Файл: Общая характеристика охраны труда молодежи в рф 5 1 Правовой статус несовершеннолетнего 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Правовые гарантии, предоставляемые молодежи, и их роль в
регулировании отношений в сфере труда
2.1. Правовое регулирование охраны труда молодежи
Глава 42 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает целый комплекс норм, обеспечивающих особую охрану труда молодежи определенной возрастной группы с учетом психофизиологических особенностей незрелого подросткового организма и необходимости продолжения образования для многих несовершеннолетних работников.
Одним из непременных условий привлечения несовершеннолетних к общественно полезному труду является предоставление такой работы, которая не оказывала бы негативного влияния на их здоровье, нравственное и психическое развитие.
В связи с этим часть 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает использование труда подростков на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, которые могут нанести вред их здоровью и нравственному развитию (в азартных играх, ночных кабаре и клубах, при производстве, транспортировке и торговле алкогольными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами). В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, в этой статье не перечисляется тяжелая работа, а ограничивается словами "те, которые могут причинить вред здоровью".
Определены критерии допустимости работы лиц в возрасте до 18 лет, а также критерии распределения профессий и видов работ, предназначенных для преимущественного использования труда подростков в свободное от работы время
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 4 апреля 1997 г. "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" [16].
Конкретный перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, во время которых запрещается использование труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163. В нем содержатся названия более 2000 видов работ и профессий, которые не могут быть включены в трудовую функцию подростка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2001 г. № 473 "О внесении дополнений в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается использование труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 163 от 25 февраля 2000 года", в указанный Перечень внесено уточнение: к работе с токсичными химическими веществами,
относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, достигшие возраста 20 лет, соответствующие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний к работе.
Запрет на привлечение лиц в возрасте до 18 лет к вредной и опасной работе не является абсолютным. Законодатель в примечании к Перечню оговаривает несколько исключений, которые позволяют подросткам работать в следующих случаях: а) практическое обучение (производственное обучение); б) обучение в образовательных учреждениях подростков, достигших 16-летнего возраста; в) профессиональное обучение учащихся не моложе 17 лет на рабочем месте по рабочим местам и профессиям, включенным в Перечень, при условии, что к моменту их окончания им исполнится 18 лет. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего специального образования, получившие профессиональное образование по профессиям, включенным в Перечень, но не достигшие 18-летнего возраста, им может быть разрешено работать по этим профессиям на сертифицированных рабочих местах при условии строгого соблюдения применимых санитарных норм и правил охраны труда на этих рабочих местах. Таким образом, российское трудовое законодательство фактически допускает возможность достаточно раннего, начиная с 16-летнего возраста, контакта подростков с вредными условиями труда. Очень характерно, что это происходит в условиях, когда результаты комплексной оценки состояния здоровья российской молодежи свидетельствуют о резком снижении числа здоровых подростков за последние 10 лет.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность работодателя принимать решение о приеме на работу лиц моложе 18 лет на рабочие места, включенные в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, с положительным заключением государственной экспертизы и Государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора субъекта Российской Федерации.
Представляется, что это позиция преждевременно, закреплены во внутреннем трудового законодательства, так как нынешнее состояние условий труда на предприятиях во многих отраслях экономики, особенно для предприятий с устаревшим оборудованием, которое не реально
соответствует санитарно-гигиеническим нормам; торговли и частной собственности не создается благоприятных условий для 80% работников, и поэтому в данной ситуации слишком велик риск негативного влияния производственной среды на здоровье подростков.
Кроме того, по-прежнему имеют место многочисленные случаи нарушения трудового законодательства на многих промышленных предприятиях и бюджетных организациях.
Проблема соблюдения трудовых прав подростков, чей труд до сих пор используется на вредных и тяжелых производствах, стоит достаточно остро.
