Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полностью предназначенный для них срок и позволили успешно вы­ полнить поставленные при этом цели (а некоторые из них про­ должали работать еще и значительно более продолжительное время), многократно появлявшиеся в них местные разрушения (в виде отдельных мелких трещин в местах наибольшей концентра­ ции напряжений, созданной резким изменением конструктивных форм или отдельными дефектами сварных швов) свидетельствуют о необходимости значительно более внимательного подхода к во­ просу обеспечения надежности сварных конструкций в таких от­ ветственных сооружениях, как железнодорожные мосты.

Только после достаточно внимательного изучения полученного опыта и большой подготовительной работы, связанной с выбором марки стали для сварных мостов (при этом была создана специаль­ ная марка стали М16С), исследованием прочности и выносливости сварных соединений, разработкой методов и аппаратуры для автоматической сварки, разработкой современных методов кон­ троля качества сварных швов, отработкой технологии на заводах, разработкой типовых проектов и созданием специальных техни­ ческих условий на проектирование и изготовление сварных про­ летных строений железнодорожных мостов, удалось успешно ре­ шить эту сложную проблему и наладить серийное изготовление

цельносварных пролетных строений

железнодорожных мостов.

§

20. ЗНАЧЕНИЕ СВАРОЧНЫХ

ДЕФОРМАЦИЙ

И

НАПРЯЖЕНИЙ

 

Остаточные деформации и напряжения. При проектировании и изготовлении сварных конструкций необходимо считаться с воз­ можностью появления в них остаточных деформаций и напряже­ ний и принимать меры для их предотвращения или ограничения в таких пределах, при которых влияние их не будет опасным.

Впервые на возникающие при сварке деформации и напряже­ ния и на необходимость их учета указал изобретатель электриче­ ской дуговой сварки металлическим электродом Н. Г. Славянов. Он отметил, что причиной появления сварочных напряжений является неравномерный нагрев изделия при сварке, вызывающий местные пластические деформации. При этом он еще тогда указы­ вал на разницу проявления сварочных напряжений в хрупких и пластичных металлах, а также на особую опасность напряже­ ний, появляющихся при сварке жестко закрепленных деталей. Н. Г. Славянов разработал и некоторые меры борьбы с вредным влиянием напряжений (предварительный подогрев изделия, про­ ковка сварных швов и др.), которые применяются и в настоящее время.

Необходимо отметить, что появление деформаций и напряже­ ний в результате воздействий, оказываемых при обработке металла, не является исключительной особенностью сварных конструкций.


Общеизвестно, что деформации и напряжения появляются при применении всех методов обработки металла. Это относится к ли­ тью, прокатке, штамповке, клепке, вальцовке, обработке реза­ нием, термической обработке и другим методам. Вообще проблема остаточных напряжений впервые была выдвинута еще до изобре­ тения электрической сварки. Сделано это было выд: ющимся рус­ ским ученым Н. В. Калакуцким, который впервые обратил вни­ мание на значение остаточных напряжений. Труды Н. В. Кала­ куцкого оказали большое влияние на развитие технологических процессов обработки металлических изделий.

Изготовление сложнейших сварных конструкций стало воз­ можным благодаря решению советскими учеными ряда научных проблем, в том числе и проблем управления сварочными деформа­ циями и напряжениями.

По эксплуатационным условиям и по условиям прочности не­ обходимо обеспечивать определенную точность изготовления кон­ струкций, поэтому появление в них сварочных деформаций яв­ ляется нежелательным. В связи с этим разработка мер для преду­ преждения сварочных деформаций является одной из основных за­ дач технологического процесса изготовления сварных конструкций.

Вопрос о степени влияния сварочных напряжений, возника­ ющих при изготовлении сварных конструкций и связанный с ним вопрос о мерах, которые в отдельных случаях должны быть преду­ смотрены, решаются несколько иначе.

Степень проявления сварочных напряжений во многом опреде­ ляется свойствами свариваемого металла и металла сварного шва. Необходимо различать случаи сварки конструкций из малоугле­ родистой и легированной стали. В легированных сталях кроме напряжений, уравновешивающихся в макрообъемах (напряжения первого рода), появляются структурные напряжения, уравно­ вешивающиеся в пределах микрообъемов (напряжения второго рода). При этом происходят значительные изменения прочностных свойств металла в районе шва. Вопрос о структурных напряжениях имеет значение для случаев применения специальных сталей. В связи с этим технология сварки конструкций из легированной стали существенно отличается от технологии сварки конструкций из малоуглеродистой стали. Для сохранения требуемой структуры металла в районе шва при сварке конструкций из легированной стали применяются предварительный и сопутствующий подо­ гревы, а также последующая термическая обработка, которая наряду с изменением структуры одновременно снимает и структур­ ные напряжения. При этом в готовой конструкции не будет также и остаточных напряжений первого рода.

