Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о

Рис. И . Буровые вышки башенного типа.

ВМ-41-М; б — ВМВБ-41-200; в — ВМД-200; г — 13200-41; Э — В1-300-53; е — ВБ-53-300;

j

ж — ВБА-53-320; з — ЗВБ-58-300

**

*Sfr 3fr

уголка Размеры прутка Диаметр

.трубы Размер

..

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

а

н-

 

 

 

 

Я

»

 

 

 

 

 

 

В)

 

ЬЭ *3

 

»

я

 

а

 

 

 

 

а ^

 

 

 

Е ч о s

 

 

 

 

 

s £й я ш -

 

 

 

 

 

о ы

аз

 

о

 

 

 

 

 

 

1ЙШЙ'<*s2

 

В

 

наа

ач

 

а

 

 

 

 

- 8я!*»0 а3 с- 1

 

 

 

 

 

 

н j=l ►

 

 

 

5 а а

мой

 

а2 ню

 

о

 

 

 

 

 

w - tt

 

ьа* 2

о

 

 

g sgssgs

SgS1S » д

н 2

 

МН»

я

 

а

 

5 ® я ф л д -

 

в

 

8?

а а

 

 

 

S® 3

 

 

 

-

о

 

 

в о

оэ

 

 

 

а

О о с

 

 

 

 

 

 

» • и г

 

 

 

2в o’ g6§ ° 3

 

й о

 

Л S д

 

 

 

 

 

 

 

 

g o g c

 

 

 

 

 

й •• S

 

 

 

 

 

 

 

 

о я 2 (

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и S 5 <8.S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Й»оі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a l s ! 3

 

 

 

 

 

 

ег

 

 

 

 

 

 

 

 

* ® tr »

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

SSд *->om

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

О X м в

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

2

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

® Й в

 

 

 

 

 

 

•Ö

 

 

 

 

 

 

 

 

а л«»

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

S f tJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І Г

 

 

 

 

 

 

я

 

ог

я

а

 

 

 

 

 

3 •

 

 

 

 

 

 

 

-

§•

 

 

 

 

 

 

*§ *

а

 

 

 

 

2 * .

 

 

а *

 

 

 

 

о

 

 

 

 

2 -

 

 

 

 

 

 

я •

я .

 

 

 

-

в .

 

 

о •

 

 

 

 

в .

§

*

 

 

 

 

н .

 

 

и •

 

 

 

 

ю .

<9

 

 

 

 

 

 

 

о .

 

 

 

 

в*

 

 

 

 

 

 

*0

 

 

 

 

 

I

'

£э

 

 

 

 

 

 

 

 

ч •

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

я .

 

 

 

 

1 •

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

©

 

©

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

и

>е-

 

ьэ

 

оо

ОО

 

ьэ

 

 

оо ьэ

tC-- Л»

ьэ

Г

я

©

 

ьэ

 

X X

 

оо со “ ьэ 1 ьэ

 

 

X X

|Р-И

©

л-

1

 

 

sfr

 

©

оо

о

о

 

 

© ьэ

© о

 

 

 

 

 

3fr

 

sfr

3fr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

о

X о

 

 

ьэ

 

 

00 ьэ

tf> і£-

ьэ

 

и

 

 

 

 

* * £ *

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

СО

1 ьэ

 

 

X X

міе-

ел

 

 

 

 

 

о о

* со

ел

 

 

© ьэ

©

 

 

 

 

 

 

о *о

 

 

 

 

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

СП

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©

©

о Х о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©

К

ьэ

 

СП

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©ххх-х

 

 

 

 

 

ОС tO

 

 

 

со

 

 

 

X

X

 

 

 

5-

I tO

 

 

 

 

©

Я

ьэ

 

о

о

О©

3fr СЛ

 

XX

 

 

 

Л

©

 

по

1 -

 

 

оо to

 

 

 

 

 

 

X

X

©

*©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

©

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

со

а

 

 

©

 

©

03

_ мы

to

 

 

© to

.ipсо

to

 

 

ЬЭ

 

оо

00

 

 

ЬЭ

и

 

 

 

X

X

°C©£jbO I ьэ

 

 

X X

с о ©

©

00

Я

 

 

ЬЭ

 

03

©

to

 

 

00 со

оо оо

 

 

 

 

*

 

*

*

 

 

 

 

 

 

 

