Файл: Пономарев Б.А. Двухконтурные турбореактивные двигатели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д Т Р Д, характеризующего общую степень повышения давления во внутреннем контуре я* 2 , на полезную работу цикла также совпадает с влиянием аналогичного параметра ТРД, т. е. с увеличением об-

t

Рис. 7.

Реальный термодинамический цикл

внешнего контура

ДТРД

 

и ДТРДФ с форсированием во внешнем контуре

 

щей степени повышения давления Lni

увеличивается и

достигает

максимума

при я * 2 о п т , а при дальнейшем увеличении

я* s вели­

чина полезной работы цикла уменьшается. В ТРД эта полезная

работа полностью реализуется в кинетическую энергию

реактив­

ной струи. В ТВД основная

часть полезной

работы используется

на

привод винта (с помощью

турбины винта)

и некоторая

часть —

на

увеличение кинетической

энергии реактивной струи.

В Д Т Р Д

полезная работа распределяется между внутренним и внешним контурами, увеличивая кинетическую энергию реактивных струй каждого контура. Расширение газа в реактивном сопле внутрен­ него контура увеличивает скорость газового потока (процесс

г—Ci).

Реальный термодинамический цикл внешнего контура Д Т Р Д •состоит из динамического сжатия воздуха в воздухозаборнике и сжатия в компрессоре внешнего контура, при котором к воздуху подводится механическая энергия. В реактивном сопле внешнего контура осуществляется процесс расширения, в результате кото­ рого потенциальная энергия сжатого воздуха трансформируется в кинетическую энергию реактивной струи этого контура. На рис. 7

показан

реальный термодинамический цикл внешнего

контура

Д Т Р Д

в координатах і—s. Процесс сжатия воздуха изображен

•кривой н—в—/Сп (н—в — сжатие в воздухозаборнике, в—кц

— сжа­

тие' в компрессоре внешнего контура). Расширение воздуха в реак­ тивном сопле внешнего контура изображается кривой кц—сц. На

13


этом же рисунке приведен реальный термодинамический цикл ДТРДФ при форсировании тяги сжиганием дополнительного топ­

лива во внешнем

контуре (н—в—/сц—фп—сщ,—н).

В

таком

дви­

гателе в канале

за компрессором внешнего контура

подводится

тепло, увеличивающее приращение кинетической

энергии реактив­

ной струи этого

контура. Цикл внутреннего контура ДТРДФ

ана­

логичен циклу внутреннего контура Д Т Р Д (см. рис. 6).

 

Двухконтурный турбореактивный двигатель характеризуется следующими основными параметрами: тягой, расходом воздуха,, удельной тягой, удельным расходом топлива, удельным весом дви­ гателя, лобовой тягой и ресурсом.

Т я г о й

[кгс]

называется

сила

реакции

газовой

и

воздушной

струй, истекающих

из реактивных

сопел двигателя.

 

 

Р а с х о д о м

в о з д у х а

[кг/с]

называется

количество воздуха,,

проходящее через двигатель в единицу времени.

 

 

У д е л ь н о й

т я г о й кгс

называется

тяга,

отнесенная іс

 

 

 

кг/с

 

 

 

 

 

секундному расходу воздуха.

 

 

 

 

 

 

Удельная

тяга

двигателя

определяется

скоростями

истечения

потоков из реактивных сопел, скоростью полета и степенью двух-

контурности и

для Д Т Р Д

с

раздельным истечением

может

быть

выражена следующей формулой:

 

 

 

 

 

 

 

р

1

 

^ с і - ^ п I

m

« e n -

У„

 

 

 

К У Д = — г т

 

 

 

1

 

 

.

 

 

( 2 )

 

m +1

 

 

g

m + 1

 

g

 

 

 

w

где ш с і, wcii

— скорость

истечения

газов

из

реактивных

сопел

Ѵп

внутреннего

и внешнего контуров;

 

 

 

— скорость полета;

 

 

 

 

 

 

 

m — степень двухконтурности;

 

 

 

 

 

 

g — ускорение земного притяжения.