При сварке малоуглеродистой и низколегированной сталей, имеющих наиболее широкое применение в металлических кон­ струкциях, структурных напряжений не возникает. Поэтому для них можно ограничиться вопросами, связанными только с напря­ жениями первого рода.

5 В. С. Майзель

129



Влияние остаточных напряжений на прочность. В теории сварочных напряжений и деформаций достаточно подробно рас­ смотрены особенности работы элементов, имеющих начальные сварочные напряжения, и показано, что действие внешней на­ грузки вызывает в сварной конструкции местные пластические деформации и приводит к снижению начальных напряжений при первом нагружении Последующие нагружения (если они по величине не превосходят первое) не вызывают дополнительного роста местных пластических деформаций, поэтому дальнейшая работа конструкции происходит упруго.

Рис. 5.1. Схема

суммирования

остаточных

напряжений

с напряжениями

от

внешней

нагрузки:

а — сварная

пластина;

б — исходная эпюра остаточных

напряжений;

в — эпюра

суммарных

напряжений

при нагрузке; г

эпюра остаточных

напряжений

после

разгрузки в кгс/см2

 

 

 

(10 МПа)

 

 

Особенности суммирования сварочных напряжений с напря­ жениями от внешних сил можно показать при рассмотрении про­ цесса нагружения сварного элемента, имеющего остаточные напряжения.

Для простоты рассмотрим пластину с продольным швом (рис.5.1). В результате процесса сварки в ней созданы уравновешенные остаточные напряжения, величина которых в районе шва дости­ гает предела текучести (рис. 5.1, б).

Если материал пластины будет достаточно пластичным — таким, например, как малоуглеродистая сталь, диаграмма растя­ жения которой имеет площадку текучести — то при растяжении пластины усилием Р напряжения в средней части ее поперечного сечения не будут расти. Материал здесь уже будет находиться в пластическом состоянии и не окажет сопротивления растяже­ нию. Сопротивление действию растягивающего усилия будет

только со стороны крайних участков элемента,

находящихся

в упругом состоянии. При этом внешняя нагрузка

Р (в данном


случае P = 44 тс) вызовет в крайних частях элемента, находя­ щихся в упругом состоянии, напряжение, равное

 

 

аг = Р

44 ПОП = 2200 кгс/см2 (220 МПа).

Здесь

Fо — площадь

поперечного сечения упруго работающих

участков

элемента.

В данном случае F0 — 22 — 2 = 20 см2

(рис.

5.1,

а).

 

Суммарное напряжение в этих участках с учетом и остаточных напряжений по эпюре на рис. 5.1, б будет равно

Ошш = —240 + 2200 = 1960 кгс/см2 (196 МПа).

Эпюра распределения напряжений для этого случая представ­ лена на рис. 5.1, в.

При разгрузке деформации элемента происходят упруго во всех его частях, поэтому при разгрузке и средняя часть будет оказывать сопротивление. В связи с этим уменьшение растягива­

ющих напряжений произойдет

на величину

 

о2 = -у- = ■44 | 00 =

2000 кгс/см2 (200 МПа).

Здесь

F — площадь поперечного сечения всего элемента (в дан­

ном случае F = 22 см2).

произойдет уменьшение напряже­

В

результате суммирования

ний (рис. 5.1, г), которые в этом случае будут равны для средней части ошах = 2400 — 2000 = 400 кгс/см2 (40 МПа); для крайних частей ат1п = 1960 — 2000 = —40 кгс/см2 (—4 МПа).

Таким образом, в результате нагрузки и разгрузки элемента, имеющего уравновешенные сварочные напряжения, начальные остаточные напряжения значительно уменьшаются. При этом чем больше прикладываемое внешнее усилие, тем в большей сте­ пени уменьшаются внутренние напряжения. И если величина внешнего усилия будет создавать в элементе напряжения, равные пределу текучести по всему сечению, то при разгрузке внутрен­ ние напряжения будут полностью сняты.

Так, для того же примера, нагружение внешним усилием Р —

52,8 тс вызовет в крайних

частях элемента напряжения

аг =

=

2949 кгс/см2 (264 МПа).

Го

Лѵ

 

Суммарное напряжение в крайних частях при этом будет

сгтш = —240 + 2640 = 2400 кгс/см2 (240 МПа).

В этом случае напряжения равны пределу текучести по всему сечению элемента, т. е. весь материал находится в пластическом состоянии и дальнейшего роста нагрузки допустить на элемент уже нельзя.