Наиболее распространенными видами нарушений трудовых прав подростков на большинстве предприятий региона являются нарушения режима труда и отдыха, несоблюдение порядка приема и увольнения молодежи, отсутствие надлежащего обеспечения безопасных условий труда и охраны труда. На наш взгляд, эти факты подтверждают необходимость для российского работодателя исключить любую возможность использования труда лиц моложе 18 лет на рабочих местах, включенных в перечень.8
В целях обеспечения нормального развития несовершеннолетних действующее трудовое законодательство, наряду с вышеупомянутыми особенностями регулирования их труда ( см. приложение 1), также устанавливает особый порядок организации трудовой деятельности несовершеннолетних, которая связана с переноской и перемещением тяжелых грузов. Характерной особенностью норм о переноске и перемещении подростками тяжелых грузов является то, что в них наиболее четко прослеживается принцип дифференциации трудового законодательства не только по возрасту, но и по половому признаку, поскольку эти нормы определяют разные пределы допустимого веса груза для мальчиков и девочек применительно к их разным возрастным группам.
Подъем и перемещение тяжелых грузов в пределах установленных норм допускаются, если это непосредственно связано с постоянно выполняемой профессиональной работой.
Как уже отмечалось, работодатель запрещается использовать труд несовершеннолетних работников на работах, выполнение которых может нанести вред их нравственному развитию и здоровью (часть 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации).
Возрастные ограничения распространяются не только на эти работы, но и на некоторые другие виды деятельности. Таким образом, лица в возрасте до 18 лет не могут поступать на государственную и муниципальную службу, не могут быть приняты на работу в ведомственную охрану, не могут заключать трудовой договор с религиозной организацией (статья 342 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовой кодекс Российской Федерации также запрещает привлечение несовершеннолетних к работе неполный рабочий день (статья 282); для работы, выполняемой посменно (статья 298); за работу, требующую заключения договора о полной материальной ответственности (статья 244 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, согласно статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации, лица в возрасте до восемнадцати лет не проходят испытательный срок при приеме на работу, запрещается не только привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время, сверхурочно, в выходные и праздничные дни, но и отправлять их в командировки и привлекать к работе в нерабочие праздничные дни (статья 268). Эти ограничения являются обязательными для всех работодателей (юридических и физических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также независимо от отраслей экономики, и поэтому они не могут быть сняты по соглашению сторон.
9
Тем не менее, наряду с вышеупомянутым расширением числа видов работ, к которым запрещено привлекать подростков, законодатель сделал исключение для творческих работников, оговорив, что перечни таких профессий должны устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (статья 268 Трудового кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что на сегодняшний день такой перечень не утвержден, следовательно, привлечь данную категорию работников к перечисленным видам работ пока не представляется возможным.
2.2 Особенности рабочего времени и отдыха молодежи
В системе правовых гарантий, обеспечивающих работникам в возрасте до 18 лет нормальные условия труда, важнейшая роль принадлежит институту рабочего времени и времени отдыха.
Правовой основой законодательства о рабочем времени является статья 37 Конституции, Конвенция МОТ № 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" 1935 года, Рекомендация МОТ № 116 "О сокращении рабочего времени" 1962 года.
При анализе правовой природы рабочего времени подростков отмечается, что оно характеризуется следующими особенностями:
а) мера работы подростков сокращается, и это связано не со спецификой производства и характером труда, а с биологическими и социальными факторами;
б) сокращение рабочего времени несовершеннолетних обеспечивается специальными правовыми гарантиями;
в) право подростков на сокращенное рабочее время и продолжительность последнего не зависят от отрасли производства, территориального расположения организации и аналогичных факторов.10
Действующее трудовое законодательство устанавливает сокращенный рабочий день для подростков. На основании статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников в возрасте до 16 лет рабочее время должно составлять не более 24 часов в неделю, для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. Для студентов в возрасте до 18 лет, для которых работа является дополнительным занятием и которые работают в течение учебного года в свободное время, продолжительность рабочего времени не должна превышать половины норм, перечисленных выше. В данном случае следует обратить внимание на то, что, в отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации появилась еще одна группа несовершеннолетних работников - подростки в возрасте до 14 лет.
