Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из приведенных зависимостей, вычисление частот собственных колебаний системы четвертого и более высоких по­ рядков следует производить на ЭЦВМ.

Проверить расчет можно по формуле

 

 

С [ С 2 . • c „ _ , 2 ' <

со ,

=

J2^3 •

• In

п—1

 

На рис. 135, а и б приведены эквивалентные схемы транс­ миссии тракторов Т-150 и Т-150К.

Втабл. 20 даны динамические параметры трансмиссии трак­ торов Т-150, Т-150К, приведенные к первичному валу коробки передач.

Втабл. 21 приведены значения частот собственных колеба­ ний трансмиссии тракторов Т-150 и Т-150К. Из таблицы следует, что в тракторных трансмиссиях имеются три группы частот соб­ ственных колебаний.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 21

 

Частоты собственных колебаний

трансмиссии тракторов, Гц

 

 

 

 

 

Передача

 

 

 

Частота

I

I I

I I I

I V

V

V I

| V I I

V I I I

 

 

 

 

 

Т-150

 

 

 

 

fx

8,76

8,76

8,85

8,95

8,86

9,03

9,07

9,13

 

5,46

5,63

5,90

6,10

6,19

6,48

6,75

6,95

h

33,4

32,2

32,9

30,8

24,3

24,6

24,0

22,9

 

126,0

127,5

129,0

126,3

127,0

126,5

134,0

133,0

к

410

297

214

477

535

525

276

301

542

565

685

720

725

650

548

545

 

720

706

723

720

750

745

 

 

 

 

Т-150К

 

 

 

h

2,84

2,78

2,78

2,78

2,41

2,55

2,72

2,92

h

2,87

2,82

2,82

2,82

12,54

12,60

12,70

12,50

2,88

2,84

2,84

2,84

19,50

19,20

17,80

16,70

/4

3,12

3,17

3,30

3,47

23,30

23,30

23,40

22,90

23,6

22,2

21,2

20,2

33,0

30,3

29,4

28,5

ft

fi

24,7

23,4

23,4

23,4

158

160

159

160

и

25,6

24,2

24,2

24,2

525

535

535

535

ft

26,3

24,8

24,8

24,8

823

812

811

810

35,2

32,2

30,0

28,8

—•

fl

fxo

163

162

162

162

—•

fn

246

245

245

246

—•

fu

815

810

810

810

 

922

923

920

920

 

1080

1083

1080

1080

к

1105

1100

1100

1100

П р и м е ч а н и е , f — первая частота трансмиссии трактора с прицепом .

268


Низкие частоты

охватывают диапазон

/ ~ 3

50 Гц; сред­

н и е — / « 5 0 ^ - 2 0 0

Гц; высокие — / « 200

1000

Гц.

2. Нагрузки в тракторных

трансмиссиях

Для изучения фактической нагруженности силовых элемен­ тов трансмиссии гусеничные (колесные) тракторы оборудуются тензометрическими узлами и токосъемными устройствами.

Крутящие моменты в трансмиссии замеряют на валах муф­ ты сцепления, карданной передачи, первичном и вторичном ко­ робки передач, ступиц бортовых передач.

При проведении опытов фиксируются также тяговые усилия. Для фиксирования оборотов монтируются индукционные дат­

чики на коленчатом

валу, левом и правом

ведущих колесах.

Воздействие со стороны двигателя, вызывающее установив­

шиеся

крутильные

колебания элементов

трансмиссии,

может

быть

представлено

в виде гармонических

составляющих

крутя­

щих моментов от давления газов в цилиндрах и инерционных моментов масс кривошипных механизмов.

Крутящий момент от давления газов в цилиндрах представ­ ляет сложную периодическую функцию угла поворота коленча­ того вала со/:

 

 

 

со

Мк

s\n(ka>t + бк ),

 

Мг = М с р

+ ^

где со — угловая

скорость коленчатого

вала;

 

т

 

 

 

 

 

M c p

= ^ - J M r ° ( 0 ^ ;

MK

=

)/Z+bl;

 

о

 

 

 

 

 

 

здесь M°(t) —момент

газовых

сил,

определяемых по индика­

торной

диаграмме;

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

ак

2

Р

о

 

ke>tdt;

 

= — I Мг (t)cos

 

 

 

о

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

bK = \ М°г (t)sin katdt;

 

t g 6 K = - ^ .

