Файл: Дайрбеков Ж.О. Проблемы эффективной и рациональной разработки рудных месторождений Казахстана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
■в модернизации подземного транспорта и вспомогатель ных служб, изменении структуры управления произ водством, уменьшении числа и увеличении масштабов горных участков вследствие сокращения количества оборудования и механизмов, численности обслуживаю щего персонала и горного надзора.
Решение этих вопросов не может быть общим для всех рудников, что обусловлено резким различием гор нотехнических условий разработки месторождений и технологических схем работы отдельных горных пред приятий. Для каждого из них они должны решаться индивидуально.
Рассматривая вопрос о расширении области приме нения самоходного оборудования на рудниках страны, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Са моходное оборудование может быть эффективно ис пользовано только в тех случаях, когда его особенно сти и технические характеристики соответствуют ме тодам ведения горных работ. Эта задача более или ме нее просто решается при разработке пологопадающих месторождений. При добыче руд из крутопадающих и наклонных месторождений возникают трудности, вы званные ухудшением статической и динамической ус тойчивости машин при движении по лежачему боку месторождения в связи с увеличением угла падения рудного тела.
Серьезные трудности возникают и там, где мощ ность рудных тел ограничивает фронт работы самоход ного оборудования. Их преодоление возможно при на личии единой сети подготовительных и нарезных вы работок, соединяющих все очистные забои блока и по зволяющих самоходным машинам по мере необходи мости перемещаться своим ходом из одного забоя в другой. Желательно, чтобы машины от ствола шахты до места работы (в забое на подэтажах) проходили без разборки на собственном ходу, как это делается, на пример, на шведском руднике «Кируна».
Специальные расчеты показывают, что транспорт ные машины на резиновом ходу могут двигаться по простиранию рудного тела при углах падения залежи до 12° и при движении по падению до 20°. Чтобы само ходное оборудование могло передвигаться по лежаче му боку при углах падения залежи более 12°, необхо димо располагать камеры по падению. При углах па дения больше 20° движение самоходного оборудования
178
невозможно. В этих условиях нужно менять систему
разработки.
Определенный интерес представляет опыт рудника «Айрэн Монтейн» (США) [137], разрабатывающего крутопадающее месторождение мощностью около 18 м. На этом руднике применяют систему разработки, по хожую на камерно-столбовую, но как бы повернутую в вертикальной плоскости на 90°. Рудное тело по паде нию разбивается на подэтажи высотой по 12 м, кото рые, в свою очередь, делятся на камеры высотой 8 м и потолочные целики толщиной 4 м. Производитель ность труда одного подземного рабочего на руднике составляет 45 т/смену. Данный опыт, видимо, следует учитывать при внедрении самоходного оборудования на отечественных рудниках, разрабатывающих круто падающие месторождения.
Актуальность проблемы расширения масштабов внедрения самоходного оборудования в ближайшей перспективе вызывается необходимостью значительно го абсолютного роста добычи руд подземным способом (на 40—50%).
Однако опыт применения самоходного и другого высокопроизводительного оборудования при системах разработки, отличающихся от камерно-столбовой, на предприятиях черной и цветной металлургии практиче ски отсутствует, и этому вопросу пока не уделяется до статочного внимания.
Учитывая данное обстоятельство, «Гипроцветмет» выполнил работы с целью выявить возможности при менения самоходного оборудования на большинстве рудников с другими системами разработки. На основа нии этих работ установлено, что почти все рудники (за небольшим исключением) могут эффективно использо вать самоходное и другое высокопроизводительное обо рудование как на очистных, так и на проходческих ра ботах, при некоторых конструктивных изменениях в системах разработки.
Преимущества самоходных машин позволили джез казганским рудникам увеличивать темпы и объем до бычи руды. В 1970 г. на Миргалимсайском месторож дении 70%, а на рудниках Джезказгана более 56,42% (рис. 3) всей подземной добычи было получено с помо щью самоходного оборудования.
