Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Раскрытие информации по сегментам ОАО "НЛМК"
Деятельность ОАО "НЛМК" организована в рамках четырех сегментов которые раскрываются в консолидированной финансовой отчетности. В отчетности раскрываются такие ключевые показатели как выручка от продаж продукции и финансовый результат. Информация об активах и обязательствах отчетного сегмента не раскрывается, поскольку по Обществу в целом доля сегмента в производстве и реализации подавляющая.
Сегменты Общества:
-
стальной сегмент, который включает в себя производство и реализацию кокса и металлопродукции, преимущественно чугуна, слябов, горячекатаного и холоднокатаного проката, холоднокатаного проката с цинковым и полимерным покрытиями, а также электротехнических сталей; -
сегмент зарубежный прокат, включает в себя производство и реализацию металлопродукции в Европе и США; -
сегмент сортовой прокат, включает ряд предприятий по выпуску металлургической продукции, которые объединены в единую производственную систему от сбора и переработки металлолома черных металлов до выплавки стали и производства сортовой заготовки, арматуры и метизов; -
горнодобывающий сегмент, включает добычу, переработку и реализацию железной руды, флюсового известняка и металлургического доломита и поставляющий сырье предприятиям стального сегмента и третьим сторонам; -
и прочих сегментов, которые отдельно не раскрываются отдельно в консолидированной финансовой отчетности.
Произведем анализ показателей по каждому сегменту организации в отдельности.
Таблица 3. Анализ стального сегмента ОАО "НЛМК"
Показатель | млн. долларов США | Относительное изменение, % | |||
2013 г | 2012 г | Абсолютное изменение | |||
Продажи металлопродукции | 11 840 | 12 117 | (277) | (2,29) | |
в т. ч. внешним покупателям | 9 342 | 9 502 | (160) | (1,68) | |
Выручка в т. ч. | 7 865 | 8 676 | (811) | (9,35) | |
Выручка от внешних покупателей | 6 468 | 7 150 | (682) | (9,54) | |
Выручка от операций между сегментами | 1 396 | 1 526 | (130) | (8,52) | |
EBITDA | 637 | 968 | (331) | (34, 19) | |
Рентабельность EBITDA | 8% | 11% | (3%) | |
Общие продажи сегмента уменьшились на 277 млн долларов США (2,29%) и составили 11 840 млн долларов США.
Общая выручка стального сегмента составила 7 865 млн долларов США, в отчетном периоде она уменьшилась 9,35%, что составило 811 млн долларов США.
Показатель EBITDA снизился на 34, 19% до 637 млн долларов США. Снижение финансового результата связано с падением цен на металлопродукцию, сужением спредов между ценами на сталь и сырье, а также ростом расходов на услуги естественных монополий.
Таблица 4. Анализ сегмента сортовой прокат
Показатель | млн. долларов США | Относительное изменение, % | |||
2013 г | 2012 г | Абсолютное изменение | |||
Продажи металлопродукции | 2 102 | 1 699 | 403 | 23,72 | |
Выручка в т. ч. | 1 716 | 1 645 | 71 | 4,32 | |
Выручка от внешних покупателей | 1 328 | 1 199 | 129 | 10,76 | |
Выручка от операций между сегментами | 388 | 446 | (58) | (13) | |
EBITDA | 95 | 171 | (76) | (44,44) | |
Рентабельность EBITDA | 6% | 10% | (4%) | |
Общие продажи по сортовому прокату выросли на 24% до 2 102 млн долларов США, что составило 403 млн долларов США.
Общая выручка сегмента выросла на 4,32% или на 71 млн долларов США на фоне роста продаж, который компенсировал снижение цен на сортовой прокат.
Рентабельность EBITDA снизилась на 4% в результате сокращения спрэдов между ценами на сталь и металлолом, а также на фоне роста расходов на услуги естественных монополий.
