Файл: Особенности формирования сегментной отчетности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Реферат

На тему : Особенности формирования сегментной отчетности.


Выполнила:

Студенка группы ЭП-19

Кирьязиева А.Д.

Донецк 2022


Содержание


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы сегментной отчетности 4

1.1 Понятие и значение сегментной отчетности 4

1.2 Раскрытие информации по сегментам 7

1.3 Учетная политика в отношении информации по сегментам 10

Глава 2. Формирование сегментной отчетности на примере ОАО "НЛМК" 13

2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО "НЛМК" 13

2.2 Раскрытие информации по сегментам ОАО "НЛМК" 18

Заключение 24

Список использованных источников 26


Введение



В связи с тем, что рынок сбыта товаров развивается, продажа и производство различных видов товаров, работ, услуг, которые являются результатом деятельности компании, может совершаться в различных географических регионах. Осуществляемая в различных регионах деятельность, так же как и обычная деятельность, может быть связана с разнообразными рисками и прибылями. Компании диверсифицируют свой бизнес для оптимизации соотношения рисков и доходности. Поэтому для лучшей оценки рентабельности и риска такого бизнеса используется сегментная отчетность.

Актуальность данной работы состоит в том, что при подготовке финансовых отчетов существует необходимость помимо прочих данных, сформировывать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Такую информацию не всегда можно получить из бухгалтерской отчетности.

При раскрытии информации по сегментам в составе бухгалтерской отчетности пользователи имеют наиболее полное и точное представление об организации. Этого можно добиться путем обеспечения дополнительными данными о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые представляют собой результат деятельности организации, и о разных географических регионах, где организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Деление на сегменты позволяет увидеть, какие инвестиции были вложены в сегмент (активы сегмента) и результаты работы этого сегмента, впоследствии этого можно принимать управленческие решения. На основании этого заинтересованный пользователь может принять более взвешенные и обоснованные управленческие решения о развитии сегмента или о его продаже.

сегментная отчетность учетная политика

Цель данной работы - изучение сегментной отчетности и особенностей ее формирования.

Чтобы достичь поставленную цель, следует решить следующие задачи:

  • проанализировать основные аспекты формирования сегментной отчетности;

  • дать характеристику организации ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат";

  • раскрыть информацию по отчетным сегментам при составлении бухгалтерской отчетности в ОАО "НЛМК".

Объектом исследования является организация ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", предметом - особенности формирования сегментной отчетности. Период исследования 2012-2013.

При написании данной курсовой работы были использованы нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок формирования и ведения бухгалтерской отчетности в РФ, учебная литература и информация, собранная и осмысленная в ходе проводимого исследования.



Глава 1. Теоретические основы сегментной отчетности




1.1 Понятие и значение сегментной отчетности



У многих коммерческих организаций деятельность имеет многопрофильный характер. Они могут производить товары и оказывать услуги широкого ассортимента или осуществлять деятельность в различных географических регионах, которые имеют разные возможности для роста объемов продаж, обладают неодинаковым уровнем рентабельности продаж и коммерческих рисков. 1

Иногда пользователи финансовой отчетности бывает сложно дать адекватную оценку деятельности на основе данных консолидированной финансовой отчетности. Поэтому им необходима разрозненная информация о производстве либо продаже разных видов (групп) товаров, а также о деятельности компании, проводимой в различных географических регионах, на основе анализа соответствующих рисков и прибылей.

Такая информация содержится в сегментной отчетности. Она дает возможность сопоставить представленные данные компании с показателями других предприятий, повысить степень удовлетворенности в информации о рисках и выгодах, которые связаны с деятельностью и географическим положением компании.

Поскольку сегмент - это часть чего-либо, выделение сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части (сегменты). 2 Из этого следует, что сегмент - это часть деятельности предприятия, которое существует в определенных хозяйственных условиях, информация о котором подлежит раскрытию, то есть представлению установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности. Этими частями (сегментами) являются данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

Информация, которая содержится в сегментной отчетности, представляет собой основу финансового анализа и имеет важное значение для принятия управленческих решений. 3 Раскрытие информации, содержащейся в сегментной отчетности, направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешние пользователи на основе представленных данных смогут более точно проанализировать деятельность организации за несколько лет, а также сравнить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает возможность приобрести дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности организации с результатами конкурентов и сведениями отраслевых тенденций.

Составление сегментной отчетности регулируются ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (утверждено Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам") и МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 г. №160н (в редакции изменений и дополнений от 18.07.2012 г. №106н)). В данных нормативных документах содержатся лишь общие принципы формирования сегментарной информации. Также там содержатся правила формирования и представления в бухгалтерской отчетности информации по сегментам, отражающей отраслевую специфику деятельности организаций (за исключением кредитных организаций). Представление информации по сегментам обязательно для организаций, являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, остальные субъекты хозяйствования и малые предприятия могут вести сегментную отчетность по желанию.

