Файл: Пономарев Б.А. Двухконтурные турбореактивные двигатели.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Д Т Р Д, характеризующего общую степень повышения давления во внутреннем контуре я* 2 , на полезную работу цикла также совпадает с влиянием аналогичного параметра ТРД, т. е. с увеличением об-
t
Рис. 7. |
Реальный термодинамический цикл |
внешнего контура |
ДТРД |
|
и ДТРДФ с форсированием во внешнем контуре |
|
|
щей степени повышения давления Lni |
увеличивается и |
достигает |
|
максимума |
при я * 2 о п т , а при дальнейшем увеличении |
я* s вели |
чина полезной работы цикла уменьшается. В ТРД эта полезная
работа полностью реализуется в кинетическую энергию |
реактив |
|||
ной струи. В ТВД основная |
часть полезной |
работы используется |
||
на |
привод винта (с помощью |
турбины винта) |
и некоторая |
часть — |
на |
увеличение кинетической |
энергии реактивной струи. |
В Д Т Р Д |
полезная работа распределяется между внутренним и внешним контурами, увеличивая кинетическую энергию реактивных струй каждого контура. Расширение газа в реактивном сопле внутрен него контура увеличивает скорость газового потока (процесс
г—Ci).
Реальный термодинамический цикл внешнего контура Д Т Р Д •состоит из динамического сжатия воздуха в воздухозаборнике и сжатия в компрессоре внешнего контура, при котором к воздуху подводится механическая энергия. В реактивном сопле внешнего контура осуществляется процесс расширения, в результате кото рого потенциальная энергия сжатого воздуха трансформируется в кинетическую энергию реактивной струи этого контура. На рис. 7
показан |
реальный термодинамический цикл внешнего |
контура |
Д Т Р Д |
в координатах і—s. Процесс сжатия воздуха изображен |
|
•кривой н—в—/Сп (н—в — сжатие в воздухозаборнике, в—кц |
— сжа |
тие' в компрессоре внешнего контура). Расширение воздуха в реак тивном сопле внешнего контура изображается кривой кц—сц. На
13
этом же рисунке приведен реальный термодинамический цикл ДТРДФ при форсировании тяги сжиганием дополнительного топ
лива во внешнем |
контуре (н—в—/сц—фп—сщ,—н). |
В |
таком |
дви |
гателе в канале |
за компрессором внешнего контура |
подводится |
||
тепло, увеличивающее приращение кинетической |
энергии реактив |
|||
ной струи этого |
контура. Цикл внутреннего контура ДТРДФ |
ана |
||
логичен циклу внутреннего контура Д Т Р Д (см. рис. 6). |
|
Двухконтурный турбореактивный двигатель характеризуется следующими основными параметрами: тягой, расходом воздуха,, удельной тягой, удельным расходом топлива, удельным весом дви гателя, лобовой тягой и ресурсом.
Т я г о й |
[кгс] |
называется |
сила |
реакции |
газовой |
и |
воздушной |
||
струй, истекающих |
из реактивных |
сопел двигателя. |
|
|
|||||
Р а с х о д о м |
в о з д у х а |
[кг/с] |
называется |
количество воздуха,, |
|||||
проходящее через двигатель в единицу времени. |
|
|
|||||||
У д е л ь н о й |
т я г о й кгс |
называется |
тяга, |
отнесенная іс |
|||||
|
|
|
кг/с |
|
|
|
|
|
|
секундному расходу воздуха. |
|
|
|
|
|
|
|||
Удельная |
тяга |
двигателя |
определяется |
скоростями |
истечения |
потоков из реактивных сопел, скоростью полета и степенью двух-
контурности и |
для Д Т Р Д |
с |
раздельным истечением |
может |
быть |
||||||||
выражена следующей формулой: |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
р |
1 |
|
^ с і - ^ п I |
m |
« e n - |
У„ |
|
|
|
||||
К У Д = — г т |
|
|
|
1 |
— |
|
|
. |
|
|
( 2 ) |
||
|
m +1 |
|
|
g |
m + 1 |
|
g |
|
|
|
w |
||
где ш с і, wcii |
— скорость |
истечения |
газов |
из |
реактивных |
сопел |
|||||||
Ѵп |
внутреннего |
и внешнего контуров; |
|
|
|
||||||||
— скорость полета; |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
m — степень двухконтурности; |
|
|
|
|
|
|
|||||||
g — ускорение земного притяжения. |
|
|
|
|
|||||||||
У д е л ь н ы м |
р а с х о д о м |
|
т о п л и в а |
[кг/кгс• ч] |
называется |
||||||||
часовой расход топлива, отнесенный к тяге двигателя. |
|
|
|||||||||||
Между удельным расходом топлива CR |
и |
удельной тягой |
/?у д |
||||||||||
двигателя существует |
зависимость |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
3600?, |
|
|
|
|
|
|
|
где Ц\ — количество |
топлива, |
подведенное |
во |
внутреннем |
контуре |
||||||||
и отнесенное к |
расходу |
воздуха |
через |
этот |
контур. |
|
|
|
|||||
У д е л ь н ы м |
в е с о м |
|
( м а с с о й ) |
д в и г а т е л я |
[кг/кгс] |
на |
|||||||
зывается сухой вес двигателя, отнесенный |
к |
его |
максимальной |
||||||||||
стартовой тяге. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л о б о в о й |
т я г о й |
[кгс/м2 ] |
называется |
максимальная |
старто |
вая тяга, отнесенная к наибольшей площади поперечного сечения двигателя.
Р е с у р с о м [ч] называется срок службы двигателя.
14
Параметры рабочего процесса ДТРД и ДТРДФ
В двухконтурном турбореактивном двигателе эффективность рабочего процесса определяют следующие параметры: общая сте пень повышения давления во внутреннем контуре я* s , темпера тура газа перед турбиной Т*, степень повышения давления во внешнем контуре я* п , степень двухконтурности m и к. п. д. элемен тов двигателя. Параметры я* 2 и Т* характеризуют работу внут реннего контура, а я* „ и m — работу, передаваемую во внешний контур. Для двигателя существуют определенные соотношения между его термодинамическими параметрами, позволяющие полу чить потребную тягу при наивыгоднейших значениях удельных параметров RyR и CR.
В процессе развития авиадвигателестроения параметры рабо чего цикла все время улучшаются, и в настоящее время для двухконтурных двигателей (при работе на стенде) величина обшей сте пени повышения давления достигает примерно 30, температура газа
перед турбиной превышает 1500—1550° К, |
а степень двухконтурно |
|
сти изменяется в широких пределах — от 0,4 до 8 (в зависимости |
от |
|
назначения двигателя). Величина степени |
повышения давления |
во |
внешнем контуре определяется другими параметрами рабочего цик ла и особенностями конструкции и изменяется в пределах пример
но от 3 до |
1,5 [39]. |
|
|
|
|
Увеличение |
степени двухконтурности (при |
постоянных -значе |
|||
ниях я* „, |
Т*, |
^ * |
2 , |
к. п. д. и гидравлических |
потерях элементов |
двигателя) сопровождается увеличением тяги двигателя и сниже нием удельного расхода топлива. При возрастании степени двух контурности расход воздуха через внешний контур увеличивается, а скорость истечения газа из него уменьшается, так как мощность, передаваемая во внешний контур, остается неизменной. При этом рост расхода воздуха опережает падение скорости истечения и тяга двигателя, определяемая произведением расхода на скорость, увеличивается.
Внутренний контур Д Т Р Д можно рассматривать как |
газогене |
ратор, у которого общая степень повышения давления я* 2 |
и тем |
пература газа перед турбиной Т* определяют количество подводи мого в камере сгорания тепла, т. е. расход топлива. Следовательно, при увеличении степени двухконтурности, когда тяга двигателя увеличивается, а расход топлива остается неизменным, удельный расход топлива снижается обратно пропорционально росту тяги.
Еще один |
важнейший параметр двигателя — удельная |
тяга — |
с увеличением |
степени двухконтурности уменьшается, что |
объяс |
няется уменьшением |
скорости истечения |
воздушного потока. |
На |
|||
рис. 8 показано, |
как |
изменяется |
удельная |
тяга и удельный расход |
||
топлива у Д Т Р Д |
в зависимости |
от степени |
двухконтурности. |
|
||
Отмеченные особенности изменения тяги |
R, удельной тяги |
RyK |
||||
и удельного расхода |
топлива С л в зависимости от степени двух- |
15
контурности m справедливы для условий работы двигателя на стенде. Если степень двухконтурности увеличивается, а механиче
ская энергия, подводимая к рабочему |
телу, |
остается |
неизменной, |
||
то при скорости |
полета Ѵп^>0 сообщаемое газу (воздуху) |
ускоре |
|||
ние меньше, чем |
на стенде, вследствие |
чего |
удельная |
тяга |
двига |
теля снижается интенсивнее, а удельный расход топлива умень шается в меньшей степени, чем при работе Д Т Р Д на стенде.
