива ется, достигая оптимального значения при нагрузках, близких к 70—80% от номинальных. В связи с этим еще на стадии проектирования должен быть произведен правиль ный выбор мощности силовых трансформаторов. Кроме того, на действующих предприятиях должны быть произве дены перегруппировка нагрузки, резервирование на стороне 0,4 кв между транскиосками, замена незагруженных силовых трансформаторов на трансформаторы меньшей мощ ности и отключение крупных трансформаторов в ночную смену, в нерабочие и праздничные дни.
Следует иметь в виду, что замена силовых трансформа торов завышенной мощности менее мощными считается целесообразной, если их загрузка составляет менее 30%
номинальной |
при снижении потребления |
реактивной мощ |
||||
ности |
и уменьшении |
потерь |
активной |
энергии. |
|
|
7. |
Улучшение качества капитального |
ремонта |
электро |
|||
оборудования. |
Энергетические |
показатели электродвигате |
||||
ля во многом |
зависят |
от качества капитального |
ремонта. |
Здесь важная роль принадлежит строгому соблюдению обмоточных параметров, сохранению проектной мощности двигателя и коэффициента заполнения паза, в особенности соблюдению величины воздушного зазора между статором и ротором. Увеличение воздушного зазора у электродвига телей на незначительную величину (0,1—0,3 мм) влечет за собой значительное понижение cos <р и коэффициента полез ного действия.
Во многих случаях осуществление названных мероприя тий по повышению коэффициента мощности оказывается не достаточно эффективным и возникает необходимость в при менении искусственных средств, специальных компенсиру ющих устройств. На предприятиях строительной индустрии и стройплощадках применяются для этой цели косинусные конденсаторы и, о чем говорилось выше, синхронные дви гатели мощностью, завышенной против потребной мощ ности приводимых ими механизмов.
206