Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с зависимостью ( I I I . 5) вертикальная проекциякасательных составляющих давления по верхней четверти .перимет­ ра трубы будет

(Ш . 6)

т. е. существенная доля суммарной вертикальной нагрузки.

Однако характер распределения касательных давлений в значи­ тельной степени зависит от состояния наружной поверхности кон­ струкции (например, при абсолютно гладкой поверхности касатель­ ные составляющие давления будут отсутствовать) и физических свойств грунта (сцепления и угла внутреннего трения), поэтому нужно проверить практическую возможность реализации приведен­

ной на рис. 27, в эпюры.

 

 

 

 

 

 

Как было отмечено, интенсивность результирующих

радиаль­

ных давлений по всему

периметру

гибкой

трубы близка

к интен­

сивности вертикального

давления

ц,

а это

значит,

что

эпюра qi

с максимальным значением qa=i5°

= 0,5 q реальна при

коэффициен­

те трения грунта по поверхности трубы, равным не менее 0,5. Так как применяемые для защиты металла труб различные антикорро­ зионные покрытия могут давать значительную шероховатость по­ верхности, такая величина коэффициента трения весьма вероятна.

Что касается внутренних сил сопротивления сдвигу в самом грунте, то в соответствии с теорией предельного равновесия сыпу­ чей среды максимально возможная интенсивность касательных со­ ставляющих давления может быть:

 

 

( I I I . 7)

где

ф — угол внутреннего трения грунта;

 

 

с — удельное сцепление.

 

 

Учитывая, что угол внутреннего трения для песчаных грунтов,

как

правило, больше 26,5° (tg 26,5° = 0,5), а

в глинистых грунтах

действуют к тому же силы сцепления, нужно

признать, что и с точ­

ки зрения предельного состояния грунта эпюра касательных состав­ ляющих давления qt .реальна.,

Если тем не менее касательные силы давления полностью не проявятся из-за проскальзывания вертикальных элементарных призм грунта по поверхности трубы, то произойдет некоторое пере­ распределение напряжений внутри окружающего трубу грунтового массива и увеличение радиальных составляющих давления [9], что в конечном счете только улучшит условия работы конструкции и по­ этому может не учитываться.

Таким образом, схема вертикального давления грунта, принима­ емая в виде нагрузки, равномерно распределенной по горизонталь­ ной проекции поперечного сечения трубы, отвечает возможностям физического взаимодействия грунта с поверхностью сооружения.

50


Что касается интенсивности вертикального давления, то опреде­ лять его нужно как результат совместного действия собственного веса грунта насыпи и подвижных нагрузок.

Бели предположить, что наличие в насыпи водопропускной тру­ бы не отражается на характере напряженного состояния грунтово­

го массива, окружающего конструкцию,

то

интенсивность

верти­

кального давления

от с о б с т в е н н о г о

в е с а г р у н т а

засыпки

составит:

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I I . 8)

где Y — объемный вес

грунта засыпки (удельная сила

веса);

 

Н — высота слоя грунта засыпки от верха трубы до подошвы рельса

или вер­

ха дорожного

покрытия.

 

 

 

Однако экспериментально установлена

и теоретически обоснова­

на зависимость вертикального давления на трубу от ее поперечной

жесткости,

а точнее — от разницы в деформируемости

конструкции

и грунта,

окружающего ее с боков. В общем случае

давление не

равно весу грунта над трубой, что

может быть учтено введением

к

правой части уравнения ( I I I . 8)

соответствующего коэффициен­

та

С, т. е.

 

( I I I . 9)

Исследованиями, основанными на различных расчетных моде­ лях грунтовой среды, установлено, что для жестких труб, попереч­ ные деформации которых незначительны, величина коэффициента концентрации вертикального давления С больше 1 и при опреде­ ленных условиях может достигать 2, а для гибких труб, и в том чис­ ле для гофрированных, она меньше 1,

Так, описывая полевые опыты, проведенные в 1925 г. Американ­ ской ассоциацией железнодорожных инженеров (AREA), А. А. Гер­ цог отмечает [5], что вертикальное давление на гофрированные ме­ таллические трубы диаметром от 0,61 до 1,22 м при высоте засыпки

10,5 м над верхом конструкции

составляло

немногим более 50%

от веса столба грунта над сооружением, а

для железо^бетонных

труб в тех же условиях— около

150%.

