Файл: Лащивер Ф.М. Рациональное использование энергоресурсов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

реактивной

мощности

составит:

 

 

АР' «= K3(Q — Q2) = 0,15(11,75 — 7,9) = 0,58

кет.

Уменьшение потерь активной мощности в самом электро­

двигателе

вследствие

повышения коэффициента

полезного

действия

с

0,875 до

0,9 будет АР" = Р1 — Р2

=

16,3 —

•— 15,6

=

0,7 кет.

 

 

 

Общее снижение потерь активной мощности при замене незагруженного электродвигателя мощностью 28 кет элект­

родвигателем 14 кет составит:

 

 

 

 

 

 

АР = АР' + АР" = 0,58 + 0,7 =

1,28

кет.

 

При годовом числе часов использования максимума на­

грузки

Т = 4500 час. годовая

экономия электроэнергии

составит:

 

 

 

 

 

 

 

АР • Т = • 1,28 • 4500 = 5800

квт-ч.

 

Очевидно, что такая замена вполне

целесообразна.

3. Переключение обмотки

статора

недогруженных

асин­

хронных

электродвигателей

с

треугольника

на

звезду.

В ряде случаев этот способ оказывается

эффективной

мерой

по снижению потребления реактивной

мощности, повыше­

нию коэффициентов мощности и полезного действия электро­ двигателя. При этом нагрузка двигателя должна быть не выше 35% поминальной, обмотка статора нормально включена в треугольник и все шесть концов обмотки вы­ ведены на щиток.

В этом случае переключение производится либо пере­ пайкой концов статорной обмотки (двигатель пускается вхолостую и загружается после разворота), либо переклю­ чателем, если пуск происходит под нагрузкой и требуется произвести сначала включение статора в треугольник с последующим переключением в звезду.

Опытные данные показывают, что для двигателей оте­ чественного производства предельно допускаемая нагрузка асинхронного двигателя, переключаемого на звезду, долж­ на быть в пределах 37—45%, а переключение загруженных на 25% электродвигателей с треугольника на звезду по­ вышает коэффициент мощности до номинального значения.

Подсчет экономии электроэнергии производится по спо­ собу, аналогичному приведенному в примере замены дви­ гателя завышенной мощности на меньшую, т. е. изъятия избыточной мощности в асинхронных двигателях.

4. Установка ограничителей холостого хода на машинах.

202


станках и механизмах. Поскольку при холостом ходе асин­ хронный электродвигатель имеет низкий коэффициент мощ­ ности, то в целях его повышения и избежания непроиз­ водительных затрат электроэнергии в межоперационный период во многих случаях устанавливают ограничители хо­ лостого хода. Известно, что межоперационное время, на­ пример, на металлообрабатывающих станках, затрачи­ вается на отвод инструмента в его исходное положение, на снятие обработанной детали, на установку на станок но­ вой детали, а также па подвод инструмента к детали в рабо­ чее положение.

В этот период асинхронный двигатель в среднем загружен не более чем на 12—18% и чем больше межоперационный период, тем больше и непроизводитель­ ные затраты энергии, тем ниже коэффициент мощности. Практически считается целесообразным устанавливать ог­ раничители на тех станках, где длительность межоперацион­ ного времени больше 10 сек.

Существует большое разнообразие в конструкциях ог­ раничителей холостого хода, но все они несут одну и ту же функцию— воздействие на отключение магнитного пускателя основного двигателя, основного или вспомогательного привода, продолжающие работу в межоперационный пе­ риод. Следует учесть важную особенность при внедрении ограничителей холостого хода: число включений в час не должно превышать допускаемое заводом-изготовителем число включений для электродвигателя и установленной пус­ ковой аппаратуры.

5. Замена действующих асинхронных двигателей син­ хронными. Замена асинхронных двигателей на синхронные осуществляется без расчета технико-экономической эффек­ тивности, так как такая замена является заведомо выгодной. Синхронные двигатели обладают более высоким коэффициен­

том полезного действия,

чем асинхронные,

они сохраняют

постоянство

скорости вращения при

любых

нагрузках в

пределах допускаемой,

менее чувствительны к колебаниям

напряжения

в сети: момент вращения

их

пропорционален

напряжению

в первой степени, тогда как у асинхронных —

во второй степени и т. д.

 

 

 

 

Важной

особенностью

синхронных

электродвигателей

является также

и то,

что

они располагают

благоприятной

характеристикой

в отношении отдачи реактивной мощности

в сеть, особенно

при форсировке возбуждения.

203


За последние годы значительно упрощены схемы запус­ ка: многие синхронные двигатели допускают прямой пуск от полного напряжения сети, некоторые работают с глухо присоединенным возбудителем. В этих схемах двигатель втягивается в синхронизм при номинальных условиях пуска, а форсировка возбуждения облегчает условия втя­ гивания в синхронизм. Эти принципиально новые реше­ ния для синхронных двигателей, связанные с внедрением упрощенных схем запуска, упрощением эксплуатации, возможностью пуска двигателя под нагрузкой с подклю­ ченным наглухо возбудителем, удешевлением автоматиза­ ции управления, применением схем возбуждения от по­ лупроводниковых выпрямителей, позволили значительно снизить стоимость синхронного электропривода и резко расширить границы применения его в строительном про­ изводстве. На земснарядах, компрессорах, насосах, вен­ тиляторах вытесняется менее экономичный асинхронный электропривод. На предприятиях строительной индустрии в Узбекистане только за последние пять лет на земснаря­ дах и компрессорах заменено 14 асинхронных двигате­ лей на синхронные суммарной мощностью более 300© кет.