Установление еженедельного рабочего времени для работников в возрасте до 18 лет дополняется гарантией, предусмотренной статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации, которая определяет максимальную продолжительность ежедневной работы (смены). В частности, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников от 15 до 16 лет - 5 часов, от 16 до 18 лет - 7 часов, а для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учебу с работой в течение учебного года, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 часа. Здесь необходимо напомнить о несовершеннолетних работниках, для которых частью 4 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что допустимая максимальная продолжительность ежедневной работы должна быть указана в разрешении органа опеки и попечительства. Буквальное толкование этого положения позволяет сделать вывод, что орган опеки и попечительства в каждом конкретном случае будет устанавливать продолжительность рабочего времени для таких сотрудников, но возникает вопрос, каким нормативным актом будет руководствоваться орган опеки и попечительства при принятии такого решения. В этой связи представляется, что для данной категории работников, если можно так выразиться, максимальная продолжительность рабочего времени также должна быть установлена на законодательном уровне, и следует учитывать положение пункта 2 статьи 19 Закона "Об образовании", согласно которому обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается по достижении ими возраста 6,5 лет, т. е. с этого возраста они являются учащимися.
Сокращенный рабочий день устанавливается также для других возрастных групп молодежи, в частности для работников, обучающихся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях (часть 3 статьи 176 Трудового кодекса Российской Федерации), а также для заочной и очной (вечерней) форм обучения в высших и средних учебных заведениях. В течение учебного года по их просьбе устанавливается рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (с сокращением рабочего дня в течение недели), с выплатой 50 % от среднего заработка.
Помимо сокращенного рабочего дня, работники в возрасте до 18 лет наравне со взрослыми имеют право в полной мере пользоваться преимуществами неполного рабочего дня, который, как правило, устанавливается соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации). В то же время в некоторых случаях, указанных в законе, работодатель обязан по просьбе работников установить неполный рабочий день.
регулировании отношений в сфере труда
2.1. Правовое регулирование охраны труда молодежи
Глава 42 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает целый комплекс норм, обеспечивающих особую охрану труда молодежи определенной возрастной группы с учетом психофизиологических особенностей незрелого подросткового организма и необходимости продолжения образования для многих несовершеннолетних работников.
Одним из непременных условий привлечения несовершеннолетних к общественно полезному труду является предоставление такой работы, которая не оказывала бы негативного влияния на их здоровье, нравственное и психическое развитие.
В связи с этим часть 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает использование труда подростков на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, которые могут нанести вред их здоровью и нравственному развитию (в азартных играх, ночных кабаре и клубах, при производстве, транспортировке и торговле алкогольными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами). В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, в этой статье не перечисляется тяжелая работа, а ограничивается словами "те, которые могут причинить вред здоровью".
Определены критерии допустимости работы лиц в возрасте до 18 лет, а также критерии распределения профессий и видов работ, предназначенных для преимущественного использования труда подростков в свободное от работы время
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 4 апреля 1997 г. "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" [16].
Конкретный перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, во время которых запрещается использование труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163. В нем содержатся названия более 2000 видов работ и профессий, которые не могут быть включены в трудовую функцию подростка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2001 г. № 473 "О внесении дополнений в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается использование труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 163 от 25 февраля 2000 года", в указанный Перечень внесено уточнение: к работе с токсичными химическими веществами,
относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, достигшие возраста 20 лет, соответствующие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний к работе.
