Файл: Абелев М.Ю. Слабые водонасыщенные глинистые грунты как основания сооружений 8-й междунар. конгресс по механике грунтов и фундаментостроению.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
Обсадную трубу с инвентарным самораскрывающимся башмаком погружают вибровдавливающим погружателем свай ВВПС-32/19, который обычно монтируется на. тракторе Т-180 и является его навесным оборудованием. Трактор Т-180 не только обепечивает перемещение ус тановки по площадке, но и служит одновременно энер гетической базой для ВВПС (рис. ПІ.4). На трубу од-
ж—I
|
Рис. II 1.5. Двустенная об |
|
садная труба для устрой |
Рис. III.4. Установка ВВПС-32/19 |
ства вертикальных дрен |
для изготовления вертикальных дрен |
с помощью подмыва |
повременно действуют вибрационные силы, которые со здаются низкочастотным вибропогружателем направ ленного действия с подрессоренной пригрузкой, и силы вдавливания, которые создаются суммарным весом виб ропогружателя, трубы и частью веса всего агрегата.
На верхнем конце обсадной трубы имеется шарнир ное устройство для крепления к вибропогружателю и чуть ниже металлический бункер для загрузки песка в обсадную трубу.
Загрузка песка в металлический бункер, установлен ный на обсадной трубе, производится при помощи буль дозера. Е. В. Светинский и В. П. Трескин рекомендуют использовать для этой цели погрузчик-бульдозер Д-442. Рычажно-гидравлическая система этого погрузчика с двухчелюстным ковшом позволяет использовать маши-
141
ну в качестве бульдозера, грейфера и фронтального по грузчика. Поэтому он может быть использован как для
перемещения |
песка |
по |
площадке, так |
и для засыпки |
|||
его в бункер |
обсадной |
трубы. |
Вместо |
бульдозера |
для |
||
загрузки |
песка в трубу |
можно |
использовать шарофре- |
||||
зерную лопату. |
|
|
|
|
|
||
В 1964 |
г. автор |
совместно с И. И. Викторовым |
[47] |
применил вертикальные песчаные дрены для укрепления основания железнодорожной насыпи на иольдиевых глинах (север СССР). В основании насыпи было устро ено 657 дрен диаметром 425 мм и глубиной 11 м. Дрены были заложены по шахматной сетке с расстоянием 2,5 м между центрами дрен. Над дренами была устрое на песчаная подушка шириной 5,8 м. Для изготовления дрен использовался вибропогружатель ВП1, который был подвешен к стреле экскаватора Э-1252. Такая уста новка позволяла устраивать вертикальные песчаные дре
ны и вертикальные |
песчаные |
сваи |
длиной до 18 м. В |
|
смену |
удавалось |
изготовить |
до 28 дрен длиной 11 м. |
|
За |
рубежом (в |
США) для |
изготовления вертикаль |
|
ных дрен иногда |
применяют |
метод |
размыва грунта. |
В этом случае применяются специальные обсадные тру бы (рис. ІП.5), состоящие из двух соосно расположен ных труб диаметром 48,5—41 см. Длина трубы равна
18,5 м, причем внутренняя труба на 25,6 |
см не |
доходит |
до нижнего конца внешней трубы. Между |
ними |
(в ниж |
ней части) устроена металлическая перегородка, из ко торой выходят 24 форсунки, причем каждая третья фор сунка направлена под углом 45° к радиусу.
Вода под высоким давлением подается в простран ство между трубами и выходит из форсунок с большой скоростью.
Вертикальные дрены устраивали следующим образом. На месте расположения будущей дрены устанавливали обсадную трубу со смонтированным на ней бункером, в который затем засыпали песок. После установки трубы в межтрубное пространство подавали воду и труба под действием собственного веса погружалась до проектной отметки. Затем внутрь трубы опускали трубу диамет ром 8 см с перфорированными стенками в нижней час ти. Через нее нагнеталась вода, которая промывала взвешенный грунт. Промывка заканчивалась, когда в воде, находящейся внутри обсадной трубы с двойными стенками, оставалось менее 2% глинистых частиц. За-
142
тем прямо в воду из бункера засыпали песок, который под действием собственного веса опускался на дно и вы жимал воду из трубы. Чтобы ускорить процесс отмыв ки глинистых частиц из воды в межтрубное пространст
во подавали сжатый воздух. |
При строительстве авто |
|
мобильной дороги |
около Лос-Анджелеса за 10-часовую |
|
смену удавалось |
изготовить |
16 песчаных дрен длиной |
12 м. |
|
|
Рис. Il 1.6. Схема устройства вертикальных песчаных дрен методом бурения
В некоторых случаях при устройстве вертикальных песчаных дрен длиной до 8 ж применяется способ буре ния. Таким способом были устроены опытные дрены в некоторых районах Сибири, на оз. Сиваш, в порту Ильичевск и во многих других местах. Обычно для этой це ли используется буровой станок, применяемый для бу рения скважин. За рубежом для устройства вертикаль ных песчаных дрен применяется пневматический бур, который приводится в действие от компрессора с рас ходом воздуха 9 мъІмин под давлением 7 ат. Схема уст ройства вертикальных песчаных дрен методом бурения приведена на рис. III.6.