s |
|
|
|
|
|
С |
|
ч |
|
|
|
|
|
к г |
|
|
|
|
|
|
UR' кгс-ч |
||
N |
s |
|
н= |
1=0, 9 - |
0,8 |
|
|
\ |
ч |
|
/ |
|
|
0,7 |
|
\ѵ |
|
|
|
|
|||
|
\ |
|
|
|
|
||
V |
|
|
|
|
|
0,6 |
|
. ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
0,5 |
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н=о, м„=о |
|
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а. |
|
|
0,3 |
|
|
|
V |
^ = о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
|
H |
:0>3 |
|
0,1і |
|
|
|
|
Г*' |
|
|
||
t |
|
|
|
8 |
m |
|
|
Рис. 8. Изменение удельной тяги и удельного расхода топлива ДТРД в за висимости от степени двухконтурности для взлетного и дозвукового крей серского режимов полета
Возможен и другой подход к исследованию параметров ДТРД {при неизменных величинах т, я* 2 , 7*, к. п. д. и гидравлических потерях элементов двигателя), при котором величина механиче ской энергии, передаваемой из внутреннего контура во внешний, может изменяться от нуля до всей энергии, располагаемой в газо генераторе. При передаче некоторой части энергии во внешний контур, т. е. при увеличении степени повышения давления в ком прессоре внешнего контура, скорость истечения из реактивного сопла этого контура ш с ц увеличивается, а скорость истечения из внутреннего контура ш С І уменьшается. При этом если скорости
16
истечения из контуров отличаются друг от друга существенно, то скорость wai уменьшается в меньшей степени, чем возрастает ско рость wcn- В результате тяга и удельная тяга двигателя увеличи ваются, а удельный расход топлива уменьшается. При увеличении
доли |
механической энергии, |
передаваемой |
во |
внешний контур, |
R |
и і ? у д |
возрастают, достигая максимального |
значения при некоторой |
|||
оптимальной величине я* м о п т . Увеличение я* „ |
свыше я* •„о п т при |
||||
водит к снижению R и Яуя |
из-за существенного уменьшения |
wcî |
|||
при незначительном росте wc |
ц. |
|
|
|
Существует оптимальное распределение полезной работы тер модинамического цикла Ьцх между внутренним и внешним конту рами, характеризуемое величиной оптимальной степени повышения давления во внешнем контуре я* „ о п т или зависимыми от нее опти мальными скоростями истечения из реактивных сопел К У С І І И wcï. Это оптимальное распределение соответствует максимальному зна чению удельной тяги. Обычно такое распределение определяется при неизменных параметрах цикла внутреннего контура, неизмен ных условиях полета и постоянных величинах степени двухконтурностн, к. п. д. и гидравлических потерь.
Полезная работа внутреннего контура затрачивается на при ращение кинетической энергии потока, проходящего через этот кон тур, и на привод компрессора внешнего контура. С учетом разницы расходов воздуха через внутренний и внешний контуры уравнение распределения полезной работы Ьщ для 1 кгс рабочего тела можно записать в таком виде:
Lnl= ^ 1 " " " " + m L K l l . |
(4) |
2g
Работа компрессора внешнего контура Ькц затрачивается на увеличение кинетической энергии потока, проходящего через этот контур, и на преодоление гидравлических сопротивлений в нем. Влияние гидравлических сопротивлений оценивается коэффициен том т)п, который условно называется к. п. д. внешнего контура. Вследствие этого
U\Mii = |
— — |
(5) |
Из уравнений (4) и (5) определяется уравнение распределения полезной работы цикла
9 ..9 |
9 |
. .9 |
|
Lm = |
• |
. |
(6) |
2g |
Y|„ |
2g |
|
С помощью уравнений (2) и (6) для удельной тяги и распре деления полезной работы цикла можно получить условие достиже ния максимальной удельной тяги RyRmax- Это условие имеет вид
т ,
СІ / о п т
2 Зак. 412 |
I |
- > г • " |
ь 17 |