Запрет на привлечение лиц в возрасте до 18 лет к вредной и опасной работе не является абсолютным. Законодатель в примечании к Перечню оговаривает несколько исключений, которые позволяют подросткам работать в следующих случаях: а) практическое обучение (производственное обучение); б) обучение в образовательных учреждениях подростков, достигших 16-летнего возраста; в) профессиональное обучение учащихся не моложе 17 лет на рабочем месте по рабочим местам и профессиям, включенным в Перечень, при условии, что к моменту их окончания им исполнится 18 лет. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего специального образования, получившие профессиональное образование по профессиям, включенным в Перечень, но не достигшие 18-летнего возраста, им может быть разрешено работать по этим профессиям на сертифицированных рабочих местах при условии строгого соблюдения применимых санитарных норм и правил охраны труда на этих рабочих местах. Таким образом, российское трудовое законодательство фактически допускает возможность достаточно раннего, начиная с 16-летнего возраста, контакта подростков с вредными условиями труда. Очень характерно, что это происходит в условиях, когда результаты комплексной оценки состояния здоровья российской молодежи свидетельствуют о резком снижении числа здоровых подростков за последние 10 лет.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность работодателя принимать решение о приеме на работу лиц моложе 18 лет на рабочие места, включенные в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, с положительным заключением государственной экспертизы и Государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора субъекта Российской Федерации.
Представляется, что это позиция преждевременно, закреплены во внутреннем трудового законодательства, так как нынешнее состояние условий труда на предприятиях во многих отраслях экономики, особенно для предприятий с устаревшим оборудованием, которое не реально
соответствует санитарно-гигиеническим нормам; торговли и частной собственности не создается благоприятных условий для 80% работников, и поэтому в данной ситуации слишком велик риск негативного влияния производственной среды на здоровье подростков.
Кроме того, по-прежнему имеют место многочисленные случаи нарушения трудового законодательства на многих промышленных предприятиях и бюджетных организациях.
Проблема соблюдения трудовых прав подростков, чей труд до сих пор используется на вредных и тяжелых производствах, стоит достаточно остро.
Наиболее распространенными видами нарушений трудовых прав подростков на большинстве предприятий региона являются нарушения режима труда и отдыха, несоблюдение порядка приема и увольнения молодежи, отсутствие надлежащего обеспечения безопасных условий труда и охраны труда. На наш взгляд, эти факты подтверждают необходимость для российского работодателя исключить любую возможность использования труда лиц моложе 18 лет на рабочих местах, включенных в перечень.8
В целях обеспечения нормального развития несовершеннолетних действующее трудовое законодательство, наряду с вышеупомянутыми особенностями регулирования их труда ( см. приложение 1), также устанавливает особый порядок организации трудовой деятельности несовершеннолетних, которая связана с переноской и перемещением тяжелых грузов. Характерной особенностью норм о переноске и перемещении подростками тяжелых грузов является то, что в них наиболее четко прослеживается принцип дифференциации трудового законодательства не только по возрасту, но и по половому признаку, поскольку эти нормы определяют разные пределы допустимого веса груза для мальчиков и девочек применительно к их разным возрастным группам.
Подъем и перемещение тяжелых грузов в пределах установленных норм допускаются, если это непосредственно связано с постоянно выполняемой профессиональной работой.
Как уже отмечалось, работодатель запрещается использовать труд несовершеннолетних работников на работах, выполнение которых может нанести вред их нравственному развитию и здоровью (часть 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации).
Возрастные ограничения распространяются не только на эти работы, но и на некоторые другие виды деятельности. Таким образом, лица в возрасте до 18 лет не могут поступать на государственную и муниципальную службу, не могут быть приняты на работу в ведомственную охрану, не могут заключать трудовой договор с религиозной организацией (статья 342 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовой кодекс Российской Федерации также запрещает привлечение несовершеннолетних к работе неполный рабочий день (статья 282); для работы, выполняемой посменно (статья 298); за работу, требующую заключения договора о полной материальной ответственности (статья 244 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, согласно статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации, лица в возрасте до восемнадцати лет не проходят испытательный срок при приеме на работу, запрещается не только привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время, сверхурочно, в выходные и праздничные дни, но и отправлять их в командировки и привлекать к работе в нерабочие праздничные дни (статья 268). Эти ограничения являются обязательными для всех работодателей (юридических и физических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также независимо от отраслей экономики, и поэтому они не могут быть сняты по соглашению сторон.
