Файл: Расчет и выбор допусков и посадок для типовых соединений деталей в узлах машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 ВЫБОР ПОСАДОК ПРЯМОБОЧНОГО ШЛИЦЕВОГО
СОЕДИНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СПОСОБА ЦЕНТРИРОВАНИЯ
По заданному варианту (таблица 6.1) в соответствии с заданным способом центрирования – по внутреннему диаметру выбираем посадки по всем параметрам шлицевого соединения:
для d – Н7/g6; для D – H12/а11; для b – F8/h7.
Таблица 6.1 – Размеры элементов прямобочных шлицевых соединений
Ном ер варианта | Способ центрирования | Номинальные размеры (мм)и число шлицев (зубьев) | |||
b | d | D | z | ||
26 | d | 4 | 26 | 32 | 10 |
Соответствующие условные обозначения:
-
шлицевого соединения d–10x26 x32 x4 ; -
шлицевой втулки d–10x26H7x32H12x4F8; -
шлицевого вала d–10x26g6x32a11x4h7.
Предельные отклонения и допуски на диаметры и ширину зуба:
для втулки: dвт=Æ26Н7(+0,021); Dвт=Æ32Н12(+0,25); bвт=4F8( );
для вала: dв=Æ26g6( ); Dв=Æ32а11( ); bв=4h7(-0,012).
Соответствующие СПД на сопрягаемые параметры d, D и b представлены соответственно на рисунках 6.1–6.3 представлен эскиз шлицевого соединения.
Допуски параллельности плоскости симметрии зубьев вала и пазов втулки относительно оси центрирующей поверхности не должны превышать на длине 100 мм: 0,03 мм – в соединениях повышенной точности, определяемой допусками размеров b от IТ6 до IT8; 0,05 мм – в соединениях нормальной точности при допусках размеров b от IT9 до IT10. Примем для втулки и вала допуск параллельности 0,03/100 мм.
Рисунок 6.1 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру d |
Рисунок 6.2 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру D |
Рисунок 6.3 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру b |
Рисунок 12 – Эскиз шлицевого соединения и сопрягаемых деталей а – шлицевое соединение, б – шлицевая втулка, в – шлицевый вал |
7 РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
7.1 Исходные данные. Схема размерной цепи приведена на рисунке 7.1
Рис. 7.1– Схема размерной цепи |
Исходные данные размерной цепи приведены в таблице 6.1.
Таблица 7.1 – Исходные данные размерной цепи. Вариант – 44
Замыкающее звено | Увеличивающее звенья | Уменьшающее звенья | ||
AΔ | A1 | A2 | A3 | A4 |
1-0,15 | 25 | 35 | 20 | 39 |
Проверка исходных данный:
Отклонения замыкающего звена
AΔ – ES = 0мкм, EI= -150 мкм. T =150мкм
Координаты середины полей допуска замыкающего звена
7.2 Расчет размерной цепи способом равных допусков .
Среднее значение допуска составляющих звеньев
где m – число уменьшающихся звеньев; n – число увеличивающихся звеньев.
Исполнительные размеры первых трех составляющих звеньев:
Соответствующие координаты середины полей допусков этих звеньев равны
Координата середины поля допуска четвертого звена находим из уравнения
Соответственно исполнительный размер А4 –
7.3 Расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости способом допусков одного квалитета
Требуемый квалитет находится через коэффициент точности (число единиц допуска ai постоянная величина для одного квалитета)
ii – единица допуска для одного размера. характеризует ту часть допуска, которая меняется с изменением размера. Значения ii в зависимости от размера приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Размер | 25 | 35 | 20 | 39 |
Ед. i, мм | 1,44 | 1,71 | 1,44 | 1,71 |
Назначенный допуск по 8 квалитету | 33 | 39 | | 39 |
Расчетный допуск | | | 39 | |
Расчетное число единиц допуска ai
Для звеньев А1, А2 и А4 назначаем допуски по 8-му квалитету (табл. 6.2) а для звена А3 рассчитываем допуск из условия ТА = Аi, т.е.
150 = 33 + 39 + ТА3 + 39,
откуда
Назначаем отклонения на составляющие звенья
A1=25-0.033; A2=35-0.039; A3=200,0195;
Соответствующие отклонения координат середины полей допусков
ЕсА1 = -0,0165, ЕсА2 = -0,0195, ЕсА3 = 0,
Координату середины поля допуска 4 звена ЕсА4 находим из обеспечения условия ЕсА = Аув – Аум, т.е.