При устройстве вертикальных песчаных дрен в засо ленных илах, а также в тех случаях, когда есть опасность заиления дрены, внутрь ее помещают полиэтиленовую трубу, через которую нагнетают воду и отмывают песок от примеси соли и мелких частиц.
143
4. КАРТОННЫЕ ДРЕНЫ
Применение песчаных дрен связано с трудоемкими процессами добычи и транспортирования песка на боль шие расстояния, с устройством складов песка на строи тельной площадке, многодельными работами при забив ке инвентарных свай или погружении инвентарных труб с подмывом. Для уменьшения трудоемкости работ и со здания вертикальных дренажей в водонасыщенных гли-
Рис. |
II 1.7. Картонные дрены |
|
|
|||
нистых |
грунтах |
в |
районах, |
где отсутствуют пески, |
||
В. Кильман |
[58] |
предложил |
использовать |
картонные |
||
дрены. Такие |
дрены |
из непроклеенного картона имеют |
||||
поперечное сечение |
ЗХЮО мм, |
а площадь |
поперечного |
сечения проходящих в них внутренних продольных кана лов достигает 3 мм2. Их изготовляют несколькими спосо бами. Наиболее популярен способ, при котором дрену собирают из трех слоев картона (рис. III.7).
Чтобы предохранить картонную дрену от разъедания бактериями, предлагается картон пропитывать раство рами солей мышьяка. Исследования показали, что ко эффициент фильтрации через боковую поверхность дре ны из пропитанного картона составляет 1(Н—10~4 сж/сек, т. е. в подавляющем большинстве случаев в 100— 1000 раз больше коэффициентов фильтрации глинистых грунтов основания, в которых устраиваются эти дрены.
Дрены выпускают в виде сплошных лент длиной до 400 м, которые наматываются на барабан и легко тран спортируются на значительные расстояния. Вес 1 м кар тонной дрены составляет 200 г.
Картонные дрены от песчаных выгодно отличают возможность заводского изготовления, малый вес, лег кость транспортирования и высокая производительность устанавливающих дрены машин. Кроме того, картон-
144
ные дрены не влияют на возникающие в грунтовом мас
сиве деформации, |
легко |
изгибаются |
без повреждений и |
|||
долговечны в эксплуатации. |
|
|
||||
Впервые они |
были |
применены в |
1947—1949 гг. для |
|||
консолидации |
слабых |
водонасыщенных глинистых за- |
||||
торфованных |
грунтов при строительстве |
аэродрома воз |
||||
ле Стокгольма. |
Всего |
на |
площадке |
было устроено |
||
900 тыс. пог. м картонных |
дрен. Стоимость их на этом |
Рис. II 1.8. Технологическая схема устройства картонных дрен
а — станок в транспортном |
положении; б — погружение пробойника |
с |
дре |
ной; s — извлечение пробойника; г — начало изготовления следующей |
дре |
||
ны; / — барабан с дреной; |
2 —пробойник; 3— направляющий блок; |
4—дрена |
объекте составляла 50 центов за 1 пог. м. Технологичес
кая схема |
устройства |
картонных |
дрен |
приведена на |
||||||
рис. III.8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Швеции в конце 40-х годов |
были |
разработаны два |
||||||||
оригинальных |
самоходных |
станка |
для устройства кар |
|||||||
тонных дрен. Малая |
модель |
(рис. 111.9, о) |
применялась |
|||||||
для погружения |
картонных |
дрен на глубину до 5 м с |
||||||||
усилием |
задавливания 2 т, |
а |
большая |
модель (рис. |
||||||
III.9, в ) — д л я |
погружения |
|
картонных |
дрен на глубину |
||||||
до 20 м с усилием |
задавливания |
28 г. |
|
|
||||||
Станок |
(малая |
модель) |
|
состоит из |
четырехколесно |
|||||
го шасси с вертикальной |
мачтой, |
использовавшейся в |
качестве направляющей для погружаемого механизма (плоской трубы), которая часто называется пробойни ком. На станке устанавливают барабан с намотанной картонной дреной. Выходящая из барабана лента дре ны движется вверх вдоль мачты, перегибается через
10-1 |
145 |
Рис. 111.9. Погружатель картонных дрен (Швеция)
а — общий вид; б — малая модель; в — большая модель
колесо, поступает в пробойник и проходит внутри пего. При извлечении пробойника из грунта лента дрены не подвижна, и ее нижняя часть остается в земле. После выхода нижнего конца пробойника на поверхность зем ли ленту обрезают, а станок переезжает на новое место для погружения следующей дрены. Движение ленты по трубе регулируется подающим устройством на верхнем конце пробойника. На нижнем конце пробойника имеет ся устройство, препятствующее попаданию земли внутрь трубы при ее движении вниз, но позволяющее ленте вы ходить из трубы при движении ее вверх.
