Файл: Клемин А.И. Инженерные вероятностные расчеты при проектировании ядерных реакторов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из анализа надежности системы, для которой предназначен шаго­ вой двигатель, получено, что приемлемым средним временем безот­

казной работы двигателя является Т0

=

21 месяц (закон надежнос­

ти — экспоненциальный).

Принимаем

Т 0 1 =

Т0

— 7

месяцев.

Надо выбрать такой план

испытаний, в частности

и такое при­

емочное число с, при

котором

риски

 

поставщика

• и

заказчика

приемлемы для обеих

сторон,

допустим

/•„ =

/\, =

0,1.

 

L

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 е,месяц

Р и с . 24. О п е р а т и в н ы е х а р а к т е р и с т и к и п л а н о в и с п ы т а н и й на н а д е ж н о с т ь .

Сначала по формуле (7.16) вычисляем время испытания /„, необ­ ходимое для подтверждения надежности Л!Д 0 Г 1 при различных чис­ лах m отказов в испытании (т. е. при различных планах испытаний).

Н о м е р

1

2

3

4

5

плана

 

 

 

 

 

m

0

1

2

3

4

tUi месяц

0,72

1,34

1,92

2,47

3

По формуле (7.24) строим оперативную характеристику для пер­ вого плана при с — 0 (испытывается 20 изделий в течение tu = 0,72 месяца = 22 суток, при с > 0 партия бракуется)

L x (0) = exp (—ntJQ)

= exp (—20-0,72/0)

= exp (—14,4/0).

Эта оперативная характеристика изображена на рис. 24

(кри­

вая 1). Строим оперативную характеристику

для второго

плана

при с = 1 (п = 20, tu =

1,34 месяца, при с >

1 партия бракуется).


По формуле (7.24) получаем

L 2 (0) = exp (—ntJQ) + и [1 — exp (—/п /0)] exp [—(я — 1) /„/Є] = = exp (—26,8/8) + 20 [1 — exp (—1,34/6)] exp (—25,4/6).

Из рис. 24 видим, что оба плана (кривые 1 и 2) обеспечивают риск заказчика: r3 = L(Q = 7) = 0,1, однако дают слишком большой риск для поставщика: гп1 = 1—Lx (21) = 0,5;

ra2 = 1 — L 2 (21) =

1 — 0,64 =

0,36.

 

Строим оперативные

характеристики для третьего,

четвертого

и пятого планов. Только

последний

план (с =

4, tn =

3 месяца,

я = 20) подходит для приемо-сдаточного испытания, так как обес­ печивает заданные риски г п = г3 = 0,1.

Изложенный материал хорошо показывает, в чем отличие испы­ таний на надежность с различными приемочными числами с. Если не интересоваться рисками поставщика и заказчика, лучшим планом испытания на надежность можно считать первый с с = 0. Он обеспе­ чивает минимальное из всех пяти планов время испытания / и = = 0,72 месяца. Пятый план (с — 4) требует вести испытание 3 месяца.

Однако

он способен более точно

различать

плохие и хорошие

по

надежности партии, а поэтому в большей

мере

застрахован от

ошибок

первого

и

второго рода

и

обеспечивает

меньшие

риски

для

поставщика

и

заказчика.

 

 

 

 

 

 

§ 7.5. Ускоренные испытания на надежность

 

 

 

Проблема ускоренных испытаний

элементов реакторной

уста­

новки на надежность на современном этапе приобретает особенную актуальность. Это, в частности, связано с тем, что большинство вы­ соконадежных элементов реактора (особенно конструктивных) име­ ют срок службы от нескольких лет до 10—20 лет и более. Разуме­ ется, на этапе разработки реактора провести испытания такой дли­

тельности (10—20

лет) ни при каких обстоятельствах

невозможно.

В этих условиях

приходится либо довольствоваться

испытаниями,

дающими лишь самое приближенное представление об истинной на­ дежности изделия, либо собирать информацию о надежности подоб­ ных изделий в эксплуатации (если таковая существует), либо при­ бегать к ускоренным испытаниям.

Условимся называть у с к о р е н н ы м и такие испытания, которые позволяют оценивать или подтверждать требуемую надеж­ ность изделия за время, существенно меньшее, чем ожидаемый срок службы (или технический ресурс) — для неремонтируемых изделий и ожидаемая средняя наработка на отказ — для восстанавливаемых (ремонтируемых) изделий. В условиях реакторостроения возможны ускоренные испытания двух типов: сокращенные и форсированные.