 

Останавливаясь на теоретической стороне вопроса, А. А. Герцог приводит методику определения коэффициента концентрации дав­ ления грунта на трубы, разработанную А. Марстоном. В основу методики положена предпосылка, что разная деформируемость кон­ струкции и окружающих ее боковых призм грунта приводит к не­ равномерной осадке вышележащего грунта. Вследствие этого насту­ пает состояние предельного равновесия засыпки, расположенной над трубой, сопровождающееся образованием вертикальных каса­ тельных к сооружению плоскостей скольжения в грунте, распро­ страняющихся от верха конструкции до некоторого уровня равной осадки. Возникающие по плоскостям скольжения силы трения на­ правлены таким образом, что в жестких трубах они увеличивают, а в гибких уменьшают вертикальное давление на трубу в сравнении с величиной Я.


Применительно к жестким трубам теория давления А. Марсто-

на была в дальнейшем развита в работах А. Фельми, Г. К. Клейна,

Н. М. Виноградова, П. М. Зелевича

и др. Что касается давлений на

гибкие трубы, то рекомендации на

этот счет, как правило, предус­

матривали коэффициент С равным 1,0.

Различные допущения и противоречия метода расчета давлений на трубы, основанного на теории предельного равновесия сыпучей среды, заставили искать другие решения этой задачи, позволяющие оценивать работу грунта в допредельной стадии.

Приведенное Г. К. Клейном [9] решение Г. Н. Савина для упру­ гой плоскости с круглым отверстием, подкрепленным упругой шай­ бой,, позволяет определять коэффициент концентрации вертикаль­ ного давления на трубу лри различных соотношениях модулей де­ формации и коэффициентов Пуассона грунта насыпи и материала помещенной в нее трубы. Однако несмотря на то, что для гибких конструкцией коэффициент С получается, как правило, меньшим 1,0, в практических расчетах рекомендуется его во всех случаях татаже принимать равным 1,0.

Такой подход к вопросу справедлив. Любые теоретические пред­ посылки, используемые в расчетных схемах, имеют недостатки, а тем более, когда это касается работы грунтовой среды, отличаю­ щейся непостоянством характеризующих ее параметров, даже при кажущихся равноценных во всех отношениях условиях. И если устанавливать превышение давления на жесткие трубы необходимо, то пользоваться данными по возможному его уменьшению для гиб­ ких труб не следует.

В США при проектировании гофрированных металлических во­

допропускных труб [25] интенсивность вертикального давления

при­

нимают

равной 80% от уН, где у = 2 Т/м3. М. Таунсенд [32], наври-

мер, считает более реальной характеристику давления, равную

уН,

где у=\,9

Т/мг. В Японии на основе натурных испытаний,

прове­

денных при строительстве гофрированных труб на скоростной

авто­

магистрали в районе Аситака, интенсивность вертикального давле­ ния принимают равной уН.

Исследованиями ЦНИИС Минтраисстроя, выполненными в про­ цессе опытно-экспериментального строительства и испытаний водо­ пропускных труб из волнистой стали отверстием 1,86 м под супесча­ ной насыпью высотой И,5 м на Северной ж. д. в 1968 г: и под на­ сыпью высотой 7,1 м, отсыпанной из глины, на Южной ж. д. в 1970 г., установлено, что на момент окончания земляных работ ин­ тенсивность давления грунта засыпки на трубу составляла 0,7 уН в обоих случаях. При меньших высотах засыпки она несколько от­ личалась от 0,7 уН, но не превышала уН.

Итак, экспериментально и теоретически подтверждается факт некоторого снижения вертикального давления грунта засыпки на гибкие водопропускные трубы по сравнению с весом столба грунта нащ сооружением. Однако, принимая во внимание изменчивость и в некотором отношении неопределенность вводимых в расчет физикомеханических характеристик грунта засыпки, а также погрешности

52


самих расчетных схем и трудности учета влияния технологических особенностей строительства на характер напряженного состояния и деформации системы «грунт — т,руба», интенсивность вертикально­ го давления на гофрированные трубы от действия собственного ве­ са грунта засыпки нужно принимать без учета ее снижения, т. е. в соответствии с равенством ( I I I . 8). В качестве нормативной харак­ теристики объемного веса грунта надо попользовать уп='1,8 Т/м3.

Помимо собственного веса грунта засыпки, металлические гоф­ рированные водопропускные трубы так же, как и жесткие, испыты­ вают воздействие в р е м е н н ы х ' п о д в и ж н ы х нагрузок. Под железнодорожными насыпями трубы рассчитывают на временную вертикальную нагрузку СК от подвижного состава, а под насыпями автомобильных и городских дорог — на колесную нагрузку НК-80. Интенсивность вертикальных давлений грунта от нормативных по­ движных нагрузок, а также коэффициенты перегрузки принимают в соответствии с рекомендациями СН 200-62.

