Файл: Общая характеристика охраны труда молодежи в рф 5 1 Правовой статус несовершеннолетнего 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормирование труда молодежи играет важную роль в правовом регулировании труда молодежи, поскольку интенсивность труда в течение определенного рабочего времени может быть измерена с использованием трудовых норм. Трудовой стандарт имеет для него ряд характерных особенностей, как с экономической, так и с юридической точки зрения. Поэтому только тесная взаимосвязь технического, экономического и правового обоснования, разработки, установления, внедрения и пересмотра норм труда может дать эффективный результат в повышении производительности труда и творческом отношении к выполняемой работе.11

При нормировании работы рассматриваемой группы молодых людей следует учитывать не только технические, экономические, но и психофизиологические, а также социальные аспекты их работы. Статья 270 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает два варианта снижения норм выработки: за счет пропорционального сокращения продолжительности рабочего времени и за счет снижения норм выработки для молодых работников в возрасте до 18 лет.

Данные медицинских осмотров показывают, что устойчивость к стрессу у мальчиков и девочек неодинакова. Это обстоятельство, учтенное в законодательстве относительно размера максимальных нормативов для перевозки и перемещения тяжеловесных грузов, по мнению Ю.П.Орловского, также следует учитывать при установлении пониженных производственных нормативов. Трудно не согласиться с этим предложением, поскольку отсутствие дифференциации в установлении производственных стандартов по признаку пола может негативно сказаться на здоровье девочек, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию негативной демографической ситуации в нашей стране.

Конституция Российской Федерации (статья 37) гарантирует работникам право на отдых, которое осуществляется как законодательным ограничением рабочего времени, так и установлением различных видов времени отдыха (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из важнейших гарантий в области регулирования времени отдыха является законодательное закрепление права на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации), реализация которого несовершеннолетними работниками имеет свои особенности. Как правило, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (статья 115 Трудового кодекса Российской Федерации), а для работников в возрасте до 18 лет - 31 календарный день. Следует отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации право подростка на использование отпуска было сформулировано следующим образом: "Ежегодный оплачиваемый отпуск... ими можно пользоваться в любое удобное для них время года" (статья 178). Теперь Трудовой кодекс закрепил это правило в императивной форме. Согласно статье 267 Трудового кодекса Российской Федерации, отпуск предоставляется несовершеннолетним в удобное для этих работников время, что, на наш взгляд, повышает уровень гарантий права использовать отпуск в удобное для них время.


Кроме того, необходимо помнить, что отпуск должен предоставляться ежегодно (часть 4 статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации), т.е. его нельзя переносить на следующий год. По просьбе работников в возрасте до 18 лет им предоставляется ежегодный отпуск за первый рабочий год до истечения 6 месяцев непрерывной работы (статья 122 Трудового кодекса Российской Федерации). Они не могут быть отозваны из ежегодного отпуска (статья 125 Трудового кодекса Российской Федерации), а денежная компенсация за отпуск несовершеннолетним работникам не допускается (статья 126 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев расторжения трудового договора. Если несовершеннолетний пользуется своим правом на ежегодный отпуск по достижении 18-летнего возраста, то его продолжительность должна определяться пропорционально отработанному времени до и после достижения совершеннолетия. Представляется, что это правило требует нормативного закрепления в Трудовом кодексе Российской Федерации. На рабочих местах, где установлены дополнительные отпуска и разрешена работа подростков в установленном порядке, они также имеют право на такие отпуска.

      2.3 Правовое регулирование заработной платы несовершеннолетних

На основании заключения трудового договора, как известно, возникают трудовые отношения, которые опосредуют не только реализацию права человека на труд, но и реализацию его права на вознаграждение в виде заработной платы. Правовое регулирование заработной платы осуществляется с помощью тарифов (окладов) и систем, благодаря которым размер вознаграждения за труд соизмерим с фактическими затратами на рабочую силу. Ранее законодательство об оплате труда подростков характеризовалось не только общими гарантиями, распространяемыми на всех работников, но и рядом специальных гарантий. В настоящее время практически нет специальных гарантий в области оплаты труда несовершеннолетних, и поэтому их вознаграждение должно подчиняться только общим правилам или принципам. К ним относятся, например, "обеспечение права каждого работника на своевременную и полную выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование ему и его семье, и не ниже минимального размера, установленного федеральным законом" (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако совершенно очевидно, что по отношению к подросткам этот принцип практически невозможно реализовать, поскольку уровень их профессиональной подготовки не дает им возможности заработать такую сумму денег, которая позволила бы им обеспечить достойное существование человеку и его семье. Ранее статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации в определенной степени смягчила эту проблему, установив фактически повышенные ставки оплаты труда несовершеннолетних. В настоящее время статья 271 Трудового кодекса Российской Федерации внесла серьезные изменения в оплату труда несовершеннолетних работников. Теперь вознаграждение работников в возрасте до 18 лет может не соответствовать вознаграждению работников с нормальным рабочим временем, тогда как ранее это правило применялось



только к лицам, совмещающим работу с обучением. Таким образом, отныне выплата всех доплат, предназначенных для повышения заработной платы подростков до уровня заработной платы работников, имеющих полную (не сокращенную) продолжительность ежедневной работы, отнесена на усмотрение работодателя.

