Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сечения на рис. 5.4), не может принимать дальнейшей растягива­ ющей нагрузки и в этой работе не участвует. В нем происходят пластические деформации растяжения, которые частично компен­ сируют пластические деформации сжатия, возникающие в про­ цессе сварки. Процесс компенсации пластических деформаций в результате приводит к уменьшению конечных деформаций.

При снятии закреплений, как и всегда при разгрузке, дефор­ мации будут происходить упруго во всех участках сечения, т. е.

Рис. 5.4. К расчету деформаций при сварке в закре­ плениях: а — деформации при сварке без закреплений; б — схема закрепления; в — остаточные деформации после снятия закреплений

в работе будет участвовать все сечение. Поэтому обратный прогиб при снятии закреплений будет меньше прогиба, вызываемого закреплением.

Окончательный прогиб при сварке в закреплении выражается следующей формулой:

 

f. = / T

-

 

 

Здесь /з — окончательный

прогиб

при

сварке в

закреплении;

f — прогиб при сварке в

свободном

состоянии;

J 0— момент

инерции сечения с учетом ослабления сечения швами; J — момент инерции всего сечения.

Из этой формулы видно, что прогиб при сварке в закреплении будет меньше прогиба при сварке в свободном состоянии, так как

J о J .

Из этой формулы видно также и то, что закрепления не могут полностью исключить деформации, а только их снижают (J0 ф 0).

Эффективность применения закреплений определяется вели­ чиной отношения JJJ .

Для сварки высоких балок, когда относительное значение величины участка площади в районе поясных швов, вызывающей ослабление сечения, сравнительно невелико, т. е. когда применение закреплений не уменьшает деформации.

Закрепления могут применяться при сварке плоских листов для предотвращения угловых деформаций. При этом хорошие

Рис. 5.5. К расчету деформаций при

сварке с вы­

гибом: а схема обратного выгиба;

б — остаточ­

ный прогиб

 

результаты получаются при сварке на магнитном стенде, с по­ мощью которого может быть осуществлен прижим кромок листов вблизи шва.

Обратный выгиб. Значительно большее снижение деформаций может быть достигнуто путем применения закреплений с обратным выгибом (рис. 5.5). В этом случае прижимы должны обеспечить возможность несколько большего изгиба элемента.

Действие прижимов должно быть равноценно действию на­

грузки, вызывающей прогиб

 

/ „ = / + / в-

 

Здесь / — стрелка прогиба при сварке в

свободном состоянии;

/в— стрелка обратного предварительного

выгиба (рис. 5.5, а).

Результирующий прогиб после снятия закреплений будет (рис. 5.5, б):

/зв = / Р — ZB-

Здесь /р — прогиб при разгрузке.


Учитывая, как и в случае применения закреплений, ослабление сечения за счет участка площади, расположенной в районе верх­ них поясных швов, можно установить следующую зависимость между прогибами при нагрузке и разгрузке от закреплений

 

 

J

i f + /в) Jo

 

 

fp — fu — f~

И Л И

 

 

 

U = (f + h ) - J

' /в

f У О

 

1 J

 

Здесь /э — прогиб при сварке

в закреплении (без выгиба).

Эта зависимость показывает, что прогиб при сварке с выгибом меньше прогиба при сварке только с закреплением.

Путем соответствующего выбора стрелки обратного выгиба можно полностью исключить остаточный прогиб. Стрелка обрат­

ного выгиба должна быть

подобрана из условия

Jn

( \

JQ

О

откуда

Jn

Следует заметить, что полное устранение остаточных деформа­ ций для элементов большой жесткости требует приложения весьма значительных усилий.

Реактивные напряжения. При сварке в условиях жесткого закрепления образуются остаточные растягивающие напряжения, называемые реактивными напряжениями. Такое название связано с тем, что величина этих напряжений определяется реакциями того жесткого контура, в котором производится сварка. Подобное положение в реальных конструкциях встречается, например, при сварке монтажных стыков. В монтажных стыках сварка замы­ кающих швов производится в условиях достаточно жесткого закрепления, созданного тем, что детали, свариваемые в послед­ нюю очередь, присоединены уже к сформированной ранее части конструкции, в связи с чем возможность перемещения их сильно ограничена.

При наличии жестких закреплений укорочение в районе шва, вызванное сосредоточенным нагревом при сварке, может привести к появлению трещин еще в процессе остывания нагретого участка. Если этого не произойдет, то оставшееся реактивное напряжение в сумме с напряжениями от внешних сил может явиться причиной снижения прочности в процессе эксплуатации конструкции.

В данном случае снижение прочности возможно потому, что реактивные напряжения создаются не только в сечениях по свар-


Рис. 5.6. Реактивные напряжения в мон­ тажных стыках сварных двутавровых ба­ лок: а — при заварке поясов в послед­ нюю очередь; б — при заварке поясов в первую очередь; в —то нее при роспуске поясных швов (цифрами указана последо­
вательность сварки)
гттлЛ -

ным швам, где некоторое упрочнение в известной мере может снизить отрицательное влияние остаточных напряжений, а также в сечениях по основному металлу, вдали от сварных швов, где нет упрочняющего влияния от местных пластических деформаций.

Наиб >лее эффективной мерой борьбы с реактивными напря­ жениями является выбор соответствующей последовательности сварки, при которой эти напряжения могут быть сильно снижены

 

^

-®-

или

устранены

полностью.

 

В качестве

примера

можно

 

і і и щ і т і і ч і ч п і T H H I l H I U H U l i n W

привести случай сварки мон­

 

1

ѳ =

тажного

стыка

двутавровой

 

балки

(рис.

5.6).

Если осу­

 

2

 

ществить в

первую

очередь

 

----------------------------------- ^ 7

_ j

сварку

стыка

вертикальной

 

 

ѳ

 

 

 

стенки,

а

затем

выполнить

5)

1

ѳ

сварку

стыковых

швов поя­

 

ПИЩИМIII МПII I I lirfllllI I I I 111II 11JI HIMг

сов, то реактивные напряже­

 

 

 

ния в поясах будут

растяги­

 

 

 

вающими (рис. 5.6, а). Если

 

 

 

эту последовательность изме­

 

 

ѳ

нить и варить

в первую оче­

В)

 

редь

стыковые

швы

поясов,

 

ѳ

а в последнюю — выполнять

 

 

сварку стыкового шва верти­

кальной стенки, то растягива­ ющие реактивные напряже­

Ѳния будут в стыке стенки, а пояса будутсжаты(рис. 5.6,6).

ѳЕсли оставить на некото­

ром участке незавершенными поясные швы, которые огра­ ничивают перемещение соеди­ няемых деталей (поясов и стенки), и в таких условиях производить сварку стыко­ вых швов монтажного стыка (в последовательности, ука­

занной, например, для случая на рис. 5.6, б), то реактивные напря­ жения будут значительно уменьшены. При этом степень уменьшения напряжений будет зависеть от длины свободного участка I. Сварка поясных швов может производиться в последнюю очередь потому, что продольное укорочение при этом незначительно и реактивными напряжениями можно пренебречь. В этом случае реактивные напряжения можно характеризовать эпюрой на рис. 5.6, в. Однако при такой последовательности сварки возможно появление неже­ лательного изгиба незакрепленных поясов из-за местных угловых деформаций, возникающих при сварке стыковых швов. С целью предупреждения таких деформаций поясам можно придать соот-


ветствующий предварительный упругий выгиб, который будет способствовать также еще большему снижению величины остаточ­ ных напряжений.

Таким образом, в швах, завариваемых в последнюю очередь, возникают растягивающие напряжения, поэтому в балках, пояса

которых

нагружены

более ин­

 

 

Местопоявления трещины

тенсивно, швы в полках целесо­

 

 

 

 

 

 

образно

заваривать

в первую

 

 

 

16x2100

очередь.

Значение

реактивных

 

 

 

 

напряжений

можно

показать

 

 

 

 

на

примере сварки монтажного

 

 

 

 

стыка главной балки пролетного

 

 

 

 

строения

моста

им. лейтенанта

 

 

 

 

Шмидта.

Стыковой

шов

верх­

 

 

 

 

него пояса

выполнялся в

этом

 

 

 

 

стыке в последнюю очередь при

 

 

 

 

наличии

полного

закрепления,

 

 

 

 

созданного приваркой поясных

 

 

 

 

швов

к

уже

сформированной

 

 

 

 

части

сечения и был

разрушен

 

 

 

 

еще в процессе сварки (рис. 5.7).

 

 

 

 

Применение

роспуска поясных

 

 

 

 

швов

на

достаточно

большой

 

 

 

 

длине

позволило

осуществить

 

 

 

 

сварку стыковых швов в поясах

 

 

 

 

и

стенке,

однако

отсутствие

 

і

 

упругого

выгиба поясов,

необ­

 

 

1500

500

ходимого для устранения

угло­

 

 

 

 

 

 

вых деформаций, привело к недо­

Рис. 5.7. К схеме

сварки монтажных

пустимым искривлениям поясов

стыков главных балок моста им. лейте­

(рис. 5.7, б).

Только

сочетание

нанта

Шмидта: а — схема монтажного

роспуска поясных швов, приме­

стыка

без

роспуска поясных швов;

нение

упругого

выгиба поясов

б — схема местных деформаций поясов

при сварке

без выгиба; в — схема вы­

(рис.

5.7, Ö), осуществляемого

гиба

поясов, обеспечившая отсутствие

домкратами,

и

правильная по­

местных

остаточных деформаций

следовательность

выполнения

 

 

 

 

сварки отдельных сварных швов обеспечили высокое качество монтажных стыков. Подобная последовательность сварки монтаж­ ных стыков и меры, принимаемые для устранения в них реактив­ ных напряжений, неоднократно применялись при сварке мно­ гих мостовых конструкций и всегда обеспечивали полный успех.

§ 22. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Термин «технологичность» характеризует комплекс свойств, способствующих изготовлению конструкции с наименьшей за­ тратой средств и времени при одновременном обеспечении задан­ ных для нее качественных показателей.


Изделие считают технологичным, если оно запроектировано так, что при его изготовлении обеспечена возможность применения высокопроизводительных технологических процессов.

Выбор материала. Обеспечение высокой технологичности свар­ ного изделия является одним из основных тербований, которые должны учитываться еще в процессе его проектирования. Выбор материала и конструктивных форм сварных соединений и узлов в значительной степени определяет не только прочностные ха­ рактеристики проектируемого изделия, но и технологические возможности последующего процесса его изготовления.

Для сварной конструкции с позиций обеспечения лучшей технологичности наиболее желательным является такой материал, который допускает сварку обычными сравнительно простыми приемами, не требующими создания особых условий, осложня­ ющих производство (таких, например, как предварительный и сопутствующий подогревы изделия или последующая его термиче­ ская обработка и т. п.).

Впроцессе остывания сварного соединения в нем при некото­ рых условиях возможно появление трещин. Условия образования таких трещин зависят от свойств металла, формы и размеров под­ готовленных к сварке кромок и от технологии сварки.

Взависимости от температуры образования трещин различают «горячие» и «холодные» трещины.

Горячие трещины возникают при температуре, близкой к линии солидуса, в процессе уменьшения затвердевшей прослойки жидкого металла, находящейся в замкнутом объеме между уже

затвердевшими кристаллами. На процесс образования горя­ чих трещин большое влияние оказывает химический состав металла шва, определяющий свойства жидких прослоек.

Для некоторых составов повышение механической прочности идет медленнее, чем рост напряжений, возникающих от сокращения объема. Это и приводит к образованию горячих трещин. Сера, углерод, кремний и водород способствуют образованию горячих трещин, а марганец повышает стойкость металла к трещинообразованию. Чем больше в металле шва элементов, способствующих образованию легкоплавких эвтектик и химических соединений, располагающихся при кристаллизации по границам зерен и затвердевающих в последнюю очередь, тем больше вероятность образования горячих трещин.

Холодные трещины возникают в швах и околошовной зоне, как правило, при температурах ниже 300° С. Причиной их обра­ зования является концентрация углерода и легирующих элемен­ тов, вызывающая закалку. Появлению холодных трещин способ­ ствует также загрязнение металла фосфором.

Для большинства сварных конструкций из малоуглеродистых и низколегированных сталей холодные трещины не характерны. Они могут появляться при сварке углеродистых и легированных сталей, которые применяются в некоторых отраслях машинострое­