Файл: Тема Общие методические подходы к аудиторской проверке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
 значимые вопросы, возникшие в ходе аудиторского задания, сделанные по ним выводы, и значимые профессиональные суждения, использованные при формулировании этих выводов.
При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен зафиксировать:
 каковы отличительные характеристики протестированных статей или вопросов;
 кто выполнял аудиторскую работу, с указанием даты, на которую такая работа была завершена;
 кто проверял выполненную аудиторскую работу, с указанием даты и объема такой проверки.
Аудитор должен документировать обсуждения значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая характер обсужденных вопросов, а также того, когда и с кем происходили эти обсуждения.
Если аудитор выявил информацию, которая не соответствует его окончательным выводам в отношении того или иного значимого вопроса, аудитор должен документировать, каким образом он разрешил это несоответствие.
Форма, содержание и объем аудиторской документации зависят от таких факторов, как:
 размер и сложность аудируемой организации;
 характер выполняемых аудиторских процедур;
 выявленные риски существенного искажения;
 значительность собранных аудиторских доказательств;
 характер и объем выявленных расхождений;
 необходимость документирования того или иного вывода или обоснования вывода, которые не очевидны из выполненных работ или собранных аудиторских доказательств;
 применявшаяся методология и инструментарий проведения аудита.
В виду того, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации. При подготовке аудиторской документации аудитор малой организации может счесть целесообразным и эффективным решением составление единого документа по всем аспектам аудита, включающего в необходимых случаях ссылки на подтверждающие материалы в рабочей документации. Примеры вопросов, которые могут документироваться в едином документе при аудите малой организации, включают понимание аудируемой организации и системы ее внутреннего контроля, общую стратегию и план аудита, существенность, определенную в соответствии с МСА 320, оцененные риски, значимые вопросы, отмеченные в ходе аудита, и сделанные выводы.
Рассмотрим порядок формирования и хранения рабочей документации.
Аудиторская организация должна сама разрабатывать форму рабочей документации, а в ряде случаев такая документация рекомендуется общественными аудиторскими объединениями. Последнее особенно важно


14
для относительно небольших аудиторских фирм, у которых нет своих сил
для разработки прогрессивной системы аудиторской документации.
Документация детализируется, как правило, в специальном внутрифирменном стандарте.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.
Так, планирование аудита документируется составлением общего плана, программы проверки и оформлением сбора необходимой для планирования информации (тесты, расчеты рисков, объема выборки и т.д.)
В ходе аудита составляются рабочие аудиторские документы (далее –
РАД), характеризующие выполнение конкретных аудиторских процедур, объем проверяемой информации, время проведения и исполнителей.
Например, при использовании процедуры опроса в рабочей документации
указываются: дата собеседования, ответы на вопросы, лица, участвующие
и проводившие опрос его результаты, перечень опрошенных лиц, виды
проверок, проведенных с учетом опроса, соответствующие выводы. По
результатам проведенных процедур в РАД должны быть сформулированы
конкретные замечания, отмечены несоответствия и сделаны выводы о
существенности их влияния на достоверность отчетности.
Завершающий этап аудита документируется путем составления аудиторского заключения и письменной информации руководству организации – клиента по итогам аудиторской проверки.
В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.
Для повышения эффективности аудита аудиторская фирма может использовать стандартизированный подход к формированию рабочей документации, создавая типовые формы документации: стандартную структуру аудиторского файла РАД, бланки, типовые письма, обращения, тесты, проверочные таблицы, графики и т.д.
Порядок нумерации РАД должен быть единым для аудиторской фирмы. Система построения и порядок присвоения номеров РАД устанавливаются аудиторской фирмой и отражаются в ее внутренних инструкциях.
Можно применять разные методы построения идентификационного номера (кодировки). В целом кодировка документации приводит к ее классификации по определенной системе, например, идентификационный