—I

©

 

 

 

 

Sfr

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОЗ©°

 

 

ел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

© о © °

to

сэ

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>c-

и

ьэ

 

X х х х

X X ©

мы ЬЭ со

 

 

© ь э

СП © ©

ьэ

©

 

СЛСЭ©

ьэ © X

© ьэ ел

 

 

 

- J ©

©

00

I

 

о© ©

 

СП © о

 

 

К*. ЬО

© о

 

 

.с-

ьэ

 

 

©

 

 

©

 

 

 

 

X X

 

 

 

со

 

XX X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ел

 

 

X

X

 

 

 

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слсл оо ©

©

©

©st-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©

© te­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ьэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

с э ^ м .

©

»(>

 

 

 

 

 

ел сп

 

со

ьэ

 

СЛ

^ to ©

 

 

© ьэ

©

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•ч ©

*р*

©

©

 

° о £

X

X

 

© © © м»

 

 

 

X X

©

Ьо

1

©

 

£ > < х

©

©

 

о ° °

 

 

►— ьэ

ьэ ьэ

©

 

©

 

 

3fr0

cn

Sfr

 

° ©

ел

 

 

о

© ©

 

 

©

 

 

sfr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

м * * > *

to

 

 

 

 

 

 

1- м

ел ©

©

 

 

 

 

 

 

МЫ

СО

 

 

ел

и

ьэ

 

® * -сл

©

 

 

 

 

© о

©

 

 

 

 

1 ^

 

 

ьо

©

сп

 

© ©

X

 

 

 

 

 

X X

аз ©

to

©

w

©

 

J x

x

аз

 

 

' ©

о

 

 

мы ЬЭ

©

 

 

 

 

 

 

спел

 

 

ел

 

 

sfr ©

©

3fr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аf*©

©о

а §

X ©

хХ

2-Е

Яса.sаз

ЯХ

 

 

и

°©

 

ВМ-41М

БМВБ-41-200

В-200-41

ВМД-200

им тм д

В1-300-53 2ВБ-53-300

ВБА-53-320

ЗВБ-58-300

Н

сэ о\

и

я

М

00


Вышки высотой 41 м оборудуются одним балконом, а высотой 53 м — двумя балконами на внешних гранях вышки, которые служат укрытием для верхового рабочего во время спуско-подъемных операций. На балконе устанавливается люлька верхового и пальцы для бурильных свечей. Внизу до высоты 6—8 м вышки обшиваются досками, щитами или покрываются прорезиненной тканью.

Техническая характеристика вышек башенного типа приведена

втабл. 8.

Вотличие от остальных вышка ЗВБ-58-300 имеет пилонную

конструкцию. Каждый пилон состоит из И секций, выполненных из труб диаметром 920 мм. К каждой секции с обеих сторон при­ варены литые стальные фланцы для соединения секций болтами. В верхней части пилоны шарнирно соединяются с подкронблочной рамой. Для жесткости пилоны в верхней части по диагоналям соеди­ нены винтовыми стяжками, а в нижней и средней частях — гори­ зонтальными винтовыми тягами. Нижняя секция пилона конусная с проушиной, которой каждый пилон крепится со специальной стойкой, установленной на фундаменте.

Полезная высота вышки 58 м, она рассчитана на работу со свечами длиной 36 м и комплексом механизмов АСП-5. Такими вышками комплектуются буровые установки БУ-300Э и БУ-300ДЭ.

Мачтовые вышки (рис. 12) выполняются отдельными секциями, сваренными из труб или профильного проката. Каждая нога вышки в зависимости от высоты последней состоит из четырех или пяти секций, соединяемых между собой хомутами или при помощи флан­ цев.

Нижние секции имеют проушины, которыми вышка опирается на основание. Верхние секции соединяются с подкронблочной рамой, являющейся связующим звеном ног в верхней части.

Кроме этого, ноги в верхней части крепятся двумя поясами

идвумя парами накрест расположенных вынтовых стяжек.

Ввертикальном положении вышки удерживаются двумя подко­ сами, соединенными с башмаками, установленными на основании. Для центрирования вышки башмаки могут перемещаться по напра­ вляющим.

Секция вышки имеет треугольное или прямоугольное сечение. На соответствующей высоте от опор к вышкам крепится площадка с двумя люльками для верхового рабочего и для расстановки буриль­ ных свечей или площадка для механизма расстановки свечей АСП. По грани одной ноги размещаются маршевые лестницы, а выше площадки до кронблока — лестницы-стремянки.