Таким образом, проведенные опытные работы по казали, что без больших капитальных затрат самоход
179
ное оборудование может быть эффективно использова но в первую очередь на действующих рудниках. KRO- ме того, накопленный опыт позволил в короткие сроки освоить мощности новых шахт 55 и 57 в Джезказгане. На этих шахтах вся добыча руды и проходческие работы ведутся с при менением самоход
ного оборудования.
|
|
На шахтах |
Джез |
|||
|
казгана |
различные |
||||
|
комплексы самоходно |
|||||
|
го |
оборудования при |
||||
|
разных |
вариантах |
ка |
|||
|
мерно-столбовой |
|
си |
|||
|
стемы разработки |
вы |
||||
Рис. 3. Рост удельного веса добычи |
браны |
применитель |
||||
но |
к следующим диа |
|||||
руд самоходным оборудованием на |
||||||
шахтах Джезказгана. |
пазонам |
мощности |
||||
|
рудных тел: от 1,5 до |
|||||
3,5 лг; от 3,5 до 6,0 м; от 6,0 до 12 м; от 12 ж и |
выше |
{табл. 31).
Преимущества новой самоходной техники по срав нению со старой показаны в таблице 32.
Дальнейшее повышение производительности само ходного оборудования и его внедрение в более широ коммасштабе являются главнейшим фактором обес печения роста производительности труда на подземных горных работах.
Помимо роста производительности труда примене ние самоходного оборудования значительно улучшает условия труда рабочих. Бурение шпуров ручными пер фораторами, являющееся одним из наиболее трудоем ких операций, осуществляется буровыми каретками, где процесс бурения полностью механизирован. На смену скреперным лебедкам, где неизбежно примене ние ручного труда (разбивка крупных кусков руды, подкидка руды на скреперную дорожку и т. д.), пришел экскаватор и безрельсовый транспорт.
Применение самоходного оборудования оздоровляет и облегчает труд горнорабочих, совершенно исключает возможность возникновения такого профзаболевания, как виброболезнь.
.180
Таблица 31
' Применяемые комплексы самоходного оборудования при разработке Джезказганского месторождения панельно
столбовой системой (новая технология)
|
|
Мощность рудного тела, ж |
||
Процессы |
1,5-8,5 |
3,5-6,0 |
6,0-12,0 |
свыше 12 м с |
верхней под |
||||
|
|
|
|
сечкой . |
Бурение |
Буровая каретка |
Буровая каретка СБУ—2 и |
||
шпуров |
СБ17 -2 |
башенная буровая каретка |
||
: 1 |
|
|
|
|
Погруз- |
Скрепер- |
Погрузоч- |
Экскаватор |
Экскаватор |
ка |
ный по |
нал машина ЭП-1 |
ЭП-1, скрепер |
|
|
грузчик |
с нагребаю |
|
ный погруз |
|
ГСС-1 |
щими лопа |
|
чик ГСС-1 |
|
|
тами |
|
|
Доставка |
Самоходные вагоны емкостью 10—12 Г |
|||
РУДЫ |
|
|
|
|
Крепле- |
Буровая |
Буровая |
Перфоратор |
Буровая ка- |
ние кров каретка |
каретка |
ПТ-45, само |
ретка СБУ-2 |
|
ли |
СБУ-2 |
СБУ-2, са |
ходный полок |
|
|
|
моходный |
|
|
|
|
полок |
|
|
Ведомо- |
Бульдозеры, каретки для осмотра кровли, |
|||
гатель- |
|
каретки для заряжания шпуров |
||
ные опе |
|
|
|
|
рации |
|
|
|
|
Тем не менее анализ показателей использования подземного самоходного оборудования показывает, что фактическая производительность, за исключением автосамоевалов, все еще значительно ниже проектной и на 20—40% ниже расчетной комбината, особенно по погрузочным машинам типа ПНБ (табл. 33).
