Файл: Тема Роль и место пожарностроевой подготовки в общей системе профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Реферат

На тему:

Тема: Роль и место пожарно-строевой подготовки в общей системе профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны
Выполнил: студент группы ПБсз-21-01

Кадиков А.В

.

Уфа

2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.Цель, принципы, задачи пожарно-строевой подготовки 4

2.Роль и место пожарно-строевой подготовки в общей системе профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны 6

3.Охрана труда 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9



ВВЕДЕНИЕ


Профессия пожарного — одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться подниматься по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом (СИЗОД) , двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести. Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую. Во всем мире профессия пожарного входит в десятку самых опасных и рискованных профессий . Ежегодно в мире возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары. Помимо хорошей физической подготовки, помимо высоких моральных качеств и психологической устойчивости, современный специалист пожарной безопасности должен обладать широким кругозором, глубокими профессиональными знаниями, не уступающими по уровню и глубине знаниям профессионалов – строителей, технологов, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов, создающих и эксплуатирующих различные материальные воплощения человеческой мысли.

В этом и заключается актуальность темы, что в настоящее время пожарно-строевая подготовка направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических,
волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров. Обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой, оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожарных подразделений.

Обучение пожарно-строевой подготовке состоит из первоначальной, боевой и политической подготовки. Боевая и политическая подготовка обеспечивает высокую сознательность всего личного состава и постоянную боеготовность частей пожарной охраны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель, принципы, задачи пожарно-строевой подготовки


При изучении данной темы необходимо усвоить: назначение, цели пожарно-строевой подготовки; задачи пожарно-строевой подготовки; программу и основные методы обучения, общие обязанности студентов на занятиях по пожарно-строевой подготовке; требования к боевой одежде и снаряжению.

Необходимо помнить, что современные способы тушения пожаров с применением техники требуют от спасателей и пожарных высокого мастерства и физической подготовки.

Умело действовать в сложных и трудных условиях борьбы с огнем, полностью используя мощность пожарной техники, может только волевой и всесторонне подготовленный пожарный и спасатель. Систематически проводимые занятия по ПСП в значительной степени помогают выработать эти качества.

ПСП является одной из дисциплин, изучаемых в учебных заведениях, которые готовят начальствующий состав пожарной охраны. Она способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, способных методически правильно обучать и тренировать личный состав пожарных частей, поддержанию повышенной боеготовности всех подразделений.

ПСП преследует следующие цели:

— изучение приемов и привитие навыков по работе с различными приборами пожарно-технического вооружения;

— выработка у обучаемых профессиональных качеств: силы, ловкости, выносливости, смелости, решительности, дисциплинированности, выдержки, находчивости, взаимодействия.

Это решается путем:

— индивидуального обучения;

— обучения и тренировки в составе отделения и караула
;

— сдачи зачетов в соответствии с нормативными требованиями;

— изучения и совершенствования упражнений пожарно-строевой подготовки.

Важным условием воспитания этих качеств является правильная организация занятий, выбор соответствующего метода обучения, высокая дисциплина на занятиях, умение обучать пожарных, владение мастерством. Все это оказывает влияние на высокую подготовку личного состава. Такими качествами в первую очередь должны обладать воспитатели личного состава.

Таким образом, назначением ПСП является специальное обучение пожарных приемам работы с пожарной техникой и оборудованием, обучение и тренировка в составе отделения и караула, сдача нормативов по ПСП и участие в соревнованиях по прикладным видам спорта с целью привития и выработки у пожарных профессиональных качеств.

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи пожарно-строевой подготовки:

— обучение приемам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием;

— выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров;

— воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;

— воспитание хороших руководителей занятий, привитие навыков преподавательской и воспитательной работы с отделением и с караулом.

В процессе обучения учащиеся должны усвоить приемы работы с пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и оборудованием, а при систематической тренировке полученные навыки довести до автоматизма.

В зависимости от вида упражнений приемы работы могут быть простыми, легкими и сложными.

Основным методом обучения по ПСП следует считать практический показ с кратким объяснением правил и техники выполнения упражнения. Все упражнения делятся на простые и сложные. Поэтому при обучении простым упражнениям, таким как соединение и разъединение рукавов, их прокладка, намотка верёвок в клубок, нет необходимости разделять их на отдельные приёмы, потому что они легко усваиваются. Следует только правильно показать их, чётко разъяснить технику выполнения и при практической отработке своевременно устранять допущенные ошибки.

При обучении сложным упражнениям, например работа с выдвижной лестницей, требуется разделить упражнения на элементы, отдельные этапы. Добившись правильного исполнения одного этапа упражнения в медленном темпе, нужно переходить к тренировке его на скорость и одновременно начинать разучивать следующий этап в медленном темпе. Обучение по элементам обеспечивает правильное формирование навыков и является наиболее быстрым способом качественного обучения на начальном этапе. В период последующего обучения необходимо добиваться умения выполнять упражнения в целом.


Успешное тушение пожаров зависит не только от правильного тактического решения и имеющейся техники, но и от быстрого введения стволов на тушение, умелого и правильного использования пожарно-технического вооружения.

ПСП имеет тесную связь с другими изучаемыми дисциплинами:

Пожарная тактика изучает приемы и способы тушения пожаров.

Пожарная техника изучает теоретические знания по работе с ПТВ.

Физическая культура вырабатывает силу, выносливость, смелость, ловкость и другие качества, которые необходимы и на занятиях по ПСП.

ПСП на основе взаимосвязи с этими дисциплинами способствует подготовке высококвалифицированных пожарных и спасателей, которые умеют методически правильно обучить личный состав пожарных частей, оснащенных современной пожарной техникой.
  1. Роль и место пожарно-строевой подготовки в общей системе профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны


Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.


Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;

  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций:

  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.
  1. Охрана труда


Вопросы охраны труда в подразделениях ГПС изучаются в полном объеме в период
специального первоначального обучения. Дальнейшее совершенствование знаний в
данной области обеспечивается на занятиях по боевой подготовке (на каждом
практическом занятий) в объеме изучаемой темы. Конкретные вопросы, подлежащие
повторению или отработке, формулируются руководителем занятия и отражаются в
обязательном порядке в плане проведения занятия.

В начале нового учебного года начальник подразделения ГПС со всем личным составом
проводит двухчасовое семинарское занятие в объеме Правил охраны труда в
подразделениях ГПС. При этом особенно внимательно следует рассмотреть требования
безопасности при выполнении основных (главных) действий по тушению пожаров,
несении караульной службы, проведении специальных работ на пожаре, а также
требования безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и