ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Рис. 25. Схема деформаций гибкой трубы под действием внешней нагруаки q и упругого отпора грунта
Рт-
/ — поперечник трубы |
д о деформации; |
2 — |
|||
то ж е , в момент |
предельного |
статического |
|||
равновесия; |
3 — то |
ж е , |
в запредельной |
ста |
|
дии; |
|
|
|
|
|
О — д и а м е т р |
трубы; |
д ^ п р е д — |
предельная |
||
д е ф о р м а ц и я |
|
|
|
|
|
Однако традиционная, до недавнего времени безраздельно гос подствовавшая в проектировании строительных конструкций оцен ка несущей способности сооружения по его напряженному состоя нию, когда действующие в наиболее опасных сечениях и точках на пряжения ограничиваются значениями расчетных характеристик сопротивления материала, не отвечает действительным возможно-. стям таких конструкций, как металлические гофрированные водо пропускные трубы под насыпями дорог.
С появлением и развитием пластических деформаций изгиба, включая образование пластических шарниров в стенках трубы, на ходящейся в условиях достаточно плотного грунтового окружения, гибкая металлическая конструкция несколько «перестраивается», изменяя свою статическую неопределимость, но не превращаясь в геометрически изменяемую систему, и, не теряя несущей способно сти, продолжает беспрепятственно пропускать водный поток под на сыпью дороги.
Поперечные деформации трубы, как правило, не представляют опасности и с точки зрения осадок проезжей части автомобильной дороги или подрельсового основания, так как проявляются в зна-. чительной мере еще в процессе строительства искусственного соо ружения, а под временной нагрузкой
носят быстро угасающий характер. Что же в этих условиях следует принимать за расчетный критерий первого предельного состояния кон
|
|
струкции, каким показателем оцени |
|||||
|
|
вать ее несущую |
способность? |
||||
|
|
Обеспечивающий |
равновесие си |
||||
|
|
стемы |
упругий |
отпор |
(пассивное- |
||
|
|
давление) грунта |
насыпи |
возрастает |
|||
|
|
с увеличением вертикальной нагруз |
|||||
Рис. 26. Зависимость |
попе |
ки и нарастанием поперечных де-- |
|||||
формаций трубы. Это |
продолжается |
||||||
речных деформаций f |
трубы |
||||||
до тех |
пор, пока |
не наступает, как |
|||||
от нагрузки q |
|
46
отмечает К. Э. Таль [>13], качественное изменение статической схемы конструкции, характерное тем, что дальнейшее развитие попереч ных деформаций не приводит к увеличению упругого отпора и рав новесие системы нарушается (см. рис. 25). 'При этом деформации концентрируются в верхней части конструкции, в так называемой зоне «отлипания», и резко нарастают без увеличения нагрузки; про исходит оплющивание трубы. Момент предельного статического равновесия системы соответствует исчерпанию несущей способности сооружения, а сопутствующие ему нагрузка и деформация попереч ного сечения (уменьшение вертикального диаметра отверстия) слу жат нормативными показателями предельного состояния конструк* ции, или, иными словами, нормативными характеристиками крите рия ее разрушения.
Критерий, характеризующий исчерпание несущей способности конструкции вследствие чрезмерных деформаций, назовем д е ф о р
м а ц и о н н ы м к р и т е р и е м |
р а з р у ш е н и я . |
Он выражается |
условием:1 |
|
|
^ - |
= 0, |
(III. |
df |
|
|
что по А. В. Геммерлингу [4] соответствует нулевой отпорности кон струкции и, как следует из диаграммы (рис. 26), зависимости по перечной деформации f (здесь f=AD — уменьшение вертикального диаметра отверстия) трубы от действующей на нее вертикальной нагрузки с/, отвечает максимальному значению этой нагрузки.
Нормативная характеристика деформационного критерия раз рушения <7пред и соответствующая ей деформация Д£>Пред могут быть для конкретных условий проектируемого сооружения установлены
на основе решения задачи |
о взаимодействии |
гибкой конструкции |
с окружающим ее грунтом |
насыпи, с учетом |
изменения формы от |
верстия трубы в процессе ее деформирования, пластических преоб разований в металле, а также однозначности упругого отпора грун та и наличия безотпорной области, т. е. на основе решения задачи с учетом ее геометрической и физической нелинейности.
Условие, гарантирующее конструкцию в эксплуатации от на ступления первого предельного состояния, оцениваемого деформа ционным критерием разрушения, удовлетворяется неравенством:
<7<?Р |
(Ш.2) |
или A D < A Z ? p , |
|
где <7р и Д / ) р — расчетные параметры деформационного |
критерия разрушения, |
т. е. допустимые нагрузка и деформация. |
|
Использование неравенства <7^<7Р в качестве гарантии эксплуа тационной безопасности сооружения предпочтительнее условия Д£>=^Д£)р, так как нагрузка служит более «жесткой» характериети-
47
кой предельного состояния конструкции, чем деформация. В обла сти, близкой к экстремуму функции (см. рис. 26), где значения ее производной малы, небольшим изменениям нагрузки соответствуют значительные изменения поперечных деформаций трубы, а следо вательно, небольшие ошибки в определении предельных нагрузок могут сопровождаться значительными ошибками соответствующих этим нагрузкам предельных деформаций.
Расчетная характеристика деформационного критерия разруше
ния |
может быть получена введением -расчетных |
коэффициентов |
к нормативному ее значению <7пРед. |
но недостаточ |
|
|
Однако неравенство ( I I I . 2 ) — э т о необходимое, |
ное условие обеспеченности конструкции от наступления первого предельного состояния. Несущая способность сооружения может
•быть исчерпана не только вследствие чрезмерных деформаций, |
но |
•и по причине недостаточной его прочности или устойчивости |
как |
•гибкого кольца в условиях равномерного сжатия внешними |
си- |
.лами. |
|
Отечественными и зарубежными экспериментальными исследо ваниями, проведенными на реальных сооружениях и натурных об разцах гибких труб, установлено, что совместное действие на трубу активного давления и упругого отпора окружающего грунта созда е т условия, которые в момент завершения поперечных деформаций конструкции близки к ее плоскому равно-мерному сжатию с интен сивностью радиально направленного давления, равной интенсивно сти вертикального давления. В этих условиях разрушение трубы может стать результатом действия в ее стенках осевых сил, вызы вающих текучесть металла или потерю устойчивой формы равно весия гибкого кольца.
В США такой подход к расчету гибких водопропускных труб на прочность и устойчивость лежит в основе теории сжатого кольца, которая, хотя и носит условный характер, обеспечивает результа ты, наилучшим образом отвечающие фактической несущей способ ности сооружения, что и подтверждается многочисленными экспе римент аль ными исследовани-ями.
Итак, условие прочности и устойчивости гибкой трубы в грунте
может быть выражено неравенством: |
|
|
|
||||
|
|
— < m 2 / ? o , |
|
|
(Ш. 3) |
||
|
|
a |
F |
|
|
|
|
вде N— расчетное |
осевое сжимающее усилие на единицу |
длины |
стенки |
трубы; |
|||
F — площадь |
продольного сечения стенки на единицу |
длины |
трубы; |
|
|||
Ф — коэффициент понижения несущей |
способности; |
|
|
|
|||
R0 |
— расчетное |
сопротивление |
материала трубы при действии |
осевых |
сил; |
||
т 2 |
— коэффициент условий |
работы, |
отражающий |
условность расчетной |
схемы.
В нашей стране задача расчета гибких подземных труб на осно ве теории предельного равновесия и с учетом физической и геомет рической нелинейности работы конструкции была поставлена Г. К. Клейном и Р. Ф. Габбасовым. Предложенный ими способ
48
•предусматривает использование в качестве критерия исчерпания не сущей способности сооружения образование четырех пластических шарниров по периметру поперечного сечения трубы. Однако такой критерий по существу не отвечает установленному условием ( I I I . 1) состоянию предельного равновесия конструкции в упругой грунто
вой следе. Применяемый в США метод деформационного |
расчета |
(см. § 10) гибких водопропускных труб реализует условие |
( I I I . 1), |
но некоторые важнейшие предпосылки этого метода приняты без должного их обоснования и, как показывает опыт строительства, не соответствуют действительной работе гибкой конструкции,в на сыпи..
Разработанный на основе отечественных исследований и бази рующийся на методике предельных состояний нелинейный дефор мационный расчет металлических гофрированных водопропускных труб в известной мере свободен от некоторых условных предпосы лок существующих методов расчета.
§ 9. НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТРУБЫ
Гибкие водопропускные трубы в •эксплуатационных усло виях преимущественно испытывают воздействие постоян ных .нагрузок от собственного веса грунта насыпи и временных под
вижных нагрузок. Активное вертикальное давление грунта, созда ваемое этими нагрузками, без большой погрешности можно считать равномерно распределенным по горизонтальной проекции попереч ника трубы, если пренебречь весом засыпки в пазухах ее верхнего свода и учесть способность грунта к распределению давления от транспортных нагрузок.
Воздействуя на |
конструкцию, |
вертикальное |
давление q |
{рис. 27, а) реализуется в виде нормальных (радиально направлен |
|||
ных) <7а,,- (рис. 27,6) |
и касательных |
qa,t (рис. 27, в) |
составляющих, |
где |
|
|
|
|
qaшГ = qcos2а; |
( I I I . 4 |
|
|
Яа.( = \ ч |
sin 2а. |
( I I I . 5) |