-0,075 = (-0,0165-0,0195) – (0+ ЕсА4)
Соответственно исполнительный размер А4
7.4 Расчет размерной цепи теоретико вероятностным методом способом допусков одного квалитета.
При изменении размеров по нормальному закону распределения и коэффициенте риска 0,27% коэффициент точности аi определяют по формуле (для способа одного квалитета)
Для звеньев А1, А2 и А4 назначаем допуски по 9-му квалитету
(табл. 6.3) а для звена А3 рассчитываем допуск из условия
, т.е.
,
Откуда ТА3 = 110,04. Принимаем ТА3 = 110.
Данные всех принятых допусков приведены в таблице 6.3.
Таблица 7.3
Размер | 25 | 35 | 20 | 39 |
Ед. i, мм | 1,44 | 1,71 | 1,44 | 1,71 |
Назначенный допуск по 9 квалитету | 52 | 62 | | 62 |
Расчетный допуск | | | 110 | |
Аналогично предыдущему расчету назначаем отклонения Назначаем отклонение трех звеньев.
Определяем координаты середины полей допусков этих трех составляющих звеньев.
Координату середины поля допуска 4 звена ЕсА4 находим из обеспечения условия
, т. е.
Исполнительный размер
8 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ
8.1 Стандартизация услуг
Различают виды услуги:
Услуга для потребителя – совокупность процесса и результата целевой деятельности исполнителя услуги по удовлетворению конкретной потребности индивидуального заказчика.
Производственная услуга – услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций (наладка, техническое обслуживание, опытно-конструкторские работы, чистка и т.д.).
Стандартизация в сфере услуг – это способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.
Доля услуг в мировой торговле составляет более 25%.
Как объект стандартизации, услуга представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг.
В 1995 г. вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли.
Положения Соглашения относятся к широкому спектру обслуживающих отраслей экономики: банковскому делу, страхованию, туризму, архитектуре и проектированию, телекоммуникации, бухгалтерскому учету, консультированию по различным вопросам, транспорту и многим другим услугам.
Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров, препятствующих сервисным фирмам прежде всего в получении лицензий и ограничивающих иностранные инвестиции.
Проблемы в области стандартизации услуг связаны, с одной стороны, с отсутствием наработок, а с другой – с увеличением ассортимента предоставляемых услуг за счет ранее не существовавших.
Структура ассортимента бытовых услуг следующая:
-
услуги бань и парикмахерских 23%; -
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов 20%; -
ремонт и пошив изделий и головных уборов 17%; -
химчистки и прачечные 13%; -
техобслуживание и ремонт автомототехники 10%; -
ремонт, пошив, окраска обуви 5%; -
ремонт и строительство жилья 5%; -
услуги фотоателье и фотокинолабораторий 4%; -
изготовление и ремонт мебели 3%.
Методической основой для стандартизации и сертификации услуг служит "Концепция развития стандартизации и сертификации услуг", первостепенными задачами которой являются - разработка Классификатора услуг населению, упорядочение терминологии, используемой в законодательных актах и в отраслях сферы услуг.
Принят основополагающий стандарт СТ РК 1.28 «Стандартизация услуг. Основные положения».
Принят Технический регламент «Процедуры подтверждения соответствия», устанавливающий правила и порядок сертификации услуг.
Главными аспектами стандартизации услуг являются: классификация, терминология, условные обозначения, общетехнические нормы и требования.
В связи с необходимостью гармонизации стандартов с международными - правилами и нормами по услугам создание новых стандартов на услуги и переработка ранее принятых ориентируются на международный стандарт ИСО 9001.
Стандарт устанавливает две группы характеристик качества услуг: количественные и качественные.
Показатели качества услуг группируют, различая показатели: функционального назначения, безопасности, надежности, профессионального мастерства, культуры обслуживания.
Классификация услуг:
1) По форме оказания услуги:
- услуги, требующие непосредственно контакта исполнителя с потребителем;
- услуги, не требующие непосредственно контакта исполнителя с потребителем;
- комбинированные услуги.
