Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вставляются вкладыши 8 с зажимами 7 для ведущей трубы. Комплек­ туются роторы пневматическими клиньями (ПКР). В основном все роторы имеют одинаковую конструкцию, различаются они гру­ зоподъемностью, проходным отверстием в столе и приводом веду­ щего вала.

Техническая характеристика роторов приводится в табл. 4.

Параметры

Т а б л и ц а 4

 

 

Ротор

 

 

Р-560-ІН8

У7-560-3

У7-520-3

У7-5 60-6

У7-760

Максимальная статическая на-

 

 

 

 

 

грузка на стол, т

передаваемая...................

160

130

200

320

400

Максимальная

 

 

 

 

 

мощность, л. с

..............................

скорость вра-

350

350

550

500

500

Максимальная

 

 

 

 

 

щепия стола, об/мин

. . . .

320

250

300

250

230

Проходное

отверстие

стола,

560

560

520

560

760

ММ .........................................................

от

центра стола

Расстояние

1370

1370

1370

1370

1650

до середины цепного колеса, мм

Габаритные размеры, мм:

2310

2570

2250

2270

2620

длина ...................................

 

 

 

ширина ...............................

 

 

 

1350

1580

1400

1610

1880

высота ...............................

 

 

 

775

1065

750

750

800

Вес, т ...................................

 

 

 

5,1

7,37

4,86

6,6

10,7

Буровые лебедки

Буровые лебедки являются основными механизмами для спуско­ подъема и удержания колонны труб при бурении скважин.

По конструкции лебедки подразделяются на две группы: двухили трехвальные (У2-5-5, У2-4-8, У2-2-11) и одновальные с коробкой передач (ЛБ-20Бр, ЛБУ-1100, ЛБУ-1400).

Лебедки первой группы состоят из сварной рамы, на которой укреплены подшипники подъемного вала, и одного или двух транс­ миссионных валов, соединенных между собой цепными передачами. На подъемном валу между коренными подшипниками имеется бара­ бан с тормозными шкивами для наматывания талевого каната. Подъемный вал муфтой соединяется с гидродинамическим тормозом.

Рама лебедки с цепными передачами валов закрыта предохрани­ тельными щитами. На конце одного из трансмиссионных валов (про­ межуточном) в таких лебедках имеется фрикционная катушка для выполнения вспомогательных работ.

На раме

одновальной лебедки установлены подъемный вал

с барабаном,

закрытым предохранительными щитами, и регулятор

К)


l — рама; 2 — тормозной рычаг; я — подъемный

вал; 4 — балансир тормоза; 5 — барабан;

в, 8,

11 — шинно-пневматические

муфты; 7 — гидротормоз; 9 —

трансмиссионный вал; 10 — кулачковая

муфта;

12 — бак.

подачи долота. В таких лебедках в основном применяется электро­ магнитный тормоз вместо гидродинамического.

Коробка передач монтируется на отдельной раме и соединяется с подъемным валом цепными передачами.

Все буровые лебедки имеют ручной фрикционный тормоз, кулач­ ковые и шинно-пневматические муфты для включения валов и пульт управления. На рис. 5 показана буровая лебедка У2-2-11.

Лебедки снабжены специальной цепной трансмиссией для враще­ ния ротора. Ротор буровой установки БУ-80Бр приводится во враще­ ние от лебедки ЛБ-20Бр через карданный вал коробки передач.

Несмотря на разнообразие буровых лебедок, многие применяемые в них узлы (муфты, катушки, цепи, тормоза) взаимозаменяемы или одинаковы по конструкции.

Техническая характеристика буровых лебедок приведена в табл. 5.

Т а б л и ц а 5

Лебедка

Параметры

Л

«

 

мО1

 

М

 

Ң

У2-5-5

У2-2-11

ЛБУ-1100

ЛБУ-1 400

У2-300

 

 

 

1

 

Максимальная мощность на подъем­

780

1100

910

1100

1400

2500

ном валу, л. с..........................................

. . . .

