Файл: Расчет и выбор допусков и посадок для типовых соединений деталей в узлах машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6   ВЫБОР ПОСАДОК ПРЯМОБОЧНОГО ШЛИЦЕВОГО
СОЕДИНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СПОСОБА ЦЕНТРИРОВАНИЯ



По заданному варианту (таблица 6.1) в соответствии с заданным способом центрирования – по внутреннему диаметру выбираем посадки по всем параметрам шлицевого соединения:

для d – Н7/g6; для D – H12/а11; для b – F8/h7.
Таблица 6.1 – Размеры элементов прямобочных шлицевых соединений

Ном
ер варианта

Способ центрирования

Номинальные размеры (мм)


и число шлицев (зубьев)

b

d

D

z

26

d

4

26

32

10


Соответствующие условные обозначения:

  • шлицевого соединения d–10x26 x32 x4 ;

  • шлицевой втулки d–10x26H7x32H12x4F8;

  • шлицевого вала d–10x26g6x32a11x4h7.

Предельные отклонения и допуски на диаметры и ширину зуба:

для втулки: dвт=Æ26Н7(+0,021); Dвт=Æ32Н12(+0,25); bвт=4F8( );

для вала: dв=Æ26g6( ); Dв=Æ32а11( ); bв=4h7(-0,012).

Соответствующие СПД на сопрягаемые параметры d, D и b представлены соответственно на рисунках 6.1–6.3 представлен эскиз шлицевого соединения.

Допуски параллельности плоскости симметрии зубьев вала и пазов втулки относительно оси центрирующей поверхности не должны превышать на длине 100 мм: 0,03 мм – в соединениях повышенной точности, определяемой допусками размеров b от IТ6 до IT8; 0,05 мм – в соединениях нормальной точности при допусках размеров b от IT9 до IT10. Примем для втулки и вала допуск параллельности 0,03/100 мм.




Рисунок 6.1 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру d




Рисунок 6.2 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру D




Рисунок 6.3 – Схема полей допусков деталей, сопрягаемых по размеру b



Рисунок 12 – Эскиз шлицевого соединения и сопрягаемых деталей

а – шлицевое соединение, б – шлицевая втулка, в – шлицевый вал


7  РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ



7.1  Исходные данные. Схема размерной цепи приведена на рисунке 7.1



Рис. 7.1– Схема размерной цепи


Исходные данные размерной цепи приведены в таблице 6.1.
Таблица 7.1 – Исходные данные размерной цепи. Вариант – 44

Замыкающее звено

Увеличивающее звенья

Уменьшающее звенья

AΔ

A1

A2

A3

A4

1-0,15

25

35

20

39


Проверка исходных данный:

Отклонения замыкающего звена

AΔ – ES = 0мкм, EI= -150 мкм. T =150мкм

Координаты середины полей допуска замыкающего звена



7.2   Расчет размерной цепи способом равных допусков .

Среднее значение допуска составляющих звеньев



где m – число уменьшающихся звеньев; n – число увеличивающихся звеньев.

Исполнительные размеры первых трех составляющих звеньев:



Соответствующие координаты середины полей допусков этих звеньев равны



Координата середины поля допуска четвертого звена находим из уравнения










Соответственно исполнительный размер А4

7.3 Расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости способом допусков одного квалитета

Требуемый квалитет находится через коэффициент точности (число единиц допуска ai постоянная величина для одного квалитета)



ii – единица допуска для одного размера. характеризует ту часть допуска, которая меняется с изменением размера. Значения ii в зависимости от размера приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2

Размер

25

35

20

39

Ед. i, мм

1,44

1,71

1,44

1,71

Назначенный допуск

по 8 квалитету

33

39




39

Расчетный допуск







39






Расчетное число единиц допуска ai



Для звеньев А1, А2 и А4 назначаем допуски по 8-му квалитету (табл. 6.2) а для звена А3 рассчитываем допуск из условия ТА = Аi, т.е.

150 = 33 + 39 + ТА3 + 39,

откуда



Назначаем отклонения на составляющие звенья

A1=25-0.033; A2=35-0.039; A3=200,0195;

Соответствующие отклонения координат середины полей допусков

ЕсА1 = -0,0165, ЕсА2 = -0,0195, ЕсА3 = 0,

Координату середины поля допуска 4 звена ЕсА4 находим из обеспечения условия ЕсА = Аув – Аум, т.е.

-0,075 = (-0,0165-0,0195) – (0+ ЕсА4)





Соответственно исполнительный размер А4


7.4 Расчет размерной цепи теоретико вероятностным методом способом допусков одного квалитета.

При изменении размеров по нормальному закону распределения и коэффициенте риска 0,27% коэффициент точности аi определяют по формуле (для способа одного квалитета)




Для звеньев А1, А2 и А4 назначаем допуски по 9-му квалитету
(табл. 6.3) а для звена А3 рассчитываем допуск из условия

, т.е.

,

Откуда ТА3 = 110,04. Принимаем ТА3 = 110.

Данные всех принятых допусков приведены в таблице 6.3.

Таблица 7.3

Размер

25

35

20

39

Ед. i, мм

1,44

1,71

1,44

1,71

Назначенный допуск
по 9 квалитету

52

62




62

Расчетный допуск







110





Аналогично предыдущему расчету назначаем отклонения Назначаем отклонение трех звеньев.



Определяем координаты середины полей допусков этих трех составляющих звеньев.



Координату середины поля допуска 4 звена ЕсА4 находим из обеспечения условия

, т. е.





Исполнительный размер

8   СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ



8.1 Стандартизация услуг
Различают виды услуги:

Услуга для потребителя – совокупность процесса и результата целевой деятельности исполнителя услуги по удовлетворению конкретной потребности индивидуального заказчика.

Производственная услуга – услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций (наладка, техническое обслуживание, опытно-конструкторские работы, чистка и т.д.).

Стандартизация в сфере услуг – это способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.

Доля услуг в мировой торговле составляет более 25%.

Как объект стандартизации, услуга представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг.

В 1995 г. вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли.

Положения Соглашения относятся к широкому спектру обслуживающих отраслей экономики: банковскому делу, страхованию, туризму, архитектуре и проектированию, телекоммуникации, бухгалтерскому учету, консультированию по различным вопросам, транспорту и многим другим услугам.

Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров, препятствующих сервисным фирмам прежде всего в получении лицензий и ограничивающих иностранные инвестиции.

Проблемы в области стандартизации услуг связаны, с одной стороны, с отсутствием наработок, а с другой – с увеличением ассортимента предоставляе­мых услуг за счет ранее не существовавших.

Структура ассортимента бытовых услуг следующая:

  • услуги бань и парикмахерских 23%;

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов 20%;

  • ремонт и пошив изделий и головных уборов 17%;

  • химчистки и прачечные 13%;

  • техобслуживание и ремонт автомототехники 10%;

  • ремонт, пошив, окраска обуви 5%;

  • ремонт и строительство жилья 5%;

  • услуги фотоателье и фотокинолабораторий 4%;

  • изготовление и ремонт мебели 3%.

Методической основой для стандартизации и сертификации услуг служит "Концепция развития стандартизации и сертификации услуг", первостепенными задачами которой являются - разработка Классификатора услуг населению, упорядочение терминологии, используемой в законодательных актах и в отраслях сферы услуг.

Принят основополагающий стандарт СТ РК 1.28 «Стандартизация услуг. Основные положения».

Принят Технический регламент «Процедуры подтверждения соответствия», устанавливающий правила и порядок сертификации услуг.

Главными аспектами стандартизации услуг являются: классификация, терминология, условные обозначения, общетехнические нормы и требования.

В связи с необходимостью гармонизации стандартов с международными - правилами и нормами по услугам создание новых стандартов на услуги и пере­работка ранее принятых ориентируются на международный стандарт ИСО 9001.

Стандарт устанавливает две группы характеристик качест­ва услуг: количественные и качественные.

Показатели качества услуг группируют, различая пока­затели: функционального назначения, безопасности, надежности, профессио­нального мастерства, культуры обслуживания.

Классификация услуг:

1) По форме оказания услуги:

- услуги, требующие непосредственно контакта исполнителя с потребителем;

- услуги, не требующие непосредственно контакта исполнителя с потребителем;

- комбинированные услуги.

2) По объекту обслуживания:

- производственные услуги (включая техническое обслуживание, чистку и т.д.);

- услуги для фирм (реклама, объявления, обучение персонала и выдача сертификата и т.д. );

- услуги для потребителя (гостиницы, рестораны, прачечные, химчистки, перевозки, похороны, транспортные услуги т.д.),

- услуги прочие.

3) Область распространения:

- население,

- производство,

- общество в целом (жилищно-коммунальные, перевозки грузовые и пассажирские, услуги банковские, правовые, медицинские и др.).

4) Назначение:

- материальные (ремонт и обслуживание техники);

- нематериальные или социально-культурные (образование, культура, медицина).

5) По характеру потребления:

- индивидуальный,

- коллективный.

6) Условия предоставления: платные, льготные или бесплатные(инвалидам, беженцам, пенсионерам, участникам войн и др.

Требования соответствия функциональному назначению складываются из разных видов совместимости:

- функциональной (в туризме, при исполнении комплекса услуг, тур соединяет услуги питания, проживания, перемещения, экскурсии);

- параметрической (при пошиве одежды, техобслуживании, медицинских анализах и т.п.);

- биологической (в услугах питания, медикаментозного лечения, услугах парикмахерских, бань, бассейнов и т.п.);

- электромагнитной (при эксплуатации результата услуги в зависимости от источников электропитания, электромагнитных помех);

- технологической (при ремонте автомобилей иностранных марок, использовании комплектующих и запчастей при техобслуживании бытовой техники и т.п.);

- информационной (достоверность, полнота объема, видов и формы представления информации), особенно важной в туристических услугах, при пассажирских перевозках, услугах связи.

К показателям назначения услуг относят:

- ассортимент услуг и разнообразие фасонов, устойчивость формы (услуги ателье);

- санитарию и гигиену салонов (пассажирские перевозки);

- охват диспансерным наблюдением (услуги медицины);

- калорийность, продуктов (услуги массового питания);

- общие для всех услуг показатели: точность и своевременность исполнения, а также материальные затраты на них.

Характеристики профессионального мастерства в соответствии с ИСО 9001 складываются из:

- профессиональной компетентности специалиста;

- деятельности руководства по обеспечению качества работы персонала.

Особое место в качестве услуг занимает качество обслуживания - показатели культуры обслуживания:

- безопасность и экологичность при обслуживании;

- эстетику интерьера мест обслуживания;

- эргономичность мест ожидания и обслуживания;

- комфортность помещения, оборудования, мебели;

- санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выдачи) заказов;

- этику общения.

Наряду со стандартизацией самих услуг проводится и стандартизация систем менеджмента качества услуг, что необходимо для сертификации отдельных видов услуг.

Нормативное обеспечение петли качества составляют как государственные стандарты, так и стандарты организации, которые конкретизируют требования сообразно виду услуги и возможности организации, предоставляющей их.
8.2  Сертификация в сфере услуг
Сертификаация (лат. sertifico – удостоверяю) – подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.

Объектами сертификации являются:

- продукция;

- работы (услуги);

- системы менеджмента;

- персонал.

Сертификация услуг (работ) – это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».
В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:

- законодательные акты Российской Федерации;

- правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

- государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Объектами добровольной сертификации может быть продукция, работы (услуги), системы менеджмента, персонал.

Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Деятельность органов по сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184- ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

Действия по сертификации услуг:

- проверка результатов материальной услуги;

- сертификация системы качества обслуживания;

- аттестация персонала, выполняющего услуги;

- аттестация способов (технологии) предоставления услуг;
- сертификация всего предприятия, предоставляющего услуги;

- инспекционный контроль.

Сертификация материальных услуг.

Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают:

- аттестацию профессионального мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий);

- аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле;

- аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль;

- сертификацию систем качества обслуживания

- инспекционный контроль.

Сертификация нематериальных услуг.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификация предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификация системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой.

Инспекционный контроль.

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.


Список использованных источников




  1. Расчет и выбор допусков и посадок для типовых соединений деталей в узлах машин : учеб. пособие / Н.А. Кутний. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 266 с.

  2. Димов Ю.В. - Метрология, стандартизация и сертификация. 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 432с.

  3. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.2.-1982.-448с

  4. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов. /Под ред. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-487 с



1. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.1.-1982.-542с.

2. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч., - 6-е издание, переработанное и дополненное.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, ч.2.-1982.-448с.

3. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов. /Под ред. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-487 с.

4. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2005. Изд.2-е. – 2005.