ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 6
Т а б л и ц а 3.8. Эффективный коэффициент концентрации напряжений ß для сварных соединений впритык
(сталь марки М16С)
Наименование соединений |
я |
Сварное тавровое соединение без разделки кромок |
2,2 |
То же в сечении по швам |
2,8 |
Сварное товарное соединение с разделкой кромок |
1,6 |
То же с дополнительной местной механической обработкой |
1,0 |
Клепаное тавровое соединение с двурядными швами и угол |
5,0 |
ками 200X200X18 |
|
То же с однорядными швами и уголками ЬООХ 100Х 12 |
7,5 |
|
статической нагрузке для этого соединения обеспечено. Это свиде тельствует о том, что концентрация напряжений в сечении по швам является более высокой, чем в сечении по основному металлу, расположенному у границы швов.
При разрушении по швам наиболее опасным сечением оказы вается сечение, расположенное под углом 45° по отношению к на правлению действия растягивающего усилия. Разрушение по швам начинается от участков, расположенных в корне шва, в ко торых напряжения имеют более высокое значение.
Повышение глубины провара увеличивает толщину рабочего сечения угловых швов и снижает в них напряжение. При этом опасность проявления концентрации напряжений несколько сни жается и при некоторой определенной глубине провара прочность в сечении по сварным швам может быть обеспечена не в меньшей степени, чем по основному металлу.
Применение скоса кромок обеспечивает возможность осуще ствления сварного соединения с проваром по всей толщине эле ментов. В этом случае условия распределения напряжений в со единении улучшаются и концентрация напряжений в нем несколько снижается. И хотя в этом случае разрушения происходят также по границе швов, все же значения предела выносливости оказы ваются более высокими, чем для соединений впритык без раз делки кромок.
Снижение концентрации напряжений в сварном соединении впритык, достигаемое применением местной механической обра ботки участков перехода от швов к основному металлу, приводит к дальнейшему повышению предела выносливости. В этом случае при наличии сквозного проплавления удается получить сварное соединение, которое по своей вибрационной прочности не уступает образцу из основного металла, не имеющему концентраторов на пряжения. Разрушения сварных образцов, имеющих местную об
работку, во всех случаях происходили по основному металлу вдали от швов.
Разрушения клепаных соединений впритык происходят в боль шинстве случаев из-за отрыва головок заклепок при весьма низ ких значениях вибрационной прочности.
В случае применения низколегированной стали, более чув ствительной к концентрации напряжений, вибрационная проч ность сварных соединений впритык почти не повышается и остается примерно на уровне вибрационной прочности аналогичных соединений из малоуглеродистой стали. Применение местной обра ботки поверхности перехода от шва к основному металлу и в этом случае позволяет достигнуть равнопрочности сварных соединений с основным металлом.
При проектировании конструкций выбор типа сварных соеди нений впритык следует производить с учетом различий в их вибра ционной прочности. Менее прочными при работе на растяжение являются соединения, в которых не обеспечен провар по всей толщине основных элементов. Поэтому применение этих соедине ний рационально в мало напряженных участках.
В табл. 3.9 приведены результаты испытания вибрационной нагрузкой образцов с ребрами жесткости.
Т а б л и ц а 3.9. Эффективный коэффициент концентрации напряжений ß для образцов с поперечными ребрами
(сталь марки М16С)
Наименование образца |
ß |
Из основного металла |
1,0 |
С двойным ребром и двусторонними швами |
1,5 |
С одиночным ребром и двусторонними швами |
1,3 |
С двойным ребром и односторонними швами |
2,0 |
С одиночным ребром и односторонним швом |
1,9 |
Испытания показали, что характер разрушения и значение пределов выносливости образцов с ребрами жесткости также за висит от их конструктивного оформления. Все образцы, в которых ребра были приварены двусторонними швами, разрушались в ме сте перехода от листа к угловым швам.
Образцы, в которых ребра были приварены односторонними швами, начинали разрушаться от корня шва.
Предел выносливости образцов с одиночными ребрами ока зался несколько выше, чем у образцов с парными ребрами. Это связано с благоприятным влиянием местного изгиба, разгружаю щего переход от шва к основному металлу.
Результаты испытания сварных нахлесточных соединений приведены в табл. 3.10.
Т а б л и ц а 3.10. Эффективный коэффициент концентрации напряжений ß для сварных нахлесточных соединений
(сталь марки М16С)
|
Наименование образца |
0 |
Из основного |
металла |
1,0 |
С фланговыми |
швами |
3,7 |
Слобовыми швами при соотношении катетов 1 : 1 |
3,0 |
|
То же при соотношении катетов 1 : 2 |
2,4 |
|
То же с дополнительной механической обработкой |
2,3 |
|
То же при утолщенных накладках, соотношении катетов |
1,0 |
|
1 : 3,8 и дополнительной механической обработкой |
|
|
С соединением встык, «усиленным» накладками |
2,4 |
Эти результаты свидетельствуют об очень низкой вибрацион ной прочности сварных нахлесточных соединений, многие из ко торых уступают даже вибрационной прочности клепаных соеди нений.
Самая низкая вибрационная прочность наблюдается у соеди нений с боковыми швами. Разрушение таких соединений всегда происходит в сечении по основному металлу, расположенному у концов сварных швов. Это объясняется наиболее значительной концентрацией напряжений в этом сечении. Максимальные на пряжения имеют место в точках, расположенных у концов швов. Именно здесь и начинаются разрушения.
Соединения с лобовыми швами также характеризуются низкой вибрационной прочностью, хотя она и несколько выше, чем в слу чае нахлесточного соединения с боковыми швами. Разрушение соединения с лобовыми швами всегда происходит по основному металлу и начинается в наиболее перенапряженных точках, рас положенных на границе лобовых швов. Применение швов с раз ными катетами, несколько снижает концентрацию напряжений соединения и повышает его вибрационную прочность. Однако эта мера является малоэффективной. Даже применение механической обработки поверхности сварных соединений в месте перехода от швов к основному металлу не может должным образом снизить концентрацию напряжений и повысить вибрационную прочность. Результаты исследований Б. Н. Дучинского показали, что только в случае, когда толщина накладок 'будет увеличена в два раза по сравнению с требуемой по условиям их прочности, а размеры сварных швов будут увеличены до соотношения катетов 1 : 3,8 и когда, кроме того, будет обеспечен плавный переход дополнитель ной механической обработкой, только тогда вибрационная проч ность сварного нахлесточного соединения может быть повышена до уровня вибрационной прочности основного металла. Но в этом
случае полностью пропадает основное преимущество сварного нахлесточного соединения (простота его изготовления), а поэтому применение всех перечисленных мер вряд ли может быть при знано целесообразным.
Низкие характеристики вибрационной прочности нахлесточных соединений могут служить объяснением причин появления преждевременных разрушений некоторых сварных конструкций, воспринимающих переменные нагрузки (мостовых кранов, под-
Рис. 3.21. Диаграмма значений пределов выносливости для различных соединений из малоуглеродистой стали
крановых балок, пролетных строений железнодорожных мостов и т. п.), в которых эти соединения иногда допускались в сильно напряженных участках главных элементов конструкции. Опыт эксплуатации таких конструкций послужил основанием для того, чтобы отказаться от применения нахлесточных соединений в от ветственных узлах и допускать их только для второстепенных слабо нагруженных узлов сварных конструкций (для связей и других вспомогательных элементов).
На рис. 3.21 дана общая оценка вибрационной прочности раз личных сварных соединений, составленная на основании приве денных выше данных.
Штриховыми линиями отмечены уровни пределов выносливости основного металла и клепаного соединения с накладками.
§ 13. МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
При использовании результатов испытаний сварных соедине ний ударной и вибрационной нагрузками следует иметь в виду, что они не всегда в полной мере отражают реальные условия ра боты конструкций и что критерии прочности сварных соединений при динамической нагрузке в ряде случаев окончательно еще не установлены.
Поэтому для сварных соединений целесообразно применять метод сравнительной оценки, сопоставляя отдельные характери стики их динамической прочности с соответствующими характе ристиками, полученными для некоторых эталонных образцов.
В качестве таких эталонов, с одной стороны, может быть при нято клепаное соединение, которое достаточно полно проверено многолетним опытом эксплуатации различных конструкций. Ха рактеристики динамической прочности клепаного соединения могут быть приняты в качестве некоторых минимально допустимых пределов. С другой стороны, в качестве эталона может быть при нят образец из основного металла. Характеристики динамической прочности образца из основного металла следует рассматривать в качестве некоторого верхнего предела.
Производя оценку динамической прочности различных сварных соединений и узлов по вышеуказанным крайним пределам, можно установить оптимальные формы сопряжений, а также наметить пути их дальнейшего совершенствования.
Многообразие форм сварных соединений предоставляет боль шие возможности для создания конструкций, которые являются более совершенными, чем клепаные конструкции, и превосходят их по работоспособности.
При оценке прочности различных по форме сварных соеди нений необходимо учитывать концентрацию напряжений и ее влияние на прочность в зависимости от вида нагрузки.
Для наиболее характерных в сварных конструкциях соедине ний встык и впритык коэффициенты концентрации напряжений значительно ниже, чем для клепаных соединений. Для сварных соединений внахлестку, а также для некоторых других отдельных случаев сопряжения коэффициент концентрации напряжений мо жет быть более высоким.
При статических и ударных нагрузках процесс разрушения сварных соединений из малоуглеродистых и низколегированных сталей сопровождается значительными пластическими деформа циями, поэтому в этих условиях концентрация напряжений, за исключением некоторых особых случаев, на прочность влияния не оказывает.
При действии статической нагрузки в условиях нормальных температур в конструкциях могут быть использованы все обычные формы сварных соединений, в том числе и сварные соединения