Файл: Судебнопсихиатрическая экспертиза несовершеннолетних.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
1.1. Характеристика судебно-психиатрической экспертизы в российском законодательстве
1.2. Использование судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе
2. Применение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершенролетних
2.1. Понятие современной преступности несовершеннолетних и ее специфические черты
2.2. Судебно-психиатрические и психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых
По делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, как правило, назначаются и производятся такие экспертизы, как судебно-медицинская экспертиза потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого); судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств; молекулярно-генетическая (генотипоскопическая) экспертиза; медико-криминалистическая; экспертиза материалов, веществ и изделий; криминалистические (дактилоскопическая, трасологическая и др.).
Порядок их назначения и проведения не имеет значимых отличий от обычного, достаточно подробно описанного в различных публикациях как научного, так и прикладного характера. Существенные особенности имеются при назначении судебно-психиатрических, судебных психолого-психиатрических и судебных психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних, в том числе малолетних, потерпевших, свидетелей, несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых). Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Правовую основу судебно-психиатрической экспертизы составляют Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»19, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21 декабря 2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Судебно-психиатрическая экспертиза включает в себя три вида экспертных исследований (экспертиз): судебно-психиатрическую, комплексную психолого-психиатрическую, комплексную сексологопсихиатрическую.
Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для разрешения вопросов о психическом состоянии подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (п. 3 ст. 196 УПК РФ).
Также такая экспертиза назначается в отношении потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства
, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 4 ст. 196 УПК РФ).
К обстоятельствам, вызывающим сомнение относительно психического состояния лица, могут быть отнесены сведения: об оказании лицу в прошлом психиатрической помощи, о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой развития или отставанием в психическом развитии, о получении в прошлом черепно-мозговых травм. Кроме того, к таким обстоятельствам следует отнести странности в поступках и высказываниях лица либо его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатических) переживаниях.
Производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы установлено приказом Минздравсоцразвития России № 370 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебнопсихиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений»20.
На разрешение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы обвиняемого (подозреваемого) ставятся следующие вопросы.
1. Имеются ли у обвиняемого психические расстройства, в силу которых он не мог в полной мере осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения преступления?
2. Связаны ли эти психические расстройства с возможностью причинения существенного вреда, опасного для себя или других лиц? Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера?
3. Способен ли обвиняемый по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания?
4. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
5. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность)?
6. Могло эмоциональное состояние существенно повлиять на его сознание и деятельность во время совершения инкриминируемого деяния?
7. Каковы индивидуально-психологические особенности лица, могли ли они оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого деяния?21
Следует учитывать, что многие психические заболевания, считающиеся неизлечимыми, отнюдь не свидетельствуют о «постоянной невменяемости» лиц, совершивших преступление, например посягательство на половую неприкосновенность. Вопрос о вменяемости может быть поставлен только в отношении конкретного инкриминируемого преступного события. Установленная вменяемость (невменяемость) лица при ранее совершенном им преступлении не свидетельствует о том, что и при других преступлениях, совершенных позже, лицо также будет признано вменяемым (невменяемым).
Наряду с общими для «стандартной» судебно-психиатрической экспертизы вопросами при проведении судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетним обвиняемым целесообразно установить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, полноту его способности сознавать свои действия и меру возможности руководить ими. Для этого ставятся следующие вопросы.
1. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого отклонения в психическом развитии? И если да, в чем они проявляются?
2. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый с учетом уровня его психического развития полностью осознавать значение своих действий и в какой мере он мог руководить ими?
Ответы на эти вопросы необходимы для применения ч. 3 ст. 20 УК РФ, согласно которой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если он «вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими». Речь здесь идет о личностной незрелости, «педагогической запущенности» подростка, т.е. для применения этой нормы несовершеннолетний должен не иметь каких- либо психических расстройств (умственной отсталости любой степени), если они имеются – применять ч. 3 ст. 20 УК РФ нельзя. В связи с этим наблюдается определенная нестыковка с ч. 3 ст. 20 УК и ст. 22 УК РФ. Последняя применяется к несовершеннолетним обвиняемым, если они не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную значимость своих действий либо руководить ими в силу отставания в психическом развитии, связанного с психическими расстройствами, обусловленными не социальными, а биологическими причинами. Во втором случае несовершеннолетний
является субъектом преступления, наличие так называемой «ограниченной вменяемости» (ст. 22 УК РФ) учитывается лишь при наказании, индивидуализации ответственности конкретного несовершеннолетнего. Факт закрепления неравного правового положения групп несовершеннолетних с психической отсталостью (в зависимости от ее причин) справедливо подвергается критике правоведами и экспертами22.
Следует отметить, что недопустима постановка перед экспертом вопросов правового характера, в том числе «вменяем ли подозреваемый?».
Так, вменяемость оценивается по медицинскому и юридическому критериям, эксперты отвечают на часть вопроса – о наличии медицинского критерия – наличия психического заболевания, временного психического расстройства и т.д. Невменяемость устанавливается следователем при его оценке заключения судебно-психиатрической (психолого-психиатрической) экспертизы наряду с другими доказательствами по делу.
Необходимо учитывать, что выемка медицинских документов, содержащих сведения о наличии у гражданина психического заболевания или расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении являются врачебной тайной, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
Следует иметь в виду, что в соответствии п. 3–2 ст. 196 УПК РФ в обязательном порядке назначаются экспертизы в отношении подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.
2.3. Судебно-психологические и психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
Прежде всего, потребность в таких экспертизах возникает при совершении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Специфическими при расследовании преступлений рассматриваемой категории являются судебные психологические экспертизы. В компетенцию психологической экспертизы входит в том числе оценка способности психически здорового потерпевшего понимать характер и значение действий преступника, оценка способности оказывать ему сопротивление в зависимости от уровня психического развития, и в частности от уровня его индивидуальнопсихологических особенностей и психического состояния в момент деликта. Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст или несовершеннолетие потерпевшего, сведения об его «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность или противоречивость его показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшего при отсутствии явного насилия и угроз со стороны виновного и т.п. На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить, в частности, следующие вопросы.
1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшего и как они отразились при совершении в отношении него противоправных действий?
2. С учетом возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития мог ли он понимать характер и значение совершаемых с ним действий?
3. В каком психическом состоянии находился потерпевший до совершения, во время и после совершения в отношении него противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?
4. Мог ли он с учетом ответов на предыдущие вопросы оказывать сопротивление?23
Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшим такого уровня развития, который позволяет ему на основе своих знаний, опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий.
В зависимости от уровня психического развития, тех или иных его особенностей возможно: