Файл: Понятие как основная структурная единица обществоведческих знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции: Преподавание дисциплины «Основы российской и зарубежной культуры» на уроках обществознания»

План

  1. Тема: Понятие как основная структурная единица обществоведческих знаний

Сущность и виды понятий. Уровни обществоведческих понятий. Основные трудности работы с понятиями и их решение в обучении обществознанию. Приемы работы с понятиями.

  1. Тема: Методы и приемы обучения обществознанию

Понятия методов и приемов обучения, их классификация. Характеристика методов, выделяемых по источникам приобретения знаний. Метод устного обучения. Метод наглядного обучения. Метод работы с текстами.

  1. Тема: Формы обучения обществознанию

Урок-лекция. Урок-конференция. Урок-семинар. Урок-практикум. Урок-экскурсия. Урок-игра. Виды игр на уроках обществознания.

  1. Тема: Наглядные средства обучения обществознанию

Сущность наглядных средств обучения и их виды. Условно-графическая наглядность в обучении обществознанию. Изобразительная наглядность в обучении обществознанию

  1. Тема: Виды текстов в обучении обществознанию

Общие подходы к организации работы с текстом на современном уроке обществознания. Виды и объем текстов на уроках обществознания. Виды художественных текстов, используемых при обучении обществознанию. Назначение использования различных видов текстов в обучении обществознанию. Основные приемы работы с текстами.

  1. Тема: Педагогические технологии в обучении обществознанию

Понятия «педагогическая (образовательная) технология», «педагогический подход в обучении». Виды педагогических технологий. Описание и анализ педагогических технологий. Технологические карты уроков.

Литература:

  1. А.В. Толочко Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 124 с. ISBN 978-5-00151-054-3

  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник. – М.: Проспект, 2015. Олимпиада школьников «Ломоносов» Обществознание / 77 Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2014.

  4. Кравченко А.И., Певцова А.Е. Обществознание. Учебник для 11-го класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2010. Кулаков А.Е. Религии в России: учеб. пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ-ПРССШКОЛА, 2007

  5. Обществознание: Профил. уровень: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодков- ского. – М.: Просвещение, 2014.

  6. Обществознание: Профил. уровень: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирно- вой и др. – М.: Просвещение, 2014.

  7. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Б. Соболева [и др.] ; под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 474 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-9916-7570-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5C698B55- EA02-40C0-B47C-017F38FE6074.

  8. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 274 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-9916- 5616-0. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/A853F369-1DB7-4B7C-B84A3A76091FC6BE.



Задания к зачету «Преподавание дисциплины «Основы российской и зарубежной культуры» на уроках обществознания»

Практическая работа № 1

Анализ государственного образовательного стандарта основного общего и основного среднего (полного) образования по дисциплине «Обществознание».

1. Каково содержание концепции современного школьного образования по обществознанию, и какие способности она призвана сформировать?

2. Каковы предмет, цели и задачи методики преподавания обществознания?

3 На основе «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» определите, в чем разница между требованиями «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться». Приведите примеры.

4. Проведите параллель между требованиями ФГОС основного общего образования и темами в любом из выбранных классов, которые изучаются на уроках обществознания. Ваш ответ должен выглядеть следующим образом:

Требование ФГОС Тема урока

Уважение к семейным ценностям Семья и семейные отношения

5. Составить дифференцированную работу по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по теме «Культура»

6. Сформулируйте по ФГОС личностные, предметные и метапредметные цели для урока «Мировые религии» в 6-м классе.

7. Выберите раздел «Культура» из курса «Обществознания». Составьте к этому разделу список понятий обязательных для усвоения в основной школе.

8. Составьте для списка понятий максимизированный кластер взаимосвязи понятий

Практическая работа № 2

1. Найдите переводы слов «этика», «мораль», «нравственность». В чём состоит их особенность? Предложите подходы к формированию этих понятий на уроках обществознания.

2. Ученик 10-го класса в самостоятельной работе дал такое определение науки: «Наука – это вид духовного производства, важнейший способ познания мира, критерий общественного прогресса». Правильно ли он дал определение? Если нет, то укажите ошибки и способы их исправления.


3. Напишите план проведения урока на тему «Тема Свободы в философии и художественной литературе».

4. Напишите план проведения урока на тему «Способы познания» в 10 классе с максимальным использованием метапредметных связей.

5. Разработайте методический прием работы с фотоматериалами по культуре на уроке обществознания, направленный на развитие у учеников умений исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения обществознанию.

По теме «Культура»:

6. Разработайте методические приемы создания следующих видов проблемных ситуаций:

А) изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Б) рассмотрение явления с различных позиций (например, юриста, педагога, домохозяйки, ученого);

В) постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию.

7. Разработайте проблемно-познавательные задачи по определенной теме урока в разделе «Культура»