Файл: Абелев М.Ю. Слабые водонасыщенные глинистые грунты как основания сооружений 8-й междунар. конгресс по механике грунтов и фундаментостроению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсадную трубу с инвентарным самораскрывающимся башмаком погружают вибровдавливающим погружателем свай ВВПС-32/19, который обычно монтируется на. тракторе Т-180 и является его навесным оборудованием. Трактор Т-180 не только обепечивает перемещение ус­ тановки по площадке, но и служит одновременно энер­ гетической базой для ВВПС (рис. ПІ.4). На трубу од-

ж—I

 

Рис. II 1.5. Двустенная об­

 

садная труба для устрой­

Рис. III.4. Установка ВВПС-32/19

ства вертикальных дрен

для изготовления вертикальных дрен

с помощью подмыва

повременно действуют вибрационные силы, которые со­ здаются низкочастотным вибропогружателем направ­ ленного действия с подрессоренной пригрузкой, и силы вдавливания, которые создаются суммарным весом виб­ ропогружателя, трубы и частью веса всего агрегата.

На верхнем конце обсадной трубы имеется шарнир­ ное устройство для крепления к вибропогружателю и чуть ниже металлический бункер для загрузки песка в обсадную трубу.

Загрузка песка в металлический бункер, установлен­ ный на обсадной трубе, производится при помощи буль­ дозера. Е. В. Светинский и В. П. Трескин рекомендуют использовать для этой цели погрузчик-бульдозер Д-442. Рычажно-гидравлическая система этого погрузчика с двухчелюстным ковшом позволяет использовать маши-

141


ну в качестве бульдозера, грейфера и фронтального по­ грузчика. Поэтому он может быть использован как для

перемещения

песка

по

площадке, так

и для засыпки

его в бункер

обсадной

трубы.

Вместо

бульдозера

для

загрузки

песка в трубу

можно

использовать шарофре-

зерную лопату.

 

 

 

 

 

В 1964

г. автор

совместно с И. И. Викторовым

[47]

применил вертикальные песчаные дрены для укрепления основания железнодорожной насыпи на иольдиевых глинах (север СССР). В основании насыпи было устро­ ено 657 дрен диаметром 425 мм и глубиной 11 м. Дрены были заложены по шахматной сетке с расстоянием 2,5 м между центрами дрен. Над дренами была устрое­ на песчаная подушка шириной 5,8 м. Для изготовления дрен использовался вибропогружатель ВП1, который был подвешен к стреле экскаватора Э-1252. Такая уста­ новка позволяла устраивать вертикальные песчаные дре­

ны и вертикальные

песчаные

сваи

длиной до 18 м. В

смену

удавалось

изготовить

до 28 дрен длиной 11 м.

За

рубежом (в

США) для

изготовления вертикаль­

ных дрен иногда

применяют

метод

размыва грунта.

В этом случае применяются специальные обсадные тру­ бы (рис. ІП.5), состоящие из двух соосно расположен­ ных труб диаметром 48,5—41 см. Длина трубы равна

18,5 м, причем внутренняя труба на 25,6

см не

доходит

до нижнего конца внешней трубы. Между

ними

(в ниж­

ней части) устроена металлическая перегородка, из ко­ торой выходят 24 форсунки, причем каждая третья фор­ сунка направлена под углом 45° к радиусу.

Вода под высоким давлением подается в простран­ ство между трубами и выходит из форсунок с большой скоростью.

Вертикальные дрены устраивали следующим образом. На месте расположения будущей дрены устанавливали обсадную трубу со смонтированным на ней бункером, в который затем засыпали песок. После установки трубы в межтрубное пространство подавали воду и труба под действием собственного веса погружалась до проектной отметки. Затем внутрь трубы опускали трубу диамет­ ром 8 см с перфорированными стенками в нижней час­ ти. Через нее нагнеталась вода, которая промывала взвешенный грунт. Промывка заканчивалась, когда в воде, находящейся внутри обсадной трубы с двойными стенками, оставалось менее 2% глинистых частиц. За-

142


тем прямо в воду из бункера засыпали песок, который под действием собственного веса опускался на дно и вы­ жимал воду из трубы. Чтобы ускорить процесс отмыв­ ки глинистых частиц из воды в межтрубное пространст­

во подавали сжатый воздух.