Чаще всего картонные дрены применяются для дре нирования оснований под аэродромы. При этом с no
lo* |
147 |
мощью станков за 8 ч удавалось погрузить до 400 дрен на глубине 6 м.
В г. Вэсбю при устройстве покрытия аэродрома, ос нованием которого служила 13-метровая толща водона сыщенных глинистых грунтов, были проведены большие
эксперименты. |
На двух |
|
площадках |
размером |
30X30 м |
||||||||||||||
под |
нагрузкой |
до 4,5 т/м2 дрены |
|
были |
|
погружены на |
|||||||||||||
глубину |
5 м, |
расстояние |
между |
ними составляло |
0,7 м. |
||||||||||||||
|
о |
wo ж m |
m |
soo в?™ i cymm д |
Опыты |
|
показали, |
что |
|||||||||||
|
а ж |
е |
о ч е н ь |
высокое |
дав |
||||||||||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
ление |
глины |
на картон |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ную |
дрену |
не |
уменьшает |
||||||||
|
ю I |
|
|
|
|
|
|
|
ее |
|
|
водопроницаемости. |
|||||||
|
і |
|
|
|
|
|
|
|
Обследование |
дрен |
после |
||||||||
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
двухлетнего |
пребывания в |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
да' |
|
|
|
|
|
|
|
грунте |
показало, |
что ка |
||||||||
|
to |
|
|
|
|
|
|
|
налы |
|
их не |
разрушились |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и только на внешней сто |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
роне |
верхней |
части |
дрен, |
|||||||
|
SO |
3 |
|
|
|
|
|
|
не |
обработанных |
мышья |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ком |
и |
смолой, |
появились |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
повреждения. Результаты |
||||||||||
|
soi |
|
|
|
|
|
|
|
сравнения |
картонных дрен |
|||||||||
|
S, см |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Рис. ШЛО. Графики осадок соору |
с |
вертикальными |
песча |
||||||||||||||||
ными |
дренами |
показыва |
|||||||||||||||||
жений, построенных с картонными |
|||||||||||||||||||
дренами в основании |
|
|
|
ют, |
что |
одна |
песчаная |
||||||||||||
/ — наблюдаемая |
осадка |
участка |
без |
дрена диаметром |
50 см по |
||||||||||||||
картонных |
дрен; |
2—расчетная |
осадка |
эффективности |
эквивален |
||||||||||||||
с |
дренами; |
3 — наблюдаемая |
осадка |
||||||||||||||||
с дренами |
|
|
|
|
|
|
тна трем-четырем картон |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ным. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
На рис. ШЛО приведены |
кривые осадки сооружений, |
|||||||||||||||||
построенных |
с применением |
дрен |
и без них. Из рисун |
||||||||||||||||
ка видно, что осадка в 78 см (кривая 2) при |
наличии |
||||||||||||||||||
дрен появилась в течение одного |
года, а без дрен |
(кри |
|||||||||||||||||
вая 2) за этот период она составила |
примерно 25% об |
||||||||||||||||||
щей осадки. Если бы дрены |
были устроены |
на |
глубину |
||||||||||||||||
до |
13 ж, то осадки |
протекали бы значительно |
быстрее. |
||||||||||||||||
|
Картонные |
дрены |
|
очень |
широко |
|
применяются |
||||||||||||
при |
строительстве |
различных |
объектов |
в |
Японии. |
Так, в районе Хиросимы их применяли при строительст ве автомобильного завода. Большое количество дрен было установлено на территории порта в г. Кобе. Кар тонные дрены широко применялись при устройстве до рог на небольших дамбах, в основании которых залега-
148