15 номер рабочей документации может строиться применительно к этапам аудита, разделам общего плана аудита с дальнейшей группировкой по вопросам программы аудита.
Этапы аудиторской проверки могут быть обозначены буквами:
Планирование аудита – П;
Сбор аудиторских доказательств в ходе выполнения аудиторских процедур – С;
Завершение аудита – З.
Номер раздела общего плана и программы аудита и номер вопроса по программе принимаются соответственно программам аудита.
Например, идентификационный номер РД №С – III/1-01 обозначает рабочий документ по разделу III «Аудит ведения бухгалтерского учета на соответствие нормативным актам» к вопросу 1 «Аудит основных средств», рабочий документ 01 «Сверка тождества учетных и отчетных данных».
Рабочую документацию следует группировать по папкам применительно к этапам проведения аудита, разделам отчетности, разделам общего плана аудита. Если документ многостраничный, то эти реквизиты проставляются только на первой странице документа. Первая страница многостраничного документа должна содержать указание страниц в этом документе.
Каждый РАД должен в обязательном порядке содержать 2 подписи: лица, подготовившего документ, и лица, осуществляющего контроль.
Аудиторские документы подразделяются на постоянный архив и текущий.
Постоянный архив – комплект документов, которые содержат информацию постоянного характера, постоянно используются в ходе данного аудита и будущих работ. В такой архив включаются данные об инвентаризации; протоколы и материалы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров; юридические документы постоянного характера; заключения по аудиту; материалы по организации системы внутреннего контроля и др.
Постоянный архив ведется с целью отражения готовых ссылок на повторяющиеся обстоятельства для всех работников аудиторской организации, экономии времени при будущих проверках.
В текущем архиве хранится прочая информация, например рабочие документы, общий план проведения аудита, программа аудита, проверяемая бухгалтерская отчетность.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение
1   2   3   4   5

не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской
Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов
(копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации.

16
Руководствуясь п. 3 ст. 13 ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны при оказании
прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных аудиторской организацией и ее работниками, индивидуальным аудитором и работниками, с которыми индивидуальным аудитором заключены трудовые договоры, не менее трех лет после отчетного года.
При этом необходимо обеспечить конфиденциальность (неразглашение содержащихся сведений) и сохранность рабочих документов, что тесно связано с определением собственности на них. Право собственности на документы, которые готовятся в процессе аудиторской проверки, принадлежит аудиторской компании. Однако по согласованию с клиентом часть из них может быть передана ему и использоваться в последующем для совершения постановки бухгалтерского учета или исправления выявленных ошибок и неточностей. Но при этом, как было отмечено выше, следует иметь в виду, что аудиторские документы не заменяют бухгалтерских записей
(документов) аудируемого лица.
Таким образом, соблюдение строгих правил документирования аудиторской работы является одним из методов обеспечения высокого качества оказания аудиторских услуг.
4. Аудиторское заключение: обобщение и оформление результатов
аудиторской проверки
4.1. Порядок подготовки, структура и содержание аудиторского
заключения
Аудиторское заключение является основным документом, составляется аудитором по итогам проведенного аудита. Публичность и официальность делают его одним из ключевых элементов годовой отчетности предприятий.
Оно просматривается большим количеством лиц, которые могут обратить внимание на несоответствие его содержания и формы требованиям законодательства в сфере аудита. По этой причине аудитору следует тщательно подходить к составлению аудиторского заключения, которое является итогом всей его кропотливой работы. Если форма аудиторского заключения не будет соответствовать требованиям законодательства, то этот факт может нивелировать содержательную часть выполненной работы.
Выданное аудиторское заключение является также одним из основных документов, которые проверяются при внешнем контроле качества работы аудитора. В настоящее время качество аудита рассматривается с позиции следования аудиторским стандартам, поскольку это означает выполнение аудитором минимального набора аудиторских процедур, а выводы аудитора можно проверить, изучив его рабочие документы. Предметом внешнего контроля качества работы, в частности, является соблюдение аудитором


17 требований Закона N 307-ФЗ, международных стандартов аудита (далее - МСА).
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица (ст.6 ФЗ-307).
Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской
(финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
8) указание даты заключения.
Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
устанавливает обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности.
Кроме того, в нем описываются форма и содержание аудиторского заключения, выпущенного в результате аудита финансовой отчетности.
Однако данный стандарт является не единственным. При составлении аудиторского заключения также следует руководствоваться следующими стандартами: