Файл: Конституционное право России как отрасль права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Политические права в РФ и их особенности.

Политические права граждан РФ

Политические права и свободы напрямую связаны с обладанием гражданством. К ним относятся:

  1. право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей (п. 1 ст. 32);

  2. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2, 3 ст. 32);

  3. Равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32);

  4. Право участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32);

  5. Право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

  6. Право на объединение (ст. 30);

  7. Право мирно, без оружия проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31).

  8. К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в конституции рф, относятся:

  9. Свобода мысли и слова (ст. 29);

  10. Право на объединение (ст. 30);

  11. Право граждан российской федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

  12. Право граждан российской федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);

  13. Право граждан российской федерации на обращения (ст. 33).

  1. 1   2   3   4   5

РФ – светское государство. Религиозные объединения в РФ, их правовой статус.

Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.

  1. Социально-экономические права в РФ.

Социально-экономические права затрагивают такие важные сферы жизнедеятельности человека как собственность, предпринимательская и другая экономическая деятельность, труд, отдых, образование, здоровье и т.д. Социально-экономические свободы призваны обеспечить удовлетворение материальных, духовных и иных социально-значимых потребностей человека.

Социально-экономическими правами и свободами, закрепленными в статьях 34-44 Конституции, являются:

  1. Свобода предпринимательской деятельности;

  2. Право частной собственности, в том числе и на землю;

  3. Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях;

  4. Право на отдых;

  5. Охрана семьи;

  6. Право социального обеспечения;

  7. Право на жилище;

  8. Право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду;

  9. Право на образование;

  10. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

  11. Право пользования учреждениями культуры.




  1. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

  1. Права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

  2. Ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме;

  3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

  4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в рф устанавливаются федеральными законами.


Под гарантиями прав и свобод человека и гражданина понимаются такие условия, средства и способы, которые делают реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств. Конституционные гарантии основаны на таких выработанных человечеством принципах, как гуманизм, справедливость, законность, равноправие и пр. Их основной функцией является исполнение государством обязательств в сфере реализации конституционных прав и свобод личности.

  1. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации.

Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности(соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности(взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). К конституционным обязанностям относятся следующие.

  1. Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции) – это всеобщее правило, вытекающее из принципа верховенства права и являющееся необходимым условием существования правового государства.

  2. Уважение прав других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции) – является фундаментальной основой правопорядка. Основной принцип – права человека заканчиваются там, где начинаются права других лиц.

  3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закрепляют, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  4. Получение основного общего образования. Ч. 4 ст. 43 Конституции закрепляют, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции). Важность налогов в том, что за счет средств налогоплательщиков содержится само государство и его органы.

  6. Забота о памятниках истории и культуры. Ч. 3 ст. 44 Конституции установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  7. Сохранение природы и окружающей среды, а также бережное отношение к природным богатствам закреплено ст. 58 Конституции.

  8. Защита Отечества (ст. 59 Конституции). Следует различать понятия «защита Отечества» и «несение военной службы». Защита Отечества предполагает обязанность граждан России, способных носить оружие оказывать вооруженное сопротивление агрессору, в случае нападения на страну. Несение военной службы касается не всех, а только граждан России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих освобождения или отсрочки от призыва и возможно как в военное, так и в мирное время.


  1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям:


        1. Иметь гражданство Российской Федерации;

        2. Не моложе 35 лет;

        3. Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

        4. Наличие юридического образования не предусмотрено.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ:

  1. Рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

  2. Рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;

  3. Не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

  4. Принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.


Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например:


  1. Направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод;

  2. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы;

  3. Направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

  4. Обращаться в конституционный суд рф с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. П.

  5. Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека извещает заявителя.





  1. Правовой режим чрезвычайного положения в Российской Федерации.

Чрезвычайное положение означает введение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов, организаций частного и публичного права, их должностных лиц, общественных объединений, допускающего установленные Федеральным конституционным законом. Указанные меры и ограничения обусловлены обстоятельствами введения чрезвычайного положения. К таким обстоятельствам относятся:


          1. Насильственные противоправные действия, посягающие на основы конституционного строя Российской Федерации, иные насильственные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, препятствующие деятельности органов государственной власти и муниципальных органов. Данные обстоятельства всегда возникают вследствие умышленных действий лица, группы лиц, целью которых является причинение вреда общегосударственным интересам или охраняемым законом правам граждан Российской Федерации;

          2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых не связано с противоправными действиями физических лиц.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ. При этом указ Президента РФ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Согласно Закону в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения определяются:

  1. Обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

  2. Обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

  3. Границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

  4. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

  5. Перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

  6. Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

  7. Время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения (ст. 5).