Техническая характеристика мачтовых вышек приведена в табл. 9. Вышка ВМ40-185Бр входит в комплект установки БУ-80Бр, вышкой ВА-41-25 комплектуются установки Уралмаш-125БД и Уралмаш-125БЭ. Вместо площадки для верхового рабочего на выш­ ках ВА-41-125 и ВАС-53А монтируется балкон для механизма рас­ становки свечей АСП. Вышка ВАС-42П изготавливается из профиль­

ного проката, а остальные вышки — из труб.

24


sun

Рис. 12. Мачтовая вышка ВА-41-125.

 

 

А

 

 

Ю

 

U

irt

 

оо

Параметры

А

 

-ов1

 

t—

 

>>

3

 

И

ffl

ВАС-42

ВА-4 1-125

1

 

К

С

<

м

Т а б л и ц а 9

-ВАС А53

Грузоподъемность на крю­

ке, т ...................................

 

100

140

250

160

250

250

Высота от опорных шар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниров до верхней плоскости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53,35

подкронблочных балок, м

4 0 ,3 5

4 0 ,5

4 2,83

4 2,97

4 3 ,0

Расстояние между

опор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10,8

ными шарнирами, м

. . .

6,2

7,2

9 ,2

9,2

9 ,2

Расстояние между

опор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными шарнирами подкрон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,8 X 2 ,5

блочной рамы, м .

. . .

1,5

X

1,5

X

1,8

X

1,8

X

1,8

X

Высота козел, м

. . .

X

1,5

X

2,5

X

2,5

X

2,5

X

2,0

3,4

2,0

3 ,0

3,4

4 ,0

4,0

Грузоподъемность козел, т

1,2

Ц 5

5

4 ,0

4 ,0

5,0

Расстояние между

опор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными шарнирами ног и под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

косами, м ...........................

 

6,5

6,72

6,0

5,7

6,0

7,1

Расстояние от пола буро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой до площадки верхового,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м ...........................................

 

22,83

22,5

22,8

20,7

22,5

35

Количество секций в ноге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вышки, шт.............................

. . .

4

4

4

4

3

5

Сечение ноги, м .

1.5 X

1.5

X

1,8 X

1,8

X

1,3

X

1,8 X 1,8 X

Высота секций, м

. . .

 

X 1 .5 *

 

 

X 1 , 8 *

 

X 2 * *

X 1 ,8 *

10

10

10,5

10,5

14,3

10,5

Общий вес, т ................

 

16,96

19,31

24,3

28,8

21,3

37,7

*Треугольник.

**Прямоугольник.

Мачтовые вышки по сравнению с башенными имеют следующие преимущества. При одинаковой с башенными вышками грузоподъем­ ности металлоемкость мачтовых вышек меньше и значительно сокра­ щено количество разъемных деталей. Например, вышка ВАС-42 состоит из 37 разъемных деталей, а вышка ВМ-41М из 268. Это упро­ щает и ускоряет сборку и разборку вышек. Открытое пространство между вышками позволяет удобнее вести буровые и вспомогательные работы.

Расчет нагрузок на вышки. На вышку действуют вертикальные и горизонтальные нагрузки. Согласно руководящему техническому материалу Министерства химического и нефтяного машиностроения

СССР (РТМ 26-02-6—68), нагрузки на вышку определяются по рабочему состоянию. Рабочим состоянием вышки принимается случай, когда спускают обсадную колонну максимального веса при установленных за палец бурильных трубах (свечах). Макси­ мальный вес обсадной колонны принимается равным максимальной грузоподъемности буровой установки — максимальной нагрузке на

26


крюке ((?max)> а максимальный вес бурильных труб принимается равным номинальной грузоподъемности буровой установки ((?НОм)- Если буровой установкой будет буриться скважина меньшей глубины, чем рекомендуемая глубина бурения для данной установки, то максимальный вес обсадной колонны и бурильных труб определяется в соответствии с глубиной скважины (конкретный случай).

От веса обсадной колонны на вышку действует вертикальная нагрузка. При определении вертикальной нагрузки на вышку учи­ тывается также вес смонтированного на ней оборудования (талевой системы, средств механизации и приспособлений).

