ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 4
о
Рис. И . Буровые вышки башенного типа.
ВМ-41-М; б — ВМВБ-41-200; в — ВМД-200; г — 13200-41; Э — В1-300-53; е — ВБ-53-300;
j
ж — ВБА-53-320; з — ЗВБ-58-300
**
*Sfr 3fr
уголка Размеры прутка Диаметр |
.трубы Размер |
.. |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
н- |
|
|
|
|
|
Я |
» |
|
|
|
|
|
|
В) |
|
ЬЭ *3 |
|||||
|
» |
я |
|
а |
|
|
|
|
а ^ |
|
|
|||||
|
Е ч о s |
|
|
|
|
|
s £й я ш - |
|
|
|
||||||
|
|
о ы |
аз |
|
о |
|
|
|
|
|
|
1ЙШЙ'<*s2 |
||||
|
В |
|
наа |
ач |
|
а |
|
|
|
|
- 8я!*»0 а3 с- 1 |
|
||||
|
|
|
|
|
н j=l ► |
|
|
|
5 а а |
мой |
||||||
|
а2 ню |
|
о |
|
|
|
|
|
w - tt |
|||||||
|
ьа* 2 |
о |
|
|
g sgssgs |
SgS1S » д |
н 2 |
|||||||||
|
МН» |
я |
|
а |
|
5 ® я ф л д - |
|
в |
|
8? |
а а |
|||||
|
|
|
S® 3 |
|
|
|
- |
о |
||||||||
|
|
в о |
оэ |
|
|
|
а |
О о с |
|
|
|
|
|
|||
|
» • и г |
|
|
|
2в o’ g6§ ° 3 |
|
й о |
|
Л S д |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
g o g c |
|
|
|
|
|
й •• S |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
о я 2 ( |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и S 5 <8.S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Й»оі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a l s ! 3 |
|
|
|
|
|
|
ег |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* ® tr » |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
SSд *->om |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
О X м в |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
® Й в |
|
|
|
|
|
|
•Ö |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а л«» |
|
|
|
|
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S f tJ |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
І Г |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
ог |
я |
а |
|
|
|
|
|
3 • |
|
|
|
||||
|
|
|
|
- |
§• |
|
|
|
|
|
||||||
|
*§ * |
а |
|
|
|
|
2 * . |
|
|
а * |
|
|
|
|||
|
о |
|
|
|
|
2 - |
|
|
|
|
|
|||||
|
я • |
я . |
|
|
|
- |
в . |
|
|
о • |
|
|
|
|||
|
в . |
§ |
* |
|
|
|
|
н . |
|
|
и • |
|
|
|
||
|
ю . |
<9 |
|
|
|
|
|
|
|
о . |
|
|
|
|||
|
в* |
|
|
|
|
|
|
*0 |
|
|
|
|
||||
|
I |
' |
£э |
|
|
|
|
|
|
|
|
ч • |
|
|
|
|
|
О |
• |
|
|
|
|
|
|
|
я . |
|
|
|
|||
|
1 • |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
я |
|
|
© |
|
© |
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
со |
и |
>е- |
|
ьэ |
|
оо |
ОО |
|
ьэ |
|
|
оо ьэ |
tC-- Л» |
ьэ |
||
Г |
я |
© |
|
ьэ |
|
X X |
|
оо со “ ьэ 1 ьэ |
|
|
X X |
|Р-И |
© |
|||
л- |
1 |
|
|
sfr |
|
© |
оо |
о |
о |
|
|
© ьэ |
© о |
|
||
|
|
|
|
3fr |
|
sfr |
3fr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
о |
X о |
|
|
ьэ |
|
|
00 ьэ |
tf> і£- |
ьэ |
|
|
и |
|
|
|
|
* * £ * |
|
|
|
|
|
|
||||
|
я |
|
|
|
|
|
СО |
1 ьэ |
|
|
X X |
міе- |
ел |
|||
|
|
|
|
|
о о |
* со |
ел |
|
|
© ьэ |
© |
|||||
|
|
|
|
|
|
о *о |
|
|
|
|
|
|
© |
|
||
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
СП |
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© |
© |
о Х о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
© |
К |
ьэ |
|
СП |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
©ххх-х |
|
|
|
|
|
ОС tO |
|
|
|
||||||
со |
|
|
|
X |
X |
|
|
|
5- |
I tO |
|
|
|
|
||
© |
Я |
ьэ |
|
о |
о |
О© |
3fr СЛ |
|
XX |
|
|
|
||||
Л |
© |
|
по |
1 - |
|
|
оо to |
|
|
|
||||||
|
|
|
X |
X |
© |
*© |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
СП |
© |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
а |
|
|
© |
|
© |
03 |
_ мы |
to |
|
|
© to |
.ipсо |
to |
||
|
|
ЬЭ |
|
оо |
00 |
|
|
|||||||||
ЬЭ |
и |
|
|
|
X |
X |
°C©£jbO I ьэ |
|
|
X X |
с о © |
© |
||||
00 |
Я |
|
|