Сокращенные испытания на надежность. Сокращение Длитель­ ности испытании на надежность возможно при условии знания за­ кона надежности изделия, точнее знания семейства распределений (см. табл. 6.1), к которому принадлежит закон R (/) (6.8). По суще­ ству все изложенные выше планы испытаний (см. §§ 7.2, 7.3) мож­ но использовать для планирования н проведения сокращенных ис­ пытаний.

Например, если для изделия справедлив экспоненциальный за­ кон надежности, то объем испытания определяется по уравнению

(7.16). В качестве

/ 1 ф

можно рассматривать

срок

службы

изделия-

tc,c.

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

la

=

Km-U.Jn.

 

 

 

 

 

(7.27)

 

Таким образом, если выбрать п и

/\,„ так,

чтобы

их

отноше­

ние было Кт/п<\,

в

 

то

получим

план

для

сокращенного испы­

тания. Кстати,

примерах,

приводимых ранее,

уже

иллюстри­

ровалось

это обстоятельство

[см.,

 

например,

выражение

(7.14),

где

/ т р = 2 года, а /„ ~

1,5

годаI. Коэффициент

 

/(,„ обычно более

консервативен,

чем

п;

часто

вообще

его

невозможно изменить,

так

как

он жестко связан с величинами /?Д 0 1 1 , а

и т (см. табл. 7.2).

Правда,

определенная

возможность

влиять

на величину Кт

через

соответствующий

 

выбор

^ д о п ,

а

и

т

у испытателя

существует.

Однако

снижение величины 1\т

(а именно оно нужно для сокраще­

ния t„) возможно только либо за счет снижения требования к надеж­

ности

(уменьшения ^ д о

п ) , либо

за

счет снижения достоверности

результатов испытания

(уменьшения

а

и т). В частности, в преды­

дущем

параграфе было

показано,

что

снижение т = с приводит

к возрастанию риска поставщика, т. е. к увеличению вероятности забраковать надежные изделия.

Итак, из формулы (7.27) следует, что сокращение длительности испытания /„ возможно в основном за счет увеличения количества испытываемых изделий п. Если нет ограничений в выборе величины п, то (при условии точного знания закона надежности) возможности для сокращения продолжительности испытания не ограничены (при

/г—>- оо

— 0) .

Обычно испытываемые элементы реакторной установки уникаль­ ны, трудоемки в изготовлении, дорогостоящи и т. д., а возможности экспериментальных стендов ограничены, поэтому число испытыва­ емых изделий п в условиях реакторостроения очень часто исчисля­ ется единицами. Так что возможности для сокращения /„ за счет увеличения п во многих конкретных случаях оказываются практи­ чески нереализуемыми. Более того, часто на испытание может быть поставлено по упомянутым причинам так мало изделий, что они не

только

не обеспечивают сокращение tn

против tc,c,

но и при ta =

= tc-c

не обеспечивают надлежащую

достоверность

результатов.

А эта достоверность требует вполне конкретного количества изде­ лий (д) и,, надо сказать, не малого.


Так, для подтверждения надежности R (tc_c)^ # д о п с доверитель­ ной вероятностью а требуется, согласно формуле (7.27), количество изделий п = Кт (см. табл. 7.2). Из нее видно, что для 0 , 8 ^ / ? д о п ^ <Ю,999 и 0 , 8 ^ а ^ 0 , 9 7<Jz<7990 штук. Поэтому гораздо более пло­ дотворным и перспективным путем сокращения .длительности испы­ таний в реакторостроении является проведение испытаний, в кото­ рых фиксируются не только моменты отказов изделий и их наработки, а измеряется п ход изменения основных определяющих параметров изделия во времени*. Это резко сокращает число испытываемых из­ делий, и при выявлении тенденций ресурсных изменений определяю­ щих параметров путем обоснованной их аппроксимации во времени можно предсказывать отказы изделий гораздо раньше фактического наступления, а стало быть, сократить длительность испытаний и сделать их неразрушающимн. Последнее особенно важно для испы­ тания многих изделий в реакторостроении.

