Файл: Судебнопсихиатрическая экспертиза несовершеннолетних.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
1.1. Характеристика судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
1.2. Использование судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе
2. Применение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершенролетних
2.1. Понятие современной преступности несовершеннолетних и ее специфические черты
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
Содержание
Введение 3
1. Понятие судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве 6
1.1. Характеристика судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве 6
1.2. Использование судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе 9
2. Применение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершенролетних 14
2.1. Понятие современной преступности несовершеннолетних и ее специфические черты 14
2.2. Судебно-психиатрические и психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых 20
2.3. Судебно-психологические и психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей 25
2.4. Недостатки, допускаемые следователями при назначении судебных психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Введение
Актуальность темы. Уголовная политика Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться нестабильной, носит несистемный характер, в стране отсутствует четкое понимание того, каким образом должно осуществляться противодействие преступности на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Закономерным результатом этого является рост реальной преступности как в среде совершеннолетних граждан страны, так и в среде несовершеннолетних россиян.
Преступность несовершеннолетних нестабильна и в последние годы увеличивается, и вызывает повышенное внимание правоохранительных органов, и государства в целом. Молодое поколение является фундаментом социального развития нашего общества, а нарушение закона лицами раннего возраста показывает о существующих недостатках воспитания. А если существуют недостатки, то необходимы и средства по искоренению таковых.
В российском обществе обостряется проблема социально-демографических процессов, изменениях в социально-экономической, политической и общественной жизни, что крайне неблагоприятно сказывается на большей части населения. К числу наиболее чувствительных и слабых категорий населения относятся несовершеннолетние лица.
В настоящий момент преступность несовершеннолетних становится часто встречающимся явлением, мы слышим о несовершеннолетних преступниках в новостях, в телевизионных программах, читаем в газетах и т.д.
Вопрос преступности несовершеннолетних рассматривается не только учеными юристами, но и психологами, социологами, различными педагогами, а также философами.
Судебно-психологическая экспертиза (далее – СПЭ), становясь неотъемлемой частью уголовно-процессуальной деятельности при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, способна оказывать эффективную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов: об их виновности в совершении общественно опасных деяний, квалификации таких деяний, индивидуализации ответственности и т.д.
Целью работы является выявление теоретических и практических проблем, возникающих в процессе назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве.
2. Рассмотреть использование судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
3. Рассмотреть понятие современной преступности несовершеннолетних и ее специфические черты.
4. Представить особенности судебно-психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
5. Изучить судебно-психологические и психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.
6. Рассмотреть недостатки, допускаемые следователями при назначении судебных психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
Предметом исследования данной работы закономерности формирования и применения системы правовых и судебно-психологических знаний, составляющих теоретическую основу судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, использования их в процессе становления и развития судебно-психиатрической экспертизы, практика применения их по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
Методологическую основу исследования составили методы общенаучного познания: диалектический, формально-логический, системного анализа, индукции и дедукции, структурно-функциональный, аналогии. Использовались также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, имеющие непосредственное отношение к проблеме производства судебно-психологической экспертизы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы.
1. Понятие судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
1.1. Характеристика судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
Согласно ст. 10 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации»1 судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
В отношении судебнопсихологической экспертизы уже накоплен достаточный теоретический и практический опыт, предложено выделения предметной судебной науки – судебно-психологической экспертологии.
Наиболее известная классификация судебных экспертиз строится на делении экспертиз по степени общности и субординации на четыре основных уровня: классы, роды, виды и разновидности (группы) судебных экспертиз. В ее основе лежит характер отрасли специальных знаний, которые используются при производстве экспертиз2.
Класс экспертиз – это множество экспертных исследований, объединяемых общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз. СПЭ относится к классу судебно-медицинских и психофизиологических экспертиз. В настоящее время наблюдается тенденция обособления СПЭ в самостоятельный класс. Это обусловлено тем, что судебнопсихологическая и судебно-психиатрическая экспертизы исследуют хотя бы один объект – психическую деятельность человека, но судебно-медицинская экспертиза это не исследует.
В вышеуказанном классе выделяют следующие виды: судебно – психиатрическую, судебно-психологическую, психолого-психиатрическую экспертизы.
Виды экспертиз – элементы рода, отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих для рода объектов и методик. Например, в судебно-психологической экспертизе различают такие виды экспертизы в отношении обвиняемого (подсудимого), как экспертиза индивидуально – психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого), экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого), экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и др.
3
Разновидности экспертиз – это подвиды предметной экспертизы, отличающиеся своеобразной группой задач, характерных для предмета данного вида экспертизы, и комплексами метода исследования отдельных объектов или их групп. Например, основными слагаемыми при производстве судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого являются – оценка личностной направленности, оценка особенностей самосознания, оценка особенностей мотивации и т. д.
Наиболее востребованной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз. Это, в частности, обусловлено тем, что в новом уголовном законе расширен перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение: психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания и т. д. В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т. п.
Объектом исследования СПЭ являются психические проявления человека, которые не выходят за пределы нормы (этим она отличается от психиатрической экспертизы). С ее помощью можно получить данные, которые позволяют понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, которые имеют значение для выводов правового характера, а также способствует правильной оценке показаний подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности4.
Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.
Судебно-психологическая экспертиза назначается, в следующих случаях:
1) в отношении подэкспертного лица заведомо не возникает сомнения в его психическом здоровье;