ЬЭ |
|
03 |
© |
to |
|
|
00 со |
оо оо |
||||
|
|
|
|
* |
|
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
—I |
© |
|
|
|
|
Sfr |
|
|
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЛОЗ©° |
|
|
ел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
© о © ° |
to |
сэ |
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
>c- |
и |
ьэ |
|
X х х х |
X X © |
мы ЬЭ со |
|
|
© ь э |
СП © © |
||||||
ьэ |
© |
|
СЛСЭ© |
ьэ © X |
© ьэ ел |
|
|
|
- J © |
© |
||||||
00 |
I |
|
о© © |
|
СП © о |
|
|
К*. ЬО |
© о |
|
||||||
|
.с- |
ьэ |
|
|
© |
|
|
© |
|
|
|
|
X X |
|
||
|
|
со |
|
XX X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ел |
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
слсл оо © |
© |
© |
©st- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© |
© te |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ьэ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
с э ^ м . |
© |
»(> |
|
|
|
|
|
ел сп |
|
|||
со |
ьэ |
|
СЛ |
^ to © |
|
|
© ьэ |
© |
||||||||
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•ч © |
|||||
*р* |
© |
© |
|
° о £ |
X |
X |
|
© © © м» |
|
|
|
X X |
© |
|||
Ьо |
1 |
© |
|
£ > < х |
© |
© |
|
о ° ° |
|
|
►— ьэ |
ьэ ьэ |
© |
|||
|
© |
|
|
3fr0 |
cn |
Sfr |
|
° © |
ел |
|
|
о |
© © |
|
||
|
© |
|
|
sfr |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Я |
|
|
м * * > * |
to |
|
|
|
|
|
|
1- м |
ел © |
© |
||
|
|
|
|
|
|
МЫ |
СО |
|
|
|||||||
ел |
и |
ьэ |
|
® * -сл |
© |
|
|
|
|
© о |
-о © |
|||||
|
|
|
|
1 ^ |
|
|
||||||||||
ьо |
© |
сп |
|
© © |
X |
|
|
|
|
|
X X |
аз © |
to |
|||
© |
w |
© |
|
J x |
x |
аз |
|
|
' © |
о |
|
|
мы ЬЭ |
© |
||
|
|
|
|
|
|
спел |
|
|||||||||
|
ел |
|
|
sfr © |
© |
3fr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аf*©
•©о |
а § |
X © |
хХ |
2-Е |
|||
Яса.sаз |
ЯХ |
|
|
|
и |
°© |
|
ВМ-41М
БМВБ-41-200
В-200-41
ВМД-200
им тм д
В1-300-53 2ВБ-53-300
ВБА-53-320
ЗВБ-58-300
Н
сэ о\
и
я
М
00
Вышки высотой 41 м оборудуются одним балконом, а высотой 53 м — двумя балконами на внешних гранях вышки, которые служат укрытием для верхового рабочего во время спуско-подъемных операций. На балконе устанавливается люлька верхового и пальцы для бурильных свечей. Внизу до высоты 6—8 м вышки обшиваются досками, щитами или покрываются прорезиненной тканью.
Техническая характеристика вышек башенного типа приведена
втабл. 8.
Вотличие от остальных вышка ЗВБ-58-300 имеет пилонную
конструкцию. Каждый пилон состоит из И секций, выполненных из труб диаметром 920 мм. К каждой секции с обеих сторон при варены литые стальные фланцы для соединения секций болтами. В верхней части пилоны шарнирно соединяются с подкронблочной рамой. Для жесткости пилоны в верхней части по диагоналям соеди нены винтовыми стяжками, а в нижней и средней частях — гори зонтальными винтовыми тягами. Нижняя секция пилона конусная с проушиной, которой каждый пилон крепится со специальной стойкой, установленной на фундаменте.
Полезная высота вышки 58 м, она рассчитана на работу со свечами длиной 36 м и комплексом механизмов АСП-5. Такими вышками комплектуются буровые установки БУ-300Э и БУ-300ДЭ.
Мачтовые вышки (рис. 12) выполняются отдельными секциями, сваренными из труб или профильного проката. Каждая нога вышки в зависимости от высоты последней состоит из четырех или пяти секций, соединяемых между собой хомутами или при помощи флан цев.
Нижние секции имеют проушины, которыми вышка опирается на основание. Верхние секции соединяются с подкронблочной рамой, являющейся связующим звеном ног в верхней части.
Кроме этого, ноги в верхней части крепятся двумя поясами
идвумя парами накрест расположенных вынтовых стяжек.
