где \ф{к. | —модуль передаточной функции i/'-ro участка транс миссии, соответствующий k-й гармонике.
Расчеты показывают, что для рабочего диапазона частоты вращения модуль передаточной функции на участке вала муфты сцепления трактора Т-150 {К = 1,5) равен
| Ф ( 1 2 , 5 |
) Ц х = 0,33-=-0,35. |
Используя данные |
по |
гармоникам |
двигателя СМД-60 |
(табл. 22), установленного |
на тракторах |
Т-150 и Т-150К, полу |
чаем следующие максимальные упругие моменты в трансмис сиях:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М1а= (2580 2740) |
кгс-см. |
|
|
|
|
|
Одним из эффективных |
средств |
снижения |
амплитуды |
кру |
тильных |
колебаний |
от воздействия двигателя |
является |
пружин |
|
|
|
|
|
|
ный демпфер, |
устанавливае |
|
|
|
|
|
|
мый |
в |
муфтах |
сцепления |
|
|
|
|
|
|
тракторов Т-150 и Т-150К. |
|
1 |
|
|
|
|
|
Основные |
|
соображения |
|
|
2 3 1 V/ \ /1 5 |
|
по выбору |
параметров |
дем |
|
\1 |
|
пфера |
изложены |
в рабо |
|
|
те [8]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
Момент |
трения |
демпфе |
|
|
|
|
|
ра |
выбирается |
из |
расчета |
|
|
|
|
\ |
|
максимального |
|
снижения |
|
|
|
|
|
|
наибольших |
|
резонансных |
О |
800 |
1200 |
1600 |
п,о5/мин |
амплитуд. |
|
|
|
|
|
|
|
Жесткость |
демпфера вы |
Рис. 136. Модули |
передаточных |
функций |
бирают с помощью |
анализа |
упругих моментов |
трансмиссии |
трактора |
графиков |
модулей |
переда |
Т-150 при различных жесткостях |
демпфе |
точной |
функции |
таким |
об |
ра в Ю - 6 кгс-см: |
|
|
|
разом, чтобы в рабочем |
диа |
/ — 0,6; 2 — 0,8; 3 — 1,2; 4 — 1,6; 5 — 2,2 |
пазоне |
частоты |
вращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отсутствовал |
резонанс. |
|
Так, на рис. 136 приведены графики |
модулей |
передаточной |
функции |
для участка вала |
муфты |
сцепления в зависимости |
от |
жесткости демпфера. Из графиков следует, что жесткость демп
фера должна быть не более С = 1,6-105 |
кгс-см, иначе резонанс |
попадает в область рабочих частот |
вращения (п = 1600 -ь |
-г- 2000 об/мин). |
|
Эффективность установки демпфера трансмиссии трактора Т-150 иллюстрируют рис. 137, из которого следует, что в рабо чем диапазоне частоты вращения амплитуда крутящего момен та составляет без демпфера 4000—7000 кгс • см, а с демпфером 2000—3600 кгс • см.
А, кг-с-м
|
I |
|
.л |
А |
и |
|
|
|
|
40 |
/ |
ч .У |
/ \ |
|
|
|
|
|
L- |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
А |
• !• |
" " " ^ |
|
|
|
|
|
— -J |
Л / |
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
*/\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
1д ^ |
|
|
/1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
80 |
|
\ |
|
т |
^ 7 |
N |
|
|
60 |
|
J |
|
|
/ |
|
V |
|
^—™ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О 800 |
1200 |
1600 |
2000 |
800 |
1200 |
1600 |
Z000 п, об/мин |
Рис. 137. Результаты тензометрирования крутящих моментов на валу муфты
сцепления трактора |
Т-150 |
(сплошные линии |
соответствуют трансмиссии |
с демпфером |
на |
передачах |
I — V I I I ; |
штриховые линии |
соответствуют |
транс |
|
|
миссии без демпфера |
на передачах I — V I I I ) |
|
Момент |
сопротивления |
на ведущем |
колесе |
|
|
|
|
|
М с = Р к (1 + ijp 's i n 2 ^)r - |
|
|
где Рк — среднее значение касательной |
силы тяги; |
|
Pi •— амплитуда колебаний усилия; |
|
|
— частота |
колебаний; |
|
|
|
|
гк — радиус ведущего колеса. |
|
амплитуда |
и ча |
По данным |
В. И. Анохина |
относительная |
стота колебаний от воздействия поля находятся в следующих пределах: _ £ L = 0 > 1 ^ Q ^ ; - ft = (0,5-- 1,5) Гц.