 

т J

 

 

 

 

 

bK

о

У четырехтактных двигателей изменение крутящего момента происходит за два оборота коленчатого вала. Так как гармони­ ческие составляющие крутящих моментов от газовых сил высо­ ких порядков невелики, то ограничиваются при гармоническом анализе двенадцатью гармониками.

269


Колебания крутящего момента от сил инерции имеют период, равный времени одного оборота коленчатого вала. Поэтому у че­ тырехтактного двигателя тригонометрический ряд крутящего мо­ мента от сил инерции состоит из гармоник с четными порядко­

выми номерами.

 

 

 

 

 

 

Для одноцилиндрового

двигателя

 

 

 

Мк

= mR2a2 ( — sin а

sin 2а Н

к sin За

sin 4а

),

 

V 4

2

4

 

4

/

где т — масса поступательно движущихся деталей

кривошипно-

 

шатунного механизма;

 

 

 

 

 

 

 

а =

со/;

 

 

 

здесь

со — угловая скорость коленчатого

вала;

 

 

здесь

R — радиус

кривошипа;

 

 

 

 

 

L — длина

шатуна.

 

 

 

 

 

Для двухцилиндрового

двигателя

 

 

 

Л4И = —mR2(x>2 ^sin2a + ^ - sin4a^ ;

для четырехцилиндрового

М и = от#2 со2 (2 sin 2a + К2 sin 4a);

для шестицилиндрового g

М и = — m^2co2X.(sin 3a — cos 3a); для восьмицилиндрового

M„ = 2mR2a2X2 sin 4a.

В табл. 22 приведено разложение в ряд Фурье суммарных крутящих моментов М к р от газовых и инерционных сил ряда двигателей.

Каждая из гармоник суммарного крутящего момента обуслов­ ливает возмущения системы трансмиссии с определенной ам­ плитудой и частотой, причем для двигателей всех рассматривае­ мых типов амплитуду, соизмеримую с амплитудой среднего кру­ тящего момента, имеют первые несколько гармоник. Сопостав­ ление возмущающих частот с собственными частотами позволя­ ет установить возможные резонансные зоны в системе.

Гармонические составляющие упругих моментов в трансмис­ сии при вынужденных колебаниях определяются как произведе­ ние модуля соответствующей передаточной функции на гармо­ нические составляющие крутящего момента:

М г / = 2|ф^

|Mftsin(/Cco/ + 6fe),

1

 

270


Таблица 22

А м п л т у да и фаза гармонических составляющих крутящего момента (кгссм) тракторных двигателей

Номео м ер

 

 

 

Двигатель

 

 

 

 

гармоники

Д - 2 0

Д - 2 1

С М Д - 1 4

А М - 0 3 | С М Д - 6 0 ЯМЗ - 2 36 Я М З - 2 3 8

1

2520

50°5'

 

1,5

 

2

2940

25°20'

 

3

3000

10°45'

 

4

2700

1°43'

 

4,5

 

5

2290

7°40'

 

6

1950

—16°5'

 

7

1680

—25°20'

 

7,5

 

8

1405

- 2 4 ° 5 Э '

 

9

1140

- 4 2 ° 2 0 '

 

10

895

—52° 50'

 

10,5

 

11

752

—69°50'

 

12

354

90°

 

1870

—84°35'

 

 

7830

7388

 

 

- 5 9 ° 3 5 '

—60°52'

 

3850

2165

834

— 103°

 

2320

5970

3790

1511

- 4 1 ° 4 5 '

 

—31°40'

27°53'

- 7 7 ° 2 8 '

 

3140

4540

9067

—6°10'

172°

 

—13°47'

7170

5914

 

—42°30'

- 3 6 ° 5 5 '

1910

32°5'

 

 

 

 

 

2400

2660

71

- 8 8 ° 30'

—38°40'

—71°30'

 

1255

—63° 20'

 

 

2230

1715

 

 

27°00'

- 0 ° 3 4 '

1400

932

2093

- 2 3 °

40°12'

 

 

—24°56'

759

1430

937

865

12°50'

—71°

—60°15'

—73°9'

 

511

834

 

1°8'

 

 

338

300

 

 

- 3 5 ° 5 0 '

- 5 3 ° 2 8 '

434

68°10'

 

 

274

266

452

537

466

621

90°

32°18'

43°38'

- 5 4 ° 3 3 '

—54°38'

271