Файл: Абелев М.Ю. Слабые водонасыщенные глинистые грунты как основания сооружений 8-й междунар. конгресс по механике грунтов и фундаментостроению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дуль общей деформации грунта, отобранного на расстоя­ нии 15 см от боковой поверхности известковой сваи, ока­ зался равным 65 кгс/см2, а грунта из участков между из­

вестковыми сваями 2938

кгс/см2.

6)

в)

Рис. 111.14. Изменение влажности грунтов основания под цехом заво­ да в Барнауле после устройства известковых свай

а — схема расположения свай и контрольных скважин; б — изменение влажно­

сти по глубине в центре свайного куста; в — то же, между сваями; / — до устройства свай; 2 после устройства свай

донасыщенный лёсс

 

Общий план размещения известковых свай

показан

на рис. III.15. Уменьшение степени влажности грунта до

0,75—0,8 позволило применить для уплотнения

грунтов

тяжелые трамбовки. В результате трамбования

поверх­

ность грунта снизилась на 3542 см (отказ при трам­ бовании составлял 2,2—2,8 см). Поверху уплотненного

164

слоя была устроена грунтовая подушка из местного суг­ линка с влажностью на пределе раскатывания. Грунто­

вую подушку

отсыпали

послойно (по 20 см) и

уплотня­

ли катками.

 

 

 

 

 

 

После окончания строительства

цеха

давление под

фундаментом

достигло

2,5 кгс/см2.

При

этом

осадка

цеха на 1970 г. составила всего

12 см.

 

 

В связи с тем что на некоторых

экспериментальных

участках известковые

сваи оказались неэффективными

(опыты Б. Ф. Рельтова

и В. С. Сафрончик в Риге), автор

совместно с И. Г. Тахировым

[4]

провел

эксперимен­

тальное изучение процессов, возникающих вокруг изве­ стковых свай при их устройстве в водонасыщенных лёс­ совых грунтах. Опытная площадка в районе пос. Бустон Тадж. ССР на глубину до 12 м была сложена водонасы­ щенными лёссовыми суглинками, имеющими примерно одинаковые характеристики сжимаемости по глубине слоя. Физико-механические свойства лёссовых суглинков на глубине 4—5 м характеризовались следующими по­

казателями.

Объемный

вес у

 

 

 

1,7—1,81 гс/см3

Влажность

W

 

 

 

24,7—27,9%

Предел пластичности:

 

 

 

 

на границе текучести

Wr

• •

26 — 31%

па границе раскатывания Wp

 

.

18—21%

Коэффициент пористости

е . . . .

0,797—0,938

Степень влажности G

 

 

 

0,9—0,95

Модуль общей деформации Е0

 

. .

17 кгс/см?

Угол внутреннего трения

ф . . . .

9 —10°30'

Сцепление

с

 

 

 

0,07—0,12 кгс/см2

На площадке были устроены два

куста

известковых

свай (8 свай в кусте при расстояниях

между центрами

свай

2 м)

и несколько

одиночных

известковых

свай

(рис.

I I I . 16). Сваи на глубину 3—5,5 м устраивали

при

помощи

металлической

обсадной трубы

(внутренним

диаметром 265 мм) с оставляемым в грунте железобетон­ ным башмаком. Активность негашеной извести, которой заполняли трубу перед ее извлечением, составляла око­

ло 80% (содержание MgO+CaO),

а затем ее уплотня­

ли в скважине трамбовкой весом 80

кг.

Чтобы выявить термическое воздействие известковой сваи на окружающие водонасыщенные грунты, вокруг

165


нее, а также в теле сваи устанавливали температурные датчики. Точность измерения температур составляла 1° С.

Процессы уплотнения водонасыщенных лёссовых грунтов в процессах забивки металлической трубы и

3

Рис. 111.16. План экспериментальной площадки с известковыми сваями

1 — сваи

диаметром 265 мм; 2 — датчики

температуры; 3 — датчики порово­

го давления

 

 

 

 

 

гашения

извести исследовались с

помощью

датчиков,

измеряющих давление в поровой

воде

 

(конструкции

 

МИСИ) . Точность измере-

 

рш/uf ния порового давления сос­

 

тавляла

10—20 гс/см2.

 

 

Для

определения дефор-

 

мативных характеристик во­

 

донасыщенных

лёссов после

 

упрочнения

их

известковы­

 

ми

сваями

через

36 дней

 

грунты

были

вновь испыта­

 

ны

штампом

 

площадью

 

10 тыс. см2. Результаты ис­

 

пытания грунтов до и после

 

их

упрочнения

 

приведены

 

на

рис. III.17.

 

 

Рис. 111.17. Изменение сжимае­ мости грунтов на опытной пло­ щадке (пос. Бустон Тадж. ССР) при устройстве известковых свай

/ — испытание грунта до устройства известковых свай штампом пло­ щадью 10 тыс. см2; S — то же, пое-

ле устройства свай

После устройства сваи на различном расстоянии от ее боковой поверхности были отобраны образцы. Иссле­ дования их показали, что прочность и сжимаемость грунта существенно меня-


ются в зависимости от расстояния до боковой поверх­ ности известковой сваи. Так, образцы, отобранные на расстоянии 0,35 м, характеризовались углом внутренне­ го трения 16—22° и сцеплением 0,35—0,43 кгс/см2. На расстоянии 0,7 м угол внутреннего трения образцов грун­

та был равен 14—17°, а сцепление 0,18—0,25

кгс/см2.