 

 

 

 

У д е л ь н ы м

р а с х о д о м

 

т о п л и в а

[кг/кгс• ч]

называется

часовой расход топлива, отнесенный к тяге двигателя.

 

 

Между удельным расходом топлива CR

и

удельной тягой

/?у д

двигателя существует

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3600?,

 

 

 

 

 

 

 

где Ц\ — количество

топлива,

подведенное

во

внутреннем

контуре

и отнесенное к

расходу

воздуха

через

этот

контур.

 

 

 

У д е л ь н ы м

в е с о м

 

( м а с с о й )

д в и г а т е л я

[кг/кгс]

на­

зывается сухой вес двигателя, отнесенный

к

его

максимальной

стартовой тяге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л о б о в о й

т я г о й

[кгс/м2 ]

называется

максимальная

старто­

вая тяга, отнесенная к наибольшей площади поперечного сечения двигателя.

Р е с у р с о м [ч] называется срок службы двигателя.

14


Параметры рабочего процесса ДТРД и ДТРДФ

В двухконтурном турбореактивном двигателе эффективность рабочего процесса определяют следующие параметры: общая сте­ пень повышения давления во внутреннем контуре я* s , темпера­ тура газа перед турбиной Т*, степень повышения давления во внешнем контуре я* п , степень двухконтурности m и к. п. д. элемен­ тов двигателя. Параметры я* 2 и Т* характеризуют работу внут­ реннего контура, а я* „ и m — работу, передаваемую во внешний контур. Для двигателя существуют определенные соотношения между его термодинамическими параметрами, позволяющие полу­ чить потребную тягу при наивыгоднейших значениях удельных параметров RyR и CR.

В процессе развития авиадвигателестроения параметры рабо­ чего цикла все время улучшаются, и в настоящее время для двухконтурных двигателей (при работе на стенде) величина обшей сте­ пени повышения давления достигает примерно 30, температура газа

перед турбиной превышает 1500—1550° К,

а степень двухконтурно­

сти изменяется в широких пределах — от 0,4 до 8 (в зависимости

от

назначения двигателя). Величина степени

повышения давления

во

внешнем контуре определяется другими параметрами рабочего цик­ ла и особенностями конструкции и изменяется в пределах пример­

но от 3 до

1,5 [39].

 

 

 

Увеличение

степени двухконтурности (при

постоянных -значе­

ниях я* „,

Т*,

^ *

2 ,

к. п. д. и гидравлических

потерях элементов

двигателя) сопровождается увеличением тяги двигателя и сниже­ нием удельного расхода топлива. При возрастании степени двух­ контурности расход воздуха через внешний контур увеличивается, а скорость истечения газа из него уменьшается, так как мощность, передаваемая во внешний контур, остается неизменной. При этом рост расхода воздуха опережает падение скорости истечения и тяга двигателя, определяемая произведением расхода на скорость, увеличивается.

Внутренний контур Д Т Р Д можно рассматривать как

газогене­

ратор, у которого общая степень повышения давления я* 2

и тем­

пература газа перед турбиной Т* определяют количество подводи­ мого в камере сгорания тепла, т. е. расход топлива. Следовательно, при увеличении степени двухконтурности, когда тяга двигателя увеличивается, а расход топлива остается неизменным, удельный расход топлива снижается обратно пропорционально росту тяги.

Еще один

важнейший параметр двигателя — удельная

тяга —

с увеличением

степени двухконтурности уменьшается, что

объяс­

няется уменьшением

скорости истечения

воздушного потока.

На

рис. 8 показано,

как

изменяется

удельная

тяга и удельный расход

топлива у Д Т Р Д

в зависимости

от степени

двухконтурности.