Ввертикальном положении вышки удерживаются двумя подко сами, соединенными с башмаками, установленными на основании. Для центрирования вышки башмаки могут перемещаться по напра вляющим.
Секция вышки имеет треугольное или прямоугольное сечение. На соответствующей высоте от опор к вышкам крепится площадка с двумя люльками для верхового рабочего и для расстановки буриль ных свечей или площадка для механизма расстановки свечей АСП. По грани одной ноги размещаются маршевые лестницы, а выше площадки до кронблока — лестницы-стремянки.
Техническая характеристика мачтовых вышек приведена в табл. 9. Вышка ВМ40-185Бр входит в комплект установки БУ-80Бр, вышкой ВА-41-25 комплектуются установки Уралмаш-125БД и Уралмаш-125БЭ. Вместо площадки для верхового рабочего на выш ках ВА-41-125 и ВАС-53А монтируется балкон для механизма рас становки свечей АСП. Вышка ВАС-42П изготавливается из профиль
ного проката, а остальные вышки — из труб.
24
sun
Рис. 12. Мачтовая вышка ВА-41-125.
|
|
А |
|
|
Ю |
|
U |
irt |
|
оо |
|
Параметры |
А |
|
*л |
-ов1 |
|
|
t— |
|
|
>> |
3 |
|
И |
ffl |
ВАС-42 |
ВА-4 1-125 |
1 |
|
К
(М
С
<
м
Т а б л и ц а 9
-ВАС А53
Грузоподъемность на крю
ке, т ................................... |
|
100 |
140 |
250 |
160 |
250 |
250 |
|||||
Высота от опорных шар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ниров до верхней плоскости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53,35 |
|
подкронблочных балок, м |
4 0 ,3 5 |
4 0 ,5 |
4 2,83 |
4 2,97 |
4 3 ,0 |
|||||||
Расстояние между |
опор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,8 |
ными шарнирами, м |
. . . |
6,2 |
7,2 |
9 ,2 |
9,2 |
9 ,2 |
||||||
Расстояние между |
опор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными шарнирами подкрон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,8 X 2 ,5 |
|
блочной рамы, м . |
. . . |
1,5 |
X |
1,5 |
X |
1,8 |
X |
1,8 |
X |
1,8 |
X |
|
Высота козел, м |
. . . |
X |
1,5 |
X |
2,5 |
X |
2,5 |
X |
2,5 |
X |
2,0 |
3,4 |
2,0 |
3 ,0 |
3,4 |
4 ,0 |
4,0 |
||||||||
Грузоподъемность козел, т |
1,2 |
Ц 5 |
5 |
4 ,0 |
4 ,0 |
5,0 |
||||||
Расстояние между |
опор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными шарнирами ног и под |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
косами, м ........................... |
|
6,5 |
6,72 |
6,0 |
5,7 |
6,0 |
7,1 |
|||||
Расстояние от пола буро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вой до площадки верхового, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м ........................................... |
|
22,83 |
22,5 |
22,8 |
20,7 |
22,5 |
35 |
|||||
Количество секций в ноге |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вышки, шт............................. |
. . . |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
|||||
Сечение ноги, м . |
1.5 X |
1.5 |
X |
1,8 X |
1,8 |
X |
1,3 |
X |
1,8 X 1,8 X |
|||
Высота секций, м |
. . . |
|
X 1 .5 * |
|
|
X 1 , 8 * |
|
X 2 * * |
X 1 ,8 * |
|||
10 |
10 |
10,5 |
10,5 |
14,3 |
10,5 |
|||||||
Общий вес, т ................ |
|
16,96 |
19,31 |
24,3 |
28,8 |
21,3 |
37,7 |
*Треугольник.
**Прямоугольник.
Мачтовые вышки по сравнению с башенными имеют следующие преимущества. При одинаковой с башенными вышками грузоподъем ности металлоемкость мачтовых вышек меньше и значительно сокра щено количество разъемных деталей. Например, вышка ВАС-42 состоит из 37 разъемных деталей, а вышка ВМ-41М из 268. Это упро щает и ускоряет сборку и разборку вышек. Открытое пространство между вышками позволяет удобнее вести буровые и вспомогательные работы.
Расчет нагрузок на вышки. На вышку действуют вертикальные и горизонтальные нагрузки. Согласно руководящему техническому материалу Министерства химического и нефтяного машиностроения
СССР (РТМ 26-02-6—68), нагрузки на вышку определяются по рабочему состоянию. Рабочим состоянием вышки принимается случай, когда спускают обсадную колонну максимального веса при установленных за палец бурильных трубах (свечах). Макси мальный вес обсадной колонны принимается равным максимальной грузоподъемности буровой установки — максимальной нагрузке на
26
крюке ((?max)> а максимальный вес бурильных труб принимается равным номинальной грузоподъемности буровой установки ((?НОм)- Если буровой установкой будет буриться скважина меньшей глубины, чем рекомендуемая глубина бурения для данной установки, то максимальный вес обсадной колонны и бурильных труб определяется в соответствии с глубиной скважины (конкретный случай).
От веса обсадной колонны на вышку действует вертикальная нагрузка. При определении вертикальной нагрузки на вышку учи тывается также вес смонтированного на ней оборудования (талевой системы, средств механизации и приспособлений).
Вертикальная нагрузка на вышку будет равна:
Q r = Qm ах “t' С?п. п ~Г С?в. н ~
где QB п — вертикальная составляющая усилия в подвижной ветви талевой системы; QB н — вертикальная составляющая усилия в не подвижной ветви талевой системы; Go6 — вес смонтированного на вышке оборудования.
|
О |
= 0 |
Р2П(Р~ 1} cos«- |
||
|
V n . п |
Vm ax |
|
ß2n |
іи э іЛ > |
|
|
Q в. н = |
|
cos у, |
|
где ß — величина, |
обратная |
коэффициенту полезного действия |
|||
одного канатного |
блока |
(шкива) |
талевой системы, равная 1,04; |
||
п — число канатных шкивов талевого |
блока; а , у — углы наклона |
к вертикали соответственно подвижной и неподвижной ветвей тале вой системы, которые находятся в предалех 5—6°. При таком значе нии углов в расчете можно принимать
cos а = cos у = 1.
Упрощенно сумму нагрузок от вертикальных составляющих усилий подвижной и неподвижной ветвей талевой системы можно определить по формуле
Вес смонтированного на вышке оборудования определяется по справочным данным. В рабочем состоянии на вышку действуют следующие горизонтальные нагрузки: горизонтальная составляющая от веса установленных за палец бурильных свечей, ветровые нагрузки (от скоростного напора ветра) на вышку и на установленные за палец свечи.
Вертикальные составляющие, действующие на вышку от веса установленных за палец свечей и от ветровой нагрузки на них, в рас четах не учитываются из-за незначительной их величины.
Горизонтальная составляющая (@г ІІ0М) от максимального веса установленных за палец свечей определяется из уравнения моментов
27
сил от веса труб и реакции па верхней опоре (пальце) относительно нижней опоры свечей:
< ? г . ііо м “ 0 ,5 @ ном C t g О , ,
где <?ном — вес свечей, принимаемый равным номинальной грузо подъемности буровой установки; а' — угол наклона свечей к гори зонту, который обычно находится в пределах 86—88°.
При таком значении угла горизонтальную составляющую можно принимать: Qr ном = 0,025 <?„0-м.
Ветровая нагрузка, действующая на вышку в горизонтальном направлении, возникает в результате взаимодействия потока воздуха с элементами вышки наветренной и заветренной граней.
Для башенных вышек ветровая нагрузка (Ти) на наветренную грань определяется по формуле
Тн = д і^ 'ф ,
где q — нормативный скоростной напор или удельное давление ветра на единицу вертикальной проекции площади, перпендикуляр ной направлению ветра; F — проекция площади граней вышки на вертикальную плоскость (площади решеток вместе с пустотами); площадь одной грани вышки определяется как площадь трапеции; к — коэффициент парусности или заполнения решеток, равный отношению поверхности элементов граней к ее общей площади; для закрытой (обшитой) части вышки к = 1, а для открытой к = 0,2; ß ' — коэффициент обтекания (аэродинамический коэффициент), за висящий от формы обтекаемого тела; для вышек из труб принимается
равным 1, |
а для |
уголковых вышек (плоских поверхностей) — 1,4; |
ф — динамический |
коэффициент, учитывающий колебания гибких |
|
элементов |
вышки |
от пульсации воздушного потока и зависящий |
от периода собственных колебаний вышки; при периоде собственных колебаний вышки, равном или менее 0,5 с, коэффициент не учиты вается, а при большем значении периода принимается равным 2.
Нормативный скоростной напор ветра зависит от территориаль ного района и высоты сооружения.
Согласно строительным нормам и правилам (СНиП II А-11—62), вся территория СССР по скоростному напору разделена на 7 районов. В зависимости от этого скоростной напор ветра на высоте до 10 м от поверхности земли принимается следующим:
Р ай он ы ........................ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Нормативный скорост |
27 |
35 |
45 |
55 |
70 |
85 |
100 |
ной напор, кгс/м2 . . . |
С увеличением высоты скоростной напор возрастает и при высоте свыше 10 м корректируется следующими поправочными коэффи циентами: при высоте от 10 до 20 м к = 1,35; до 40 м к = 1,8 и до
100 м к = 2,2.
Давление ветра на заветренную грань башенных вышек ослаб ляется за счет наветренной грани. Поэтому ветровая нагрузка на
28