Файл: Расчет и выбор допусков и посадок для типовых соединений деталей в узлах машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 4.1 – Схема расположения полей допусков калибров – пробок
относительно контролируемого отверстия 24Js7


Таблица 4.1 – Исполнительные размеры калибров для контроля отверстий

Калибр

Размер калибра

Отклонения

верхнее

нижнее

Для отверстия

Р-ПР



0



Р-ПР изнош



-

-

Р-НЕ



0

-Н или -НS






Рисунок 4.1 – Схема расположения полей допусков калибров – скоб
относительно контролируемого отверстия 24h6



Таблица 4.2 – Исполнительные размеры калибров для контроля валов

Калибр

Размер калибра

Отклонения

верхнее

нижнее

Для вала

Р-ПР



1

0

Р-ПР изнош





-

-

Р-НЕ



1

0

К-ПР



0

Р

К-НЕ



0

Р

К-И



0

Р


4.2  Краткие пояснения указанных на СПД параметров:

  • Z=3 мкм – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра пробки относительно наименьшего предельного размера изделия;

  • Y=3 мкм – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для отверстия за границу поля допуска изделия;

  • Н=4 мкм – допуск на изготовление калибров для отверстия (за исключением калибров со сферическими измерительными поверхностями).

  • Z1=3 мкм - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера изделия;

  • Y1=3 мкм - допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия;

  • Н1=4 мкм - допуск на изготовление калибров для вала;

  • Нр=1,5 мкм - допуск на изготовление контрольного калибра для скобы.

4.3  В соответствии с расчетными схемами приведенными в таблицах 4.1 и 4.2 ниже приведены расчеты исполнительных размеров калибров:

Размеры проходного калибра-пробки:

ПРmax = Dmin + Z +H/2 = 23,99 + 0,003 + 0,004/2 = 23,995 мм,

ПРmin = Dmin + Z – H/2 = 23,99 + 0,003 – 0,004/2 = 23,991 мм,

ПР = 23,995-0,004 – исполнительный размер.

Граница износа проходного калибра-пробки:

ПРизн = Dmin – Y = 23,99 – 0,003 = 23,987 мм.

Размеры непроходного калибра-пробки:

НЕmax = dmах + H/2 = 24,01 + 0,004/2 = 24,012 мм,

НЕmin = dmах – H/2 = 24,01 – 0,004/2 = 24,008 мм,

НЕ = 24,012-0,004 – исполнительный размер.

Размеры проходного калибра-скобы:

ПРmax = dmax – Z1 + H1/2 =24 – 0,003 + 0,004/2 = 23,999 мм,

ПРmin = dmax – Z1 – H1/2 = 23 – 0,003 – 0,004/2 = 23,995 мм,

ПР = 23,995+0,004 – исполнительный размер.

Граница износа проходного калибра-скобы:

ПРизн = dmax + Y1 = 24 + 0,003 = 24,003 мм.

Размеры непроходного калибра-скобы:

НЕmax = dmin + H1/2 = 23,987 + 0,004/2 = 23,989 мм,

НЕmin = dmin – H1/2 = 23,987 – 0,004/2 = 23,985 мм,

НЕ = 23,985+0,004 – исполнительный размер.

Размеры контрольного проходного калибра-пробки для контроля новой проходной калибра-скобы:

К-ПРmax = dmax – Z1 + Hр/2 =24 – 0,003 + 0,0015/2 =23,99775 мм,

К-ПРmin = dmax – Z1 – Hр/2 =24 – 0,003 – 0,0015/2 =23,99625 мм,

Округляем исполнительный размер до 0,5 мкм в сторону уменьшения производственного допуска изделия


К-ПР = 23,9975-0,0015 – исполнительный размер.