При строительстве авто­

мобильной дороги

около Лос-Анджелеса за 10-часовую

смену удавалось

изготовить

16 песчаных дрен длиной

12 м.

 

 

Рис. Il 1.6. Схема устройства вертикальных песчаных дрен методом бурения

В некоторых случаях при устройстве вертикальных песчаных дрен длиной до 8 ж применяется способ буре­ ния. Таким способом были устроены опытные дрены в некоторых районах Сибири, на оз. Сиваш, в порту Ильичевск и во многих других местах. Обычно для этой це­ ли используется буровой станок, применяемый для бу­ рения скважин. За рубежом для устройства вертикаль­ ных песчаных дрен применяется пневматический бур, который приводится в действие от компрессора с рас­ ходом воздуха 9 мъІмин под давлением 7 ат. Схема уст­ ройства вертикальных песчаных дрен методом бурения приведена на рис. III.6.

При устройстве вертикальных песчаных дрен в засо­ ленных илах, а также в тех случаях, когда есть опасность заиления дрены, внутрь ее помещают полиэтиленовую трубу, через которую нагнетают воду и отмывают песок от примеси соли и мелких частиц.

143

4. КАРТОННЫЕ ДРЕНЫ

Применение песчаных дрен связано с трудоемкими процессами добычи и транспортирования песка на боль­ шие расстояния, с устройством складов песка на строи­ тельной площадке, многодельными работами при забив­ ке инвентарных свай или погружении инвентарных труб с подмывом. Для уменьшения трудоемкости работ и со­ здания вертикальных дренажей в водонасыщенных гли-

Рис.

II 1.7. Картонные дрены

 

 

нистых

грунтах

в

районах,

где отсутствуют пески,

В. Кильман

[58]

предложил

использовать

картонные

дрены. Такие

дрены

из непроклеенного картона имеют

поперечное сечение

ЗХЮО мм,

а площадь

поперечного

сечения проходящих в них внутренних продольных кана­ лов достигает 3 мм2. Их изготовляют несколькими спосо­ бами. Наиболее популярен способ, при котором дрену собирают из трех слоев картона (рис. III.7).

Чтобы предохранить картонную дрену от разъедания бактериями, предлагается картон пропитывать раство­ рами солей мышьяка. Исследования показали, что ко­ эффициент фильтрации через боковую поверхность дре­ ны из пропитанного картона составляет 1(Н10~4 сж/сек, т. е. в подавляющем большинстве случаев в 100— 1000 раз больше коэффициентов фильтрации глинистых грунтов основания, в которых устраиваются эти дрены.

Дрены выпускают в виде сплошных лент длиной до 400 м, которые наматываются на барабан и легко тран­ спортируются на значительные расстояния. Вес 1 м кар­ тонной дрены составляет 200 г.

Картонные дрены от песчаных выгодно отличают возможность заводского изготовления, малый вес, лег­ кость транспортирования и высокая производительность устанавливающих дрены машин. Кроме того, картон-

144


ные дрены не влияют на возникающие в грунтовом мас­

сиве деформации,

легко

изгибаются

без повреждений и

долговечны в эксплуатации.

 

 

Впервые они

были

применены в

1947—1949 гг. для

консолидации

слабых

водонасыщенных глинистых за-

торфованных

грунтов при строительстве

аэродрома воз­

ле Стокгольма.

Всего

на

площадке

было устроено

900 тыс. пог. м картонных

дрен. Стоимость их на этом

Рис. II 1.8. Технологическая схема устройства картонных дрен

а — станок в транспортном

положении; б — погружение пробойника

с

дре­

ной; s — извлечение пробойника; г — начало изготовления следующей

дре­

ны; / — барабан с дреной;

2 —пробойник; 3— направляющий блок;

4—дрена

объекте составляла 50 центов за 1 пог. м. Технологичес­

кая схема

устройства

картонных

дрен

приведена на

рис. III.8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Швеции в конце 40-х годов

были

разработаны два

оригинальных

самоходных

станка

для устройства кар­

тонных дрен. Малая

модель

(рис. 111.9, о)

применялась

для погружения

картонных

дрен на глубину до 5 м с

усилием

задавливания 2 т,

а

большая

модель (рис.