Ограничимся лишь постановкой этой задачи. Решение ее цели­ ком и полностью связано с конкретными условиями, во многом зави­ сит от инженера, от его умения выделить определяющие параметры у испытываемых изделий, от его изобретательности при разработке специальной аппаратуры (особенно датчиков) для слежения за пове-" дением упомянутых параметров во времени и т. д. Решение этой, чисто инженерной задачи, кроме всего прочего позволит проникнуть в физику отказов—основу основ проблемы надежности. А это, в свою очередь, даст ключ к созданию высоконадежных изделий, к разра­ ботке методов непрерывного контроля за работой труднодоступных элементов реакторной установки — актуальнейшим задачам реакторостроителей.

Форсированные испытания на надежность. Такой вид испыта­ ний также позволяет более быстро получить информацию о надеж­ ности изделий. Однако в отличие от рассмотренных сокращенных испытаний, в которых изделия работают в нормальных (номиналь­ ных) режимах, здесь изделия испытываются в форсированных режи­ мах, утяжеленных по сравнению с номинальными. Утяжеляются обычно отдельно параметры рабочего режима, внешние воздействия, или те и другие вместе.

В технической литературе в последние годы основное внимание уделяется методу форсированных испытаний, основанному на уста-, новлении подобия между надежностью изделия в нормальных и ужестченных условиях испытаний [68]. Такой подход (особенно, если иметь в виду испытания в обоснование проекта реактора) губит саму идею ускоренных испытаний, так как предполагает проведение передускоренными обычных испытаний для получения коэффициентов пересчета данных ускоренного испытания на нормальные условия.

Такой подход годится, видимо, только для случая, когда некото--

* П р а в д а , т а к о й п у т ь в з н а ч и т е л ь н о й степени з а т р у д н е н п р и м е н и т е л ь н о

к

и з д е л и я м , п р е д н а з н а ч е н н ы м д л я р а б о т ы в н у т р и р е а к т о р а , и з - з а н е х в а т к и '

и л и о т с у т с т в и я д о с т а т о ч н о н а д е ж н ы х д а т ч и к о в .

'


рое изделие изготовляется (по одному и тому же проекту и единой технологии) в течение многих лет в массовом количестве. Чтобы не тратить каждый раз при выпуске новой партии много времени на контроль ее надежности, в самом начале единожды проводится дли­ тельное обычное испытание изделия на надежность, а затем (после

получения

коэффициентов пересчета) изделия испытывают лишь

в коротких

форсированных испытаниях. В условиях разработки

реактора описанный подход, вероятно, может быть использован для

контроля надежности некоторых «традиционных» элементов, узлов реактора, переходящих из проекта в проект без изменения. Но обыч­ но такие элементы редко лимитируют надежность установки.

Более разумный (для рассматриваемых специфических условий) метод форсированных испытаний предложила сама практика реакторостроения. Он базируется на физической гипотезе о том, что ре­ сурс многих изделий ограничивается из-за накопления в изделии в процессе эксплуатации необратимых изменений под влиянием, как правило, одного доминирующего (в общем случае нескольких, это не принципиально) воздействия. Обозначим его х {t). Когда упомя­ нутые изменения, постепенно накапливаясь, достигают определен­ ной критической величины, происходит отказ изделия. При этом (если можно так выразиться) суммарная доза (интеграл) воздействия, воспринятая изделием, составит

 

'отк

_

 

/ о т к = f x(t)dt

= X-t04li,

(7-28)

 

о

 

 

где tow — момент отказа

изделия; х — средний уровень

воздейст­

вия в единицу времени в интервале

(0, ^0 гк)-'

время tCi0

Таким образом, если

изделие

должно отработать

(срок службы, наработка на отказ), то интегральная величина воз­

действия для него составит

 

/ = 5 x(t)dt = x -tc.c.

(7.29)

b

 

При условии

 

/ < / 0 т к

(7.30)

изделие отработает указанный срок безотказно. Задача заклю­ чается в том, чтобы, не проводя испытаний изделий в течение вре­

мени teB

при воздействии х (t), проверить, выполняется ли условие

(7.30) или

нет.

Это и делается с помощью организации ускоренного испытания

изделия в течение времени ta <

/ с . с

при искусственно увеличенном

(форсированном) воздействии хф

(t) >

х (t). Если за время t„ отказа

не наступит,, то условие (7.30) считается подтвержденным. На осно-