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, раскрываемая в бухгалтерской отчетности информация, в учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры. 4

Наиболее часто выделяют 2 вида сегментов:

  • операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвергается рискам и получению прибылей, которые отличны от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. Для объединения товаров в группу необходимо сходство по назначению товаров; процессу их производства; потребителям; методам продажи; системам управления деятельностью организации;

  • географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвергается рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует учитывать сходство условий, которые определяют экономические и политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность; наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах; сходства характера деятельности; рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; общности правил валютного контроля; валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Так же при выделении сегментов во внимание нужно принимать систему внутренней отчетности организации, являющейся основой анализа и принятия решений руководством. По большей части, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отображают основные источники рисков и получения прибылей. В то же время важно учитывать общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное выражение и измерение.


1.2 Раскрытие информации по сегментам



Не каждый операционный и географический сегмент отражается в бухгалтерской отчетности. Отчетными сегментами являются те, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности. Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям.

При раскрытии информации по сегментам организация применяет общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций. Процесс формирования информации по сегментам состоит из двух этапов, это - выделение сегментов и определение отчетных сегментов, удовлетворяющих установленным ПБУ 12/2010 критериям. Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (отчетные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры. 5

Раскрытию подлежат те сегменты, информация по которым предоставляется лицу компании, которое несет ответственность за принятие операционных решений. Отчетным считается тот сегмент, у которого значительная величина выручки была получена от продажи внешним покупателям. Кроме этого, должно выполняться одно из следующих условий:

1. Выручка от продаж сегмента, как внешним покупателям, так и другим сегментам, составляет не менее 10% суммарной выручки всех сегментов;

2. Абсолютная величина прибыли (убытка) от деятельности сегмента составляет не менее 10%, в абсолютном выражении от: суммарной прибыли всех сегментов, которые не были в убытке; суммарного убытка всех сегментов, которые были в убытке.

3. Активы сегмента должны составлять не менее 10% от суммы активов всех сегментов.

При составлении бухгалтерской отчетности организации выручка, приходящаяся на отчетные сегменты, должна составлять, по меньшей мере, 75% от всей выручки организации. Если этого не происходит, то следует выделить дополнительные отчетные сегменты, учитывая при этом интерес внешних пользователей в информации по сегментам. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

Если у организации есть несколько операционных сегментов со схожими экономическими характеристиками, их можно объединить в один отчётный сегмент. Это можно сделать при условии, если они схожи по большинству параметров (характер реализуемых товаров, работ, услуг, характер производственных процессов, тип покупателей, методы распространения продукции, правовая среда).


Но, несмотря на самостоятельность организации при принятии решения о количестве раскрываемых отчётных сегментов, необходимо учитывать два условия: количество сегментов должно быть таковым, чтобы на них пришлось не менее 75% выручки организации; максимальное количество сегментов не должно превышать десяти, поскольку раскрытие большего количества может быть неразумно.

Обязательному отображению по каждому отчетному сегменту подлежит информация о выручке (доходах) сегмента, расходах сегмента, финансовом результате сегмента, активах и обязательствах сегмента.

Информации о выручке отчетного сегмента формируется на основе доходов от внешних покупателей организации и от операций с другими сегментами. Доходами не являются проценты, дивиденды, и доходы от продажи финансовых вложений кроме тех случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;

К расходам отчетного сегмента относятся расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе и часть общих расходов организации, приходящихся на отчетный сегмент. Расходами отчетного сегмента не являются проценты, расходы, которые связаны с продажей финансовых вложений, налог на прибыль, общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом.

Финансовый результат отчетного сегмента представляет собой разницу между доходами и расходами сегмента. В консолидированной финансовой отчетности он рассчитывается до поправок на "долю меньшинства".

Активы отчетного сегмента - это активы, использующиеся для производства определенных товаров или для производства товаров в определенном географическом регионе. Активы, которые совместно используются двумя или более сегментами, подлежат распределению по сегментам. Это возможно при условии, что соответствующие им доходы или расходы также будут распределены по этим сегментам.

Обязательства, возникающие при производстве и продаже определенных товаров или при производстве и продаже товаров в определенном географическом регионе, являются обязательствами отчетного сегмента.

Для определения доходов, расходов, активов и обязательств
отчетного сегмента берутся только те данные, которые непосредственно имеют отношение к отчетному сегменту или могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. 6Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, которые относятся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов, поэтому для этого применяются разные способы. В связи с этим организация должна последовательно применять избранную основу распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств.

Суммарная информация о выручке, финансовом результате, активах и обязательствах сегментов может отличаться от данных, приведенных в отчетности организации. Основные различия заключаются в тех операциях, которые относятся к операциям между сегментами, к организации (группе) в целом и которые не могут быть отнесены к сегментам путем обоснованного распределения.