9
Тем не менее, наряду с вышеупомянутым расширением числа видов работ, к которым запрещено привлекать подростков, законодатель сделал исключение для творческих работников, оговорив, что перечни таких профессий должны устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (статья 268 Трудового кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что на сегодняшний день такой перечень не утвержден, следовательно, привлечь данную категорию работников к перечисленным видам работ пока не представляется возможным.
2.2 Особенности рабочего времени и отдыха молодежи
В системе правовых гарантий, обеспечивающих работникам в возрасте до 18 лет нормальные условия труда, важнейшая роль принадлежит институту рабочего времени и времени отдыха.
Правовой основой законодательства о рабочем времени является статья 37 Конституции, Конвенция МОТ № 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" 1935 года, Рекомендация МОТ № 116 "О сокращении рабочего времени" 1962 года.
При анализе правовой природы рабочего времени подростков отмечается, что оно характеризуется следующими особенностями:
а) мера работы подростков сокращается, и это связано не со спецификой производства и характером труда, а с биологическими и социальными факторами;
б) сокращение рабочего времени несовершеннолетних обеспечивается специальными правовыми гарантиями;
в) право подростков на сокращенное рабочее время и продолжительность последнего не зависят от отрасли производства, территориального расположения организации и аналогичных факторов.10
Действующее трудовое законодательство устанавливает сокращенный рабочий день для подростков. На основании статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников в возрасте до 16 лет рабочее время должно составлять не более 24 часов в неделю, для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. Для студентов в возрасте до 18 лет, для которых работа является дополнительным занятием и которые работают в течение учебного года в свободное время, продолжительность рабочего времени не должна превышать половины норм, перечисленных выше. В данном случае следует обратить внимание на то, что, в отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации появилась еще одна группа несовершеннолетних работников - подростки в возрасте до 14 лет.
Установление еженедельного рабочего времени для работников в возрасте до 18 лет дополняется гарантией, предусмотренной статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации, которая определяет максимальную продолжительность ежедневной работы (смены). В частности, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников от 15 до 16 лет - 5 часов, от 16 до 18 лет - 7 часов, а для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учебу с работой в течение учебного года, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 часа. Здесь необходимо напомнить о несовершеннолетних работниках, для которых частью 4 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что допустимая максимальная продолжительность ежедневной работы должна быть указана в разрешении органа опеки и попечительства. Буквальное толкование этого положения позволяет сделать вывод, что орган опеки и попечительства в каждом конкретном случае будет устанавливать продолжительность рабочего времени для таких сотрудников, но возникает вопрос, каким нормативным актом будет руководствоваться орган опеки и попечительства при принятии такого решения. В этой связи представляется, что для данной категории работников, если можно так выразиться, максимальная продолжительность рабочего времени также должна быть установлена на законодательном уровне, и следует учитывать положение пункта 2 статьи 19 Закона "Об образовании", согласно которому обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается по достижении ими возраста 6,5 лет, т. е. с этого возраста они являются учащимися.
Сокращенный рабочий день устанавливается также для других возрастных групп молодежи, в частности для работников, обучающихся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях (часть 3 статьи 176 Трудового кодекса Российской Федерации), а также для заочной и очной (вечерней) форм обучения в высших и средних учебных заведениях. В течение учебного года по их просьбе устанавливается рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (с сокращением рабочего дня в течение недели), с выплатой 50 % от среднего заработка.
Помимо сокращенного рабочего дня, работники в возрасте до 18 лет наравне со взрослыми имеют право в полной мере пользоваться преимуществами неполного рабочего дня, который, как правило, устанавливается соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации). В то же время в некоторых случаях, указанных в законе, работодатель обязан по просьбе работников установить неполный рабочий день.