 

Отмеченные особенности изменения тяги

R, удельной тяги

RyK

и удельного расхода

топлива С л в зависимости от степени двух-

15


контурности m справедливы для условий работы двигателя на стенде. Если степень двухконтурности увеличивается, а механиче­

ская энергия, подводимая к рабочему

телу,

остается

неизменной,

то при скорости

полета Ѵп^>0 сообщаемое газу (воздуху)

ускоре­

ние меньше, чем

на стенде, вследствие

чего

удельная

тяга

двига­

теля снижается интенсивнее, а удельный расход топлива умень­ шается в меньшей степени, чем при работе Д Т Р Д на стенде.

s

 

 

 

 

 

С

 

ч

 

 

 

 

 

к г

 

 

 

 

 

UR' кгс-ч

N

s

 

н=

1=0, 9 -

0,8

 

\

ч

 

/

 

 

0,7

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

0,6

 

. ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

0,5

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

н=о, м„=о

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а.

 

 

0,3

 

 

 

V

^ = о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

H

:0>3

 

0,1і

 

 

 

 

Г*'

 

 

t

 

 

 

8

m

 

 

Рис. 8. Изменение удельной тяги и удельного расхода топлива ДТРД в за­ висимости от степени двухконтурности для взлетного и дозвукового крей­ серского режимов полета

Возможен и другой подход к исследованию параметров ДТРД {при неизменных величинах т, я* 2 , 7*, к. п. д. и гидравлических потерях элементов двигателя), при котором величина механиче­ ской энергии, передаваемой из внутреннего контура во внешний, может изменяться от нуля до всей энергии, располагаемой в газо­ генераторе. При передаче некоторой части энергии во внешний контур, т. е. при увеличении степени повышения давления в ком­ прессоре внешнего контура, скорость истечения из реактивного сопла этого контура ш с ц увеличивается, а скорость истечения из внутреннего контура ш С І уменьшается. При этом если скорости

16


истечения из контуров отличаются друг от друга существенно, то скорость wai уменьшается в меньшей степени, чем возрастает ско­ рость wcn- В результате тяга и удельная тяга двигателя увеличи­ ваются, а удельный расход топлива уменьшается. При увеличении

доли

механической энергии,

передаваемой

во

внешний контур,

R

и і ? у д

возрастают, достигая максимального

значения при некоторой

оптимальной величине я* м о п т . Увеличение я* „

свыше я* •„о п т при­

водит к снижению R и Яуя

из-за существенного уменьшения

w

при незначительном росте wc

ц.

 

 

 

Существует оптимальное распределение полезной работы тер­ модинамического цикла Ьцх между внутренним и внешним конту­ рами, характеризуемое величиной оптимальной степени повышения давления во внешнем контуре я* „ о п т или зависимыми от нее опти­ мальными скоростями истечения из реактивных сопел К У С І І И w. Это оптимальное распределение соответствует максимальному зна­ чению удельной тяги. Обычно такое распределение определяется при неизменных параметрах цикла внутреннего контура, неизмен­ ных условиях полета и постоянных величинах степени двухконтурностн, к. п. д. и гидравлических потерь.

Полезная работа внутреннего контура затрачивается на при­ ращение кинетической энергии потока, проходящего через этот кон­ тур, и на привод компрессора внешнего контура. С учетом разницы расходов воздуха через внутренний и внешний контуры уравнение распределения полезной работы Ьщ для 1 кгс рабочего тела можно записать в таком виде:

Lnl= ^ 1 " " " " + m L K l l .

(4)

2g

Работа компрессора внешнего контура Ькц затрачивается на увеличение кинетической энергии потока, проходящего через этот контур, и на преодоление гидравлических сопротивлений в нем. Влияние гидравлических сопротивлений оценивается коэффициен­ том т)п, который условно называется к. п. д. внешнего контура. Вследствие этого

U\Mii =

— —

(5)

Из уравнений (4) и (5) определяется уравнение распределения полезной работы цикла

9 ..9

9

. .9

 

Lm =

.

(6)

2g

Y|„

2g

 

С помощью уравнений (2) и (6) для удельной тяги и распре­ деления полезной работы цикла можно получить условие достиже­ ния максимальной удельной тяги RyRmax- Это условие имеет вид

т ,

СІ / о п т

2 Зак. 412

I

- > г • "

ь 17