Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 25. Схема деформаций гибкой трубы под действием внешней нагруаки q и упругого отпора грунта

Рт-

/ — поперечник трубы

д о деформации;

2 —

то ж е , в момент

предельного

статического

равновесия;

3 то

ж е ,

в запредельной

ста­

дии;

 

 

 

 

 

О — д и а м е т р

трубы;

д ^ п р е д

предельная

д е ф о р м а ц и я

 

 

 

 

 

Однако традиционная, до недавнего времени безраздельно гос­ подствовавшая в проектировании строительных конструкций оцен­ ка несущей способности сооружения по его напряженному состоя­ нию, когда действующие в наиболее опасных сечениях и точках на­ пряжения ограничиваются значениями расчетных характеристик сопротивления материала, не отвечает действительным возможно-. стям таких конструкций, как металлические гофрированные водо­ пропускные трубы под насыпями дорог.

С появлением и развитием пластических деформаций изгиба, включая образование пластических шарниров в стенках трубы, на­ ходящейся в условиях достаточно плотного грунтового окружения, гибкая металлическая конструкция несколько «перестраивается», изменяя свою статическую неопределимость, но не превращаясь в геометрически изменяемую систему, и, не теряя несущей способно­ сти, продолжает беспрепятственно пропускать водный поток под на­ сыпью дороги.

Поперечные деформации трубы, как правило, не представляют опасности и с точки зрения осадок проезжей части автомобильной дороги или подрельсового основания, так как проявляются в зна-. чительной мере еще в процессе строительства искусственного соо­ ружения, а под временной нагрузкой

носят быстро угасающий характер. Что же в этих условиях следует принимать за расчетный критерий первого предельного состояния кон­

 

 

струкции, каким показателем оцени­

 

 

вать ее несущую

способность?

 

 

Обеспечивающий

равновесие си­

 

 

стемы

упругий

отпор

(пассивное-

 

 

давление) грунта

насыпи

возрастает

 

 

с увеличением вертикальной нагруз­

Рис. 26. Зависимость

попе­

ки и нарастанием поперечных де--

формаций трубы. Это

продолжается

речных деформаций f

трубы

до тех

пор, пока

не наступает, как

от нагрузки q

 

46


отмечает К. Э. Таль [>13], качественное изменение статической схемы конструкции, характерное тем, что дальнейшее развитие попереч­ ных деформаций не приводит к увеличению упругого отпора и рав­ новесие системы нарушается (см. рис. 25). 'При этом деформации концентрируются в верхней части конструкции, в так называемой зоне «отлипания», и резко нарастают без увеличения нагрузки; про­ исходит оплющивание трубы. Момент предельного статического равновесия системы соответствует исчерпанию несущей способности сооружения, а сопутствующие ему нагрузка и деформация попереч­ ного сечения (уменьшение вертикального диаметра отверстия) слу­ жат нормативными показателями предельного состояния конструк* ции, или, иными словами, нормативными характеристиками крите­ рия ее разрушения.

Критерий, характеризующий исчерпание несущей способности конструкции вследствие чрезмерных деформаций, назовем д е ф о р ­

м а ц и о н н ы м к р и т е р и е м

р а з р у ш е н и я .

Он выражается

условием:1

 

 

^ -

= 0,

(III.

df

 

 

что по А. В. Геммерлингу [4] соответствует нулевой отпорности кон­ струкции и, как следует из диаграммы (рис. 26), зависимости по­ перечной деформации f (здесь f=AD — уменьшение вертикального диаметра отверстия) трубы от действующей на нее вертикальной нагрузки с/, отвечает максимальному значению этой нагрузки.

Нормативная характеристика деформационного критерия раз­ рушения <7пред и соответствующая ей деформация Д£>Пред могут быть для конкретных условий проектируемого сооружения установлены

на основе решения задачи

о взаимодействии

гибкой конструкции

с окружающим ее грунтом

насыпи, с учетом

изменения формы от­

верстия трубы в процессе ее деформирования, пластических преоб­ разований в металле, а также однозначности упругого отпора грун­ та и наличия безотпорной области, т. е. на основе решения задачи с учетом ее геометрической и физической нелинейности.

Условие, гарантирующее конструкцию в эксплуатации от на­ ступления первого предельного состояния, оцениваемого деформа­ ционным критерием разрушения, удовлетворяется неравенством:

<7<?Р

(Ш.2)

или A D < A Z ? p ,

 

где <7р и Д / ) р расчетные параметры деформационного

критерия разрушения,

т. е. допустимые нагрузка и деформация.