Вертикальная нагрузка на вышку будет равна:

Q r = Qm ах “t' С?п. п ~Г С?в. н ~

где QB п — вертикальная составляющая усилия в подвижной ветви талевой системы; QB н — вертикальная составляющая усилия в не­ подвижной ветви талевой системы; Go6 — вес смонтированного на вышке оборудования.

 

О

= 0

Р2П(Р~ 1} cos«-

 

V n . п

Vm ax

 

ß2n

іи э іЛ >

 

 

Q в. н =

 

cos у,

где ß — величина,

обратная

коэффициенту полезного действия

одного канатного

блока

(шкива)

талевой системы, равная 1,04;

п — число канатных шкивов талевого

блока; а , у — углы наклона

к вертикали соответственно подвижной и неподвижной ветвей тале­ вой системы, которые находятся в предалех 5—6°. При таком значе­ нии углов в расчете можно принимать

cos а = cos у = 1.

Упрощенно сумму нагрузок от вертикальных составляющих усилий подвижной и неподвижной ветвей талевой системы можно определить по формуле

Вес смонтированного на вышке оборудования определяется по справочным данным. В рабочем состоянии на вышку действуют следующие горизонтальные нагрузки: горизонтальная составляющая от веса установленных за палец бурильных свечей, ветровые нагрузки (от скоростного напора ветра) на вышку и на установленные за палец свечи.

Вертикальные составляющие, действующие на вышку от веса установленных за палец свечей и от ветровой нагрузки на них, в рас­ четах не учитываются из-за незначительной их величины.

Горизонтальная составляющая (@г ІІ0М) от максимального веса установленных за палец свечей определяется из уравнения моментов

27


сил от веса труб и реакции па верхней опоре (пальце) относительно нижней опоры свечей:

< ? г . ііо м “ 0 ,5 @ ном C t g О , ,

где <?ном — вес свечей, принимаемый равным номинальной грузо­ подъемности буровой установки; а' — угол наклона свечей к гори­ зонту, который обычно находится в пределах 86—88°.

При таком значении угла горизонтальную составляющую можно принимать: Qr ном = 0,025 <?„0-м.

Ветровая нагрузка, действующая на вышку в горизонтальном направлении, возникает в результате взаимодействия потока воздуха с элементами вышки наветренной и заветренной граней.

Для башенных вышек ветровая нагрузка (Ти) на наветренную грань определяется по формуле

Тн = д і^ 'ф ,

где q — нормативный скоростной напор или удельное давление ветра на единицу вертикальной проекции площади, перпендикуляр­ ной направлению ветра; F — проекция площади граней вышки на вертикальную плоскость (площади решеток вместе с пустотами); площадь одной грани вышки определяется как площадь трапеции; к — коэффициент парусности или заполнения решеток, равный отношению поверхности элементов граней к ее общей площади; для закрытой (обшитой) части вышки к = 1, а для открытой к = 0,2; ß ' — коэффициент обтекания (аэродинамический коэффициент), за­ висящий от формы обтекаемого тела; для вышек из труб принимается

равным 1,

а для

уголковых вышек (плоских поверхностей) — 1,4;

ф — динамический

коэффициент, учитывающий колебания гибких

элементов

вышки

от пульсации воздушного потока и зависящий

от периода собственных колебаний вышки; при периоде собственных колебаний вышки, равном или менее 0,5 с, коэффициент не учиты­ вается, а при большем значении периода принимается равным 2.

Нормативный скоростной напор ветра зависит от территориаль­ ного района и высоты сооружения.

Согласно строительным нормам и правилам (СНиП II А-11—62), вся территория СССР по скоростному напору разделена на 7 районов. В зависимости от этого скоростной напор ветра на высоте до 10 м от поверхности земли принимается следующим:

Р ай он ы ........................

I

II

III

IV

V

VI

VII

Нормативный скорост­

27

35

45

55

70

85

100

ной напор, кгс/м2 . . .

С увеличением высоты скоростной напор возрастает и при высоте свыше 10 м корректируется следующими поправочными коэффи­ циентами: при высоте от 10 до 20 м к = 1,35; до 40 м к = 1,8 и до

100 м к = 2,2.

Давление ветра на заветренную грань башенных вышек ослаб­ ляется за счет наветренной грани. Поэтому ветровая нагрузка на

28