Важнейшей особенностью синхронных электродвига­ телей является то, что они потребляют намного меньше ре­ активной мощности, чем асинхронные двигатели, и, обла­ дая опережающим cos ф, могут отдавать реактивную мощ­

ность

в сеть,

будучи

простым

и экономичным средством

повышения коэффициента мощности.

Приведем

пример

расчета

компенсирующей способ­

ности

синхронного двигателя.

Требуется определить ком­

пенсирующую способность синхронного двигателя серии СДН 6 кв, 320 кет, 250 об/мин; cos ф н = 0,9 (опережающий);

коэффициент нагрузки ß = 0,9;

КПД = 0,8922.

 

Удельная стоимость компенсирующей мощности для

синхронного

двигателя

серии

СДН

Кук

1

руб]квар.

Число часов работы двигателя в году

Т = 6000 час, стои­

мость

электроэнергии 3

= 0,012 руб/квт-ч,

удельные по­

тери Л Р у к =

0,048

квт/квар.

компенсирующую

мощность

Определяем возможную

двигателя при ß =

0,9

 

 

 

 

 

 

 

tg ФК = -

^ Р

- = ^

о ^

- = 0,608,

 

при

ß = 0,9,

а =1,13;

при

tg фк = 0,608,

сощк

= 0,86.

204


Определяем

 

расчетные

затраты

на

1 квар-час по фор­

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

ОЛ П

 

1 Кѵк ' ^и . о б

г- ,

 

 

у к =

З Л Г у к

-\

= — =

рубіквар-час,

где

3 — стоимость

 

 

' р

 

руб/квт-ч;

электроэнергии

Рн.ой

— общие

нормативные отчисления,

принимае­

 

мые

равными

 

 

 

 

 

где Р а

Р»

об —

^ а м о р т ~Т" - Р т о к . р е м ~\~ Рн>

 

= 0,125.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

З у к

= 0,012 - 0,048 - f - 1 ( 0 Л 2 5 +

0 Л )

-

 

 

 

 

 

 

 

 

6000

 

 

 

 

=

0,000618

руб/квар-час.

 

Сопоставляя полученный результат с расчетными за­

тратами для конденсаторной батареи

6 кв (0,0121 руб/квт-

час), видим, что применение

синхронного двигателя более

рентабельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим теперь наивыгоднейшее значение коэф­ фициента использования реактивной мощности и соответ­ ствующий наивыгоднейший coscp двигателя

 

а э =

0,5,

 

где З у к удельные расчетные затраты на 1

квар-ч,руб/квар-ч;

3 — стоимость

энергии,

определяемая

по руб'/квт-ч;

Р у к — удельные

потери мощности в двигателе, кет/квар,

_ 0,000618

Кэ - 0,012 • 0,045

t„ m

_

« э • tg фн

lg фкэ

ß

 

U , D _ U ' ° ° '

_

0,58 • 0,466

о д

 

tg фкэ =

0,3,

 

 

чему соответствует cos фк э =0,95.

 

 

 

 

Реактивная

мощность для

компенсации

при осм а к с =

= 1,13 и ß =

0,9

 

 

 

 

 

QK = ß-^f- • tgcpK = 0,9 - ^ -

• 0,608 =

197 квар,

а при наивыгоднейшем а э =

0,58

 

 

 

<3э = 0,9 Q 3 g Q 2

• 0,3

= 97

квар.

6. Замена слабо загруженных

силовых

трансформаторов.

Силовые трансформаторы являются второй, наиболее круп­ ной группой токоприемников по потреблению реактивной

205


мощности, Слабо загруженный трансформатор обладает низким коэффициентом мощности, хотя расход реактивной мощности на намагничивание трансформатора невелик. Однако большое число силовых трансформаторов и кругло­ суточная их работа оказывают существенное влияние на средневзвешенный коэффициент мощности по предприятию в целом. Коэффициент мощности в сети, от которой питают­ ся силовые трансформаторы, с ростом нагрузки увеличива­ ется, достигая оптимального значения при нагрузках, близких к 70—80% от номинальных. В связи с этим еще на стадии проектирования должен быть произведен правиль­ ный выбор мощности силовых трансформаторов. Кроме того, на действующих предприятиях должны быть произве­ дены перегруппировка нагрузки, резервирование на стороне 0,4 кв между транскиосками, замена незагруженных силовых трансформаторов на трансформаторы меньшей мощ­ ности и отключение крупных трансформаторов в ночную смену, в нерабочие и праздничные дни.

Следует иметь в виду, что замена силовых трансформа­ торов завышенной мощности менее мощными считается целесообразной, если их загрузка составляет менее 30%

номинальной

при снижении потребления

реактивной мощ­

ности

и уменьшении

потерь

активной

энергии.

 

7.

Улучшение качества капитального

ремонта

электро­

оборудования.

Энергетические

показатели электродвигате­

ля во многом

зависят

от качества капитального

ремонта.

Здесь важная роль принадлежит строгому соблюдению обмоточных параметров, сохранению проектной мощности двигателя и коэффициента заполнения паза, в особенности соблюдению величины воздушного зазора между статором и ротором. Увеличение воздушного зазора у электродвига­ телей на незначительную величину (0,1—0,3 мм) влечет за собой значительное понижение cos <р и коэффициента полез­ ного действия.

Во многих случаях осуществление названных мероприя­ тий по повышению коэффициента мощности оказывается не­ достаточно эффективным и возникает необходимость в при­ менении искусственных средств, специальных компенсиру­ ющих устройств. На предприятиях строительной индустрии и стройплощадках применяются для этой цели косинусные конденсаторы и, о чем говорилось выше, синхронные дви­ гатели мощностью, завышенной против потребной мощ­ ности приводимых ими механизмов.

206