 

Использование неравенства <7^<7Р в качестве гарантии эксплуа­ тационной безопасности сооружения предпочтительнее условия Д£>=^Д£)р, так как нагрузка служит более «жесткой» характериети-

47


кой предельного состояния конструкции, чем деформация. В обла­ сти, близкой к экстремуму функции (см. рис. 26), где значения ее производной малы, небольшим изменениям нагрузки соответствуют значительные изменения поперечных деформаций трубы, а следо­ вательно, небольшие ошибки в определении предельных нагрузок могут сопровождаться значительными ошибками соответствующих этим нагрузкам предельных деформаций.

Расчетная характеристика деформационного критерия разруше­

ния

может быть получена введением -расчетных

коэффициентов

к нормативному ее значению <7пРед.

но недостаточ­

 

Однако неравенство ( I I I . 2 ) — э т о необходимое,

ное условие обеспеченности конструкции от наступления первого предельного состояния. Несущая способность сооружения может

•быть исчерпана не только вследствие чрезмерных деформаций,

но

•и по причине недостаточной его прочности или устойчивости

как

•гибкого кольца в условиях равномерного сжатия внешними

си-

.лами.

 

Отечественными и зарубежными экспериментальными исследо­ ваниями, проведенными на реальных сооружениях и натурных об­ разцах гибких труб, установлено, что совместное действие на трубу активного давления и упругого отпора окружающего грунта созда­ е т условия, которые в момент завершения поперечных деформаций конструкции близки к ее плоскому равно-мерному сжатию с интен­ сивностью радиально направленного давления, равной интенсивно­ сти вертикального давления. В этих условиях разрушение трубы может стать результатом действия в ее стенках осевых сил, вызы­ вающих текучесть металла или потерю устойчивой формы равно­ весия гибкого кольца.

В США такой подход к расчету гибких водопропускных труб на прочность и устойчивость лежит в основе теории сжатого кольца, которая, хотя и носит условный характер, обеспечивает результа­ ты, наилучшим образом отвечающие фактической несущей способ­ ности сооружения, что и подтверждается многочисленными экспе­ римент аль ными исследовани-ями.

Итак, условие прочности и устойчивости гибкой трубы в грунте

может быть выражено неравенством:

 

 

 

 

 

— < m 2 / ? o ,

 

 

(Ш. 3)

 

 

a

F

 

 

 

 

вде N— расчетное

осевое сжимающее усилие на единицу

длины

стенки

трубы;

F — площадь

продольного сечения стенки на единицу

длины

трубы;

 

Ф — коэффициент понижения несущей

способности;

 

 

 

R0

— расчетное

сопротивление

материала трубы при действии

осевых

сил;

т 2

коэффициент условий

работы,

отражающий

условность расчетной

схемы.

В нашей стране задача расчета гибких подземных труб на осно­ ве теории предельного равновесия и с учетом физической и геомет­ рической нелинейности работы конструкции была поставлена Г. К. Клейном и Р. Ф. Габбасовым. Предложенный ими способ

48


•предусматривает использование в качестве критерия исчерпания не­ сущей способности сооружения образование четырех пластических шарниров по периметру поперечного сечения трубы. Однако такой критерий по существу не отвечает установленному условием ( I I I . 1) состоянию предельного равновесия конструкции в упругой грунто­

вой следе. Применяемый в США метод деформационного

расчета

(см. § 10) гибких водопропускных труб реализует условие

( I I I . 1),

но некоторые важнейшие предпосылки этого метода приняты без должного их обоснования и, как показывает опыт строительства, не соответствуют действительной работе гибкой конструкции,в на­ сыпи..

Разработанный на основе отечественных исследований и бази­ рующийся на методике предельных состояний нелинейный дефор­ мационный расчет металлических гофрированных водопропускных труб в известной мере свободен от некоторых условных предпосы­ лок существующих методов расчета.

§ 9. НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТРУБЫ

Гибкие водопропускные трубы в •эксплуатационных усло­ виях преимущественно испытывают воздействие постоян­ ных .нагрузок от собственного веса грунта насыпи и временных под­

вижных нагрузок. Активное вертикальное давление грунта, созда­ ваемое этими нагрузками, без большой погрешности можно считать равномерно распределенным по горизонтальной проекции попереч­ ника трубы, если пренебречь весом засыпки в пазухах ее верхнего свода и учесть способность грунта к распределению давления от транспортных нагрузок.

Воздействуя на

конструкцию,

вертикальное

давление q

{рис. 27, а) реализуется в виде нормальных (радиально направлен­

ных) <7а,,- (рис. 27,6)

и касательных

qa,t (рис. 27, в)

составляющих,

где

 

 

 

 

qaшГ = qcos2а;

( I I I . 4

 

Яа.( = \ ч

sin 2а.

( I I I . 5)