Внутрисменные простои самоходного оборудования по организационно-техническим причинам в 1972 г. по отдельным машинам составили до 20%, основными из которых являются: ожидание наладки и ремонт оборудования, отсутствие запасных частей, перегон
181
Таблица 32
Производительность труда при применении старой и новой техники на подземных горных работах Джезказганского комбината (м31чел-смену)
|
1966 г. |
1970 г. |
1972 г. |
1972 г. в 96 |
|
к 1966 г. |
|||
|
|
|
|
|
|
Обычная (старая) технология |
|
||
Забойного ра |
10,25 |
10,09 |
115,2 |
|
бочего |
8,76 |
|||
Подземного ра |
4,62 |
4,62 |
116,7 |
|
бочего |
3,96 |
|||
Рабочего по |
3,35 |
4,00 |
4,03 |
120,3 |
руднику |
||||
|
Новая технология |
|
|
|
Забойного рабо |
14,22 |
14,60 |
140,6 |
|
чего |
10,38 |
|||
Подземного |
ра |
7,25 |
7,26 |
186,0 |
бочего |
3,90 |
|||
Рабочего по |
3,19 |
6,38 |
6,38 |
200,0 |
руднику |
машин, перебои в снабжении электроэнергией, сжатым воздухом и смазочными материалами, необеспечен ность погрузочных машин и экскаваторов отбитой ру дой.
Низкое качество ремонта и несоблюдение графика планово-предупредительного ремонта самоходного обо рудования вызваны в основном неудовлетворитель ным обеспечением комбината сменными узлами и за пасными частями, поставляемыми в централизован ном порядке.
Одна из важнейших проблем в совершенствовании технологии добычи руды — это изыскание и внедрение новых систем разработки Джезказганского месторож дения, которые учитывали бы требования производст ва: обеспечение максимальной безопасности при веде нии горных работ, сокращение потерь полезных иско паемых, достижение наилучших технико-экономиче ских показателей.
Ряд ученых предлагает специализировать произ водственные процессы очистной добычи, объединить в отдельные звенья забойные машины, идентичные по роду выполняемых работ (буровые каретки, погрузоч ные машины, транспорт и вспомогательное оборудова-
182
Таблица 33
Сравнительная производительность самоходного оборудования на шахтах Джезказгана
|
Наименование оборудования |
|||
Показатели |
экскава- |
погруз, ма буровые ка |
автосамос |
|
|
тор ЭП=1 |
шина типа ретки типа |
валы всех |
|
|
|
ПНБ |
СБУ |
типов |
По проекту «Гипроцветмета» |
|
|||
Производитель |
|
|
|
|
ность рабочей ма |
700 |
700 |
350 |
|
шины в смену, г |
|
|||
Коэффициент |
|
|
|
|
использования |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
|
оборудования |
|
|||
Производитель |
|
|
|
|
ность списочной |
|
|
|
|
машины в сме |
490 |
490 |
245 |
|
ну, г |
|
Расчетные показатели «ДжезказганНИПИцветмета»
S Производитель ность рабочей ма шины в смену, х
Коэффициент
использования
оборудования
Производитель ность списочной машины в сме ну, X
470 |
460 |
230 |
315 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
330 |
320 |
160 |
220 |
Фактические показатели за 1972 г. |
|
||||
Производитель |
|
|
|
|
|
ность рабочей ма |
343 |
287 |
238 |
267 |
|
шины в смену, X |
|||||
Коэффициент |
|
|
|
|
|
использования |
0,7 |
0,51 |
0,52 |
0 , 6 6 |
|
оборудования |
|||||
Производитель |
|
|
|
|
|
ность списочной |
|
|
|
|
|
машины в сме |
240 |
146 |
124 |
176 |
|
ну, X |
|||||
|
|
|
|
||
Фактическая производительность списочной |
машины в |
||||
а) к проекту |
|
смену, % |
|
|
|
49,0 |
30,0 |
50,6 |
|
||
«Гипроцветмета» |
|
||||
б) к расчетной |
|
|
|
|
|
«ДжеказганНИ- |
72,7 |
45,6 |
77,5 |
|
|
ПИцветмета» |
|
183