Число скоростей подъема

3

5

6

6

6

2

Число прямых и обратных скоростей

 

 

 

3/ *

3/ *

 

ротора

 

 

7 і*

7 і*

7 і *

 

подвиж­

/3

/3

 

Максимальное натяжение

 

 

 

 

 

 

ной ветви талевой системы, т

 

. . .

11,8

24,5

20,1

24,8

34,1

42

Диаметр талевого каната, мм

. .

28

33

28

32

35

38

Диаметр бочки барабана, мм . . .

700

800

650

750

800

935

Длина бочки барабана, мм

 

. . .

1200

1030

840

1350

1445

1540

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

длина ..............................................

 

 

5170

6335

5970

7090

7745

8740

ширина ...........................................

 

 

2780

2100

3210

2530

4830

3340

высота ..........................................

 

 

2380

2760

2270

2420

2684

2560

Вес, т ..............................................

 

 

11,8

24,96

21,5

25,6

34,3

45

* в числителе прямые скорости ротора, в знаменателе — обратные.

Вспомогательные лебедки

Вспомогательные лебедки предназначены для подтаскивания в буровую грузов с приемных мостков, свинчивания и развинчивания бурильных и обсадных труб. Ими комплектуются установки, име­ ющие буровые лебедки без фрикционных катушек. Вспомогательная лебедка состоит из сварной рамы с двумя вертикальными стойками. На раме установлен редуктор с электродвигателем и колодочным

12


грузовым тормозом с электромагнитом. К стойкам на подшипниках качения прикреплены вал с безопасной спиральной катушкой и приводной звездочкой, которая соединяется двухрядной втулочно­ роликовой цепью со звездочкой на валу редуктора. На валу имеется барабан для каната. Барабан с валом соединяется зубчатой муфтой, которая включается рычагом. Лебедка управляется с пульта, уста­ новленного на стойке.

В модернизированной лебедке имеются два барабана различных диаметров. Один из барабанов применяется для свинчивания и развинчивания труб, а второй — для подтаскивания и подъема груза.

Буровые насосы

Насосы служат для подачи в скважину бурового раствора. Во всех серийно выпускаемых буровых установках применяются гори­ зонтальные поршневые насосы двухцилиндровые двойного действия.

Рис. 6. Буровой насос У8-6М.

Буровой насос (рис. 6) состоит из гидравлической и приводной частей. В гидравлической части находятся две гидравлические коробки 4, к которым снизу присоединяется приемная коробка 1, а сверху — нагнетательный тройник 5 с установленными на нем компенсаторами 6 и предохранительным клапаном. Каждая гидра­ влическая коробка имеет четыре клапанные коробки. В нижних двух коробках установлены всасывающие, а в верхних — нагнета­ тельные клапаны 7. В цилиндрические расточки гидравлических коробок вмонтированы съемные цилиндровые втулки 2, в которых движутся поршни 3.

Всасывающие клапаны соединены трубопроводом с фильтром с приемной коробкой, а нагнетательные — с нагнетательным трубо^-

13

проводом. Приводная часть насоса состоит из трансмиссионного вала 10, кривошипного вала 12*, шатуна 11, крейцкопфа 9 и штока 8 с поршнем. Гидравлическая и приводная части установлены на общей раме и соединены между собой болтами. Трансмиссионный вал пере­ дает вращение через зубчатую передачу на кривошипный вал, кото­ рый через кривошипы или эксцентрики и шатун приводит в воз­ вратно-поступательное движение крейцкопф и соединенный с ним шток поршня.

В насосе двойного действия при каждом ходе поршня происходит всасывание раствора и нагнетание его. Двойной ход поршня (туда и обратно) происходит за один оборот кривошипного вала. Все буровые пасосы имеют однотипные кинематические схемы и разли­ чаются конструкцией отдельных узлов в зависимости от гидравли­ ческой мощности. Техническая характеристика буровых насосов приведена в табл. 6.

Т а б л и ц а 6

 

 

 

 

 

Насос

 

 

Параметры

 

12Гр

БРН-1

У8-4

У8-СМ

У8-7М

 

 

 

Гидравлическая

мощность,

325

400

450

675

965

Приводная мощность на транс­

400

470

600

795

1140

миссионном валу,

л. с.