Таблица 5. Анализ горнодобывающего сегмента
Показатель | млн. долларов США | Относительное изменение, % | |||
2013 г | 2012 г | Абсолютное изменение | |||
Продажи концентрата и аглоруды | 15 434 | 15 835 | (401) | (2,53) | |
в т. ч. на Липецк. площадку | 11 641 | 11 891 | (250) | (2,10) | |
Выручка в т. ч. | 1 351 | 1 338 | 13 | 0,97 | |
Выручка от внешних покупателей | 372 | 341 | 31 | 9,09 | |
Выручка от операций между сегментами | 979 | 997 | (18) | (1,81) | |
EBITDA | 860 | 861 | (1) | (0,12) | |
Рентабельность EBITDA | 64% | 64% | - | |
Продажи концентрата и аглоруды уменьшились до 15 434 млн долларов США, что составило 401 млн долларов США. Общая выручка сегмента увеличилась на 0,97% и составила 1 351 млн долларов США. Незначительный рост выручки при снижении объемов продаж в основном был обусловлен увеличением средних цен на железорудное сырье. Показатель EBITDA составил 860 млн долларов США, рентабельность по EBITDA не изменилась и осталась на уровне предыдущего года - 64%.
Рост расходов на услуги естественных монополий был компенсирован жестким контролем над прочими затратами.
Таблица 6. Анализ сегмента зарубежный прокат
Показатель | млн. долларов США | Относительное изменение, % | ||
2013 г | 2012 г | Абсолютное изменение | ||
Продажи металлопродукции | 3 386 | 3 983 | (597) | (14,99) |
Выручка в т. ч. | 2 742 | 3 468 | (726) | (20,93) |
Выручка от внешних покупателей | 2 740 | 3 467 | (727) | (20,97) |
Выручка от операций между сегментами | 2 | 1 | 1 | 100 |
EBITDA | (94) | (148) | (54) | |
Общие продажи сегмента снизились на 597 млн долларов США (14,99%) и составили 3 386 млн долларов США. Убыток по EBITDA сократился на 54 млн долларов США и составил 94 млн долларов США.
Проанализируем информацию по всем сегментам за 2012-2013 гг., содержащуюся в Приложении 6.
Таблица 7. Анализ показателей всех сегментов ОАО "НЛМК"
| Изменения абсолютные (млн. дол.) и относительные (%) | |||||||
Показатель | Стальной сегмент | Сегмент зарубежный прокат | Сегмент сортовой прокат | Горнодобывающий сегмент | Прочие | Итого | Операции и остатки между сегментами | Консолидированные данные |
Выручка от внешних покупателей | (681 431) (9,53) | (726 626) (20,96) | 129 518 10,81 | 31 434 9,22 | (45) (6,69) | (1 247 150) (10,26) | - | (1 247 150) (10,26) |
Выручка от операций между сегментами | (130 018) (8,52) | 362 27,09 | (57 908) (12,98) | (18 124) (1,82) | - | (205 688) (6,92) | (205 688) (6,92) | - |
Амортизация | (121 940) 29,25 | 35 307 (17,79) | 3 171 3,74 | (4 003) 5,93 | 6 (11,54) | 93 801 12,22 | - | 93 801 12,22 |
Валовая прибыль/ (убыток) | (537 539) (31,09) | (37 870) (52,88) | (68 928) (25,23) | 1 095 0,12 | (192) (38,09) | (567 694) (19,89) | (207 340) (302,70) | (775 034) (26,78) |
Операционная прибыль/ (убыток) | (452 962) (82, 19) | 89 719 (25,86) | (78 889) (92,06) | (4 786) (0,60) | (197) 8,51 | (447 115) (41,37) | (41 844) (80,27) | (488 959) (43,16) |
Проценты к получению | (46 032) (18,09) | (784) (54,37) | 1 744 41,82 | 4 358 21,59 | (95) (7,65) | (40 809) (14,49) | 52 469 (20,75) | 11 660 40,79 |
Проценты к уплате | 51 304 51,89 | (2 695) (5,01) | (55 753) (33,06) | - | 82 341,67 | (7 062) (2, 19) | (52 469) 20,75 | 45 407 66,32 |
Налог на прибыль | (103 503) (64,22) | (87 209) 108,49 | (12 640) (78,58) | (44 017) (27 37) | (95) (37,63) | (73 091) (24,64) | 9 684 19,5 | (82 775) (27,16) |
