ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Политические права в РФ и их особенности.
Политические права граждан РФ
Политические права и свободы напрямую связаны с обладанием гражданством. К ним относятся:
-
право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей (п. 1 ст. 32); -
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2, 3 ст. 32); -
Равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32); -
Право участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32); -
Право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); -
Право на объединение (ст. 30); -
Право мирно, без оружия проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). -
К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в конституции рф, относятся: -
Свобода мысли и слова (ст. 29); -
Право на объединение (ст. 30); -
Право граждан российской федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31); -
Право граждан российской федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32); -
Право граждан российской федерации на обращения (ст. 33).
- 1 2 3 4 5
РФ – светское государство. Религиозные объединения в РФ, их правовой статус.
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.
-
Социально-экономические права в РФ.
Социально-экономические права затрагивают такие важные сферы жизнедеятельности человека как собственность, предпринимательская и другая экономическая деятельность, труд, отдых, образование, здоровье и т.д. Социально-экономические свободы призваны обеспечить удовлетворение материальных, духовных и иных социально-значимых потребностей человека.
Социально-экономическими правами и свободами, закрепленными в статьях 34-44 Конституции, являются:
-
Свобода предпринимательской деятельности; -
Право частной собственности, в том числе и на землю; -
Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; -
Право на отдых; -
Охрана семьи; -
Право социального обеспечения; -
Право на жилище; -
Право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; -
Право на образование; -
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; -
Право пользования учреждениями культуры.
-
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):
-
Права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; -
Ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; -
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; -
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в рф устанавливаются федеральными законами.
Под гарантиями прав и свобод человека и гражданина понимаются такие условия, средства и способы, которые делают реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств. Конституционные гарантии основаны на таких выработанных человечеством принципах, как гуманизм, справедливость, законность, равноправие и пр. Их основной функцией является исполнение государством обязательств в сфере реализации конституционных прав и свобод личности.
-
Конституционные обязанности личности в Российской Федерации.
Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности(соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности(взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). К конституционным обязанностям относятся следующие.
-
Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции) – это всеобщее правило, вытекающее из принципа верховенства права и являющееся необходимым условием существования правового государства. -
Уважение прав других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции) – является фундаментальной основой правопорядка. Основной принцип – права человека заканчиваются там, где начинаются права других лиц. -
Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закрепляют, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. -
Получение основного общего образования. Ч. 4 ст. 43 Конституции закрепляют, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. -
Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции). Важность налогов в том, что за счет средств налогоплательщиков содержится само государство и его органы. -
Забота о памятниках истории и культуры. Ч. 3 ст. 44 Конституции установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. -
Сохранение природы и окружающей среды, а также бережное отношение к природным богатствам закреплено ст. 58 Конституции. -
Защита Отечества (ст. 59 Конституции). Следует различать понятия «защита Отечества» и «несение военной службы». Защита Отечества предполагает обязанность граждан России, способных носить оружие оказывать вооруженное сопротивление агрессору, в случае нападения на страну. Несение военной службы касается не всех, а только граждан России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих освобождения или отсрочки от призыва и возможно как в военное, так и в мирное время.
-
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям:
-
Иметь гражданство Российской Федерации; -
Не моложе 35 лет; -
Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. -
Наличие юридического образования не предусмотрено.
В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ:
-
Рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; -
Рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; -
Не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; -
Принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например:
-
Направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод; -
Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; -
Направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; -
Обращаться в конституционный суд рф с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. П. -
Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека извещает заявителя.
-
Правовой режим чрезвычайного положения в Российской Федерации.
Чрезвычайное положение означает введение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов, организаций частного и публичного права, их должностных лиц, общественных объединений, допускающего установленные Федеральным конституционным законом. Указанные меры и ограничения обусловлены обстоятельствами введения чрезвычайного положения. К таким обстоятельствам относятся:
-
Насильственные противоправные действия, посягающие на основы конституционного строя Российской Федерации, иные насильственные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, препятствующие деятельности органов государственной власти и муниципальных органов. Данные обстоятельства всегда возникают вследствие умышленных действий лица, группы лиц, целью которых является причинение вреда общегосударственным интересам или охраняемым законом правам граждан Российской Федерации; -
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых не связано с противоправными действиями физических лиц.
Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ. При этом указ Президента РФ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Согласно Закону в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения определяются:
-
Обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; -
Обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; -
Границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; -
Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; -
Перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; -
Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; -
Время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения (ст. 5).