Файл: Формирование навыка оптимального чтения как способ организации самостоятельной работы на уроке в классе комплекте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование навыка оптимального чтения как способ организации самостоятельной работы на уроке в классе- комплекте

В условиях работы ученика в классе- комплекте возникает множество трудностей обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Это и возрастные, психолого-педагогические сложности и невозможность всегда получить помощь учителя в выполнении заданий. Известно, что примерно 20 минут урока ученика класса- комплекта отводится на самостоятельную работу. Как в таких условиях обеспечить успешное овладение материалом? Ознакомившись с множеством методов и приемов работы таких авторов, как Зайцев В. Н., Андреев О. А.,Хромов Л.В. я пришла к выводу о необходимости формировать навык оптимального чтения у учащихся.

Какое чтение можно считать оптимальным? Это осмысленное чтение со скоростью 120- 130 слов и знаков в минуту. Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой.

Для успешной самостоятельной работы ученик должен не только правильно прочитать задание, но и осмыслить его провести анализ.

Таким образом учащиеся начальных классов, овладевшие навыком оптимального чтения, смогут самостоятельно понимать и использовать письменный текст, размышлять, расширять свои знания и возможности.

Другой не менее важный аспект- необходимо подобрать такие приемы работы, для выполнения которых не требуется помощь учителя или его участие будет минимальным.

Первый аспект оптимального чтения- чтение без регрессий или «сквозное» чтение. Уже на этапе обучения чтения мы четко формулируем задачу: текст любой сложности читаем только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончанию чтения и осмысления всего текста, если в этом возникла необходимость, можно еще раз прочитать текст, или его часть.

После прочтения текста мы работаем с «экраном мысленного взора», на который проецируется прочитанное. В качестве «экрана» на этапе обучения чтению используется белый лист бумаги. Далее дети просто представляют этот «экран» и на нем выстраивают картину прочитанного.


В начале работы этот прием вызывает видимое затруднение у учащихся, которое мы преодолеваем с помощью работы по системе вопрос- ответ. Я ставлю конкретные вопросы и получаю на них точные ответы. Дети выполняют задания сосредотачивая взгляд на «экране мысленного взора».

Для тренировки используем таблицы Шульте. Засекается время (30 секунд), дети ведут счет от 1 до 20, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 20 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Так же используем специальные «таблицы для чтения», по которым читаем слова как с лева на право, так и справа налево. Эту работу выполняем в начале урока. Чтение проходит параллельно в двух классах. Старший класс, или наиболее подготовленные ученики помогают читать правильно младшим. Такой прием способствует формированию правильного темпа чтения.

Для формирования темпа используем и такие приемы как:

«Чтение за лидером» когда текст читается в максимально быстром темпе, а ученики стараются не отставать от этого темпа.

«Бросок – засечка».Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде учителя «Бросок». Когда ребенок слышит команду «Засечка», он отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух «Хлопок- ускорение» Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя.

По прежнему эффективно и «Жужжащее чтение», при котором весь класс читает текст в пол голоса.

Я советую ребятам, при этом закрывать уши рукой, чтобы не отвлекаться на остальных. Или возможно уйти в «кабинет размышлений»: специальное место в конце класса с отдельно стоящим стулом.

Каждый читает со своей скоростью. Если отводить хотя бы 5 минут урока на этот приём, то можно добиться колоссальных результатов.

Недостатком этих приемов является шум в классе, который мешает ученикам сосредоточиться на работе. Но этот фактор перестает быть актуальным уже после первых месяцев работы, когда ученики учатся не отвлекаться на работу параллельного класса.



Таким образом, существует масса упражнений, которые может использовать учитель как на уроке для формирования навыка оптимального чтения, так и ученик дома в самостоятельном режиме с помощью компьютера.

Главное помнить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Ведь именно то, что постоянно мелькает перед глазами, создает раздражение и сохраняется в памяти.

Второй аспект это использование интегрального алгоритма чтения. Этот прием основан на создании четкого интегрального алгоритма при чтении. Этот алгоритм создается в удобной для ученика форме в виде рисунка, схемы, таблицы и помещается на «экран мысленного взора».