2) По объекту обслуживания:
- производственные услуги (включая техническое обслуживание, чистку и т.д.);
- услуги для фирм (реклама, объявления, обучение персонала и выдача сертификата и т.д. );
- услуги для потребителя (гостиницы, рестораны, прачечные, химчистки, перевозки, похороны, транспортные услуги т.д.),
- услуги прочие.
3) Область распространения:
- население,
- производство,
- общество в целом (жилищно-коммунальные, перевозки грузовые и пассажирские, услуги банковские, правовые, медицинские и др.).
4) Назначение:
- материальные (ремонт и обслуживание техники);
- нематериальные или социально-культурные (образование, культура, медицина).
5) По характеру потребления:
- индивидуальный,
- коллективный.
6) Условия предоставления: платные, льготные или бесплатные(инвалидам, беженцам, пенсионерам, участникам войн и др.
Требования соответствия функциональному назначению складываются из разных видов совместимости:
- функциональной (в туризме, при исполнении комплекса услуг, тур соединяет услуги питания, проживания, перемещения, экскурсии);
- параметрической (при пошиве одежды, техобслуживании, медицинских анализах и т.п.);
- биологической (в услугах питания, медикаментозного лечения, услугах парикмахерских, бань, бассейнов и т.п.);
- электромагнитной (при эксплуатации результата услуги в зависимости от источников электропитания, электромагнитных помех);
- технологической (при ремонте автомобилей иностранных марок, использовании комплектующих и запчастей при техобслуживании бытовой техники и т.п.);
- информационной (достоверность, полнота объема, видов и формы представления информации), особенно важной в туристических услугах, при пассажирских перевозках, услугах связи.
К показателям назначения услуг относят:
- ассортимент услуг и разнообразие фасонов, устойчивость формы (услуги ателье);
- санитарию и гигиену салонов (пассажирские перевозки);
- охват диспансерным наблюдением (услуги медицины);
- калорийность, продуктов (услуги массового питания);
- общие для всех услуг показатели: точность и своевременность исполнения, а также материальные затраты на них.
Характеристики профессионального мастерства в соответствии с ИСО 9001 складываются из:
- профессиональной компетентности специалиста;
- деятельности руководства по обеспечению качества работы персонала.
Особое место в качестве услуг занимает качество обслуживания - показатели культуры обслуживания:
- безопасность и экологичность при обслуживании;
- эстетику интерьера мест обслуживания;
- эргономичность мест ожидания и обслуживания;
- комфортность помещения, оборудования, мебели;
- санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выдачи) заказов;
- этику общения.
Наряду со стандартизацией самих услуг проводится и стандартизация систем менеджмента качества услуг, что необходимо для сертификации отдельных видов услуг.
Нормативное обеспечение петли качества составляют как государственные стандарты, так и стандарты организации, которые конкретизируют требования сообразно виду услуги и возможности организации, предоставляющей их.
8.2 Сертификация в сфере услуг
Сертификаация (лат. sertifico – удостоверяю) – подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.
Объектами сертификации являются:
- продукция;
- работы (услуги);
- системы менеджмента;
- персонал.
Сертификация услуг (работ) – это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.
Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».
В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:
- законодательные акты Российской Федерации;
- правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
- государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Объектами добровольной сертификации может быть продукция, работы (услуги), системы менеджмента, персонал.
Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Деятельность органов по сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184- ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
Действия по сертификации услуг:
- проверка результатов материальной услуги;
- сертификация системы качества обслуживания;
- аттестация персонала, выполняющего услуги;
- аттестация способов (технологии) предоставления услуг;
- сертификация всего предприятия, предоставляющего услуги;
- инспекционный контроль.
Сертификация материальных услуг.
Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают:
- аттестацию профессионального мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий);
- аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле;
- аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль;
- сертификацию систем качества обслуживания
- инспекционный контроль.
Сертификация нематериальных услуг.
Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификация предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификация системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой.
Инспекционный контроль.
Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.
Список использованных источников
-
Расчет и выбор допусков и посадок для типовых соединений деталей в узлах машин : учеб. пособие / Н.А. Кутний. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 266 с. -
Димов Ю.В. - Метрология, стандартизация и сертификация. 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 432с. -
Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.2.-1982.-448с -
Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов. /Под ред. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-487 с
1. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.1.-1982.-542с.
2. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.2.-1982.-448с.
3. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов. /Под ред. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-487 с.
4. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2005. Изд.2-е. – 2005.