III.9, в ) — д л я

погружения

 

картонных

дрен на глубину

до 20 м с усилием

задавливания

28 г.

 

 

Станок

(малая

модель)

 

состоит из

четырехколесно­

го шасси с вертикальной

мачтой,

использовавшейся в

качестве направляющей для погружаемого механизма (плоской трубы), которая часто называется пробойни­ ком. На станке устанавливают барабан с намотанной картонной дреной. Выходящая из барабана лента дре­ ны движется вверх вдоль мачты, перегибается через

10-1

145


Рис. 111.9. Погружатель картонных дрен (Швеция)

а — общий вид; б — малая модель; в — большая модель

колесо, поступает в пробойник и проходит внутри пего. При извлечении пробойника из грунта лента дрены не­ подвижна, и ее нижняя часть остается в земле. После выхода нижнего конца пробойника на поверхность зем­ ли ленту обрезают, а станок переезжает на новое место для погружения следующей дрены. Движение ленты по трубе регулируется подающим устройством на верхнем конце пробойника. На нижнем конце пробойника имеет­ ся устройство, препятствующее попаданию земли внутрь трубы при ее движении вниз, но позволяющее ленте вы­ ходить из трубы при движении ее вверх.

Чаще всего картонные дрены применяются для дре­ нирования оснований под аэродромы. При этом с no­

lo*

147

мощью станков за 8 ч удавалось погрузить до 400 дрен на глубине 6 м.

В г. Вэсбю при устройстве покрытия аэродрома, ос­ нованием которого служила 13-метровая толща водона­ сыщенных глинистых грунтов, были проведены большие

эксперименты.

На двух

 

площадках

размером

30X30 м

под

нагрузкой

до 4,5 т/м2 дрены

 

были

 

погружены на

глубину

5 м,

расстояние

между

ними составляло

0,7 м.

 

о

wo ж m

m

soo в?™ i cymm д

Опыты

 

показали,

что

 

а ж

е

о ч е н ь

высокое

дав­

 

1

 

 

 

 

 

 

 

ление

глины

на картон­

 

 

 

 

 

 

 

 

ную

дрену

не

уменьшает

 

ю I

 

 

 

 

 

 

 

ее

 

 

водопроницаемости.

 

і

 

 

 

 

 

 

 

Обследование

дрен

после

 

20

 

 

 

 

 

 

 

двухлетнего

пребывания в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да'

 

 

 

 

 

 

 

грунте

показало,

что ка­

 

to

 

 

 

 

 

 

 

налы

 

их не

разрушились

 

 

 

 

 

 

 

 

и только на внешней сто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

роне

верхней

части

дрен,

 

SO

3

 

 

 

 

 

 

не

обработанных

мышья­

 

 

 

 

 

 

 

ком

и

смолой,

появились

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

 

 

 

повреждения. Результаты

 

soi

 

 

 

 

 

 

 

сравнения

картонных дрен

 

S, см

 

 

 

 

 

 

Рис. ШЛО. Графики осадок соору­

с

вертикальными

песча­

ными

дренами

показыва­

жений, построенных с картонными

дренами в основании

 

 

 

ют,

что

одна

песчаная

/ — наблюдаемая

осадка

участка

без

дрена диаметром

50 см по

картонных

дрен;

2—расчетная

осадка

эффективности

эквивален­

с

дренами;

3 — наблюдаемая

осадка

с дренами

 

 

 

 

 

 

тна трем-четырем картон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. ШЛО приведены

кривые осадки сооружений,

построенных

с применением

дрен

и без них. Из рисун­

ка видно, что осадка в 78 см (кривая 2) при

наличии

дрен появилась в течение одного

года, а без дрен

(кри­

вая 2) за этот период она составила

примерно 25% об­

щей осадки. Если бы дрены

были устроены

на

глубину

до

13 ж, то осадки

протекали бы значительно

быстрее.

 

Картонные

дрены

 

очень

широко

 

применяются

при

строительстве

различных

объектов

в

Японии.

Так, в районе Хиросимы их применяли при строительст­ ве автомобильного завода. Большое количество дрен было установлено на территории порта в г. Кобе. Кар­ тонные дрены широко применялись при устройстве до­ рог на небольших дамбах, в основании которых залега-

148