. . .

Максимальное число двойных

65

72

65

66

66

ходов поршня в минуту . . .

Ход поршня, мм

................

300

300

450

400

400

Максимальная производитель­

 

 

 

 

 

ность при коэффициенте накоп­

24

31

43

50,9

50,9

ления 0,9 л/с ...........................

 

 

Максимальное рабочее давле­

 

 

 

 

 

ние при втулке

минимального

200

200

200

250

320

диаметра, кгс/см2

...................

 

Расчетный диаметр шкива, мм

1350

1530

1600

1400

1600

Диаметр всасывающего флан­

150

200

275

275

275

ца, мм .......................................

 

 

Диаметр нагнетательного

70

100

109

109

109

фланца, мм ...............................

 

 

Количество баллонов компен­

3

3

3

3

4

саторов .......................................

 

 

Габаритные размеры, мм:

3950

4320

4610

5000

5340

д л и н а ...................................

 

 

ширина ...............................

 

 

2250

2427

3180

3000

3340

высота ...............................

 

 

2300

2715

3240

3240

3400

Вес, т ...................................

 

 

9,15

13,37

18,5

28,0

37,3

 

ПРОТИВОВЫБРОСОВОЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

При бурении пластов,

в которых нефть, вода и газ

залегают

под большим давлением, из скважины могут произойти выбросы жидкости или газа, если гидростатическое давление столба промывоч­

14


ной жидкости будет меньше пластового давления. Для герметизации устья бурящихся скважин и предотвращения открытых выбросов при­ меняется противовыбросовое оборудование, изготовляемое в соот­ ветствии с отраслевой нормалью ОН 26-02-130—69 и ГОСТ 13862—68.

В комплект противовыбросового оборудования входят превенторы, манифольды (обвязка) с запорной арматурой и установки управления. При помощи противовыбросового оборудования производится:

быстрая и надежная герметизация устья скважины при наличии или отсутствии в ней колонны труб;

расхаживание и проворачивание колонны труб при гермети­ зированном устье с целью предотвращения прихватов;

циркуляция раствора для создания противодавления на пласт, закачка раствора в пласт буровыми насосами или насосными агре­ гатами и быстрая разрядка скважины.

Превенторы

Превенторы предназначены для перекрытия и герметизации кольцевого зазора между спущенной в скважину обсадной колонной и бурильными или насосно-компрессорными трубами, а также для перекрытия устья скважины при отсутствии в ней труб.

Выпускаются превенторы двух типов: плашечные с гидравличе­ ским и ручным приводами (ППГ) или с электрическим и ручным при­ водами (І1ПБ) и универсальные (ПУГ, ПУ). Для бурения скважин с продувкой забоя газообразным агентом или с промывкой аэрирован­ ной жидкостью противовыбросовое оборудование дополняется вра­ щающимся превентером (ПВ).

Плашечный превентор типа ППГ (рис. 7) состоит из корпуса, крышек с гидравлическими цилиндрами и плашек. Корпус 1 выпол­ нен из стальной отливки с вертикальным проходным отверстием и сквозной прямоугольной горизонтальной плоскостью, в которой расположены плашки. Прямоугольная плоскость с обеих сторон закрыта откидными крышками 4 с уплотнительными резиновыми прокладками 3. Крышки крепятся к корпусу винтами. Плашки состоят из корпуса 12 с установленными в нем сменными вклады­ шами 13 и резиновым уплотнением 11. Плашки могут быть с отвер­ стием под трубы или без них — глухими. На вкладышах трубных плашек имеются специальные треугольные выступы 10, которые обеспечивают принудительное центрирование колонны труб при закрытии превентора. Поршень 6 гидравлического цилиндра 5 и шток 7, перемещаясь, приводят в движение плашки. В цилиндры масло подается под давлением через коллектор 2, поворотное нип­ пельное соединение и трубопровод 9.

Превентор имеет основной дистанционный гидравлический при­ вод и ручной индивидуальный карданный привод для каждой плашки. Ручной привод применяется для закрытия превентора в слу­ чае отсутствия электроэнергии и разряжения гидроаккумулятора,

15