Отношение амплитуд колебаний от воздействия гусеничного движителя, зафиксированных на валу двигателя, составляло 0,12—0,42.
Для трактора Т-150 частота колебаний от воздействия гусе ничного движителя лежит в пределах 12,5—26 Гц. На рис. 138 приведены модули передаточных функций упругих моментов на валу муфты сцепления | Ф12 i и полуосях | Фб71 трансмиссии трактора Т-150 от воздействия гусеничного движителя.
п, об/мин
Рис. 138. Модули передаточных функций упругих моментов трансмиссии трактора Т-150 (воздействие гусеничного дви жителя) на передачах I и I I
Как видно из рис. 138, в тракторных трансмиссиях имеют место резонансные режимы в связи с совпадением частот собст венных колебаний с частотами возмущения сил сопротивления и гусеничного движителя. Для гусеничных тракторов резонанс ные частоты вращения соответствуют 7—15 Гц, а для колесных 2,5—3 Гц. Крутящие моменты от сил сопротивления гусеничного движителя вызывают значительные нагрузки в трансмиссии.
Анализ кривых однопрофильной проверки зубчатых колес по казывает, что ошибки основного шага приводят к систематиче скому относительному смещению зубчатых колес, причем часто
|
|
|
|
та циклов |
этих смещений равна частоте зацепления nz. |
Если |
зубчатые |
колеса по основному шагу выполнены точно, |
то и в |
этом случае ввиду различных жесткостей |
зубьев в области одно- |
и двухпарного зацепления наблюдается |
относительное |
смеще |
ние зубчатых колес с той же частотой пг (27].
Таким образом, для прямозубой передачи характерно нали чие частоты вынужденных колебаний зубчатых колес
пг = — Гц,
60
где г— число зубьев зубчатого колеса; п — частота вращения его в об/мин.
Совпадение частоты зацепления пг с одной из частот собст венных колебаний приводит к повышенным амплитудам вибра ций в системе, а следовательно, и к повышенным динамическим нагрузкам на зубья.
|
|
Частоты пересопряжения зубьев, |
Гц |
Таблица |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
М' д е л ь |
Число |
|
|
|
Пеоелача |
|
|
|
|
Агрегат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тра ктора |
зубьев |
I |
п |
ш |
I V |
V |
V I |
V I I |
V I I I |
|
|
|
|
|
25 |
833 |
833 |
833 |
833 |
|
|
_ |
|
|
|
|
31 |
— |
— |
— |
— |
1030 |
1030 |
1030 |
1030 |
|
|
т 150 |
33 |
— |
— |
785 |
833 |
— |
— |
1175 |
— |
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
— |
— |
1105 |
— |
|
|
|
36 |
738 |
— |
— |
|
Коробка |
|
38 |
690 |
— |
— |
— |
1030 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
передач |
|
25 |
875 |
— |
|
— |
875 |
— |
— |
— |
|
|
|
28 |
— |
980 |
— |
— |
— |
980 |
— |
— |
|
|
т - 150К |
31 |
— |
— |
1085 |
1190 |
— |
— |
1085 |
1190 |
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
794 |
— |
— |
— |
|
|
|
24 |
555 |
656 |
953 |
— |
|
|
|
37 |
— |
— |
— |
— |
858 |
1010 |
1220 |
1470 |
|
Главная |
т - 150 |
9 |
163 |
185 |
208 |
227 |
245 |
276 |
311 |
340 |
|
передача |
т- 150К |
9 |
ПО |
128 |
155 |
186 |
232 |
275 |
334 |
400 |
|
Бортовая |
т - 150 |
17 |
501 |
597 |
672 |
738 |
798 |
894 |
1008 |
1101 |
|
передача |
т - 150К |
17 |
324 |
381 |
465 |
558 |
696 |
825 |
990 |
1200 |
В табл. 23 приведены частоты зацеплений зубьев коробки пе редач, главной и бортовой передач трансмиссий тракторов Т-150 и Т-150К для номинального режима работы.