7. ДРЕНИРУЮЩИЕ ПРОРЕЗИ

 

При устройстве

сооружений большой

площади на

слое силыюсжимаемых водонасыщенных

глинистых

грунтов толщиной

до 7 ж для вертикального дренажа

ШШШБ ШП

Рис. 111.18. Схема работы дренирующих прорезеіі

/ — песчаная подушка; 2— песчаные дренажные прорези (стрелками пока­ зано движение воды к дренажным поверхностям)

значительно экономичнее вместо многочисленных верти­ кальных песчаных дрен устраивать вертикальные пес­ чаные прорези.

Вертикальные дренажные прорези представляют со­ бой траншеи глубиной до 5,5 м и шириной 60—80 см, за­

сыпанные дренирующими

материалами

(обычно пес­

ком). Над вертикальными дренирующими

прорезями от­

сыпают

горизонтальную дренирующую

(песчаную) по­

душку

(рис. I I I . 18).

 

 

В 30-х годах как в нашей

стране, так и за рубежом

при строительстве дорог на участках, сложенных торфа­ ми, с внутренней стороны контура подошвы насыпи до ее отсыпки иногда устраивали две (или более) траншеи, засыпанные песком. Этот метод подготовки основания под насыпями дорог был известен как «способ Шталя».

167


однако отсутствие расчета вертикальных прорерзей обусловило крайне редкое их применение в практике до­ рожного строительства, при этом дренажные прорези размещали только конструктивно. Для обоснованного использования дренажа этого типа нами разработан ме­ тод расчета вертикальных дренажных прорезей с учетом структурной прочности сжатия и начального градиента напора слабых водонасыщенных глинистых грунтов (см. далее п. 7 главы I V ) .

Большой парк высокопроизводительных траншейных экскаваторов позволяет сейчас устраивать дренажные прорези на глубину 5,5 м. В СССР и за рубежом созда­ ны модели цепных экскаваторов, позволяющие отрывать траншеи глубиной до 7,5 м, и модели роторных экскава­ торов (глубина отрывания до 3,5 м). Минимальная ши­ рина траншеи, которую отрывает роторный экскаватор составляет 0,2 м. Цепные экскаваторы отрывают тран­ шеи (щели) шириной до 5 см.

Цепные многоковшовые и скребковые траншейные экскаваторы отрывают траншеи с ровными стенками и гладким дном. Стоимость отрывки этим экскаватором в 2—2,5 раза меньше стоимости отрывки траншеи одноков­ шовым экскаватором.

В СССР выпускаются следующие модели цепных траншейных экскаваторов: ЭТН-124, ЭТН-171, ЭТН-354. В ближайшее время намечено выпустить девять новых моделей. Траншейные экскаваторы изготавливаются так­ же в США, Англии и ФРГ.

Скребковые траншейные экскаваторы применяются для устройства узких траншей (шириной до 40 см), а многоковшовые—-для траншей шириной 40 см и более.

В зависимости от прочностных характеристик слабых водонасыщенных глинистых грунтов, в которых устраи­ ваются дренажные прорези, можно применять траншей­ ные экскаваторы на обычном и уширенно-удлиненном гусеничном ходу (рис. I I I . 19), а также на пневмоколесном ходу.

Так как при устройстве прорезей в водонасыщенных слабых грунтах основания часто приходится отрывать траншеи с откосами, то на многоковшовые траншейные экскаваторы обычно устанавливают дополнительное обо­ рудование (наклонные шнеки и активные режущие цепи). Иногда вместо механизмов для устройства пологих от­ косов применяется оборудование для рытья траншей со

168

ступенчатыми стенками (рис. III.20). Это оборудование представляет собой несколько поперечных горизонталь­ ных шнеков различной длины, смонтированных на ков­ шовой раме.

Для устройства дренажных прорезей на глубину до 2,5—3 м можно применять роторные экскаваторы. Про-

Рис. 111.19. Траншейный экскаватор на уширенном гусеничном ходу

à)

„i-hu

S)

Рис. 111.20. Схема сменного оборудования (наклонные шнеки) для устройства траншей с откосами и со ступенчатыми стенками

а — наклонные шнеки для рытья траншей с откосами; б активные режущие

цепи для образования

откосов; в — горизонтальные поперечные шнеки различ­

ной длины для рытья траншей со ступенчатыми стенками

изводительность

роторных экскаваторов высокая, так

как ковши жестко закреплены на раме и возможна бо­ лее высокая скорость резания. Однако роторные экскава­ торы имеют в большинстве случаев большие габариты и больший вес, чем цепные экскаваторы.

Роторные траншейные экскаваторы могут применять­ ся для отрытия траншей прямоугольного профиля и с нак­ лонными стенками. Рабочий орган роторных экскавато-

169