В этой связи можно констатировать, что оплата труда несовершеннолетних работников в настоящее время практически осуществляется по правилам, установленным для работы неполный рабочий день, а не за сокращенный рабочий день, поэтому представляется более правильным изложить статью 271 Трудового кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "В случае повременной оплаты заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается пропорционально отработанному времени, если иное не установлено соглашением, коллективным договором, трудовым договором".

Следует отметить, что некоторые ученые негативно относятся к этой новелле Трудового кодекса Российской Федерации. Они считают, что разработчики Трудового кодекса РФ необоснованно снизили уровень гарантий прав несовершеннолетних в области оплаты труда. Вероятно, они преследовали в данном случае цель освободить работодателя от дополнительных материальных затрат, но содержание статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепившей государственную поддержку детства, не было учтено.

Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В частности, широко распространено мнение, что в связи с переходом к рыночной экономике существует объективная необходимость изменения оснований и порядка предоставления социальных гарантий и льгот различным категориям работников, в том числе молодежи. Таким образом, по словам Э.А. Ершов, возложение обязанностей по предоставлению и выплате таких преференций на работодателя приводит, с одной стороны, к увеличению издержек производства, которые в такой ситуации напрямую зависят от контингента работников, и, как следствие, к созданию неравных производственных условий. С другой стороны, эта процедура негативно сказывается на состоянии рынка труда, поскольку работодатель не заинтересован в приеме на работу лиц, имеющих право на социальные льготы.

С этим нельзя не согласиться, так как при решении подобных проблем также следует руководствоваться принципом социальной справедливости, потому что "именно верховенство закона должно быть справедливым, от этого зависит справедливость всех других правовых явлений". Иными словами, государство, внося статьи соответствующего
содержания в Трудовой кодекс Российской Федерации, должно определенным образом стимулировать работодателей предоставлять работникам социальные гарантии и льготы, например, путем снижения налоговых ставок.

В этой главе я подвела следующий вывод: Трудовое законодательство устанавливает определенную систему правовых гарантий, предоставляемых молодежи в сфере труда. Но возникает вопрос о том, насколько они эффективны, ведь ни для кого не секрет, что на практике работа подростков часто носит временный или сезонный характер. Если такой эффективности нет, то мы фактически сталкиваемся с несовершенной гарантией, при которой баланс прав и обязанностей соответствующих субъектов правоотношений не сбалансирован. Естественно, такая гарантия не может должным образом обеспечить реализацию субъективного права уполномоченного лица. В этом смысле можно сказать, что в настоящее время наблюдается явный дисбаланс между объемом предоставляемых льгот и мерами по стимулированию работодателей привлекать молодежь к работе.


Заключение

В нашей стране государство разрешает труд молодежи (точнее несовершеннолетним). Но при этом одной из основных задач современного социально-правового государства в сфере трудовых отношений является ограничение использования труда несовершеннолетних.

Лица моложе 18 лет (несовершеннолетние) в трудовых отношениях приравниваются к совершеннолетним, однако в интересах охраны своего здоровья этим лицам предоставляются дополнительные льготы, закрепленные законодательством Российской Федерации.

Законодательством запрещается привлечение несовершеннолетних к работам в тяжелых, вредных или опасных условиях, а также к подземным, сверхурочным и ночным работам. Кроме того, лица моложе 18 лет не могут работать:

  • методом вахты;

  • по совместительству;

  • связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками;

  • связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

Законодательством предусмотрены права, порядок трудоустройства, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха

особый порядок предоставления отпусков (отпуск не менее одного календарного месяца, выбор времени года для отпуска, запрет на не предоставление ежегодного отпуска).

Трудовое законодательство закрепляет определенную систему правовых гарантий, предоставляемых молодежи в сфере труда, в настоящее время наблюдается явный дисбаланс между объемом предоставляемых льгот и мерами по стимулированию работодателей к привлечению молодежи к труду.

В целях эффективности общественного контроля за охраной труда, оздоровление и улучшение условий труда молодежи необходимо:

  • укреплять кадры (подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда именно по организации работы несовершеннолетних);

  • проявлять требовательность по выполнению всех действующих нормативных актов;

  • устранять проблемы с индивидуальным подходом к каждому.