ДЛЯ расчета воздействий, вызванных |
карданной |
передачей, |
необходимо видоизменить эквивалентную |
схему |
трансмиссии |
трактора. |
|
|
Рис. 139. Эквивалентная расчетная система с карданной передачей:
Фи — |
угловое |
отклонение |
вилки первого звена; |
<p2i — угловое отклонение |
левой |
вилки |
второго |
звена; ф 2 3 |
— угловое отклонение |
правой вилки второго |
звена; |
Фз2 — угловое |
отклонение вилки третьего звена |
|
|
На рис. 139 приведена пятимассовая эквивалентная расчет ная схема; между 2 и 3-й массой расположена карданная пере дача.
Из теории карданных передач известно |
|
Ф21 = Ф12 + Р12 sin 2(at; |
ф 3 2 = ф2 з + |
Р2з sin 2at; |
о |
1—cos а, |
д |
1 — eosa2 |
Pi2 = — - — ; |
Р 2 3 = — - |
, |
где ai и а 2 — у г л ы |
установки |
кардана; |
вала. |
со — угловая скорость карданного |
Подставив выражения <p2i и срзг в систему дифференциальных уравнений, описывающих колебания эквивалентной пятимассовой системы, получим
•ЛФ1 + с 1 2 ( ф 1 — фг) = 0,
/ 2 ф 2 — С1 2 (ф1 — ф 2 ) + С2з(ф2—Фз) = С2 3 (Р,2 —p2 3 )sin2co^; У3фз — С2 3 (ф2 —ф3 ) + С 3 4 (ф 3 — ф 4 ) = — C2 3 (PI 2 —P2 3 )sin2co/;
/4 ф4—С3 4(фЗ —Ф4) + С 4 5 ( ф 4 — ф 5 ) = 0,
У5 ф5 — С 4 5 ( ф 4 —ф5 ) = 0.
Таким образом, воздействие карданных передач на систему сводится к приложению момента М к а р к массам, между которы ми расположены карданные передачи,
Мкар = C 2 3 ( P i 2 — Msi n 2at,
где С23 = — ; — 2 3 , 2 3 /2 3 —;—т гг — приведенная жесткость
^23^23 + ^23^23 +^23^23
карданной передачи. Штрихами обозначены жесткости элементов карданной пе
редачи до первой вилки, между вилками и после второй вилки. Ниже даны значения возмущающих моментов при различ ных углах установки кардана для жесткости С23 = 10 • 105 кгс X
X см.
dj |
градусы |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
а 2 |
градусы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
М к а р , |
кгс-см |
|
100 |
200 |
400 |
500 |
1200 |
Частоты возмущения от карданных передач лежат в преде |
лах / к а р |
= |
(25 -г- 90) Гц. |
данных |
позволяет |
сделать |
выводы |
Анализ |
приведенных |
о том, что в тракторных |
трансмиссиях |
имеет |
место резонансные |
режимы |
в |
связи с совпадением |
частот |
собственных колебаний |
с частотами возмущения карданных передач; карданные пере дачи могут вызвать значительную нагруженность трансмиссии.