1.Название (книги, статьи)

2.Автор

3.Проблема

4.Особенности излагаемого материала, критика

5.Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Название- чаще всего отражает суть статьи или книги, я читаю его особенно внимательно. Возможно предположить по названию о чем или о ком пойдет речь.

Автор. Фамилию чаще всего пытаюсь запомнить сравнивая с фамилиями знакомых или зрительно (выстраивая смысловой ряд).

Проблему кратко формирую в начале чтения исходя из названия, далее уточняю.

Особенности изложения критика в силу психолого- педагогических особенностей младших школьников фиксируем интуитивно.

Новизна и практическая значимость- видны из названия, или после прочитанного.

Вводится дифференцированный алгоритм чтения, состоящий из трех блоков: ключевые слова, смысловой ряд, доминанта- значение.

Известно что избыточность текста составляет более 75%.

Помогает в выделении доминанты использование кластеров. С их помощью можно в систематизированном виде представить большие объемы информации.

Кластеры составляем как при работе в парах, группах так и самостоятельно.

Третий аспект- чтение без артикуляции. Во втором полугодии первого класса осваиваем прием чтения без артикуляции.

Исследования проведенные французским ученым П. Брока в 1861 году позволили установить, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии, у левшей в правом. Для нормальной работы мозга имеет большое значение мышечные ощущения при артикуляции.


Чтобы сформировать чтение без артикуляции необходимо закрыть «зону Брока». Это достигается при помощи специального упражнения- выстукивания ритма.

Ритм выстукивается при помощи карандаша, зажатого в правой руке (левши- в левой).

Твердо, четко, уверенно. Выстукиваем не только кистью, но активно всей рукой.

На первой фазе- чтение с выстукиванием ритма не возможно.

Вторая фаза- чтение получается, но понять ничего нельзя. Или чтение получается, удается понять прочитанное, но запомнить ничего нельзя.

Наконец, на третьей фазе ученик легко и свободно читает с выстукиванием ритма.

Достаточно 20-25 тренировок, чтобы возникла новая программа работы мозга. Далее артикуляция при чтении исчезает как и необходимость в данном упражнении. Ученик способен контролировать артикуляцию при чтении «про себя».

Четвертый аспект- внимание при чтении. Здесь на помощь приходят простые приемы: работа с иллюзиями (рисунок 1). Внимательно посмотрите на картинку. Что вы увидели? Постарайтесь как можно дольше задержать внимание на одной из картинок.

Учитывая особенности младших школьников внимание необходимо переключать используя для этого частую смену деятельности.

Для получения длительного и устойчивого внимания необходимо учесть как минимум два условия: самочувствие ученика и нахождение новых устойчивых связей.

Для определения результатов успешности освоения техники чтения пользуюсь идеей «самозамеров»:«Лесенка успеха» (рисунок 2) ученик может показать свои результаты на графике роста по чтению («лесенка успеха») и отследить траекторию личностного роста. Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою успешность.

Следует отметить, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Но, как правило, выработке читательских навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений.


Эти занятия проводятся непрерывно, систематически, регулярно. Закрепленные не менее важным аспектом работы- домашним чтением. А переоценить роль семьи в формировании навыка чтения практически не возможно. Ученик овладевает оптимальным навыком чтения. Что повышает и его читательский интерес.

Конечно в наше время книге сложно конкурировать с современными гаджетами, которые занимают все более значимое место в жизни ученика, но овладение навыком оптимального чтения, с моей точки зрения, может способствовать повышению интереса к чтению.

Успешно овладев навыком оптимального чтения ученик начальной школы сможет самостоятельно работать на уроке, выполнять анализ текстов любой сложности. Что будет способствовать его развитию, как функционально грамотной личности.

Список литературы

1.Андреев О. А.,Хромов Л.В. Учитесь быстро читать - Москва. Просвещение 1991. 129с

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.:
Творческая педагогика, 1993. 96с.

3. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991. 32 с.

4. . Зайцев В.Н. «Обучение оптимальному чтению» Начальная школа № 11, 2012. с 37

5. Издательство «Просвещение» - Открытые уроки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44667

6. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/



рисунок 2 «График роста чтения» рисунок 1 «Иллюзия»