Прибыль/ (убыток) за вычетом налога на прибыль | (656 910) (80,37) | (86 327) (20,08) | 227 182 365,97 | 144 272 23,34 | (694) (80,34) | (199 823) (20,69) | 148 790 41,81 | (348 613) (57,13) |
Активы сегмента, включая гудвилл | (1 666 898) (11,33) | (1 935 822) (50,14) | (40 596) (1,44) | 104 286 4,59 | 7 614 13,79 | (3 531 416) (14,89) | (1 357 977) (25,79) | (2 173 439) (11,78) |
Капитальные затраты | (356 132) (47,64) | (124 691) (72) | (120 423) (40,11) | (104 347) (45,37) | 8 497 357,02 | (697 096) (47,96) | - | (697 096) (47,96 |
Анализируя составленную таблицу можно сделать вывод о том, что ОАО "НЛМК" в отчетном году по сравнении с предыдущим работало не достаточно эффективно. Наблюдается спад практически по всем показателям консолидированных данных. Это обусловлено снижением цен на металлопродукцию, увеличением расходов на услуги естественных монополий, а также в связи с деконсолидацией NBH/
Выручка от внешних покупателей сократилась на 10,26%, что составило 1 247 150 млн. дол. США. В связи с этим валовая прибыль тоже уменьшилась на 26,78% (775 034 млн. дол. США). Проценты к получению и уплате повысились в отчетном году на 40,79% и 66,32% соответственно. Вследствие уменьшения операционной прибыли на 488 959 млн. дол. США (43,16%) снизился налог на прибыль на 82 775 млн. дол. США (27,16%). По активам сегментов, включая гудвилл, также наблюдается снижение на 11,78% и составили 16 284 081 млн. дол. США. Капитальные затраты по сравнению с предыдущим годом тоже снизились на 47,96% и составили 756 290 млн. дол. США.
Заключение
Большинство компаний производят широкий спектр товаров (услуг) либо осуществляют деятельность в географических районах, которые различаются по уровням риска и рентабельности. Информацию, в которой содержится спектр товаров (услуг), выполняемый компанией, а также данные о ее деятельности в различных географических районах называют информацией по сегментам.
Основными задачами создания системы сегментной отчетности являются:
-
определение принципов предоставления информации по сегментам, которая отражается в отчетности, для помощи пользователям в лучшем понимании показателей работы компании в прошлых периодах, -
оценка рисков и прибыльности компании, -
обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией, в которой содержится информация о деятельности структурных подразделений, необходимая для анализа и принятия грамотных управленческих решений относительно компании в целом.
Система финансового учета данную информацию предоставить не может. Помимо этого сегментный учет дает возможность модернизировать документооборот, который существует в настоящее время на предприятии. Также происходит оптимизация показателей деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.
Отчетным считается тот сегмент, у которого большая часть выручки поступает за счет продаж внешним покупателям, и он удовлетворяет 10% -ному порогу по выручке, прибыли (убыткам) или активам.
Отчетные сегменты подразделяются на хозяйственные (операционные) и географические сегменты. Географические сегменты - это те, которые основаны на месте размещения производственных мощностей или на месте расположения рынков и клиентов. А хозяйственный сегмент - тот, который занят производством отдельного продукта (предоставлением услуги) или группы связанных продуктов (услуг).
Показатели сегментной отчетности вычисляются на основе принципов внутренней отчетности, даже не смотря на то, что отчетность крупных предприятий в состав их внешней финансовой отчетности.