Размеры контрольного проходного калибра-пробки для контроля изношенной проходной калибра-скобы:

К-Иmax = dmax + Y1 + Hр/2=24 + 0,003 + 0,0015/2=24,00375 мм,

К-Иmin = dmax + Y1 – Hр/2=24 + 0,003 – 0,0015/2=24,00225 мм,

Округляем исполнительные размеры до 0,5 мкм в сторону уменьшения производственного допуска изделия

К-И = 24,0035-0,0015 – исполнительный размер.

Размеры контрольного проходного калибра-пробки для контроля новой непроходной калибра-скобы:

К-НЕmax = dmin + Hр/2 = 23,987 + 0,0015/2 = 23,98775 мм,

К-НЕmin = dmin – Hр/2 = 23,987 – 0,0015/2 = 23,98625 мм,

Округляем исполнительный размер до 0,5 мкм в сторону уменьшения производственного допуска изделия

К-НЕmin = 23,988-0,0015 – исполнительный размер.

4.4 Ниже на рис. 4.3 и 4.4 приведены эскизы калибров пробок и калибров скоб с указанием исполнительных размеров, расчетные значения которых приведены выше.



Рисунок 4.1 – Эскиз калибра-пробки




Рисунок 4.2 – Эскиз калибра-скобы



0>






5 ВЫБОР ПОСАДОК КОЛЕЦ ПОДШИПНИКА



В соответствии с заданными параметрами подшипника (таблица 5.1), где вид нагрузки 1* – с умеренными толчками и вибрацией
Таблица 5.1 ­– Параметры подшипника

Вариант

Условное

обозначение

подшипника

Класс

точности

Реакция опоры

радиальная

Fr, H

Нагрузка
осевая Fa, Н


Вал dВ/d


Корпус D/DH

Вращающаяся

деталь

Вид нагрузки*

27

60210

Нормальный

9000

-

0,8

-

Вал

1


Размеры подшипника:

  • внутренний диаметр d = 50 мм;

  • наружный диаметр D = 90 мм;

  • ширина В = 20 мм;

  • размер фаски (радиуса) r = 2 мм;

  • вращающая деталь – вал;

  • характер нагружения внутреннего кольца подшипника – циркуляционный;

  • для наружного кольца подшипника характер нагружения – местный.

Для соединения внутреннего кольца с валом при циркуляционном нагружении выбор посадки на вал производим в зависимости от величины интенсивности нагрузки - Pr, которая определяется по формуле:

Pr = ·K1·K2·K3 , Н/мм

где Fr – радиальная нагрузка на опору, Н;

В = d – 2r – ширина посадочного места подшипника, мм;

K1, K2, K3 – коэффициенты, учитывающие перегрузки и другие условия работы подшипникового узла.

Для данных условий нагружения Fr = 9000 Н, К1=1 при перегрузке до 150%; К2=1,7 при dВ/d =0,8 и D/d=1,8; К3=1 при однорядном подшипнике.

Таким образом

PR = ·1·1,7·1 = 956 Н/мм.

По таблице 4.7 [1] заданным условиям для вала диаметром d = 50 мм при интенсивности нагрузки 300-1400 Н/мм соответствует поле допуска k6.


Для соединения наружного кольца подшипника с корпусом при местном виде нагружения, перегрузке до 150 % и разъемном корпусе, для отверстия корпуса - 90 по таблице 4.89 [2] выбираем посадку – Н7.

Отклонения диаметров внутреннего и наружного колец подшипника определяем по ГОСТ 520-2011.

Таким образом, получаем следующие посадки:

- в сопряжении внутреннего кольца с валом 50 ,

- в сопряжении корпуса с наружным кольцом 90 .

Строим схему расположения полей допусков (рис 5.1), выполняем эскизы подшипникового узла и входящих деталей (рис 5.2). Требования к шероховатости поверхностей, формы и расположения поверхностей посадочных мест назначаем по ГОСТ 3325-85.


Рисунок 5.1 – Схема полей допусков





Рисунок 5.2 – Эскизы подшипникового узла и входящих деталей