Файл: Дайрбеков Ж.О. Проблемы эффективной и рациональной разработки рудных месторождений Казахстана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■в модернизации подземного транспорта и вспомогатель­ ных служб, изменении структуры управления произ­ водством, уменьшении числа и увеличении масштабов горных участков вследствие сокращения количества оборудования и механизмов, численности обслуживаю­ щего персонала и горного надзора.

Решение этих вопросов не может быть общим для всех рудников, что обусловлено резким различием гор­ нотехнических условий разработки месторождений и технологических схем работы отдельных горных пред­ приятий. Для каждого из них они должны решаться индивидуально.

Рассматривая вопрос о расширении области приме­ нения самоходного оборудования на рудниках страны, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Са­ моходное оборудование может быть эффективно ис­ пользовано только в тех случаях, когда его особенно­ сти и технические характеристики соответствуют ме­ тодам ведения горных работ. Эта задача более или ме­ нее просто решается при разработке пологопадающих месторождений. При добыче руд из крутопадающих и наклонных месторождений возникают трудности, вы­ званные ухудшением статической и динамической ус­ тойчивости машин при движении по лежачему боку месторождения в связи с увеличением угла падения рудного тела.

Серьезные трудности возникают и там, где мощ­ ность рудных тел ограничивает фронт работы самоход­ ного оборудования. Их преодоление возможно при на­ личии единой сети подготовительных и нарезных вы­ работок, соединяющих все очистные забои блока и по­ зволяющих самоходным машинам по мере необходи­ мости перемещаться своим ходом из одного забоя в другой. Желательно, чтобы машины от ствола шахты до места работы (в забое на подэтажах) проходили без разборки на собственном ходу, как это делается, на­ пример, на шведском руднике «Кируна».

Специальные расчеты показывают, что транспорт­ ные машины на резиновом ходу могут двигаться по простиранию рудного тела при углах падения залежи до 12° и при движении по падению до 20°. Чтобы само­ ходное оборудование могло передвигаться по лежаче­ му боку при углах падения залежи более 12°, необхо­ димо располагать камеры по падению. При углах па­ дения больше 20° движение самоходного оборудования

178


невозможно. В этих условиях нужно менять систему

разработки.

Определенный интерес представляет опыт рудника «Айрэн Монтейн» (США) [137], разрабатывающего крутопадающее месторождение мощностью около 18 м. На этом руднике применяют систему разработки, по­ хожую на камерно-столбовую, но как бы повернутую в вертикальной плоскости на 90°. Рудное тело по паде­ нию разбивается на подэтажи высотой по 12 м, кото­ рые, в свою очередь, делятся на камеры высотой 8 м и потолочные целики толщиной 4 м. Производитель­ ность труда одного подземного рабочего на руднике составляет 45 т/смену. Данный опыт, видимо, следует учитывать при внедрении самоходного оборудования на отечественных рудниках, разрабатывающих круто­ падающие месторождения.

Актуальность проблемы расширения масштабов внедрения самоходного оборудования в ближайшей перспективе вызывается необходимостью значительно­ го абсолютного роста добычи руд подземным способом (на 40—50%).

Однако опыт применения самоходного и другого высокопроизводительного оборудования при системах разработки, отличающихся от камерно-столбовой, на предприятиях черной и цветной металлургии практиче­ ски отсутствует, и этому вопросу пока не уделяется до­ статочного внимания.

Учитывая данное обстоятельство, «Гипроцветмет» выполнил работы с целью выявить возможности при­ менения самоходного оборудования на большинстве рудников с другими системами разработки. На основа­ нии этих работ установлено, что почти все рудники (за небольшим исключением) могут эффективно использо­ вать самоходное и другое высокопроизводительное обо­ рудование как на очистных, так и на проходческих ра­ ботах, при некоторых конструктивных изменениях в системах разработки.

Преимущества самоходных машин позволили джез­ казганским рудникам увеличивать темпы и объем до­ бычи руды. В 1970 г. на Миргалимсайском месторож­ дении 70%, а на рудниках Джезказгана более 56,42% (рис. 3) всей подземной добычи было получено с помо­ щью самоходного оборудования.

Таким образом, проведенные опытные работы по­ казали, что без больших капитальных затрат самоход­

179

ное оборудование может быть эффективно использова­ но в первую очередь на действующих рудниках. KRO- ме того, накопленный опыт позволил в короткие сроки освоить мощности новых шахт 55 и 57 в Джезказгане. На этих шахтах вся добыча руды и проходческие работы ведутся с при­ менением самоход­

ного оборудования.

 

 

На шахтах

Джез­

 

казгана

различные

 

комплексы самоходно­

 

го

оборудования при

 

разных

вариантах

ка­

 

мерно-столбовой

 

си­

 

стемы разработки

вы­

Рис. 3. Рост удельного веса добычи

браны

применитель­

но

к следующим диа­

руд самоходным оборудованием на

шахтах Джезказгана.

пазонам

мощности

 

рудных тел: от 1,5 до

3,5 лг; от 3,5 до 6,0 м; от 6,0 до 12 м; от 12 ж и

выше

{табл. 31).

Преимущества новой самоходной техники по срав­ нению со старой показаны в таблице 32.

Дальнейшее повышение производительности само­ ходного оборудования и его внедрение в более широ­ коммасштабе являются главнейшим фактором обес­ печения роста производительности труда на подземных горных работах.

Помимо роста производительности труда примене­ ние самоходного оборудования значительно улучшает условия труда рабочих. Бурение шпуров ручными пер­ фораторами, являющееся одним из наиболее трудоем­ ких операций, осуществляется буровыми каретками, где процесс бурения полностью механизирован. На смену скреперным лебедкам, где неизбежно примене­ ние ручного труда (разбивка крупных кусков руды, подкидка руды на скреперную дорожку и т. д.), пришел экскаватор и безрельсовый транспорт.