При расчете гофрированных труб под насыпями железных до­ рог с высотой засыпки над верхом трубы менее 1 м • необходимо учитывать динамическое воздействие подвижной нагрузки на соо­ ружение, вводя к интенсивности давления коэффициент \+ц, кото­ рый на основе проведенных в 1962 г. экспериментальных исследо­ ваний ЦНИИС может быть принят равным 1,<1.

Что касается горизонтального воздействия грунта на гофриро­ ванные трубы от временных подвижных нагрузок, а также и от соб­ ственного веса насыпи, то вследствие значительных поперечных де­ формаций гибких конструкций, сопровождающихся перемещениями их стенок в сторону грунта насыпи, его надо принимать в виде пас­ сивного давления (упругого отпора) окружающего грунта.

В процессе производства работ по отсыпке и уплотнению грун­

та насыпи в непосредственной близости от трубы на

гибкую

кон­

струкцию

активно воздействуют с т р о и т е л ь н ы е

н а г р у з к и,

подвергая

ее значительным поперечным деформациям

(см. §

12).

Интенсивность создаваемого строительными нагрузками давления грунта при отсутствии соответствующих экспериментальных данных ориентировочно можно определить как от временных подвижных нагрузок с учетом фактического их распределения в грунте.

Воздействию горизонтального давления, возникающего, при от­ сыпке и уплотнении боковых призм грунта, конструкция сопротив­ ляется только за счет своих собственных упругих сил, поэтому при сооружении гибкой трубы нужно соблюдать технологические требо­

вания, устанавливающие допустимые приближения

транспортных

и грунтоуплотняющик машин к конструкции, а также

обеспечивать

контроль и меры ограничения ее поперечных деформаций.

§10. ВЫБОР РАСЧЕТНОЙ СХЕМЫ СООРУЖЕНИЯ

ИЕЕ АНАЛИЗ

Приступая к анализу напряженно-деформированного со­ стояния гибкой водопропускной трубы, прежде всего на­ до решить вопрос о выборе расчетной модели грунта, схематически

53


описывающей механические .процессы, протекающие в окружающем конструкцию грунтовом массиве, и обусловленной взаимодействи­ ем сооружения с окружающей его средой.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются две расчетные модели грунта: модель Фусса — Винклера, часто имену­ емая гипотезой коэффициента постели или коэффициента упругого

отпора грунта,

и модель упругого однородного полупространства.

В практике

проектирования существовал непродолжительный

период, когда гипотеза местно-деформируемого основания Винкле­ ра была отвергнута и предпочтение отдано другим методам расче­ та. Однако многочисленные исследования работы сооружений и особенно взаимодействующих с грунтами обратной засыпки, часто не обладающими свойством неразрывности деформаций, показали, что при всей своей простоте модель коэффициента постели наилуч­ шим образом отражает действительные условия работы системы «конструкция — грунт».

'Принимая гипотезу Фусса — Винклера к расчету гибких водо­ пропускных труб, надо в расчетную схему вносить некоторые по­ правки, отвечающие физической природе грунта. Так, например, не­ обходимо учитывать однозначность упругого отпора грунта, для че­ го нужно исключать радиально направленные упругие связи конст­ рукции при проявлении в них растягивающих усилий; в дополнение к радиальным упругим связям надо вводить тангенциальные связи для учета сил трения, появляющихся на контакте грунта с конст­ рукцией при деформировании последней.

•Особое место должно быть уделено выбору метода расчета. Необходимость учета изменений статической схемы конструкции в процессе ее деформирования, а также разнообразие возможных конструктивных форм отверстий труб (овоидальная, арочная и т. д.) нуждаются в универсальной расчетной схеме сооружения, пригод­ ной для автоматизации основных вычислительных процессов с при­ менением ЭЦВМ. В этом отношении наиболее подходящая идеали­ зация расчетной схемы — это замена криволинейного очертания по­ перечника гофрированной трубы полигональным (рис. 28). При этом связи конструкции с грунтом могут быть представлены ради­ альными и тангенциальными упругими стержнями, расположенны­ ми в точках пересечения прямолинейных участков и имеющими эк­ вивалентные окружающей среде упругие свойства. Такая схема сооружения представляет собой плоскую, много раз'статически не­ определимую стержневую модель, для расчета которой могут быть использованы различные программы, составленные для плоских и пространственных стержневых систем и имеющиеся в распоряже­ нии вычислительных центров.

Аналогичные расчетные схемы в настоящее время применяют в проектировании тоннельных обделок распорного тина [33]. При использовании итерационного приема эти схемы представляют ши­ рокие возможности учета физически и геометрически нелинейных факторов (исключение растянутых связей конструкции с грунтом, введение пластических шарниров в стенках трубы, изменение фор-

54