Применение самоходного оборудования оздоровляет и облегчает труд горнорабочих, совершенно исключает возможность возникновения такого профзаболевания, как виброболезнь.

.180


Таблица 31

' Применяемые комплексы самоходного оборудования при разработке Джезказганского месторождения панельно­

столбовой системой (новая технология)

 

 

Мощность рудного тела, ж

Процессы

1,5-8,5

3,5-6,0

6,0-12,0

свыше 12 м с

верхней под­

 

 

 

 

сечкой .

Бурение

Буровая каретка

Буровая каретка СБУ—2 и

шпуров

СБ17 -2

башенная буровая каретка

: 1

 

 

 

 

Погруз-

Скрепер-

Погрузоч-

Экскаватор

Экскаватор

ка

ный по­

нал машина ЭП-1

ЭП-1, скрепер­

 

грузчик

с нагребаю­

 

ный погруз­

 

ГСС-1

щими лопа­

 

чик ГСС-1

 

 

тами

 

 

Доставка

Самоходные вагоны емкостью 10—12 Г

РУДЫ

 

 

 

 

Крепле-

Буровая

Буровая

Перфоратор

Буровая ка-

ние кров­ каретка

каретка

ПТ-45, само­

ретка СБУ-2

ли

СБУ-2

СБУ-2, са­

ходный полок

 

 

 

моходный

 

 

 

 

полок

 

 

Ведомо-

Бульдозеры, каретки для осмотра кровли,

гатель-

 

каретки для заряжания шпуров

ные опе­

 

 

 

 

рации

 

 

 

 

Тем не менее анализ показателей использования подземного самоходного оборудования показывает, что фактическая производительность, за исключением автосамоевалов, все еще значительно ниже проектной и на 20—40% ниже расчетной комбината, особенно по погрузочным машинам типа ПНБ (табл. 33).

Внутрисменные простои самоходного оборудования по организационно-техническим причинам в 1972 г. по отдельным машинам составили до 20%, основными из которых являются: ожидание наладки и ремонт оборудования, отсутствие запасных частей, перегон

181


Таблица 32

Производительность труда при применении старой и новой техники на подземных горных работах Джезказганского комбината (м31чел-смену)

 

1966 г.

1970 г.

1972 г.

1972 г. в 96

 

к 1966 г.

 

 

 

 

 

Обычная (старая) технология

 

Забойного ра­

10,25

10,09

115,2

бочего

8,76

Подземного ра­

4,62

4,62

116,7

бочего

3,96

Рабочего по

3,35

4,00

4,03

120,3

руднику

 

Новая технология

 

 

Забойного рабо­

14,22

14,60

140,6

чего

10,38

Подземного

ра­

7,25

7,26

186,0

бочего

3,90

Рабочего по

3,19

6,38

6,38

200,0

руднику

машин, перебои в снабжении электроэнергией, сжатым воздухом и смазочными материалами, необеспечен­ ность погрузочных машин и экскаваторов отбитой ру­ дой.

Низкое качество ремонта и несоблюдение графика планово-предупредительного ремонта самоходного обо­ рудования вызваны в основном неудовлетворитель­ ным обеспечением комбината сменными узлами и за­ пасными частями, поставляемыми в централизован­ ном порядке.

Одна из важнейших проблем в совершенствовании технологии добычи руды — это изыскание и внедрение новых систем разработки Джезказганского месторож­ дения, которые учитывали бы требования производст­ ва: обеспечение максимальной безопасности при веде­ нии горных работ, сокращение потерь полезных иско­ паемых, достижение наилучших технико-экономиче­ ских показателей.

Ряд ученых предлагает специализировать произ­ водственные процессы очистной добычи, объединить в отдельные звенья забойные машины, идентичные по роду выполняемых работ (буровые каретки, погрузоч­ ные машины, транспорт и вспомогательное оборудова-

182


Таблица 33

Сравнительная производительность самоходного оборудования на шахтах Джезказгана

 

Наименование оборудования

Показатели

экскава-

погруз, ма­ буровые ка­

автосамос­

 

тор ЭП=1

шина типа ретки типа

валы всех

 

 

ПНБ

СБУ

типов

По проекту «Гипроцветмета»

 

Производитель­

 

 

 

 

ность рабочей ма­

700

700

350

 

шины в смену, г

 

Коэффициент

 

 

 

 

использования

0,7

0,7

0,7

 

оборудования

 

Производитель­

 

 

 

 

ность списочной

 

 

 

 

машины в сме­

490

490

245

 

ну, г

 

Расчетные показатели «ДжезказганНИПИцветмета»

S Производитель­ ность рабочей ма­ шины в смену, х

Коэффициент

использования

оборудования

Производитель­ ность списочной машины в сме­ ну, X

470

460

230

315

0,7

0,7

0,7

0,7

330

320

160

220

Фактические показатели за 1972 г.

 

Производитель­

 

 

 

 

ность рабочей ма­

343

287

238

267

шины в смену, X

Коэффициент

 

 

 

 

использования

0,7

0,51

0,52

0 , 6 6

оборудования

Производитель­

 

 

 

 

ность списочной

 

 

 

 

машины в сме­

240

146

124

176

ну, X

 

 

 

 

Фактическая производительность списочной

машины в

а) к проекту

 

смену, %

 

 

49,0

30,0

50,6

 

«Гипроцветмета»

 

б) к расчетной

 

 

 

 

«ДжеказганНИ-

72,7

45,6

77,5

 

ПИцветмета»

 

183